Автор: Чупина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: "Колосок"
Населённый пункт: Алтайский край Шелаболихинский район с.Крутишка
Наименование материала: Проект по литературному чтению
Тема: «В мире сказок Владимира Сутеева»
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ Крутишинский детский сад «КОЛОСОК»
Проект
«В мире сказок Владимира Сутеева»
воспитатель
Чупина Н.В.
Вид проекта:
Групповой, познавательный, творческий, игровой.
Сроки реализации:
краткосрочный с 01.11.2019 по 11.11.2019
Участники проекта:
дети, воспитатели старшей группы, родители воспитанников.
Актуальность проекта:
Необходимость
приобщения
детей
к
чтению
естественно
бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть
речью, познавать окружающий мир. Но в последнее время чтение
художественной литературы детям родители заменяют просмотром
мультфильмов или компьютером. А взрослый, желающий сделать
ребенка читателем, нуждается в грамотной методической помощи.
Тем временем значение приобщения детей к художественной
литературе через чтение книг трудно переоценить. Именно оно
открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир
человеческих чувств и взаимоотношений.
Всегда дети любят смотреть книги с картинками. Иллюстрации
помогают ребёнку лучше понять и представить содержание книги,
дополняя слуховое восприятие яркими зрительными образами.
Иллюстрация учит восприятию образа, цвета, пропорции, фактуры,
ассоциативному мышлению, формирует у детей эстетический вкус.
Данный проект разработан для повышения интереса к книге,
любви
к
чтению.
Он
развивает
устойчивый
интерес
к
произведениям как к произведению искусства. Образные, яркие
выражения, сравнения, языковые средства, способствуют развитию
выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают
степень включённости дошкольника в книжную культуру.
Знакомство с творчеством Владимира Сутеева – один из путей
формирования
у
детей
дошкольного
возраста
навыков,
необходимых для правильного общения с книгой. Это возможность
познакомить
детей
с
историей
детской
книги
и
воспитать
эстетическое восприятие произведений искусства.
Цель:
Формирование разносторонних знаний о произведениях Владимира
Григорьевича Сутеева, бережного отношения к ценнейшему
источнику знаний – книгам.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя, художника-
иллюстратора, мультипликатора В. Сутеева.
Расширять читательский опыт и навык эстетического слушания и
восприятия художественных произведений автора.
Расширить кругозор детей путём ознакомления со сказками из книги В.
Сутеева «Сказки и картинки».
Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к
книге, как источнику содержательного и занимательного проведения
досуга.
Расширять словарный запас детей, воспроизводить сказки В. Сутеева,
через театрализованную деятельность.
Развивающие:
Совершенствовать лексико-грамматический строй речи, эмоционально-
оценочную и объяснительную речь.
Развивать интерес с театрализованной игре, желание попробовать себя
в разных ролях.
Формировать устойчивый интерес к произведениям В. Сутеева.
Развивать умение понимать содержание произведений, внимательно
слушать.
Развивать познавательные способности.
Развивать творческое воображение, мышление, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания к слабым и
беззащитным через произведения В. Сутеева.
Воспитывать бережное отношение к книгам, интерес к
художественным произведениям.
Взаимодействие с родителями:
Приобщать родителей к проблеме детского чтения.
Формировать
у
взрослых
навыки
грамотного
читателя
и
эмоционального чтения.
Укрепить традиции семейного чтения.
Предполагаемые результаты:
Ребенок:
познакомится с творчеством В. Г. Сутеева;
научится слушать и понимать художественный текст, улучшится
объяснительная речь;
пополняет словарный запас;
развивает навыки общения и речь;
стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;
разнообразит способы сотрудничества;
развивает художественно-творческие навыки.
Используемые виды деятельности:
НОД;
Игровая;
Чтение художественной литературы;
Изобразительная;
Игры с использованием интерактивного оборудования
Работа с родителями:
Подготовка совместной выставки рисунков по сказкам В. Г. Сутеева;
Буклеты для родителей по привлечению детей к чтению.
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
Воспитатели:
Подбор методической, справочной, энциклопедической,
художественной литературы по выбранной теме проекта.
Подбор книг, иллюстраций и мультфильмов, аудиозаписи по сказкам
В. Г. Сутеева.
Разработка сценария сказки-драматизации «Под грибом».
