Напоминание

"Развитие речи детей раннего возраста"


Автор: Прошина Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Снегурочка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: Рекомендации для родителей
Тема: "Развитие речи детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рекомендации для родителей

по развитию речи у детей раннего

возраста.

Родители делают ошибки в общении с детьми. Конечно, особенно

грустно наблюдать, как некоторые мамы относятся к развитию речи ребенка.

А ведь именно голос матери ребенок слышит и начинает различать, еще

находясь в утробе.

Советы, которые хочу предложить родителям,

будут полезны не

только родителям нормально развивающихся детей, но и особенно родителям

детей с отклонениями в развитии, т.к. именно им нельзя упускать столь

драгоценное время: от 0 до 3 лет – сензитивный период речевого становления

– это период наиболее чувствительный к воздействию, будь то воспитание,

развитие или коррекция. Развитие речи ребенка тесно связано с его общим

психическим развитием. В большинстве случаев по тому, как ребенок

говорит, можно судить, насколько он развит в целом. Занимаясь развитием

речи, мы способствуем интеллектуальному развитию ребенка.

Чтобы

речь

малыша

полноценно

развивалась,

необходимы

соответствующие условия. Речь возникает при наличии определенных

биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и

функционирования центральной нервной системы. Однако речь является

важнейшей

социальной

функцией,

поэтому

для

ее

развития

одних

биологических

предпосылок

недостаточно.

Потребность

в

общении

формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими

людьми.

Хорошо, если родители занимаются с ребёнком, в частности развитием

его

речи.

Если

в

раннем

детстве

коммуникативно-эмоционального

воздействия взрослых с ребенком было мало, это влечет за собой нарушение

интеллектуально-речевого развития.

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он

испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не

только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно

строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и

явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные

пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его

кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Чтобы

у

ребенка

формировались

полноценные

образы

о

предметах нужно

получать

стимулы

извне

различных

модальностей

(зрительные, слуховые, тактильные и т.д.). Делая что-либо по дому брать

ребенка с собой, чтобы он видел действия взрослого, одновременно

проговаривать

названия

этих

действий. Манипулировать

с

бытовыми

предметами (разумеется, с безопасными для здоровья), чтобы малыш имел

возможность слышать бытовые звуки и видеть, откуда они возникают.

А ещё не маловажный стимул для ребёнка это пение колыбельных

песен. Они очень важны в процессе овладения ребенком речью. От того,

какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер

маленького человека, его физическое здоровье, степень его психологической

устойчивости. Чтение и пение колыбельных развивают память, обогащают

словарный

запас,

развлекают

и

одновременно

успокаивают

ребенка.

Давно замечено, что ребенок, которому поют колыбельные песни, раньше

начинает “гукать”, стало быть, раньше развивает гортань - один из главных

“инструментов” нашей речевой деятельности.

Зная опыты В.М. Бехтерева, который в своих работах доказал, что

простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают

произношение многих звуков, развивают речь ребенка, особое внимание

необходимо уделять развитию мелкой моторики.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения

пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и

активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и

соседние зоны, отвечающие за речь.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого

раннего возраста. Уже грудному младенцу (со 2-ой недели) массировать

пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные

точки, связанные с корой головного мозга. Делать упражнения с кистями рук,

лёгкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. В центре ладони

находится очень важная точка - центр развития речи. Кроме того,

массировать пальчики в направлении от кончиков к запястью, растирая их со

всех сторон, а затем легко надавливать на подушечку каждого из них. Затем

каждый пальчик несколько раз сгибать и разгибать. Делаю так 2-3 минуты

ежедневно. Тем самым я воздействую на активные точки, связанные с корой

головного мозга. Также в раннем и младшем дошкольном возрасте нужно

выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не

забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать

и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением,

говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова. Нечёткая

торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребёнка. Он будет

пропускать звуки, «проглатывать» окончания слов.

Так же немаловажную роль играет эмоциональный контакт с ребенком

и эмоционально выразительный разговор, интонированное чтение сказок,

потешек. Почему это важно? Потому что маленький ребенок, в первую

очередь воспринимает интонацию, а уж затем смысл слов. Эмоционально

окрашенную речь ему легче воспринимать, так проще запоминаются новые

слова.

Не сюсюкайте с ребенком. Это будет тормозить усвоение звуков,

задерживать своевременное овладение словарем. Лучше говорите с ласковой

интонацией.

Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не

следует смеяться или передразнивать его. Нельзя ругать малыша за плохую

речь и требовать, чтобы он немедленно и правильно повторил трудное для

него слово. Это приведёт к тому, что ребёнок будет стараться вообще не

употреблять какие-то слова или заменять их другими. Не подражайте

ребенку, повторяя неправильно произносимые им слова. И не надо стараться

указать ребенку, что это неправильно. Лучше повторить слово за малышом,

но произнести его корректно, даже утрированно, так четко, чтобы были

слышны

все

звуки.

Но

произносить

надо

не

орфографически,

а

орфоэпически. Например: бегемот – «бигимот», носорог – «насарог».

Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как

основным способом общения с близкими людьми и сверстниками. Когда

ребенок начинает говорить (после года) важно вызвать мотивацию к речи

или просить, чтобы он произнес слово, повторив за вами название предмета в

эмоционально значимой для него ситуации.

Договаривайте слова, не обрывайте речь на полуслове. Пусть у ребенка

будет образец чистой речи. Замечено, что чаще слышит ребенок, то потом он

и будет воспроизводить в первую очередь, начав говорить. Не заменяйте

слова на неправильное значение слова (перчатки – «рукавички», коробка из-

под торта – «торт»).

Называйте вещи своими именами (особенно актуально для детей,

которые уже начали говорить и накапливать активный словарный запас).

Если

вам

не

нравится,

что

ребенок

употребляет

свои

искаженные

выдуманные квазислова (сюсюкания) (речь идет о словах, которые он

впервые использует), особенно упрямым детям не стоит запрещать их

говорить. Тем самым вы только закрепите их в речи ребенка. Лучше сделать

вид, что вы это слово не заметили и перевести разговор на интересную тему

для малыша.

Проговаривайте четко окончания слов, так лучше развивается «чувство

языка», а значит, чёткое понимание смысла слов русской речи и владение

разными её нюансами. И в дальнейшем ваш малыш легче будет усваивать

грамматическую сторону языка. А, следовательно, легче будет даваться

русский язык в школе.

Не старайтесь говорить все слова только лишь в уменьшительно-

ласкательной форме. Проговаривайте их как в полной (например: курица),

так и в уменьшительно-ласкательной форме (курочка). И не забывайте про

синонимы, чтобы обогащать словарь (наседка, клушка, несушка и т.д.).

Употребляйте уменьшительно-ласкательные формы адекватно ситуации.

Например:

малыш

насыпает

в

формочку песочек;

а

экскаватор

высыпает песок.

Стараться не вставлять в каждую свою фразу бессмысленных

восклицаний: ой, какой!, ой, какая! Заменяйте эти слова на информативные:

жёлтый, большой, твердый и т.д.

Прежде чем спрашивать у ребенка, что нарисовано на картинке или,

что за предмет он наблюдает, сначала расскажите о нем сами. И чем

понятнее и нагляднее будет ваше объяснение, тем лучше. Называйте вещи

своими именами, а не заменяйте их на звукоподражания. (Например, вместо

слова «кошка» - «мяу».)

Когда

играете

с

малышом

в

игрушки,

вместо

указательного

местоимения «это» (например, «возьми это, ставь сюда») называйте

конкретные существительные для развития пассивного словаря. Например,

возьми маленький кубик и поставь его на большой.

Известно, что первые временные связи между предметами и их

словесными обозначениями, то есть первичное понимание речи, образуется у

детей благодаря совпадению во времени звучания слова, произносимого

взрослым, с предъявлением предмета, действия, явления, которые они

обозначают.

Таким

образом,

именно

первые

годы

жизни

малыша

имеют

колоссальное значение для развития речи, а значит, и для развития

способности мыслить. Развивая научные положения о сензитивных периодах

развития, Л.С. Выготский отмечал, что «если ребенок до 3 лет по каким-либо

причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на

самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться

речи, чем полуторагодовалому». И поскольку обучение речи и восприятие

языка происходит именно в этот период, следует, как можно раньше

обратить внимание на отставание ребенка в этой области. Чем скорее удастся

выявить отклонения, тем больше шансов снизить вредное влияние патологии,

приблизиться к норме. Надеяться на то, что все само собой образуется, когда

малыш подрастет, или утешать себя тем, что «ребенок просто отличается

своим развитием» - наивно и неразумно. Как раз в детском саду или в школе

такому ребенку будет гораздо труднее. Ведь требования к нему возрастут, и

он гораздо острее ощутит отставание от сверстников. Если родители

выжидают, пока их ребёнок заговорит, до 2-х, а то и до 3-х лет, исправлять

нарушения может оказаться слишком поздно. К этому времени патология

может перерасти в тяжёлый речевой дефект — задержку речевого и

психомоторного развития. В начале пути организм маленького человека

очень пластичен и обладает поразительными способностями к адаптации,

которые можно активизировать при помощи соответствующего лечения и

коррекции.



В раздел образования