Автор: Лакосник Наталья Семёновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №49
Населённый пункт: г. Большой Камень, Приморский край
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Роль семьи в развитии речи ребёнка"
Раздел: дошкольное образование
КОНСУЛЬТАЦИЯ
"РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА"
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем
детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь
ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей. Бытует глубоко
неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается
самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности
же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой
отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом
преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста
слышал правильную отчётливую речь, на примере которой формируется его собственная.
Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.
Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом,
радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому?
Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов
школьной программы.
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Не поучать и обучать, а играть
с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.
К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное
желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и
даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры
речи и общения.
Игра - это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой
словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется
грамотность, создаются предпосылки письма.
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать,
что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в
которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте
терпеливы при неудачах.
Игры и игровые задания для развития речи детей дома.
1. Четвёртый лишний. Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Например: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.
2. Посчитай. Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три
яблока, четыре яблока, пять яблок.
3. Скажи наоборот. Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает слово
наоборот.
4. Подбери слово. Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала -
любые слова, а потом - по лексической теме. Например: Назови фрукт, название которого
начинается со звука (апельсин, абрикос, ананас)
5. Большой - маленький. Ребёнку предлагается назвать ласково. Например , ложку-
ложечка,
стул-
стульчик,
лисонька,
заинька,
коровушка.
6. Отгадай загадку. Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать
их чаще. Например: Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?(Репка).
Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат.
(Помидор)
7. Назови, какой. Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он
яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
8. Подумай и ответь. Предлагайте детям словесные логические задачи. Например: Чего в
лесу больше: ёлок или деревьев?
9.
Подбери
слово.
Например:
Птица
-
перья.
Огурец
-
овощ.
Ромашка
-
цветок.
10. Расскажи стихотворение. Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и
мышление. Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по
ролям, рисуйте картинки по сказкам.
Рекомендации.
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать
несколько условий. - Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! - Не
перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны
соответствовать его возрасту. - В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с
ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о
выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно
объясните малышу. - Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также
уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит развитие ребенка. -
Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и
ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем
случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как
надо произнести слово.
- Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему:
говорить надо внятно, чётко и не спеша.
- Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.