Напоминание

"Роль семьи в развитии речи ребёнка"


Автор: Лакосник Наталья Семёновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №49
Населённый пункт: г. Большой Камень, Приморский край
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Роль семьи в развитии речи ребёнка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСУЛЬТАЦИЯ

"РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА"

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем

детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь

ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей. Бытует глубоко

неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается

самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности

же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой

отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом

преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста

слышал правильную отчётливую речь, на примере которой формируется его собственная.

Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом,

радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому?

Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов

школьной программы.

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Не поучать и обучать, а играть

с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.

К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное

желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и

даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры

речи и общения.

Игра - это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой

словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется

грамотность, создаются предпосылки письма.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать,

что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в

которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте

терпеливы при неудачах.

Игры и игровые задания для развития речи детей дома.

1. Четвёртый лишний. Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Например: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

2. Посчитай. Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три

яблока, четыре яблока, пять яблок.

3. Скажи наоборот. Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает слово

наоборот.

4. Подбери слово. Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала -

любые слова, а потом - по лексической теме. Например: Назови фрукт, название которого

начинается со звука (апельсин, абрикос, ананас)

5. Большой - маленький. Ребёнку предлагается назвать ласково. Например , ложку-

ложечка,

стул-

стульчик,

лисонька,

заинька,

коровушка.

6. Отгадай загадку. Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать

их чаще. Например: Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?(Репка).

Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат.

(Помидор)

7. Назови, какой. Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он

яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

8. Подумай и ответь. Предлагайте детям словесные логические задачи. Например: Чего в

лесу больше: ёлок или деревьев?

9.

Подбери

слово.

Например:

Птица

-

перья.

Огурец

-

овощ.

Ромашка

-

цветок.

10. Расскажи стихотворение. Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и

мышление. Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по

ролям, рисуйте картинки по сказкам.

Рекомендации.

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать

несколько условий. - Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! - Не

перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны

соответствовать его возрасту. - В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с

ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о

выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно

объясните малышу. - Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также

уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит развитие ребенка. -

Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и

ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем

случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как

надо произнести слово.

- Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему:

говорить надо внятно, чётко и не спеша.

- Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.



В раздел образования