Автор: Кривина Татьяна Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Дуняша"
Населённый пункт: Республика Хакасия.г.Абакан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Папье Маше "Тарелочка"
Раздел: дошкольное образование
Конспект на тему: Знакомство с «Папье -маше»
Тема. Тарелка из «Папье-маше».
Цели.
1.
Актуализировать знания детей о различных свойствах бумаги (гибкость,
прочность, растяжимость).
2.
Дать представление о «Папье-маше», как виде декоративно – прикладного
искусства.
3.
Научить технологии изготовления изделий из «папье-маше».
4.
Взращивать и поддерживать в детях особое состояние души, основанное на
творческом отношении к жизни.
Материалы и оборудование:
- мягкая бумага двух видов,
- клейстер (крахмал, вода),
- ванночки для воды и клейстера,
- подкладная клеенка и тряпочка,
- образцы готовых изделий,
-масло растительное,
-тарелочки – модели,
-таз с водой и полотенце.
Ход занятия.
Задумывались ли вы, когда – нибудь над тем, как становятся волшебниками?
Может быть, вам кажется, что достаточно добыть волшебную палочку, взять ее
в руки, взмахнуть, и… случится волшебство.
Ведь так происходит в сказках. То, что в сказочном мире делает волшебная
палочка, в нашем с вами реальном мире делают наши знания, мысли, чувства и
… руки. Да – да, именно так, не удивляйтесь, а лучше представьте себе, как
ваши мамы готовят праздничный торт или пирожки. Мама берет муку, яйца,
дрожжи и другие продукты. Зная рецепт, она все правильно смешивает и
готовит тесто. Говоря нашим волшебным языком, мама
умеет превратить муку, яйца, дрожжи и другие продукты в тесто. Мама знает,
как правильно выпекать торт в духовке, как его украсить и подать к столу.
Выходит, что ваши мамы – волшебницы! Но что ей помогает творить
волшебство: волшебная палочка или ее знания, труд, любовь? ( Ответы детей.)
Конечно, ее знание рецепта, труд по превращению продуктов в торт и любовь к
вам и вашей семье.
Получается, что волшебная возможность превращать одно в другое есть и в
нашем мире. Оглядитесь вокруг и приведите примеры таких превращений.
(Дети приводят примеры.)
Значит, волшебство, искусство превращать одно в другое есть и в нашем мире.
И вы можете овладеть этим мастерством, так как необходимые способности у
вас для этого есть.
Сегодня мы с вами будем волшебниками, или, говоря не волшебным языком,
превращать одно в другое.
- Взгляните на стол. Давайте перечислим, что на нем находится (крахмал, вода,
чайник с кипятком, миски, бумага газетная и оберточная, масло растительное,
таз с водой, полотенце и др.).
-Как вы думаете, во что это можно превратить? (Ответы детей).
-Вот видите, не так все просто. Помните, в примере про маму с тортом, мы с
вами сказали, что волшебство можно осуществить, если есть знания.
-Теперь – знания. Я умею из всего этого делать вот что. (Показываю образцы
изделий в технике папье – маше). Хотите и вас научу, как из обычных в
хозяйстве вещей сделать произведение декоративно- прикладного искусства.
Этот вид творчества очень древний, попозже я вам расскажу об этом, вы мне
напомните.
-Смотрите и слушайте.
1.Готовим клейстер из крахмала. Я расскажу вам самый простой рецепт.
1 ч. л. крахмала + 2 ч. л. холодной воды, все размешать до кашицы и добавить
1\2 стакана кипятка. Тщательно перемешать, остудить.
2.Нужно 2 вида бумаги. Очень хорошо подходит бумага газетная и оберточная.
Бумагу надо рвать, а не резать, мы с вами знаем, почему. –Почему? Сначала
нарву белой бумаги и, внимание, замочу ее в миске с водой.
