Автор: Ямалиева Дилбар Ришатовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 "РОСИНКА"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Лэпбук "Симфонический оркестр"
Раздел: дошкольное образование
Дилбар Ришатовна Ямалиева,
музыкальный руководитель
МАДОУ города Нижневартовска ДС № 41 «Росинка»
г. Нижневартовск
Лэпбук
ㅤ
«Симфонический оркестр»
С самого рождения малыш с интересом изучает мир вокруг него. Чем
старше он становится, тем больше проявляется его любознательность. Поэтому
на детский сад возложена большая ответственность – помочь ребенку в его
всестороннем развитии.
В период становления малыша как личности ему крайне важно создать
благоприятные условия для полноценного развития. В этом не последнее место
занимает
окружающая
его
предметно-пространственная
среда.
От
того,
насколько грамотно она организована, зависит эмоциональное благополучие
детей,
их
развитие,
содержание
и
качество
образовательной
деятельности.
Поэтому
педагогам
дошкольных
образовательных
организаций
важно
дать
возможность малышам жить полноценной жизнью здесь и сейчас.
В
ㅤ
условиях
ㅤ
модернизации
ㅤ
образования учителю
ㅤ
необходимо
ㅤ
искать
ㅤ
новые
ㅤ
методы
ㅤ
и
ㅤ
технологии
ㅤ
обучения,
ㅤ
которые
ㅤ
помогали
ㅤ
бы
ㅤ
ему
ㅤ
обучать
ㅤ
и
ㅤ
воспитывать
ㅤ
личность,
ㅤ
которая
ㅤ
нужна
ㅤ
новому
ㅤ
современному
ㅤ
обществу
ㅤ
—
ㅤ
личность,
ㅤ
которая
ㅤ
может
ㅤ
нестандартно
ㅤ
мыслить,
ㅤ
предлагать
ㅤ
и
ㅤ
реализовывать
ㅤ
различные
ㅤ
идеи.
Многие
ㅤ
педагоги
ㅤ
стремятся
ㅤ
к
ㅤ
поиску
ㅤ
новых
ㅤ
занимательных
ㅤ
форм,
ㅤ
методов
ㅤ
и
ㅤ
инновационных
ㅤ
подходов
ㅤ
к
ㅤ
созданию
ㅤ
развивающей
ㅤ
музыкальной
ㅤ
среды
ㅤ
–
ㅤ
содержательно насыщенной
ㅤ
(интересной),
ㅤ
доступной,
ㅤ
вариативной,
ㅤ
полифункциональной,
ㅤ
транспортируемой
ㅤ
и
ㅤ
безопасной,
ㅤ
которые
ㅤ
обозначены
ㅤ
в
ㅤ
требованиях
ㅤ
к
ㅤ
созданию
ㅤ
РППС
ㅤ
ДО
ㅤ
в
ㅤ
ФГОС. Одним
ㅤ
из
ㅤ
таких
ㅤ
новых
ㅤ
методов
ㅤ
является
ㅤ
– лэпбук. Дословно с английского данное понятие переводится как
«наколенная книга». Фактически это настольная книга, содержание которой
ребенок может подобрать самостоятельно. С ее помощью малыш может в
игровой форме изучить тот материал, который ему предоставляет педагог.
Лэпбук –
ㅤ
тематическая
ㅤ
картонная
ㅤ
папка,
ㅤ
раскрыв
ㅤ
которую,
ㅤ
ребенок
ㅤ
действует
ㅤ
по
ㅤ
своему
ㅤ
усмотрению
ㅤ
с
ㅤ
ее
ㅤ
содержимым.
ㅤ
В
ㅤ
этой
ㅤ
папке
ㅤ
множество
ㅤ
подвижных
ㅤ
деталей,
ㅤ
забавные
ㅤ
картинки,
ㅤ
игры
ㅤ
по
ㅤ
конкретной
ㅤ
теме.
ㅤ
Для
ㅤ
ребенка
ㅤ
это
игра,
ㅤ
а
ㅤ
для
ㅤ
педагога
ㅤ
–
ㅤ
возможность
ㅤ
закрепить
ㅤ
пройденный
ㅤ
материал
ㅤ
в
ㅤ
игровой
ㅤ
форме.
