Напоминание

Лэпбук "Симфонический оркестр"


Автор: Ямалиева Дилбар Ришатовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 "РОСИНКА"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Лэпбук "Симфонический оркестр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дилбар Ришатовна Ямалиева,

музыкальный руководитель

МАДОУ города Нижневартовска ДС № 41 «Росинка»

г. Нижневартовск

Лэпбук

«Симфонический оркестр»

С самого рождения малыш с интересом изучает мир вокруг него. Чем

старше он становится, тем больше проявляется его любознательность. Поэтому

на детский сад возложена большая ответственность – помочь ребенку в его

всестороннем развитии.

В период становления малыша как личности ему крайне важно создать

благоприятные условия для полноценного развития. В этом не последнее место

занимает

окружающая

его

предметно-пространственная

среда.

От

того,

насколько грамотно она организована, зависит эмоциональное благополучие

детей,

их

развитие,

содержание

и

качество

образовательной

деятельности.

Поэтому

педагогам

дошкольных

образовательных

организаций

важно

дать

возможность малышам жить полноценной жизнью здесь и сейчас.

В

условиях

модернизации

образования учителю

необходимо

искать

новые

методы

и

технологии

обучения,

которые

помогали

бы

ему

обучать

и

воспитывать

личность,

которая

нужна

новому

современному

обществу

личность,

которая

может

нестандартно

мыслить,

предлагать

и

реализовывать

различные

идеи.

Многие

педагоги

стремятся

к

поиску

новых

занимательных

форм,

методов

и

инновационных

подходов

к

созданию

развивающей

музыкальной

среды

содержательно насыщенной

(интересной),

доступной,

вариативной,

полифункциональной,

транспортируемой

и

безопасной,

которые

обозначены

в

требованиях

к

созданию

РППС

ДО

в

ФГОС. Одним

из

таких

новых

методов

является

– лэпбук. Дословно с английского данное понятие переводится как

«наколенная книга». Фактически это настольная книга, содержание которой

ребенок может подобрать самостоятельно. С ее помощью малыш может в

игровой форме изучить тот материал, который ему предоставляет педагог.

Лэпбук

тематическая

картонная

папка,

раскрыв

которую,

ребенок

действует

по

своему

усмотрению

с

ее

содержимым.

В

этой

папке

множество

подвижных

деталей,

забавные

картинки,

игры

по

конкретной

теме.

Для

ребенка

это

игра,

а

для

педагога

возможность

закрепить

пройденный

материал

в

игровой

форме.

Лэпбуки

помогают

быстро

и

эффективно

усвоить

и

новую

информацию,

и

закрепить

изученное

в

занимательно-игровой

форме.

Лэпбук

можно

сделать

совместно

с

ребенком.

Таким

способом

эффективно

развивается

фантазия

и

творческое

начало

малышей.

Познавательный

процесс

создания

тематической

папки

позволяет

ребенку

почувствовать

себя

поэтом,

художником,

дизайнером.

Начиная

с

самого

раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее

вокруг.

Все,

что

окружает

ребенка,

формирует

его

психику,

является

источником его знаний и социального опыта. Поэтому главная задача ДОО –

создать

такие

условия,

которые

способствовали

бы

наиболее

полной

реализации всестороннего развития детей.

Преимущества лэпбука:

может

использоваться

в

индивидуальной

работе

с

ребенком

является

одной

из

форм

организации

совместной

деятельности

ребенка

и

родителей

активно

используется

детьми

в

самостоятельной

деятельности

представляет

собой

совокупность

заданий

и

упражнений

по

определенной

теме

является

диагностическим

инструментарием

для

педагога

Преимущества использования лэпбука:

1.

Лэпбук

даёт

возможность

обеспечения

интеграции

различных

образовательных областей, объединяя весь материал в единое целое.

2.

Благодаря

лэпбуку

деятельность

ребёнка

строится

на

основе

его

индивидуальных

особенностей

и

потребностей,

а

ребёнок

активен

при

выборе содержания своей деятельности.

