Автор: Прошина Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Снегурочка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: Рекомендации для родителей
Тема: "Развитие речи детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Рекомендации для родителей
по развитию речи у детей раннего
возраста.
Родители делают ошибки в общении с детьми. Конечно, особенно
грустно наблюдать, как некоторые мамы относятся к развитию речи ребенка.
А ведь именно голос матери ребенок слышит и начинает различать, еще
находясь в утробе.
Советы, которые хочу предложить родителям,
будут полезны не
только родителям нормально развивающихся детей, но и особенно родителям
детей с отклонениями в развитии, т.к. именно им нельзя упускать столь
драгоценное время: от 0 до 3 лет – сензитивный период речевого становления
– это период наиболее чувствительный к воздействию, будь то воспитание,
развитие или коррекция. Развитие речи ребенка тесно связано с его общим
психическим развитием. В большинстве случаев по тому, как ребенок
говорит, можно судить, насколько он развит в целом. Занимаясь развитием
речи, мы способствуем интеллектуальному развитию ребенка.
Чтобы
речь
малыша
полноценно
развивалась,
необходимы
соответствующие условия. Речь возникает при наличии определенных
биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и
функционирования центральной нервной системы. Однако речь является
важнейшей
социальной
функцией,
поэтому
для
ее
развития
одних
биологических
предпосылок
недостаточно.
Потребность
в
общении
формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими
людьми.
Хорошо, если родители занимаются с ребёнком, в частности развитием
его
речи.
Если
в
раннем
детстве
коммуникативно-эмоционального
воздействия взрослых с ребенком было мало, это влечет за собой нарушение
интеллектуально-речевого развития.
В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он
испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не
только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно
строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.
Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и
явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные
пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его
кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.
Чтобы
у
ребенка
формировались
полноценные
образы
о
предметах нужно
получать
стимулы
извне
различных
модальностей
(зрительные, слуховые, тактильные и т.д.). Делая что-либо по дому брать
ребенка с собой, чтобы он видел действия взрослого, одновременно
проговаривать
названия
этих
действий. Манипулировать
с
бытовыми
предметами (разумеется, с безопасными для здоровья), чтобы малыш имел
возможность слышать бытовые звуки и видеть, откуда они возникают.
А ещё не маловажный стимул для ребёнка это пение колыбельных
песен. Они очень важны в процессе овладения ребенком речью. От того,
какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер
маленького человека, его физическое здоровье, степень его психологической
устойчивости. Чтение и пение колыбельных развивают память, обогащают
словарный
запас,
развлекают
и
одновременно
успокаивают
ребенка.
Давно замечено, что ребенок, которому поют колыбельные песни, раньше
начинает “гукать”, стало быть, раньше развивает гортань - один из главных
“инструментов” нашей речевой деятельности.
Зная опыты В.М. Бехтерева, который в своих работах доказал, что
простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают
произношение многих звуков, развивают речь ребенка, особое внимание
необходимо уделять развитию мелкой моторики.
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения
пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и
активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и
соседние зоны, отвечающие за речь.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого
раннего возраста. Уже грудному младенцу (со 2-ой недели) массировать
пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные
точки, связанные с корой головного мозга. Делать упражнения с кистями рук,
лёгкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. В центре ладони
находится очень важная точка - центр развития речи. Кроме того,
массировать пальчики в направлении от кончиков к запястью, растирая их со
всех сторон, а затем легко надавливать на подушечку каждого из них. Затем
каждый пальчик несколько раз сгибать и разгибать. Делаю так 2-3 минуты
ежедневно. Тем самым я воздействую на активные точки, связанные с корой
головного мозга. Также в раннем и младшем дошкольном возрасте нужно
выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не
забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать
и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением,
говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова. Нечёткая
торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребёнка. Он будет
пропускать звуки, «проглатывать» окончания слов.
Так же немаловажную роль играет эмоциональный контакт с ребенком
и эмоционально выразительный разговор, интонированное чтение сказок,
потешек. Почему это важно? Потому что маленький ребенок, в первую
очередь воспринимает интонацию, а уж затем смысл слов. Эмоционально
окрашенную речь ему легче воспринимать, так проще запоминаются новые
слова.
Не сюсюкайте с ребенком. Это будет тормозить усвоение звуков,
задерживать своевременное овладение словарем. Лучше говорите с ласковой
интонацией.
Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не
следует смеяться или передразнивать его. Нельзя ругать малыша за плохую
речь и требовать, чтобы он немедленно и правильно повторил трудное для
него слово. Это приведёт к тому, что ребёнок будет стараться вообще не
употреблять какие-то слова или заменять их другими. Не подражайте
ребенку, повторяя неправильно произносимые им слова. И не надо стараться
указать ребенку, что это неправильно. Лучше повторить слово за малышом,
но произнести его корректно, даже утрированно, так четко, чтобы были
слышны
все
звуки.
Но
произносить
надо
не
орфографически,
а
орфоэпически. Например: бегемот – «бигимот», носорог – «насарог».
Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как
основным способом общения с близкими людьми и сверстниками. Когда
ребенок начинает говорить (после года) важно вызвать мотивацию к речи
или просить, чтобы он произнес слово, повторив за вами название предмета в
эмоционально значимой для него ситуации.
Договаривайте слова, не обрывайте речь на полуслове. Пусть у ребенка
будет образец чистой речи. Замечено, что чаще слышит ребенок, то потом он
и будет воспроизводить в первую очередь, начав говорить. Не заменяйте
слова на неправильное значение слова (перчатки – «рукавички», коробка из-
под торта – «торт»).
Называйте вещи своими именами (особенно актуально для детей,
которые уже начали говорить и накапливать активный словарный запас).
Если
вам
не
нравится,
что
ребенок
употребляет
свои
искаженные
выдуманные квазислова (сюсюкания) (речь идет о словах, которые он
впервые использует), особенно упрямым детям не стоит запрещать их
говорить. Тем самым вы только закрепите их в речи ребенка. Лучше сделать
вид, что вы это слово не заметили и перевести разговор на интересную тему
для малыша.
Проговаривайте четко окончания слов, так лучше развивается «чувство
языка», а значит, чёткое понимание смысла слов русской речи и владение
разными её нюансами. И в дальнейшем ваш малыш легче будет усваивать
грамматическую сторону языка. А, следовательно, легче будет даваться
русский язык в школе.
Не старайтесь говорить все слова только лишь в уменьшительно-
ласкательной форме. Проговаривайте их как в полной (например: курица),
так и в уменьшительно-ласкательной форме (курочка). И не забывайте про
синонимы, чтобы обогащать словарь (наседка, клушка, несушка и т.д.).
Употребляйте уменьшительно-ласкательные формы адекватно ситуации.
Например:
малыш
насыпает
в
формочку песочек;
а
экскаватор
высыпает песок.
Стараться не вставлять в каждую свою фразу бессмысленных
восклицаний: ой, какой!, ой, какая! Заменяйте эти слова на информативные:
жёлтый, большой, твердый и т.д.
Прежде чем спрашивать у ребенка, что нарисовано на картинке или,
что за предмет он наблюдает, сначала расскажите о нем сами. И чем
понятнее и нагляднее будет ваше объяснение, тем лучше. Называйте вещи
своими именами, а не заменяйте их на звукоподражания. (Например, вместо
слова «кошка» - «мяу».)
Когда
играете
с
малышом
в
игрушки,
вместо
указательного
местоимения «это» (например, «возьми это, ставь сюда») называйте
конкретные существительные для развития пассивного словаря. Например,
возьми маленький кубик и поставь его на большой.
Известно, что первые временные связи между предметами и их
словесными обозначениями, то есть первичное понимание речи, образуется у
детей благодаря совпадению во времени звучания слова, произносимого
взрослым, с предъявлением предмета, действия, явления, которые они
обозначают.
Таким
образом,
именно
первые
годы
жизни
малыша
имеют
колоссальное значение для развития речи, а значит, и для развития
способности мыслить. Развивая научные положения о сензитивных периодах
развития, Л.С. Выготский отмечал, что «если ребенок до 3 лет по каким-либо
причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на
самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться
речи, чем полуторагодовалому». И поскольку обучение речи и восприятие
языка происходит именно в этот период, следует, как можно раньше
обратить внимание на отставание ребенка в этой области. Чем скорее удастся
выявить отклонения, тем больше шансов снизить вредное влияние патологии,
приблизиться к норме. Надеяться на то, что все само собой образуется, когда
малыш подрастет, или утешать себя тем, что «ребенок просто отличается
своим развитием» - наивно и неразумно. Как раз в детском саду или в школе
такому ребенку будет гораздо труднее. Ведь требования к нему возрастут, и
он гораздо острее ощутит отставание от сверстников. Если родители
выжидают, пока их ребёнок заговорит, до 2-х, а то и до 3-х лет, исправлять
нарушения может оказаться слишком поздно. К этому времени патология
может перерасти в тяжёлый речевой дефект — задержку речевого и
психомоторного развития. В начале пути организм маленького человека
очень пластичен и обладает поразительными способностями к адаптации,
которые можно активизировать при помощи соответствующего лечения и
коррекции.