Напоминание

«В мире сказок Владимира Сутеева»


Автор: Чупина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: "Колосок"
Населённый пункт: Алтайский край Шелаболихинский район с.Крутишка
Наименование материала: Проект по литературному чтению
Тема: «В мире сказок Владимира Сутеева»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ Крутишинский детский сад «КОЛОСОК»

Проект

«В мире сказок Владимира Сутеева»

воспитатель

Чупина Н.В.

Вид проекта:

Групповой, познавательный, творческий, игровой.

Сроки реализации:

краткосрочный с 01.11.2019 по 11.11.2019

Участники проекта:

дети, воспитатели старшей группы, родители воспитанников.

Актуальность проекта:

Необходимость

приобщения

детей

к

чтению

естественно

бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть

речью, познавать окружающий мир. Но в последнее время чтение

художественной литературы детям родители заменяют просмотром

мультфильмов или компьютером. А взрослый, желающий сделать

ребенка читателем, нуждается в грамотной методической помощи.

Тем временем значение приобщения детей к художественной

литературе через чтение книг трудно переоценить. Именно оно

открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир

человеческих чувств и взаимоотношений.

Всегда дети любят смотреть книги с картинками. Иллюстрации

помогают ребёнку лучше понять и представить содержание книги,

дополняя слуховое восприятие яркими зрительными образами.

Иллюстрация учит восприятию образа, цвета, пропорции, фактуры,

ассоциативному мышлению, формирует у детей эстетический вкус.

Данный проект разработан для повышения интереса к книге,

любви

к

чтению.

Он

развивает

устойчивый

интерес

к

произведениям как к произведению искусства. Образные, яркие

выражения, сравнения, языковые средства, способствуют развитию

выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают

степень включённости дошкольника в книжную культуру.

Знакомство с творчеством Владимира Сутеева – один из путей

формирования

у

детей

дошкольного

возраста

навыков,

необходимых для правильного общения с книгой. Это возможность

познакомить

детей

с

историей

детской

книги

и

воспитать

эстетическое восприятие произведений искусства.

Цель:

Формирование разносторонних знаний о произведениях Владимира

Григорьевича Сутеева, бережного отношения к ценнейшему

источнику знаний – книгам.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя, художника-

иллюстратора, мультипликатора В. Сутеева.

Расширять читательский опыт и навык эстетического слушания и

восприятия художественных произведений автора.

Расширить кругозор детей путём ознакомления со сказками из книги В.

Сутеева «Сказки и картинки».

Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к

книге, как источнику содержательного и занимательного проведения

досуга.

Расширять словарный запас детей, воспроизводить сказки В. Сутеева,

через театрализованную деятельность.

Развивающие:

Совершенствовать лексико-грамматический строй речи, эмоционально-

оценочную и объяснительную речь.

Развивать интерес с театрализованной игре, желание попробовать себя

в разных ролях.

Формировать устойчивый интерес к произведениям В. Сутеева.

Развивать умение понимать содержание произведений, внимательно

слушать.

Развивать познавательные способности.

Развивать творческое воображение, мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания к слабым и

беззащитным через произведения В. Сутеева.

Воспитывать бережное отношение к книгам, интерес к

художественным произведениям.

Взаимодействие с родителями:

Приобщать родителей к проблеме детского чтения.

Формировать

у

взрослых

навыки

грамотного

читателя

и

эмоционального чтения.

Укрепить традиции семейного чтения.

Предполагаемые результаты:

Ребенок:

познакомится с творчеством В. Г. Сутеева;

научится слушать и понимать художественный текст, улучшится

объяснительная речь;

пополняет словарный запас;

развивает навыки общения и речь;

стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;

разнообразит способы сотрудничества;

развивает художественно-творческие навыки.

Используемые виды деятельности:

НОД;

Игровая;

Чтение художественной литературы;

Изобразительная;

Игры с использованием интерактивного оборудования

Работа с родителями:

Подготовка совместной выставки рисунков по сказкам В. Г. Сутеева;

Буклеты для родителей по привлечению детей к чтению.

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатели:

Подбор методической, справочной, энциклопедической,

художественной литературы по выбранной теме проекта.

Подбор книг, иллюстраций и мультфильмов, аудиозаписи по сказкам

В. Г. Сутеева.