ㅤ
Лэпбуки
ㅤ
помогают
ㅤ
быстро
ㅤ
и
ㅤ
эффективно
ㅤ
усвоить
ㅤ
и
ㅤ
новую
ㅤ
информацию,
ㅤ
и
ㅤ
закрепить
ㅤ
изученное
ㅤ
в
ㅤ
занимательно-игровой
ㅤ
форме.
Лэпбук
можно
сделать
совместно
с
ребенком.
Таким
способом
эффективно
развивается
фантазия
и
творческое
начало
малышей.
Познавательный
процесс
создания
тематической
папки
позволяет
ребенку
почувствовать
себя
поэтом,
художником,
дизайнером.
Начиная
с
самого
раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее
вокруг.
Все,
что
окружает
ребенка,
формирует
его
психику,
является
источником его знаний и социального опыта. Поэтому главная задача ДОО –
создать
такие
условия,
которые
способствовали
бы
наиболее
полной
реализации всестороннего развития детей.
Преимущества лэпбука:
может
ㅤ
использоваться
ㅤ
в
ㅤ
индивидуальной
ㅤ
работе
ㅤ
с
ㅤ
ребенком
является
ㅤ
одной
ㅤ
из
ㅤ
форм
ㅤ
организации
ㅤ
совместной
ㅤ
деятельности
ㅤ
ㅤ
ребенка
ㅤ
и
ㅤ
родителей
активно
ㅤ
используется
ㅤ
детьми
ㅤ
в
ㅤ
самостоятельной
ㅤ
деятельности
представляет
ㅤ
собой
ㅤ
совокупность
ㅤ
заданий
ㅤ
и
ㅤ
упражнений
ㅤ
по
ㅤ
определенной
ㅤ
теме
является
ㅤ
диагностическим
ㅤ
инструментарием
ㅤ
для
ㅤ
педагога
Преимущества использования лэпбука:
1.
Лэпбук
даёт
возможность
обеспечения
интеграции
различных
образовательных областей, объединяя весь материал в единое целое.
2.
Благодаря
лэпбуку
деятельность
ребёнка
строится
на
основе
его
индивидуальных
особенностей
и
потребностей,
а
ребёнок
активен
при
выборе содержания своей деятельности.
3.
Дошкольник
получает
необходимую
информацию
и
навыки
через
деятельность.
4.
Вовлекая
детей
в процесс оформления
лэпбука,
мы
помогаем
ему в
приобретении навыка сбора и организации материала. А это закладывает
хорошую основу для школьного обучения (написание проектов, рефератов,
сообщений и т.д.)
5.
Лэпбуки
хороши
для
закрепления
материала
по
определённой
теме,
особенно в разновозрастных группах (есть возможность подбирать задания
в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей).
Так как процесс изготовления лэпбука является достаточно трудоёмким и
требует чёткого представления о конечном продукте, для его оптимизации был
выработан определённый алгоритм, который приходит в помощь при создании
этой универсальной папки-книжки.
Я
подготовила
свой
лэпбук
как
дидактическое
пособие
для
детей
старшего дошкольного возраста. Он представляет собой тематическую папку
размером
30*30
ㅤ
см,
ㅤ
и
2 разворота
25*30
см.
На
ㅤ
страницах
ㅤ
папки
ㅤ
имеются различные
ㅤ
кармашки, конвертики, диски и
ㅤ
карточки, в
которых
ㅤ
собрана информация по теме «Симфонический оркестр».
Рисунок 1. Полный разворот тематической папки
Тема: «Симфонический оркестр»
Цель: Закрепление знаний об инструментах симфонического оркестра.
Задачи:
1.
Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный
кругозор.
2.
Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое
восприятие детей.
3.
Побуждать
детей
к
самостоятельным
действиям
(играм)
за
рамками
музыкальных занятий.
Рекомендуемый возраст занятий: 5
ㅤ
лет
ㅤ
и
ㅤ
выше
ㅤ
(дети
ㅤ
7-8
ㅤ
лет
ㅤ
уже
ㅤ
могут
ㅤ
совершенно
ㅤ
самостоятельно
ㅤ
придумывать
ㅤ
и
ㅤ
делать
ㅤ
свои
ㅤ
собственные
ㅤ
лэпбуки,
ㅤ
либо
ㅤ
свои
ㅤ
проекты
ㅤ
оформлять
ㅤ
в
ㅤ
виде лэпбуков).
