Автор: Мочалова Екатерина Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: статья
Тема: Закаливание детей в бассейне
Раздел: дошкольное образование
Закаливание детей в бассейне
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом
для активного всестороннего развития – как умственного, так и
физического. В это время ребенок получает и усваивает информации
в несколько раз больше, чем в период школьного обучения. Сегодня,
следуя моде времени, родители больше внимания обращают на
умственное развитие своих детей, не проявляя должной заботы о
развитии физическом.
В настоящее время отмечается рост числа детей с различными
отклонениями в состоянии здоровья. При этом все более актуальным
становится поиск новых способов укрепления психологического
здоровья детей, стимуляции физического развития, закаливания
организма, повышение его устойчивости к различным заболеваниям.
В этом контексте важное значение имеет раннее обучение детей
плаванию.
Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка –
содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует
деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем,
значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата.
Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования
правильной осанки ребенка. Занятие плаванием способствует
лучшему усвоению питательных веществ детского организма. После
занятий процессы обмена и выделения протекают более совершенно.
Мышцы брюшного пресса и тазового дна укрепляются, у ребенка
улучшается аппетит.
Согласованный ритм работы мышц и органов дыхания,
горизонтальное положения тела, способствуют равномерной
циркуляции крови, улучшают вентиляцию легких, закрепляют навык
глубокого и ритмичного дыхания, содействуют росту и укреплению
костной ткани. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая
ребенка на ее поверхности, корректирует действия силы притяжения,
снижая тем самым давление на скелет в целом и прежде всего на
позвоночник.
В нашем детском саду осуществляется физкультурно-
оздоровительная работа с дошкольниками в бассейне.
В бассейне занятия длятся с октября по май месяц. В холле
бассейна проводим разминку. В бассейне имеются необходимые
оборудования: массажные коврики, мини-тренажеры. Для массажа
стоп сделали рефлекторную дорожку, по которой входят в душевую и
выходят из нее.
Рефлекторная дорожка состоит из следующих звеньев:
• емкость с водой, морскими ракушками и камушками;
• коврик с ребристой поверхностью;
• коврик, внутри которого находятся камушки;
• коврик с пришитыми резиновыми кольцами;
• коврик с пришитыми пуговицами и бусинками.
Очень важно поддерживать положительное эмоциональное
состояние детей на всех этапах обучения плаванию — стремиться к
тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли удовольствие,
побуждали к самостоятельности, вызывали стремление научиться
плавать.
При организации работы в бассейне предусмотрены следующие
этапы обучения:
1. Ознакомление с водной средой;
2. Обучение дыханию с выдохом в воду;
3. Обучение статическому плаванию;
4. Обучение скольжению в воде;
5. Обучение плаванию способом «кроль».
Содержание занятий определяем для каждой возрастной группы, и
включает в себя упражнения и игры, которые подбирались в порядке
постепенного увеличения нагрузки.
Практика показала, что в зависимости от индивидуальных
особенностей и физической подготовки каждого ребенка, материал не
может быть усвоен всеми детьми одинаково. Появилась потребность
заниматься по подгруппам и вводить разные задания, учитывая
уровень умений и навыков детей.
Изучение теории (Т. Богина, Т. Осокина, Е. Тимофеева) помогло
утвердиться в том, что в процессе обучения возможно варьирование
сроков при выполнении той или иной задачи. И переход от одной темы
к другой должен осуществляться только тогда, когда подавляющее
число детей освоят весь материал. Чем младше дети, тем большее
количество раз надо повторять задания для развития и закрепления
определенных навыков и умений. А при повторении, чтобы не было
утомительного однообразия, следует использовать задания и игры
одного типа, но разного содержания.
Неотъемлемой частью обучения плаванию являются праздники на
воде. Они создают основу для творческого проявления умений детей
в веселых играх и соревнованиях, для укрепления дружеских
взаимоотношений в детском коллективе. Участие в праздниках
объединяет детей общими радостными переживаниями, приносит
большое эмоциональное эстетическое удовольствие. Ребята
начинают глубже осознавать значение систематических упражнений в
плавании для достижения желаемых результатов, пробуждение
интереса к регулярным занятиям. А художественное оформление
бассейна вызывает у детей приподнятое настроение и радостное
ожидание праздника.
Обязательным атрибутом игры стали «призы». Это могут быть
подарки от Нептуна — морские ракушки, а также различные фигурки
животных, вырезанные из вышедших из строя надувных игрушек.
Награждаются дети, победившие в игре, эстафете, а также
показавшие лучшие результаты на занятиях. Часто поощряются и те
участники, которые очень старались, но в силу некоторых причин у них
не все получилось.
Серьезным аспектом в нашей работе является взаимодействие с
родителями. На родительских собраниях провидим мини-
консультации, во время которых обсуждаются вопросы, вызывающие
сомнения, затруднения у некоторых родителей, где даются
конкретные советы по закаливанию ребенка с учетом его состояния и
психофизиологических особенностей. Родители с удовольствием
посещают акваторию бассейна, где фотографируют и снимают на
камеру во время занятий, праздников и развлечений на воде.
Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение.
Они создают условия для воспитания смелости,
дисциплинированности, уравновешенности у детей, способствует
развитию умения действовать в коллективе, помогать друг другу.
Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь.
Купание, плавание, игры и развлечения на воде сохраняют и
укрепляют не только физическое, но также и психическое и
социальное здоровье дошкольника.
Список используемой литературы:
Баранова В., Медведева Л. Плавание как важнейшее средство
оздоровления //Дошкольное воспитание, 2008, № 6, с. 44- 49
Боброва И. И. Обучению детей плаванию в условиях детского сада
// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009,
№ 9, с. 51-55
Шанина Л. Плавание - крепость здоровья //Дошкольное
воспитание, 2001, № 6, с. 47-50.