Напоминание

Закаливание детей в бассейне


Автор: Мочалова Екатерина Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: статья
Тема: Закаливание детей в бассейне
Раздел: дошкольное образование





Назад




Закаливание детей в бассейне

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом

для активного всестороннего развития – как умственного, так и

физического. В это время ребенок получает и усваивает информации

в несколько раз больше, чем в период школьного обучения. Сегодня,

следуя моде времени, родители больше внимания обращают на

умственное развитие своих детей, не проявляя должной заботы о

развитии физическом.

В настоящее время отмечается рост числа детей с различными

отклонениями в состоянии здоровья. При этом все более актуальным

становится поиск новых способов укрепления психологического

здоровья детей, стимуляции физического развития, закаливания

организма, повышение его устойчивости к различным заболеваниям.

В этом контексте важное значение имеет раннее обучение детей

плаванию.

Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка –

содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует

деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем,

значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата.

Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования

правильной осанки ребенка. Занятие плаванием способствует

лучшему усвоению питательных веществ детского организма. После

занятий процессы обмена и выделения протекают более совершенно.

Мышцы брюшного пресса и тазового дна укрепляются, у ребенка

улучшается аппетит.

Согласованный ритм работы мышц и органов дыхания,

горизонтальное положения тела, способствуют равномерной

циркуляции крови, улучшают вентиляцию легких, закрепляют навык

глубокого и ритмичного дыхания, содействуют росту и укреплению

костной ткани. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая

ребенка на ее поверхности, корректирует действия силы притяжения,

снижая тем самым давление на скелет в целом и прежде всего на

позвоночник.

В нашем детском саду осуществляется физкультурно-

оздоровительная работа с дошкольниками в бассейне.

В бассейне занятия длятся с октября по май месяц. В холле

бассейна проводим разминку. В бассейне имеются необходимые

оборудования: массажные коврики, мини-тренажеры. Для массажа

стоп сделали рефлекторную дорожку, по которой входят в душевую и

выходят из нее.

Рефлекторная дорожка состоит из следующих звеньев:

• емкость с водой, морскими ракушками и камушками;

• коврик с ребристой поверхностью;

• коврик, внутри которого находятся камушки;

• коврик с пришитыми резиновыми кольцами;

• коврик с пришитыми пуговицами и бусинками.

Очень важно поддерживать положительное эмоциональное

состояние детей на всех этапах обучения плаванию — стремиться к

тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли удовольствие,

побуждали к самостоятельности, вызывали стремление научиться

плавать.

При организации работы в бассейне предусмотрены следующие

этапы обучения:

1. Ознакомление с водной средой;

2. Обучение дыханию с выдохом в воду;

3. Обучение статическому плаванию;

4. Обучение скольжению в воде;

5. Обучение плаванию способом «кроль».

Содержание занятий определяем для каждой возрастной группы, и

включает в себя упражнения и игры, которые подбирались в порядке

постепенного увеличения нагрузки.

Практика показала, что в зависимости от индивидуальных

особенностей и физической подготовки каждого ребенка, материал не

может быть усвоен всеми детьми одинаково. Появилась потребность

заниматься по подгруппам и вводить разные задания, учитывая

уровень умений и навыков детей.

Изучение теории (Т. Богина, Т. Осокина, Е. Тимофеева) помогло

утвердиться в том, что в процессе обучения возможно варьирование

сроков при выполнении той или иной задачи. И переход от одной темы

к другой должен осуществляться только тогда, когда подавляющее

число детей освоят весь материал. Чем младше дети, тем большее

количество раз надо повторять задания для развития и закрепления

определенных навыков и умений. А при повторении, чтобы не было

утомительного однообразия, следует использовать задания и игры

одного типа, но разного содержания.

Неотъемлемой частью обучения плаванию являются праздники на

воде. Они создают основу для творческого проявления умений детей

в веселых играх и соревнованиях, для укрепления дружеских

взаимоотношений в детском коллективе. Участие в праздниках

объединяет детей общими радостными переживаниями, приносит

большое эмоциональное эстетическое удовольствие. Ребята

начинают глубже осознавать значение систематических упражнений в

плавании для достижения желаемых результатов, пробуждение

интереса к регулярным занятиям. А художественное оформление

бассейна вызывает у детей приподнятое настроение и радостное

ожидание праздника.

Обязательным атрибутом игры стали «призы». Это могут быть

подарки от Нептуна — морские ракушки, а также различные фигурки

животных, вырезанные из вышедших из строя надувных игрушек.

Награждаются дети, победившие в игре, эстафете, а также

показавшие лучшие результаты на занятиях. Часто поощряются и те

участники, которые очень старались, но в силу некоторых причин у них

не все получилось.

Серьезным аспектом в нашей работе является взаимодействие с

родителями. На родительских собраниях провидим мини-

консультации, во время которых обсуждаются вопросы, вызывающие

сомнения, затруднения у некоторых родителей, где даются

конкретные советы по закаливанию ребенка с учетом его состояния и

психофизиологических особенностей. Родители с удовольствием

посещают акваторию бассейна, где фотографируют и снимают на

камеру во время занятий, праздников и развлечений на воде.

Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение.

Они создают условия для воспитания смелости,

дисциплинированности, уравновешенности у детей, способствует

развитию умения действовать в коллективе, помогать друг другу.

Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь.

Купание, плавание, игры и развлечения на воде сохраняют и

укрепляют не только физическое, но также и психическое и

социальное здоровье дошкольника.

Список используемой литературы:

Баранова В., Медведева Л. Плавание как важнейшее средство

оздоровления //Дошкольное воспитание, 2008, № 6, с. 44- 49

Боброва И. И. Обучению детей плаванию в условиях детского сада

// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009,

№ 9, с. 51-55

Шанина Л. Плавание - крепость здоровья //Дошкольное

воспитание, 2001, № 6, с. 47-50.



В раздел образования