Форма
ㅤ
занятий: использовать
ㅤ
можно
ㅤ
как
ㅤ
индивидуально,
ㅤ
так
ㅤ
и
ㅤ
на
ㅤ
групповом
ㅤ
(подгрупповом)
ㅤ
занятии.
Содержание
ㅤ
папки:
4
ㅤ
развивающие
ㅤ
игры:
ㅤ
(«Дирижер», «Определи
инструмент»,
ㅤ
«Сложи
ㅤ
музыку»,
ㅤ
«Четвертый
ㅤ
лишний»);
задания
ㅤ
по
ㅤ
данной
ㅤ
теме:
ㅤ
«Соедини
ㅤ
линиями
ㅤ
инструменты
ㅤ
с
ㅤ
их
ㅤ
названием»,
ㅤ
«Простучи
ㅤ
ритм»,
ㅤ
«Отгадай
ㅤ
загадку»,
ㅤ
«Почитай»;
иллюстрации
симфонического
ㅤ
оркестра,
ㅤ
групп
ㅤ
музыкальных
ㅤ
инструментов;
аудиодиск;
коробка
ㅤ
с
ㅤ
макетами
ㅤ
музыкальных
ㅤ
инструментов.
Игры
все
красочные,
прочные,
часто
используемые
детали
заламинированы.
Рисунок 2. «Правый разворот»
Рисунок 3. «Левый разворот»
Музыкальная
ㅤ
игра
ㅤ
для
ㅤ
развития
ㅤ
детского
ㅤ
творчества
ㅤ
«Дирижёр»
ㅤ
Цель:
Расширение
представлений
о
ㅤ
расположении
ㅤ
музыкальных
ㅤ
инструментов
ㅤ
симфонического
ㅤ
оркестра.
Закрепить
ㅤ
знания
ㅤ
об
ㅤ
инструментах
ㅤ
(название,
ㅤ
внешний
ㅤ
вид,
ㅤ
звучание,
ㅤ
принадлежность
ㅤ
к
ㅤ
тому
ㅤ
или
ㅤ
иному
ㅤ
виду
ㅤ
оркестра).
Игровой
ㅤ
материал:
Игровое
поле
с
изображением
ㅤ
расположения
ㅤ
музыкальных
ㅤ
инструментов
ㅤ
симфонического
ㅤ
оркестра.
ㅤ
Аудиозапись
ㅤ
симфонического
ㅤ
оркестра
ㅤ
(«Полька»
ㅤ
Шостаковича
ㅤ
из
ㅤ
Первой
ㅤ
балетной
ㅤ
сюиты,
ㅤ
«В
ㅤ
пещере
ㅤ
горного
ㅤ
короля»
ㅤ
Э.
ㅤ
Грига
ㅤ
или
ㅤ
«Военный
ㅤ
марш»
ㅤ
Г.
ㅤ
Свиридова.)
ㅤ
Музыкальные
ㅤ
инструменты
ㅤ
(макеты
ㅤ
ㅤ
или
ㅤ
ㅤ
картинки).
Ход
ㅤ
игры:
Ребенок
ㅤ
–
ㅤ
дирижер,
ㅤ
прослушав
ㅤ
аудиозапись
ㅤ
симфонической
ㅤ
музыки,
ㅤ
определяет
ㅤ
солирующий
ㅤ
инструмент
ㅤ
и
ㅤ
располагает
ㅤ
его
ㅤ
на
ㅤ
поле.
ㅤ
Рисунок 4. «Расположение музыкантов оркестра»
Рисунок 5. «Действия ребенка с макетами инструментов
Рисунок 6. «Расположение инструментов на поле».
Игра
ㅤ
«Определи
ㅤ
инструмент»
Цель:
ㅤ
ㅤ
Углубить
ㅤ
знания
ㅤ
детей
ㅤ
о
ㅤ
музыкальных
ㅤ
инструментах.
Игровой
ㅤ
материал:
ㅤ
Маркер,
ㅤ
губка,
ㅤ
игровое
ㅤ
поле.