Разработка сценария сказки-драматизации «Под грибом».

Сотрудничество с родителями:

Ознакомление родителей о проводимой проектной деятельности;

Оформление папки – передвижки для родителей по теме проекта;

Совместное с детьми изготовление рисунков для выставки.

Родительское собрание «Роль семьи в приобщении детей к

художественной литературе»

2 этап. Практический.

Образовательные области

Виды детской деятельности

Социализация

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в

лес»

Дидактические игры:«Доскажи словечко»,

«Отгадай сказку», «Собери сказку в

картинках»

Познание

Рассказ о творчестве В. Г. Сутеева;

Беседы по содержанию сказок В. Г. Сутеева;

Подбор и объяснение пословиц к

произведениям В. Г. Сутеева.

Коммуникация

Пересказ сказки В. Сутеева «Три

котёнка»,»Мешок яблок», «Петух и Краски».

Труд

Изготовление атрибутов к театральной

деятельности

Театрализованная

Инсценировка сказки «Под грибом»

деятельность

Игра- драматизация «Теремок»

Занятие – игра по сказке «Капризная кошка»

Художественно-творческая д

еятельность:

Рисование героев сказок В. Г. Сутеева

Лепка героев сказок В. Г. Сутеева;

Раскрашивание раскрасок по сказкам В.

Сутеева.

Аппликация «Кораблик», «Грибок».

Чтение

художественной

литературы

«Кто сказал мяу?»,«Палочка-

выручалочка»,«Про кляксу»,«Петух и

краски»,

«Капризная кошка», « Кораблик»

Стихи: «Кисонька», «Кис-кис-кис»,«Два

цыпленка»

Викторина по сказкам В. Сутеева

Музыка

Просмотр мультфильмов и

прослушивание аудио автора

«Палочка-

выручалочка»; «Мешок яблок»; «Кот-

рыболов»

Дидактические игры:

«Угадай, кто меня нарисовал».

Цель: закреплять представления о художниках-иллюстраторах детской

книги, находить иллюстрации, созданные В. Сутеевым.

«Собери картинку» по произведениям В. Г. Сутеева.

Цель: развивать умение собирать целое из частей;

«Узнай и назови сказку».

Цель: учить узнавать произведение по отрывку.

«Подбери иллюстрацию».

Цель: учить узнавать произведение по отрывку, подбирать подходящую

иллюстрацию.

Пальчиковая гимнастика

«Под грибком – шалашик-домик».

Цель: развивать мелкую моторику, речь.

3-й этап – заключительный.

Поощрение участников выставки «Сказки В. Сутеева»

Подведение итогов проекта;

Викторина по произведениям В.Сутеева

Приложение 1.

Консультация для родителей

«Сутеев В. Г. – уникальный сказочник»

Необходимость приобщения детей к чтению естественно бесспорна. Книга

совершенствует ум ребѐнка, помогает овладеть речью, познавать

окружающий мир. Но в последнее время чтение художественной литературы

детям родители заменяют просмотром мультфильмов или компьютером. А

взрослый, желающий сделать ребенка читателем, нуждается в грамотной

методической помощи. Тем временем значение приобщения детей к

художественной литературе через чтение книг трудно переоценить. Именно

оно открывает и объясняет ребѐнку жизнь общества и природы, мир

человеческих чувств и взаимоотношений.

Знакомство с творчеством Владимира Григорьевича Сутеева – один из путей

формирования у детей дошкольного возраста навыков, необходимых для

правильного общения с книгой. Это возможность познакомить детей с

историей детской книги и воспитать эстетическое восприятие произведений

искусства.

Сутеев не сразу стал писать для детей. Сначала он создавал мультфильмы,

работая художником-мультипликатором. Но в один прекрасный день решил

попробовать себя в литературе. Результатом этого решения стало множество

удивительных добрых сказок для детей, иллюстрированных рисунками

самого автора.

Сказки Сутеева – уникальное явление, ведь они интересны и познавательны

и крохам, и детям постарше. Главные герои в них – хорошо знакомые всем

животные, которых можно увидеть во дворе, в лесу или в зоопарке.

В сказках Сутеева для самых маленьких персонажи попадают в

разнообразные ситуации, позволяющие проявить им свои лучшие качества:

доброту, самоотверженность, терпимость.

