Автор: Локтионов Евгений Владимирович
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №10 им. Е.И. Зеленко"
Населённый пункт: гор.Курска
Наименование материала: ЭССЕ "Отец Онуфрий. Жизнь за Христа и русский народ"
Тема: Духовно-нравственное воспитание
Раздел: среднее образование
ЭССЕ
Отец Онуфрий. Жизнь за Христа и русский народ
Бог не попускает испытание,
если из него не выйдет чего-то хорошего.
Старец Паисий Святогорец
49 лет. Благовещенск. Холодные материковые ветры. Редкое солнце.
Удары кирзовых сапог о землю. Конвой. Выстрелы… И так далеко от родного
края – Курска, Белгорода, Старого Оскола, – где много жатвы было, да мало
делателей. И куда бы он ни шел, он выходил не один: с ним всегда был
Христос, а в памяти – его благодарная паства, но а в сердце – молитва, вера,
любовь и надежда.
Именно отец Онуфрий (Гагалюк) стал источником наших духовных
размышлений. Он является очень почитаемым святым на российской земле и
за ее пределами, потому что много людей, современников, знавших его
духовную
работу
на
ниве
Христовой,
спасаясь
от
политических
и
идеологических преследований, увезли с собой и память о замечательном
святом – как в свое время спасли от уничтожения икону «Знамение» (Курская
Коренная икона Божией Матери), забрав с собой в далекие американские земли.
Воспоминания людей, оставивших на многие десятилетия Россию, стали
передаваться следующим поколениям в чужих краях. Так росла достойная
слава в эмиграции об отце Онуфрии. Каждый год, 19 мая (1 июня), люди
приезжают на русскую землю почтить память священномученика.
Отец Онуфрий страдал за Христа и народ, спасая от бед и преследований
своей молитвой, словом, делом и помышлением. Памятен поступок святого,
когда он в годину военного лихолетья снял свой крест и отдал брату с
напутствием не расставаться с ним – крест же и спас брата Андрея в 1919 году
от расстрела рукой обезумевшего отряда казаков. Тюрьма за тюрьмой не отвели
батюшку от служения. Он прошел, если можно так смело сказать, путь
1
Спасителя – путь унижений, оскорблений, заключения, казни. Отец Онуфрий
взял этот крест на себя.
Как пишет старец Иосиф Ватопедский, такое
«уподобление Христу Богу происходит не через природные способности <…>
но через Благодать Святого Духа, которая усваивается верующими в
божественных таинствах Церкви». Поэтому можно полагать, что сам Господь
выбирает таких крепких духом людей, пастырей, способных вести неразумное
стадо за собой по дороге христианства к спасению – по пути, всегда
тернистому, всегда в гору, с падениями, сокрушениями, ударами, но и
радостями во Христе, Который всегда рядом: « …Где двое или трое собраны во
имя Мое, там Я посреди них». (Мф.18:20).
Оставив после своей жизни произведения, отец Онуфрий как живой
разговаривает с нами, учит и утешает. В одном из его писем встретилась такая
мысль: «Святость души — это своего рода аристократизм души…»
Какой же должна быть душа святого человека? Разумеется, ответ на этот
вопрос знает только Тот, Кто является ее создателем, – сам Христос!
Чтобы довести свою душу до «аристократического» состояния, нужна
помощь Бога, молитва и высокая самоорганизация. Нельзя полагаться только на
свои силы, потому что человек подвластен разным соблазнам, всегда легко
сойти с верного пути, но трудно снова на него потом стать. Своего рода
«утонченность» души формируется путем молчания, смирения, кротости. Сам
Господь нам показал пример этой духовной работы: «Научитесь от Меня, ибо Я
кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Отец Онуфрий научился и других
этому учил. Он, именуемый в тропаре «сосудом священным», стал кормить
всех нуждающихся и обремененных нектаром любви и заботы. Такое
благородство духовных помыслов, самоотречение приближало к святости по
пути учителей – игумена Сергия и Серафима Саровского.
Душа – ребенок Христа. А дети должны во всем следовать своему Отцу.
Это тоже пример аристократического поведения – в уважении и почитании
родителей, старших. Душа должна быть грамотной, то есть образованной,
начитанной, впитавшей в себя все духовные основания Христовых заповедей,
2
посланий апостолов, поучений святых отцов. Такая педагогическая работа
принесет свои достойные плоды, расширит границы души, которая будет
щедро делиться накопленным опытом с последователями. А их наберется очень
много, как птиц, слетевшихся к келье игумена Сергия в подмосковных лесах. И
постоянное делание добра, не жалея своего времени, сил, здоровья, такое,
скажем, проявление рыцарства души – это настоящее украшение образа
человека, который стяжает духовные богатства в жизни земной.
Можно полагать, что святой Онуфрий обладал «аристократизмом» души
своей. Он один из избранных делателей на поле, куда упали разные зерна: одно
посильней, другое послабей – и каждому нужны заботливые руки земледельца,
пылающие жаром христианской любви. И, терпеливо заботясь о каждом,
земледелец увидит достойный плод своего труда, молитвы и веры – золотые
колосья, налитые солнечным светом Христовой истины. Так, можно с
уверенностью утверждать, что следующие слова старца Иосифа Исихаста
применимы и к образу святого отца Онуфрия: «Без терпения человек не
становится делателем, не научается духовному, не достигает меры добродетели
и совершенства».
Все испытания, попущенные Богом, отец Онуфрий пережил достойно,
терпеливо
испив
чашу
мученичества.
Мы
благосклонно
почитаем
его
подвижнический подвиг перед лицом православной церкви. Выросло дерево,
принесшее добрый плод.
3