Сотрудничество с родителями:
Ознакомление родителей о проводимой проектной деятельности;
Оформление папки – передвижки для родителей по теме проекта;
Совместное с детьми изготовление рисунков для выставки.
Родительское собрание «Роль семьи в приобщении детей к
художественной литературе»
2 этап. Практический.
Образовательные области
Виды детской деятельности
Социализация
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в
лес»
Дидактические игры:«Доскажи словечко»,
«Отгадай сказку», «Собери сказку в
картинках»
Познание
Рассказ о творчестве В. Г. Сутеева;
Беседы по содержанию сказок В. Г. Сутеева;
Подбор и объяснение пословиц к
произведениям В. Г. Сутеева.
Коммуникация
Пересказ сказки В. Сутеева «Три
котёнка»,»Мешок яблок», «Петух и Краски».
Труд
Изготовление атрибутов к театральной
деятельности
Театрализованная
Инсценировка сказки «Под грибом»
деятельность
Игра- драматизация «Теремок»
Занятие – игра по сказке «Капризная кошка»
Художественно-творческая д
еятельность:
Рисование героев сказок В. Г. Сутеева
Лепка героев сказок В. Г. Сутеева;
Раскрашивание раскрасок по сказкам В.
Сутеева.
Аппликация «Кораблик», «Грибок».
Чтение
художественной
литературы
«Кто сказал мяу?»,«Палочка-
выручалочка»,«Про кляксу»,«Петух и
краски»,
«Капризная кошка», « Кораблик»
Стихи: «Кисонька», «Кис-кис-кис»,«Два
цыпленка»
Викторина по сказкам В. Сутеева
Музыка
Просмотр мультфильмов и
прослушивание аудио автора
«Палочка-
выручалочка»; «Мешок яблок»; «Кот-
рыболов»
Дидактические игры:
«Угадай, кто меня нарисовал».
Цель: закреплять представления о художниках-иллюстраторах детской
книги, находить иллюстрации, созданные В. Сутеевым.
«Собери картинку» по произведениям В. Г. Сутеева.
Цель: развивать умение собирать целое из частей;
«Узнай и назови сказку».
Цель: учить узнавать произведение по отрывку.
«Подбери иллюстрацию».
Цель: учить узнавать произведение по отрывку, подбирать подходящую
иллюстрацию.
Пальчиковая гимнастика
«Под грибком – шалашик-домик».
Цель: развивать мелкую моторику, речь.
3-й этап – заключительный.
Поощрение участников выставки «Сказки В. Сутеева»
Подведение итогов проекта;
Викторина по произведениям В.Сутеева
Приложение 1.
Консультация для родителей
«Сутеев В. Г. – уникальный сказочник»
Необходимость приобщения детей к чтению естественно бесспорна. Книга
совершенствует ум ребѐнка, помогает овладеть речью, познавать
окружающий мир. Но в последнее время чтение художественной литературы
детям родители заменяют просмотром мультфильмов или компьютером. А
взрослый, желающий сделать ребенка читателем, нуждается в грамотной
методической помощи. Тем временем значение приобщения детей к
художественной литературе через чтение книг трудно переоценить. Именно
оно открывает и объясняет ребѐнку жизнь общества и природы, мир
человеческих чувств и взаимоотношений.
Знакомство с творчеством Владимира Григорьевича Сутеева – один из путей
формирования у детей дошкольного возраста навыков, необходимых для
правильного общения с книгой. Это возможность познакомить детей с
историей детской книги и воспитать эстетическое восприятие произведений
искусства.
Сутеев не сразу стал писать для детей. Сначала он создавал мультфильмы,
работая художником-мультипликатором. Но в один прекрасный день решил
попробовать себя в литературе. Результатом этого решения стало множество
удивительных добрых сказок для детей, иллюстрированных рисунками
самого автора.
Сказки Сутеева – уникальное явление, ведь они интересны и познавательны
и крохам, и детям постарше. Главные герои в них – хорошо знакомые всем
животные, которых можно увидеть во дворе, в лесу или в зоопарке.
В сказках Сутеева для самых маленьких персонажи попадают в
разнообразные ситуации, позволяющие проявить им свои лучшие качества:
доброту, самоотверженность, терпимость.