3.

Дошкольник

получает

необходимую

информацию

и

навыки

через

деятельность.

4.

Вовлекая

детей

в процесс оформления

лэпбука,

мы

помогаем

ему в

приобретении навыка сбора и организации материала. А это закладывает

хорошую основу для школьного обучения (написание проектов, рефератов,

сообщений и т.д.)

5.

Лэпбуки

хороши

для

закрепления

материала

по

определённой

теме,

особенно в разновозрастных группах (есть возможность подбирать задания

в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей).

Так как процесс изготовления лэпбука является достаточно трудоёмким и

требует чёткого представления о конечном продукте, для его оптимизации был

выработан определённый алгоритм, который приходит в помощь при создании

этой универсальной папки-книжки.

Я

подготовила

свой

лэпбук

как

дидактическое

пособие

для

детей

старшего дошкольного возраста. Он представляет собой тематическую папку

размером

30*30

см,

и

2 разворота

25*30

см.

На

страницах

папки

имеются различные

кармашки, конвертики, диски и

карточки, в

которых

собрана информация по теме «Симфонический оркестр».

Рисунок 1. Полный разворот тематической папки

Тема: «Симфонический оркестр»

Цель: Закрепление знаний об инструментах симфонического оркестра.

Задачи:

1.

Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный

кругозор.

2.

Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое

восприятие детей.

3.

Побуждать

детей

к

самостоятельным

действиям

(играм)

за

рамками

музыкальных занятий.

Рекомендуемый возраст занятий: 5

лет

и

выше

(дети

7-8

лет

уже

могут

совершенно

самостоятельно

придумывать

и

делать

свои

собственные

лэпбуки,

либо

свои

проекты

оформлять

в

виде лэпбуков).

Форма

занятий: использовать

можно

как

индивидуально,

так

и

на

групповом

(подгрупповом)

занятии.

Содержание

папки:

4

развивающие

игры:

(«Дирижер», «Определи

инструмент»,

«Сложи

музыку»,

«Четвертый

лишний»);

задания

по

данной

теме:

«Соедини

линиями

инструменты

с

их

названием»,

«Простучи

ритм»,

«Отгадай

загадку»,

«Почитай»;

иллюстрации

симфонического

оркестра,

групп

музыкальных

инструментов;

аудиодиск;

коробка

с

макетами

музыкальных

инструментов.

Игры

все

красочные,

прочные,

часто

используемые

детали

заламинированы.

Рисунок 2. «Правый разворот»

Рисунок 3. «Левый разворот»

Музыкальная

игра

для

развития

детского

творчества

«Дирижёр»

Цель:

Расширение

представлений

о

расположении

музыкальных

инструментов

симфонического

оркестра.

Закрепить

знания

об

инструментах

(название,

внешний

вид,

звучание,

принадлежность

к

тому

или

иному

виду

оркестра).

Игровой

материал:

Игровое

поле

с

изображением

расположения

музыкальных

инструментов

симфонического

оркестра.

Аудиозапись

симфонического

оркестра

(«Полька»

Шостаковича

из

Первой

балетной

сюиты,

«В

пещере

горного

короля»

Э.

Грига

или

«Военный

марш»

Г.

Свиридова.)

Музыкальные

инструменты

(макеты

или

картинки).

Ход

игры:

Ребенок

дирижер,

прослушав

аудиозапись

симфонической

музыки,

определяет

солирующий

инструмент

и

располагает

его

на

поле.

Рисунок 4. «Расположение музыкантов оркестра»

Рисунок 5. «Действия ребенка с макетами инструментов

Рисунок 6. «Расположение инструментов на поле».

Игра

«Определи

инструмент»

Цель:

Углубить

знания

детей

о

музыкальных

инструментах.

Игровой

материал:

Маркер,

губка,

игровое

поле.

Ход

игры:

Ребенок

маркером

соединяет

линиями

изображения

музыкальных

инструментов

с

их

названиями.

