Напоминание

Особенности развития эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста


Автор: Алла Ивановна Рыхтикова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ДС №65 СЕМИЦВЕТИК,
Населённый пункт: Московская область, г. Подольск
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности развития эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности развития эмоционального интеллекта

у детей раннего возраста.

Новый термин, который привнес ФГОС ДО - эмоциональный

интеллект. Что это такое? Ребенок так же, как и взрослый, обладает

эмоциями, проявляет их, но еще не может эти эмоции контролировать. И

даже взрослые не всегда следят за тем, что и как говорят, в какой ситуации, в

какое время, с какой интонацией голоса, как проявляют свое отношение к

другим. Есть люди, которым легко общаться: они проницательны, предвидят

реакцию человека на фразу, событие, даже тон голоса, осознают свои

переживания и переживания других людей и т. д. Этой категории людей

легче взаимодействовать с окружающими, добиваясь поставленной цели.

Таким образом,

эмоциональный интеллект

(от англ. emotional

intelligence, EI) - это способность человека распознавать эмоции, понимать

намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также

способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях

решения практических задач. В отношении дошкольников эмоциональный

интеллект может быть представлен как основа развития положительной

адаптации и социализации в человеческом обществе [2]. Чтобы у ребенка не

было

больших

проблем

с

социализацией,

оценкой

окружающей

действительности, его необходимо учить узнавать, проявлять эмоции

(желательно положительные). В развитии эмоционального интеллекта у

детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого

ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя его переживания и

эмоции. В первую очередь речь идет о развитии эмпатии, осознанного

противостояния злу и проявлению радости за другого.

Развитие

эмоционального

интеллекта

детей

раннего

возраста

отражается в содержании раздела «Социально-коммуникационное развитие»:

«Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать

чувство

симпатии

к

ним.

Способствовать

накоплению

опыта

доброжелательных

взаимоотношений

со

сверстниками,

воспитывать

эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка,

проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувст-

вовать). Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности;

развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться

успехам, красивым игрушкам и т. п..» [3].

Для того чтобы оказать детям помощь в развитии их эмоциональной

сферы, целесообразно познакомиться с особенностями развитий эмоций у

детей раннего возраста.

Как и в младенческом возрасте, эмоции ребенка раннего возраста

неустойчивы,

кратковременны

и

имеют

бурное

выражение.

Также

характерным является эффект «эмоционального заражения». Как отмечает

Г.А. Урунтаева, эмоции на этом этапе онтогенеза во многом определяют все

поведение

ребенка,

именно

поэтому

оно

так

импульсивно

и

часто

непредсказуемо [4]. Примерно в 1,5-2 года начинают закладываться

простейшие нравственные эмоции. Стимулирующим фактором для этого

выступает похвала или порицание со стороны взрослых, которые формирует

первоначальное различение «хорошо - плохо».

К 3 годам начинают проявляться эстетические чувства: радость может

быть вызвана красивым платьем, цветущим растением; постепенно различия

касаются и характера музыки, ее «настроения».

Но если в младенческом возрасте радость вызывает все яркое и

блестящее,

то

в

раннем

возрасте

малыш

уже

пытается

отличать

действительно красивое от вычурного и безвкусного, основываясь на оценках

взрослых. Постепенно эти оценки становятся все более независимыми от

мнения взрослых. Очень часто у детей этого возраста активизируется

потребность выразить себя, свои чувства через движение, пение, рисунок.

Развиваются и интеллектуальные чувства. Они проявляются в виде

удовольствия при удовлетворении интереса к окружающему. В этот период

ребенок начинает в меру своего речевого развития задавать вопросы

познавательного характера.

Е. Волосова отмечает, что эмоции детей второго года жизни тесно

взаимосвязаны

с

успешностью

или

неуспешностью

их

предметной

деятельности [1]. Источником появления данных эмоций могут являться:

объект предстоящего действия, ситуация, в которой предстоит действовать,

собственные действия, результат самостоятельной деятельности. Другими

словами, переживания теперь связываются с успешным или неуспешным

овладением умениями, а также результатами своей деятельности. В связи с

этим

можно

утверждать,

что

«происходит

дальнейшая

социализация

эмоций».

Начинает

проявляться

эмоциональное

отношение

к

сверстнику.

Основной тенденцией в этом возрасте является своеобразная узурпация

внимания значимого взрослого, проявление ревности к сверстнику, с

которым приходится его делить. При обращении внимания взрослого на

состояние другого ребенка малыш 2-3 лет способен проникнуться к своему

сверстнику симпатией. В этом возрасте начинает развиваться избирательное

отношение к сверстникам, что проявляется в явно демонстрируемых

симпатиях. В отношении взрослых отмечается характерное для детей

данного возраста стремление к похвале, поощрению с их стороны.

Особое

значение

приобретает

слово,

включенное

в

протекание

эмоциональных процессов. Выраженное взрослым вербальное оценивание

тех или иных явлений становится основой для дальнейшего развития чувств

и моральных суждений, сначала подкрепляемое мимикой и интонацией, а

затем и без таковых.

Так закладывается основа для развития речевой регуляции поведения,

заключающаяся в связи слова и представлений, что способствует развитию

некоторой целенаправленности действий ребенка.

В ситуации развития у ребенка раннего возраста потребности в похвале

начинают складываться предпосылки зарождения чувства гордости и

самолюбия, а также чувство стыда. Последнее, по мнению Р.Х. Шакурова,

свидетельствует о формировании у ребенка представлений о положительно и

отрицательно оцениваемых взрослыми образцах поведения [5].

Таким образом, к особенностям развития эмоционального интеллекта

детей раннего возраста относятся следующие тезисы:

- эмоции также неустойчивы и изменчивы, как и в младенческом

возрасте;

- эмоции являются мотивами поведения ребенка, что объясняет их

импульсивность;

-

более

интенсивно

начинают

развиваться

интеллектуальные,

эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в

этот период занимают чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство

стыда;

- особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое

становится средством оценивания тех или иных качеств и поступков.

Список литературы:

1.

Волосова, Е. Развитие эмоций у детей / Е. Волосова // Дошкольное

воспитание. - 1979 - №11 - С. 57.

2.

Ленкина В. О., Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы

развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста //

Молодой ученый. - 2017. - №13. - С. 569-571.

3.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа

дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.

Васильевой. - М.: Мозаика Синтез, 2014. - 368 С.

4.

Урунтаева Г. А. Детская психология: Учебник для студ. сред. учеб.

заведений. - М.: Академия, 2006.- 368 С.

5.

Шакуров, Р. Х. Человек формируется с детства / Р. Х. Шакуров. – М. :

Педагогика, 1972. – 110 С.



В раздел образования