Каждая история по-своему познавательна и поучительна. В одних сказках
автор показывает, насколько важна в жизни дружба. Настоящий верный
товарищ всегда придет на помощь и выручит из беды. Другие истории
помогают понять, что добро всегда вознаграждается, а зло будет наказано.
Его сказки переведены во многих странах. Мультфильмы, снятые по его
сценариям, не перестают завоевывать сердца маленьких зрителей.
Владимиру Сутееву принадлежат полюбившиеся детям сказки: «Под
грибом»,«Кто сказал мяу?», «Три котенка», «Мешок яблок», «Цыпленок и
утенок», «Разные колеса» и многие другие.
Сюжеты этих сказок просты и незатейливы, они понятны даже самым
маленьким читателям. Каждая из сказок несет добро и свет, учит настоящей
дружбе, порицает трусость, хвастовство и жадность. Сказки Сутеева легко и
ненавязчиво преподают малышам первые уроки любви к природе, доброты,
борьбы со злом.
Каждая сказка в книгах автора сопровождается красочными иллюстрациями.
Они не только помогают окунуться в мир фантазии, но и делают процесс
чтения еще более увлекательным. Автор создавал рисунки для своих книг с
особой любовью. Это можно увидеть, если присмотреться к персонажам.
Каждая деталь тщательно прорисована, а цвета подобраны с большим
мастерством.
Обилие иллюстраций - отличительная черта книг Владимира Григорьевича.
Благодаря этому можно сказки Сутеева читать или смотреть как историю в
картинках. Этим они чем-то похожи на мультфильмы, которые создавал
автор. Искусство В. Г. Сутеева обращено самым маленьким читателям-
зрителям. Он их мудрый и добрый наставник, с ним легко и весело идти по
сказке. Добросердечие и улыбка художника спокойно и просто ведут
малышей к постижению справедливости, человечности, нравственной
чистоты. И он будет актуален всегда.
Приложение 2.
Викторина по сказкам Владимира Григорьевича Сутеева
Цель: закрепление знаний о сказках В.Сутеева
Задачи:
- развивать мышление, воображение, память, познавательные и
интеллектуальные способности детей;
- воспитывать интерес к чтению сказок.
Ход викторины.
1. Конкурс-разминка «Доскажи словечко»
Задание: прочитать первое слово в названии сказки и вспомнить полное
её название, договорив второе слово.
1. «Капризная… (кошка)»
2. «Палочка- … (выручалочка)»
1. «Мешок …(яблок)»
2. «Разные … (колёса)»
1. «Кот- …(рыболов)»
2. «Умелые …(руки)»
1. «Три …(котёнка)»
2. «Дядя … (Миша)»
2. Конкурс «Мягкие лапки, а в лапках царапки…» (Про котов, кошек и
котят)
Задание: вспомнить сказку «Три котёнка» и ответить на вопросы.
1. Какого цвета были котята?
(Чёрный, серый, белый)
2. Кто встретился на их пути первым, вторым, третьим?
(Мышь, лягушка, рыба)
3. Куда прыгнули котята за мышью и какого цвета они стали?
(В банку с мукой, стали белыми)
4.Как котята стали чёрными?
(Прыгнули в старую самоварную трубу)
Задание: вспомнить сказку «Капризная кошка» и ответить на вопросы.
1. Сколько окон нарисовала девочка в домике для кошки?
(Четыре окна)
2. Сколько цыплят нарисовала девочка во дворе домика для кошки?
(Три цыплёнка)
3. Что росло в нарисованном огороде?
(Морковка и капуста)
4. Как звали того, кто должен был сторожить этот домик?
(Бобик)
Задание: вспомнить сказку «Кот рыболов» и ответить на вопросы.
1. Кому Кот обещал отдать первую рыбку?
(Лисе)
2. О какой рыбке мечтал Волк, что он приговаривал?
(«Ловись, рыбка, большая и крупная… Ловись…»)
3. Какую рыбу заказывал поймать Медведь?
(Самую большую)
4. Из-за какой рыбины подрались в реке Лиса, Волк и Медведь?
(Из-за страшного усатого сома)
3 конкурс «Крылатый кроссворд»
Задание: вспомнить сказку «Это что за птица?» и разгадать кроссворд.
По горизонтали:
1. Главный герой сказки.
