Автор: Алла Ивановна Рыхтикова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ДС №65 СЕМИЦВЕТИК,
Населённый пункт: Московская область, г. Подольск
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности развития эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Особенности развития эмоционального интеллекта
у детей раннего возраста.
Новый термин, который привнес ФГОС ДО - эмоциональный
интеллект. Что это такое? Ребенок так же, как и взрослый, обладает
эмоциями, проявляет их, но еще не может эти эмоции контролировать. И
даже взрослые не всегда следят за тем, что и как говорят, в какой ситуации, в
какое время, с какой интонацией голоса, как проявляют свое отношение к
другим. Есть люди, которым легко общаться: они проницательны, предвидят
реакцию человека на фразу, событие, даже тон голоса, осознают свои
переживания и переживания других людей и т. д. Этой категории людей
легче взаимодействовать с окружающими, добиваясь поставленной цели.
Таким образом,
эмоциональный интеллект
(от англ. emotional
intelligence, EI) - это способность человека распознавать эмоции, понимать
намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также
способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях
решения практических задач. В отношении дошкольников эмоциональный
интеллект может быть представлен как основа развития положительной
адаптации и социализации в человеческом обществе [2]. Чтобы у ребенка не
было
больших
проблем
с
социализацией,
оценкой
окружающей
действительности, его необходимо учить узнавать, проявлять эмоции
(желательно положительные). В развитии эмоционального интеллекта у
детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого
ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя его переживания и
эмоции. В первую очередь речь идет о развитии эмпатии, осознанного
противостояния злу и проявлению радости за другого.
Развитие
эмоционального
интеллекта
детей
раннего
возраста
отражается в содержании раздела «Социально-коммуникационное развитие»:
«Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать
чувство
симпатии
к
ним.
Способствовать
накоплению
опыта
доброжелательных
взаимоотношений
со
сверстниками,
воспитывать
эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка,
проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувст-
вовать). Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности;
развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться
успехам, красивым игрушкам и т. п..» [3].
Для того чтобы оказать детям помощь в развитии их эмоциональной
сферы, целесообразно познакомиться с особенностями развитий эмоций у
детей раннего возраста.
Как и в младенческом возрасте, эмоции ребенка раннего возраста
неустойчивы,
кратковременны
и
имеют
бурное
выражение.
Также
характерным является эффект «эмоционального заражения». Как отмечает
Г.А. Урунтаева, эмоции на этом этапе онтогенеза во многом определяют все
поведение
ребенка,
именно
поэтому
оно
так
импульсивно
и
часто
непредсказуемо [4]. Примерно в 1,5-2 года начинают закладываться
простейшие нравственные эмоции. Стимулирующим фактором для этого
выступает похвала или порицание со стороны взрослых, которые формирует
первоначальное различение «хорошо - плохо».
К 3 годам начинают проявляться эстетические чувства: радость может
быть вызвана красивым платьем, цветущим растением; постепенно различия
касаются и характера музыки, ее «настроения».
Но если в младенческом возрасте радость вызывает все яркое и
блестящее,
то
в
раннем
возрасте
малыш
уже
пытается
отличать
действительно красивое от вычурного и безвкусного, основываясь на оценках
взрослых. Постепенно эти оценки становятся все более независимыми от
мнения взрослых. Очень часто у детей этого возраста активизируется
потребность выразить себя, свои чувства через движение, пение, рисунок.
Развиваются и интеллектуальные чувства. Они проявляются в виде
удовольствия при удовлетворении интереса к окружающему. В этот период
ребенок начинает в меру своего речевого развития задавать вопросы
познавательного характера.
Е. Волосова отмечает, что эмоции детей второго года жизни тесно
взаимосвязаны
с
успешностью
или
неуспешностью
их
предметной
деятельности [1]. Источником появления данных эмоций могут являться:
объект предстоящего действия, ситуация, в которой предстоит действовать,
собственные действия, результат самостоятельной деятельности. Другими
словами, переживания теперь связываются с успешным или неуспешным
овладением умениями, а также результатами своей деятельности. В связи с
этим
можно
утверждать,
что
«происходит
дальнейшая
социализация
эмоций».
Начинает
проявляться
эмоциональное
отношение
к
сверстнику.
Основной тенденцией в этом возрасте является своеобразная узурпация
внимания значимого взрослого, проявление ревности к сверстнику, с
которым приходится его делить. При обращении внимания взрослого на
состояние другого ребенка малыш 2-3 лет способен проникнуться к своему
сверстнику симпатией. В этом возрасте начинает развиваться избирательное
отношение к сверстникам, что проявляется в явно демонстрируемых
симпатиях. В отношении взрослых отмечается характерное для детей
данного возраста стремление к похвале, поощрению с их стороны.
Особое
значение
приобретает
слово,
включенное
в
протекание
эмоциональных процессов. Выраженное взрослым вербальное оценивание
тех или иных явлений становится основой для дальнейшего развития чувств
и моральных суждений, сначала подкрепляемое мимикой и интонацией, а
затем и без таковых.
Так закладывается основа для развития речевой регуляции поведения,
заключающаяся в связи слова и представлений, что способствует развитию
некоторой целенаправленности действий ребенка.
В ситуации развития у ребенка раннего возраста потребности в похвале
начинают складываться предпосылки зарождения чувства гордости и
самолюбия, а также чувство стыда. Последнее, по мнению Р.Х. Шакурова,
свидетельствует о формировании у ребенка представлений о положительно и
отрицательно оцениваемых взрослыми образцах поведения [5].
Таким образом, к особенностям развития эмоционального интеллекта
детей раннего возраста относятся следующие тезисы:
- эмоции также неустойчивы и изменчивы, как и в младенческом
возрасте;
- эмоции являются мотивами поведения ребенка, что объясняет их
импульсивность;
-
более
интенсивно
начинают
развиваться
интеллектуальные,
эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в
этот период занимают чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство
стыда;
- особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое
становится средством оценивания тех или иных качеств и поступков.
Список литературы:
1.
Волосова, Е. Развитие эмоций у детей / Е. Волосова // Дошкольное
воспитание. - 1979 - №11 - С. 57.
2.
Ленкина В. О., Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы
развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста //
Молодой ученый. - 2017. - №13. - С. 569-571.
3.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. - М.: Мозаика Синтез, 2014. - 368 С.
4.
Урунтаева Г. А. Детская психология: Учебник для студ. сред. учеб.
заведений. - М.: Академия, 2006.- 368 С.
5.
Шакуров, Р. Х. Человек формируется с детства / Р. Х. Шакуров. – М. :
Педагогика, 1972. – 110 С.