Рисунок 7. Схема к игре «Определи инструмент»

Дидактическая

игра

«Сложи

музыку»

на

различение

формы

музыкального

произведения

Цель:

Развивать

у

детей

умение

различать

форму

музыкального

произведения

(запев,

припев

в

песне),

передавать

структуру

песни,

состоящую

из

повторяющихся

элементов

в

виде

условного

изображения.

Игровой

материал:

Кружки

и

прямоугольники

разного

цвета.

Рисунок 8. «Конверт с игровым материалом»

Ход

игры:

Ребенок

слушает

музыку

и

определяет,

сколько

в

ней

частей.

Есть

ли

одинаковые

части,

и

как

часто

повторяется.

После

этого

выкладывает

схему

с

помощью

разноцветных

фигурок:

каждая

часть

обозначается

кружком

какого-либо

цвета,

а

другая

часть

другой

фигурой.

Во

время

повторного

исполнения

музыки,

ребёнок

выкладывает

геометрические

формы

в

той

последовательности,

которая

соответствует

строению

прослушанной

музыки.

Книжка-малышка

«Музыка,

звуки

и

инструменты»

Цель:

Познакомить

детей

с

понятиями

«Дирижер»,

группы

музыкальных

инструментов:

«духовые»,

«струнно-смычковые»,

«ударные»

и

т.д.

Рисунок 9. «Книжка-малышка»

Не озвученная

клавиатура

Рисунок 10. «Клавиатура»

Не озвученные

инструменты

играют

большую

роль

в

развитии

малышей.

Дети,

представляя

себя

играющими

на

музыкальных

инструментах,

напевают.

Таким

образом,

не озвученные

игрушки-инструменты

упражняют

детей

в

умении

правильно

воспроизводить

мелодию,

стимулируют

их

самостоятельную

деятельность.

Игра

«Четвертый

лишний»

Цель:

Закрепить

знания

детей

о

группах

музыкальных

инструментов

струнные,

духовые,

ударные,

шумовые,

клавишные.

Игровой

материал: Карточки

с

изображением

групп

музыкальных

инструментов,

фишки.

Рисунок 12. «Карточки с инструментами»

Ход игры: Можно играть с одним ребенком или с группой детей. На

каждой карточке изображены 4 музыкальных инструмента. Три инструмента

относятся к одной группе, а четвертый – к другой. Ребенок рассматривает

картинки и выделяет одну - «лишнюю», и объясняет свой выбор.

Процесс создания собственного лэпбука позволяет малышам не только

усвоить пройденный материал в игровой форме, но и проявить свои творческие

наклонности. А для педагога, создание лэпбука – творческий процесс, который

помогает

систематизировать

материал

по

определенной

теме

и

пополнить

развивающую предметно-пространственной среды.

Создание

лэпбука

решает

задачи

современного

образования,

давая

не

только

знания

по

определенной

теме,

но

и

обучает

детей

ставить

перед

собой

определенные

задачи

и

решать

их,

творчески

подходить

к

вопросу

организации

и

подбора

информации.

Создав

однажды

лэпбук,

самую

скучную

тему

можно

превратить

в

увлекательную

игру.

Ведь

ребенок

через

игру

исследует,

добывает

новые

знания,

делает новые

открытия,

а

задача

педагога

лишь

направить

его

в

нужном

направлении.

ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА

1.

Анисимова

Г.И.

Сто

музыкальных

игр

для

развития

дошкольников.

Старшая

и

подготовительная

группы.

Ярославль:

Академия

развития,

2005.

96с.

2.

Зацепина

М.Б.

Музыкальное

воспитание

в

детском

саду.

Программа

и

методические

рекомендации

/

М.Б.

Зацепина.

М.:

Мозаика-синтез,

2005.

88с.

3.

Роот

З.Я.

Музыкально-дидактические

игры

для

детей

дошкольного

возраста.

Пособие

для

музыкальных

руководителей/

З.Я. Роот.

М.:

Айрис-

Пресс,

2004.

ㅤㅤ

64с.



В раздел образования