Каждая история по-своему познавательна и поучительна. В одних сказках

автор показывает, насколько важна в жизни дружба. Настоящий верный

товарищ всегда придет на помощь и выручит из беды. Другие истории

помогают понять, что добро всегда вознаграждается, а зло будет наказано.

Его сказки переведены во многих странах. Мультфильмы, снятые по его

сценариям, не перестают завоевывать сердца маленьких зрителей.

Владимиру Сутееву принадлежат полюбившиеся детям сказки: «Под

грибом»,«Кто сказал мяу?», «Три котенка», «Мешок яблок», «Цыпленок и

утенок», «Разные колеса» и многие другие.

Сюжеты этих сказок просты и незатейливы, они понятны даже самым

маленьким читателям. Каждая из сказок несет добро и свет, учит настоящей

дружбе, порицает трусость, хвастовство и жадность. Сказки Сутеева легко и

ненавязчиво преподают малышам первые уроки любви к природе, доброты,

борьбы со злом.

Каждая сказка в книгах автора сопровождается красочными иллюстрациями.

Они не только помогают окунуться в мир фантазии, но и делают процесс

чтения еще более увлекательным. Автор создавал рисунки для своих книг с

особой любовью. Это можно увидеть, если присмотреться к персонажам.

Каждая деталь тщательно прорисована, а цвета подобраны с большим

мастерством.

Обилие иллюстраций - отличительная черта книг Владимира Григорьевича.

Благодаря этому можно сказки Сутеева читать или смотреть как историю в

картинках. Этим они чем-то похожи на мультфильмы, которые создавал

автор. Искусство В. Г. Сутеева обращено самым маленьким читателям-

зрителям. Он их мудрый и добрый наставник, с ним легко и весело идти по

сказке. Добросердечие и улыбка художника спокойно и просто ведут

малышей к постижению справедливости, человечности, нравственной

чистоты. И он будет актуален всегда.

Приложение 2.

Викторина по сказкам Владимира Григорьевича Сутеева

Цель: закрепление знаний о сказках В.Сутеева

Задачи:

- развивать мышление, воображение, память, познавательные и

интеллектуальные способности детей;

- воспитывать интерес к чтению сказок.

Ход викторины.

1. Конкурс-разминка «Доскажи словечко»

Задание: прочитать первое слово в названии сказки и вспомнить полное

её название, договорив второе слово.

1. «Капризная… (кошка)»

2. «Палочка- … (выручалочка)»

1. «Мешок …(яблок)»

2. «Разные … (колёса)»

1. «Кот- …(рыболов)»

2. «Умелые …(руки)»

1. «Три …(котёнка)»

2. «Дядя … (Миша)»

2. Конкурс «Мягкие лапки, а в лапках царапки…» (Про котов, кошек и

котят)

Задание: вспомнить сказку «Три котёнка» и ответить на вопросы.

1. Какого цвета были котята?

(Чёрный, серый, белый)

2. Кто встретился на их пути первым, вторым, третьим?

(Мышь, лягушка, рыба)

3. Куда прыгнули котята за мышью и какого цвета они стали?

(В банку с мукой, стали белыми)

4.Как котята стали чёрными?

(Прыгнули в старую самоварную трубу)

Задание: вспомнить сказку «Капризная кошка» и ответить на вопросы.

1. Сколько окон нарисовала девочка в домике для кошки?

(Четыре окна)

2. Сколько цыплят нарисовала девочка во дворе домика для кошки?

(Три цыплёнка)

3. Что росло в нарисованном огороде?

(Морковка и капуста)

4. Как звали того, кто должен был сторожить этот домик?

(Бобик)

Задание: вспомнить сказку «Кот рыболов» и ответить на вопросы.

1. Кому Кот обещал отдать первую рыбку?

(Лисе)

2. О какой рыбке мечтал Волк, что он приговаривал?

(«Ловись, рыбка, большая и крупная… Ловись…»)

3. Какую рыбу заказывал поймать Медведь?

(Самую большую)

4. Из-за какой рыбины подрались в реке Лиса, Волк и Медведь?

(Из-за страшного усатого сома)

3 конкурс «Крылатый кроссворд»

Задание: вспомнить сказку «Это что за птица?» и разгадать кроссворд.

По горизонтали:

1. Главный герой сказки.

2. Кто отдал Гусю свои тонкие ноги и получил взамен лапчатые?