ㅤ
Ход
ㅤ
игры:
ㅤ
Ребенок
ㅤ
ㅤ
маркером
ㅤ
соединяет
ㅤ
линиями
ㅤ
изображения
ㅤ
музыкальных
ㅤ
инструментов
ㅤ
с
ㅤ
их
ㅤ
названиями.
Рисунок 7. Схема к игре «Определи инструмент»
Дидактическая
ㅤ
игра
ㅤ
ㅤ
«Сложи
ㅤ
музыку»
ㅤ
на
ㅤ
различение
ㅤ
формы
ㅤ
музыкального
ㅤ
произведения
ㅤ
Цель:
ㅤ
Развивать
ㅤ
у
ㅤ
детей
ㅤ
умение
ㅤ
различать
ㅤ
форму
ㅤ
музыкального
ㅤ
произведения
ㅤ
(запев,
ㅤ
припев
ㅤ
в
ㅤ
песне),
ㅤ
передавать
ㅤ
структуру
ㅤ
песни,
ㅤ
состоящую
ㅤ
из
ㅤ
повторяющихся
ㅤ
элементов
ㅤ
в
ㅤ
виде
ㅤ
условного
ㅤ
изображения.
Игровой
ㅤ
материал:
ㅤ
ㅤ
Кружки
ㅤ
и
ㅤ
прямоугольники
ㅤ
разного
ㅤ
цвета.
Рисунок 8. «Конверт с игровым материалом»
Ход
ㅤ
игры:
ㅤ
Ребенок
ㅤ
слушает
ㅤ
музыку
ㅤ
и
ㅤ
определяет,
ㅤ
сколько
ㅤ
в
ㅤ
ней
ㅤ
частей.
ㅤ
Есть
ㅤ
ли
ㅤ
одинаковые
ㅤ
части,
ㅤ
и
ㅤ
как
ㅤ
часто
ㅤ
повторяется.
ㅤ
После
ㅤ
этого
ㅤ
выкладывает
ㅤ
схему
ㅤ
с
ㅤ
помощью
ㅤ
разноцветных
ㅤ
фигурок:
ㅤ
каждая
ㅤ
часть
ㅤ
обозначается
ㅤ
кружком
ㅤ
какого-либо
ㅤ
цвета,
ㅤ
а
ㅤ
другая
ㅤ
часть
ㅤ
–
ㅤ
другой
ㅤ
фигурой.
ㅤ
Во
ㅤ
время
ㅤ
повторного
ㅤ
исполнения
ㅤ
музыки,
ㅤ
ребёнок
ㅤ
выкладывает
ㅤ
геометрические
ㅤ
формы
ㅤ
в
ㅤ
той
ㅤ
последовательности,
ㅤ
которая
ㅤ
соответствует
ㅤ
строению
ㅤ
прослушанной
ㅤ
музыки.
Книжка-малышка
ㅤ
«Музыка,
ㅤ
звуки
ㅤ
и
ㅤ
инструменты»
Цель:
ㅤ
Познакомить
ㅤ
детей
ㅤ
с
ㅤ
понятиями
ㅤ
«Дирижер»,
ㅤ
группы
ㅤ
музыкальных
ㅤ
инструментов:
ㅤ
«духовые»,
ㅤ
«струнно-смычковые»,
ㅤ
«ударные»
ㅤ
и
ㅤ
т.д.
Рисунок 9. «Книжка-малышка»
Не озвученная
ㅤ
клавиатура
Рисунок 10. «Клавиатура»
Не озвученные
ㅤ
инструменты
ㅤ
играют
ㅤ
большую
ㅤ
роль
ㅤ
ㅤ
в
ㅤ
развитии
ㅤ
малышей.
ㅤ
Дети,
ㅤ
представляя
ㅤ
себя
ㅤ
играющими
ㅤ
на
ㅤ
музыкальных
ㅤ
инструментах,
ㅤ
напевают.
ㅤ
Таким
ㅤ
образом,
ㅤ
не озвученные
ㅤ
игрушки-инструменты
ㅤ
упражняют
ㅤ
детей
ㅤ
в
ㅤ
умении
ㅤ
правильно
ㅤ
воспроизводить
ㅤ
мелодию,
ㅤ
стимулируют
ㅤ
их
ㅤ
самостоятельную
ㅤ
деятельность.