2. Кто отдал Гусю свои тонкие ноги и получил взамен лапчатые?
3. Кто согласился отдать Гусю свой клюв с большим мешком, а сам остался с
красным носом?
4. Кто после долгих уговоров всё - таки, поменял свой яркий хвост на
гусиную закорючку?
По вертикали:
3. Кто подарил Гусю свой гребешок, бородку, а заодно и «кукареку»?
5. У кого Гусь выменял маленькие чёрные крылья?
6. Кто согласился поменяться с Гусем шеями?
7. Каким стал Гусь в конце сказки: антоним к слову «глупый».
8. Каким стал Гусь в конце сказки: антоним к слову «завистливый».
4 конкурс «Парад сказочных героев»
Задание: послушать отрывок из сказки, где представлены все её герои,
вспомнить и назвать эту сказку.
1. «…Пошёл Цыплёнок и принёс листочек.
Мышонок – ореховую скорлупку.
Муравей соломинку притащил.
А жучок – верёвочку…»
(Сказка «Кораблик»)
2. «…Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос
клюнула, Ёж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…
Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет…»
(Сказка «Яблоко»)
1. «…Пришёл к ним как-то Заяц на их житьё посмотреть.
А его как дорогого гостя приняли:
Мушка ему варежки связала.
Лягушка морковкой с огорода угостила.
Ёжик – грибами да ягодами, а Петушок – пирогами да ватрушками…»
(Сказка «Разные колёса»)
2. «Поспорили как-то между собой Иголка, Карандаш, ручка и Мячик, кто из
них лучше…»
(Сказка «Умелые Руки»)
5 конкурс капитанов «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам
урок…»
Задание: послушать отрывок из сказки и ответить на поставленный в
ней вопрос.
1. «…Ёжик взял яблоко и разделил его на четыре части.
Один кусочек дал Зайцу:
– Это тебе, Заяц, – ты первый яблоко увидел.
Второй кусочек Вороне отдал:
– Это тебе, Ворона, – ты яблоко сорвала.
Третий кусочек Ёжик себе в рот положил:
– Это мне, потому что я поймал яблоко.
Четвёртый кусочек Ёжик Медведю в лапу положил:
– А это тебе, Михаил Иванович…
– Мне-то за что? – удивился Медведь.
2. «…Утром вся заячья семья собралась за столом. А на столе чего только
нет! Грибы и орехи, свёкла и капуста, мёд и репа, морковь и картошка.
А злая Ворона удивляется:
– Никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра
появиться?»
1. «…Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
– Эх, вы! Гриб –то…
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом
тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
А вы догадались?»
2. «…До дома далеко – идут, разговаривают.
А поперёк дороги палка лежала.
За разговором Заяц её не заметил – споткнулся, чуть было не упал.
– Ах ты!.. – расседился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону
отлетела.
А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца.
Увидел Заяц у Ежа палку, удивился:
– Зачем тебе палка? Что в ней толку?...»
Подведение итогов викторины.
Приложение 3.
Владимир Сутеев. Сказка «Под грибом»
Как-то раз застал Муравья сильный дождь.
Куда спрятаться?
Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его
шляпкой.
Сидит под грибом — дождь пережидает.
А дождь идёт всё сильнее и сильнее...
Ползёт к грибу мокрая Бабочка:
— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!
— Куда же я пущу тебя? — говорит Муравей. — Я один тут кое-как уместился.
— Ничего! В тесноте, да не в обиде. Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь
ещё сильнее идёт...
Бежит мимо Мышка:
— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.
— Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
— Потеснитесь немножко!
Потеснились — пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт... Мимо
гриба Воробей скачет и плачет:
— Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть,
отдохнуть, дождик переждать!
— Тут места нет.
— Подвиньтесь, пожалуйста!
— Ладно.
Подвинулись — нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел
гриб.
— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!..
— Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.
Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.
— Зайца не видели? — спрашивает.
— Не видели.
Подошла Лиса поближе, понюхала:
— Не тут ли он спрятался?
— Где ему тут спрятаться! Махнула Лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло.
Вылезли все из-под гриба — радуются.
Муравей задумался и говорит:
— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым
место нашлось!
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
— Эх вы! Гриб-то...
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно
было, а потом и пятерым место нашлось.
А вы догадались?