Напоминание

"Любовь родительская"


Автор: Лесенкова Вера Вадимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 717 структурное подразделение № 8
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Консультация
Тема: "Любовь родительская"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Хотелось

бы

поговорить

о

родительской

любви.

Вряд

ли

найдётся

много

родителей,

которые на вопрос: «Любите ли вы своего ребенка?» дадут отрицательный ответ или надолго

задумаются. В подавляющем большинстве родитель ответит – «Да!». Нет смысла объяснять, что

для ребенка очень важно чувствовать, что это чувство посылают ему родители.

Но достаточно часто родительская любовь неоднородна и непостоянна, а иногда зависит от

внешних обстоятельств, что наносит достаточно серьезные психологические удары и даже травмы

ребенку. Эти удары и травмы остаются с ребенком навсегда и порой существенно влияют на

поведение ребенка во взрослой жизни, пусть он даже их не осознает и не помнит. Не торопитесь

говорить: «У нас в семье такого быть не может». Давайте разберем типичную ситуацию.

Для примера возьмем обычную семью. Два взрослых родителя. Наиболее характерны

такие события для бездетной семьи, где родителям ближе к тридцати и даже за тридцать. Они

очень хотят ребенка (не будем здесь фантазировать о причинах такой ситуации, потому что

вариантов

бесчисленное

множество).

И

вот

происходит

чудесное

долгожданное

событие

рождение ребенка. Не надо быть психологом, чтобы предположить, что этот ребенок будет не

просто окружен родительской любовью, а буквально погружен по самую макушку. Казалось бы –

что

здесь

плохого?

Вроде

бы

ничего

плохого

не

может

случиться.

Но

это

если

смотреть

на

конкретные эпизоды жизни семьи.

Ну

что

плохого

может

быть,

если

с

самых

первых

дней

рождения

ребенок

окружен

восхищением и восторгом со стороны родителей, их родственников и друзей? Очень часто такой

ребенок спит вместе с родителями, каждый этап развития ребенка встречается как персональный

праздник – первые улыбки, первые шаги, первые слова и т.д. и т.п. Но восторгом в нашем случае

очень

часто

встречаются

и

поступки

ребенка,

которые

должны

были

не

столько

встречаться

негативно, но уж точно не вызывать бурю восторга – брошенная ложка, ударенная кошка (а то и

мама).

Мало

того,

что

подобное

отношение

к

поступкам

ребенка

существенно

снижает

его

мотивацию овладевать полезными для него навыками, а как раз наоборот - вызывает мотивацию

как

можно

чаще

привлекать

внимание

родителей,

а

любящий

родитель

найдет

способ

и

возможность

восхититься

любым

поступком

ребенка.

Очевидно,

что

в

процессе

воспитания

ребенку обязательно должна присутствовать как минимум альтернатива – похвала и порицание, а

ещё и объяснение, что хорошо, что плохо (опасно, неправильно).

Теперь

рассмотрим

ситуацию

в

развитии.

Наиболее

ярко

не

совсем

положительные

последствия безграничной родительской любви проявляются в случае, если в нашей наблюдаемой

семье появляется второй ребенок. Очень резко обстановка вокруг ребенка меняется, внимание

родителей

концентрируется

на

младшем

ребенке,

который

естественно

требует

более

пристального внимания просто для того, чтобы выжить. Но мы помним, что старший ребенок уже

научился привлекать к себе внимание, которое должно было быть постоянным и состоять из

восхищения.

Главное

объектом

внимания

и

восхищения

должен

быть

только

он.

Нет

необходимости объяснять, что первый ребенок, как правило, болезненно переживает возникшие

изменения в его статусе и часто предпринимает отчаянные попытки вернуть его себе. Остроту

ситуации иногда снижает посещение детского сада – ребенок становится взрослее, расширяется

круг его общения и интересов. Но иногда наоборот, посещение детского сада становится тоже

стрессом, который можно сравнить с описанной выше ситуацией. Например, если ребенок так и

остался единственным. В детском саду уровень восхищения со всей очевидностью не будет равен

родительскому, а если ребенок привык вести себя вызывающе, то скорее наоборот, он будет чаще

сталкиваться с порицанием своих поступков, причем не обязательно со стороны педагогов, а со

стороны других детей.

На что стоит обратить внимание? Ни в чём и никогда не стоит перебирать через край. В

нашем примере ребенок был поставлен в центр жизни семьи. И даже не в этом дело. То, что

ребенок центр семейной жизни, её смысл, родители явно ему демонстрировали. Они часто

пренебрегали собой, своими удобствами и интересами, а у ребенка сложилось ощущение, что нет

в жизни ничего более важного, чем он сам и его интересы. Нередки случаи, когда в такой

обстановке ребенок теряет способность к игре, изучению окружающего мира, наблюдению. А

если откровенно, то ребенок должен уметь «проигрывать», точнее уметь спокойно воспринимать

проигрыш, неудачу, своё реальное место в этом мире.

Дети

чрезвычайно

умны

и

прекрасно

чувствуют,

когда

родители

оказываются

беспомощными. Они не только используют эти ситуации, а и активно их создают. Изучения

показали, что мозг двухлетнего ребенка обладает активностью мозга взрослого человека, а у

трехлетнего ребенка активность мозга в два раза выше, чем у взрослого! Родителям нужно

«включить мудрость», действовать хитроумно и изобретательно, обязательно сохраняя добрые

отношения с ребенком.



В раздел образования