Игра
ㅤ
«Четвертый
ㅤ
лишний»
Цель:
ㅤ
Закрепить
ㅤ
знания
ㅤ
детей
ㅤ
о
ㅤ
группах
ㅤ
музыкальных
ㅤ
инструментов
ㅤ
–
ㅤ
струнные,
ㅤ
духовые,
ㅤ
ударные,
ㅤ
шумовые,
ㅤ
клавишные.
Игровой
ㅤ
материал: Карточки
ㅤ
ㅤ
с
ㅤ
изображением
ㅤ
групп
ㅤ
ㅤ
музыкальных
ㅤ
инструментов,
ㅤ
фишки.
Рисунок 12. «Карточки с инструментами»
Ход игры: Можно играть с одним ребенком или с группой детей. На
каждой карточке изображены 4 музыкальных инструмента. Три инструмента
относятся к одной группе, а четвертый – к другой. Ребенок рассматривает
картинки и выделяет одну - «лишнюю», и объясняет свой выбор.
Процесс создания собственного лэпбука позволяет малышам не только
усвоить пройденный материал в игровой форме, но и проявить свои творческие
наклонности. А для педагога, создание лэпбука – творческий процесс, который
помогает
систематизировать
материал
по
определенной
теме
и
пополнить
развивающую предметно-пространственной среды.
Создание
ㅤ
лэпбука
ㅤ
решает
ㅤ
задачи
ㅤ
современного
ㅤ
образования,
ㅤ
давая
ㅤ
не
ㅤ
только
ㅤ
знания
ㅤ
по
ㅤ
определенной
ㅤ
теме,
ㅤ
но
ㅤ
и
ㅤ
обучает
ㅤ
детей
ㅤ
ㅤ
ставить
ㅤ
перед
ㅤ
собой
ㅤ
определенные
ㅤ
задачи
ㅤ
и
ㅤ
решать
ㅤ
их,
ㅤ
творчески
ㅤ
подходить
ㅤ
к
ㅤ
вопросу
ㅤ
организации
ㅤ
и
ㅤ
подбора
ㅤ
информации.
ㅤ
Создав
ㅤ
однажды
ㅤ
лэпбук,
ㅤ
самую
ㅤ
скучную
ㅤ
тему
ㅤ
можно
ㅤ
превратить
ㅤ
в
ㅤ
увлекательную
ㅤ
игру.
ㅤ
Ведь
ㅤ
ребенок
ㅤ
через
ㅤ
игру
ㅤ
исследует,
ㅤ
добывает
ㅤ
новые
ㅤ
знания,
ㅤ
делает новые
ㅤ
открытия,
ㅤ
а
ㅤ
задача
ㅤ
педагога
ㅤ
лишь
ㅤ
направить
ㅤ
его
ㅤ
в
ㅤ
нужном
ㅤ
направлении.
ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА
1.
Анисимова
ㅤ
Г.И.
ㅤ
Сто
ㅤ
музыкальных
ㅤ
игр
ㅤ
для
ㅤ
развития
ㅤ
дошкольников.
ㅤ
Старшая
ㅤ
и
ㅤ
подготовительная
ㅤ
группы.
ㅤ
Ярославль:
ㅤ
Академия
ㅤ
развития,
ㅤ
2005.
ㅤ
96с.
2.
Зацепина
ㅤ
М.Б.
ㅤ
Музыкальное
ㅤ
воспитание
ㅤ
в
ㅤ
детском
ㅤ
саду.
ㅤ
Программа
ㅤ
и
ㅤ
методические
ㅤ
рекомендации
ㅤ
/
ㅤ
М.Б.
ㅤ
Зацепина.
ㅤ
М.:
ㅤ
Мозаика-синтез,
ㅤ
2005.
ㅤ
ㅤ
88с.
3.
Роот
ㅤ
З.Я.
ㅤ
Музыкально-дидактические
ㅤ
игры
ㅤ
для
ㅤ
детей
ㅤ
дошкольного
ㅤ
возраста.
ㅤ
Пособие
ㅤ
для
ㅤ
музыкальных
ㅤ
руководителей/
ㅤ
З.Я. Роот.
ㅤ
М.:
ㅤ
Айрис-
Пресс,
ㅤ
2004.
ㅤㅤ
64с.