Напоминание

Духовно-нравственное воспитание


Автор: Локтионов Евгений Владимирович
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №10 им. Е.И. Зеленко"
Населённый пункт: гор.Курска
Наименование материала: ЭССЕ "Отец Онуфрий. Жизнь за Христа и русский народ"
Тема: Духовно-нравственное воспитание
Раздел: среднее образование





Назад




ЭССЕ

Отец Онуфрий. Жизнь за Христа и русский народ

Бог не попускает испытание,

если из него не выйдет чего-то хорошего.

Старец Паисий Святогорец

49 лет. Благовещенск. Холодные материковые ветры. Редкое солнце.

Удары кирзовых сапог о землю. Конвой. Выстрелы… И так далеко от родного

края – Курска, Белгорода, Старого Оскола, – где много жатвы было, да мало

делателей. И куда бы он ни шел, он выходил не один: с ним всегда был

Христос, а в памяти – его благодарная паства, но а в сердце – молитва, вера,

любовь и надежда.

Именно отец Онуфрий (Гагалюк) стал источником наших духовных

размышлений. Он является очень почитаемым святым на российской земле и

за ее пределами, потому что много людей, современников, знавших его

духовную

работу

на

ниве

Христовой,

спасаясь

от

политических

и

идеологических преследований, увезли с собой и память о замечательном

святом – как в свое время спасли от уничтожения икону «Знамение» (Курская

Коренная икона Божией Матери), забрав с собой в далекие американские земли.

Воспоминания людей, оставивших на многие десятилетия Россию, стали

передаваться следующим поколениям в чужих краях. Так росла достойная

слава в эмиграции об отце Онуфрии. Каждый год, 19 мая (1 июня), люди

приезжают на русскую землю почтить память священномученика.

Отец Онуфрий страдал за Христа и народ, спасая от бед и преследований

своей молитвой, словом, делом и помышлением. Памятен поступок святого,

когда он в годину военного лихолетья снял свой крест и отдал брату с

напутствием не расставаться с ним – крест же и спас брата Андрея в 1919 году

от расстрела рукой обезумевшего отряда казаков. Тюрьма за тюрьмой не отвели

батюшку от служения. Он прошел, если можно так смело сказать, путь

1

Спасителя – путь унижений, оскорблений, заключения, казни. Отец Онуфрий

взял этот крест на себя.

Как пишет старец Иосиф Ватопедский, такое

«уподобление Христу Богу происходит не через природные способности <…>

но через Благодать Святого Духа, которая усваивается верующими в

божественных таинствах Церкви». Поэтому можно полагать, что сам Господь

выбирает таких крепких духом людей, пастырей, способных вести неразумное

стадо за собой по дороге христианства к спасению – по пути, всегда

тернистому, всегда в гору, с падениями, сокрушениями, ударами, но и

радостями во Христе, Который всегда рядом: « …Где двое или трое собраны во

имя Мое, там Я посреди них». (Мф.18:20).

Оставив после своей жизни произведения, отец Онуфрий как живой

разговаривает с нами, учит и утешает. В одном из его писем встретилась такая

мысль: «Святость души — это своего рода аристократизм души…»

Какой же должна быть душа святого человека? Разумеется, ответ на этот

вопрос знает только Тот, Кто является ее создателем, – сам Христос!

Чтобы довести свою душу до «аристократического» состояния, нужна

помощь Бога, молитва и высокая самоорганизация. Нельзя полагаться только на

свои силы, потому что человек подвластен разным соблазнам, всегда легко

сойти с верного пути, но трудно снова на него потом стать. Своего рода

«утонченность» души формируется путем молчания, смирения, кротости. Сам

Господь нам показал пример этой духовной работы: «Научитесь от Меня, ибо Я

кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Отец Онуфрий научился и других

этому учил. Он, именуемый в тропаре «сосудом священным», стал кормить

всех нуждающихся и обремененных нектаром любви и заботы. Такое

благородство духовных помыслов, самоотречение приближало к святости по

пути учителей – игумена Сергия и Серафима Саровского.

Душа – ребенок Христа. А дети должны во всем следовать своему Отцу.

Это тоже пример аристократического поведения – в уважении и почитании

родителей, старших. Душа должна быть грамотной, то есть образованной,

начитанной, впитавшей в себя все духовные основания Христовых заповедей,

2

посланий апостолов, поучений святых отцов. Такая педагогическая работа

принесет свои достойные плоды, расширит границы души, которая будет

щедро делиться накопленным опытом с последователями. А их наберется очень

много, как птиц, слетевшихся к келье игумена Сергия в подмосковных лесах. И

постоянное делание добра, не жалея своего времени, сил, здоровья, такое,

скажем, проявление рыцарства души – это настоящее украшение образа

человека, который стяжает духовные богатства в жизни земной.

Можно полагать, что святой Онуфрий обладал «аристократизмом» души

своей. Он один из избранных делателей на поле, куда упали разные зерна: одно

посильней, другое послабей – и каждому нужны заботливые руки земледельца,

пылающие жаром христианской любви. И, терпеливо заботясь о каждом,

земледелец увидит достойный плод своего труда, молитвы и веры – золотые

колосья, налитые солнечным светом Христовой истины. Так, можно с

уверенностью утверждать, что следующие слова старца Иосифа Исихаста

применимы и к образу святого отца Онуфрия: «Без терпения человек не

становится делателем, не научается духовному, не достигает меры добродетели

и совершенства».

Все испытания, попущенные Богом, отец Онуфрий пережил достойно,

терпеливо

испив

чашу

мученичества.

Мы

благосклонно

почитаем

его

подвижнический подвиг перед лицом православной церкви. Выросло дерево,

принесшее добрый плод.

3



В раздел образования