3.Теперь нужно смазать заготовку чем – нибудь масляным, н - р, растительным
маслом. –Как вы думаете, зачем это нужно? (Чтобы готовое изделие легко
снялось с модели).
4.Теперь на масляную поверхность накладываем слой мокрой бумаги. Лучше
будет, если первый слой будет белым -Как вы думаете, почему?
5.Следующий слой будем наклеивать бумагой другого цвета. Смазываем
клейстером слой мокрой бумаги, накладываем кусочек и примазываем его
пальцами. Рядом подклеиваем другой и т. д. так, чтобы края одного слегка
находили на другой. По ходу работы следим за тем, чтобы на модели не
образовывались складки и морщины. За газетным слоем вновь последует слой
из белой бумаги, и так слои будут чередоваться друг за другом, пока на модели
не будет наклеено 5-7 слоев.
6.После наклеивания всех слоев, поверхность изделия смазывают тонким слоем
клейстера и ставят для просушивания.
Сегодня мы с вами сможем изготовить только заготовку будущей тарелочки.
Я вам показала, как из набора веществ может получиться новый предмет, пусть
пока еще и не совсем красивый.
-Как вы считаете, если бы я не знала, как нужно делать, получилось бы у меня?
-Теперь давайте готовить рабочие места и повторим порядок выполнения
работы, иначе чудо превращения может не произойти.
-Что необходимо на рабочем столе?
Клейстер положим в розетку из расчета одна на двоих.
Каждому взять себе по подкладочной картонке, кусочку тряпочки, чтобы
вытирать руки.
Когда вы устроитесь, мы поставим вам миски с водой для замачивания бумаги.
По нескольку листов газетной и белой бумаги.
-Что еще забыли? (Растительное масло). Мы попросим кого – нибудь из
старших ребят, и они смажут вам заготовки маслом.
Клейстером следует пользоваться так, чтобы он не попал в глаз. Грязные от
клейстера руки во время работы вытирайте тряпкой. После завершения работы
вымойте их тщательно с мылом и вытрите полотенцем.
Устраивайтесь поудобнее. На рабочем месте соблюдайте чистоту и порядок.
Самостоятельная работа детей.
Индивидуальная помощь и помощь старших детей.
Во время самостоятельной работы детей дается краткая справка о папье – маше.
Термин «Папье-маше» - французский, в переводе означает «жеваная бумага».
Корни этого вида творчества уходят в Иран средних веков. В Европе первые
изделия появились в ХVI веке. Основу иранских шкатулок и ларцов составляли
несколько слоев проклеенной бумаги, сверху обмазанной смесью клея и мела, и
расписанные красками, поверх которых наносился слой прозрачного лака. Но, к
сожалению, эти нарядные изделия были очень хрупкими.
Зато российские мастера, чьи изделия мы с вами рассматриваем, начали
изготавливать основу из проклеенных, спрессованных листов картона. Для
большей прочности картон проваривали в льняном масле, после чего
просушивали в печи. Покупатели быстро оценили преимущества красочно
оформленных, легких изделий из папье-маше по сравнению с тяжелыми и
неудобными из фарфора (показать иллюстрации фарфоровых изделий). Слайды.
Кроме этого, знания и умения, полученные сегодня, открывают вам большие
возможности для творчества. Ведь, овладев техникой «папье-маше», можно
создать много удивительных и полезных в быту изделий.
ВЫСТАВКА И ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТ УЧАЩИХСЯ
-Устраивают выставку детских работ.
- Какие работы вам понравились и почему?
ИТОГ УРОКА
—
Что нового сегодня вы узнали?
—
С какой техникой вы ознакомились на уроке?
—
Понравилось ли вам работать?
САМОАНАЛИЗ.
Подготовка к занятию проходила тщательно, дети активно помогали мне в этом.
При помощи предложенного алгоритма выполнения задания становиться легче
проводить работу, что в конечном итоге ведет к умению выполнить тарелку
правильно и аккуратно. Считаю, что цели и задачи были достигнуты.