3. Кто согласился отдать Гусю свой клюв с большим мешком, а сам остался с

красным носом?

4. Кто после долгих уговоров всё - таки, поменял свой яркий хвост на

гусиную закорючку?

По вертикали:

3. Кто подарил Гусю свой гребешок, бородку, а заодно и «кукареку»?

5. У кого Гусь выменял маленькие чёрные крылья?

6. Кто согласился поменяться с Гусем шеями?

7. Каким стал Гусь в конце сказки: антоним к слову «глупый».

8. Каким стал Гусь в конце сказки: антоним к слову «завистливый».

4 конкурс «Парад сказочных героев»

Задание: послушать отрывок из сказки, где представлены все её герои,

вспомнить и назвать эту сказку.

1. «…Пошёл Цыплёнок и принёс листочек.

Мышонок – ореховую скорлупку.

Муравей соломинку притащил.

А жучок – верёвочку…»

(Сказка «Кораблик»)

2. «…Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос

клюнула, Ёж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…

Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет…»

(Сказка «Яблоко»)

1. «…Пришёл к ним как-то Заяц на их житьё посмотреть.

А его как дорогого гостя приняли:

Мушка ему варежки связала.

Лягушка морковкой с огорода угостила.

Ёжик – грибами да ягодами, а Петушок – пирогами да ватрушками…»

(Сказка «Разные колёса»)

2. «Поспорили как-то между собой Иголка, Карандаш, ручка и Мячик, кто из

них лучше…»

(Сказка «Умелые Руки»)

5 конкурс капитанов «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам

урок…»

Задание: послушать отрывок из сказки и ответить на поставленный в

ней вопрос.

1. «…Ёжик взял яблоко и разделил его на четыре части.

Один кусочек дал Зайцу:

– Это тебе, Заяц, – ты первый яблоко увидел.

Второй кусочек Вороне отдал:

– Это тебе, Ворона, – ты яблоко сорвала.

Третий кусочек Ёжик себе в рот положил:

– Это мне, потому что я поймал яблоко.

Четвёртый кусочек Ёжик Медведю в лапу положил:

– А это тебе, Михаил Иванович…

– Мне-то за что? – удивился Медведь.

2. «…Утром вся заячья семья собралась за столом. А на столе чего только

нет! Грибы и орехи, свёкла и капуста, мёд и репа, морковь и картошка.

А злая Ворона удивляется:

– Никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра

появиться?»

1. «…Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

– Эх, вы! Гриб –то…

Не досказала и ускакала.

Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом

тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

А вы догадались?»

2. «…До дома далеко – идут, разговаривают.

А поперёк дороги палка лежала.

За разговором Заяц её не заметил – споткнулся, чуть было не упал.

– Ах ты!.. – расседился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону

отлетела.

А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца.

Увидел Заяц у Ежа палку, удивился:

– Зачем тебе палка? Что в ней толку?...»

Подведение итогов викторины.

Приложение 3.

Владимир Сутеев. Сказка «Под грибом»

Как-то раз застал Муравья сильный дождь.

Куда спрятаться?

Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его

шляпкой.

Сидит под грибом — дождь пережидает.

А дождь идёт всё сильнее и сильнее...

Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!

— Куда же я пущу тебя? — говорит Муравей. — Я один тут кое-как уместился.

— Ничего! В тесноте, да не в обиде. Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь

ещё сильнее идёт...

Бежит мимо Мышка:

— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

— Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

— Потеснитесь немножко!

Потеснились — пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт... Мимо

гриба Воробей скачет и плачет:

— Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть,

отдохнуть, дождик переждать!

— Тут места нет.

— Подвиньтесь, пожалуйста!

— Ладно.

Подвинулись — нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел

гриб.

— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!..

— Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.

Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.

— Зайца не видели? — спрашивает.

— Не видели.

Подошла Лиса поближе, понюхала:

— Не тут ли он спрятался?

— Где ему тут спрятаться! Махнула Лиса хвостом и ушла.

К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло.

Вылезли все из-под гриба — радуются.

Муравей задумался и говорит:

— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым

место нашлось!

— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.

Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

— Эх вы! Гриб-то...

Не досказала и ускакала.

Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно

было, а потом и пятерым место нашлось.

А вы догадались?



В раздел образования