Автор: Простова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4" Жемчужинка"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
Тема: "Путешествие в страну Экономика"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4»
Конспект
занятия по познавательному развитию
в старшей группе
«Путешествие в страну Экономика»
Подготовила: Простова О.А.
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №4»
г. Рязань, 2020 год
Цель: создать условия для ознакомления детей с основами экономического воспитания
через знакомство со сказкой и её героями.
Программные задачи:
1.
Образовательные:
– дать первичные знания по финансовой грамотности на практике;
- учить детей сравнивать, анализировать, соотносить потребности и возможности
(«хочу» и «надо»)
- познакомить детей с экономическим понятием – потребность, зарплата,
стипендия, пенсия.
- закрепить представления детей экономических понятий: деньги, семейный
бюджет: доход и расход;
-
расширять и активизировать словарный запас дошкольников.
2. Развивающие:
- развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;
- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические
явления,
- выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный
запас,
- закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в
ситуации творческой и игровой ситуации,
- развивать мышление, память, внимание и воображение.
3.Воспитательные:
- воспитывать финансовую культуру;
- воспитывать всестороннее развитие личности;
- воспитывать социально-нравственные качества личности: бережливость,
трудолюбие, желание учиться, умение планировать свою деятельность;
- воспитывать любознательность в процессе познавательно- игровой деятельности
- формировать положительные взаимоотношения детей.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие,
социально-коммуникативное развитие.
Методы и приемы: сюрпризный момент, обыгрывание отрывков из сказок, релаксация,
решение логических задач, создание проблемных ситуаций, физкультминутка, вопросы –
ответы детей, дидактическая игра, рассказы, складывание картинок - пазлов.
Материал и оборудование. Проектор с презентацией. Разрезные картинки, образцы денег
(монет), телефон, картинка «Дерево», монетки для прикрепления, сладкие призы, стулья –
9 штук, столы - 5 штук, мяч, мольберт.
Предварительная деятельность: сюжетно - дидактическая игра « Назови ласково»,
"Семейный бюджет", чтение сказок К. И. Чуковского «Телефон», «Муха- Цокотуха», Ш.
Перро «Красная шапочка»; проведение бесед о деньгах, семейном бюджете,
потребностях.
1.Организационный
момент.
Я В: Ребята, хотите
отправиться в сказочную
страну?
Воспитатель: Я слышала, что на
свете есть сказочная страна,
которая называется – Экономика.
Там живут необычные жители. Вы
хотели бы попасть в эту страну?
- А помогут нам это сделать
волшебные слова и движения,
итак, запоминайте: Вокруг себя
- Да!
повернись - и в сказке очутись!
(слайд 1)
Вот мы и оказались в сказочной
стране – Экономика ( слайд 2)
Выполняют вместе с
воспитателем.
Основная часть
Первый сказочный герой очень
стеснительный, он просит нас
отгадать загадку о себе самом.
- Попробуем?
- Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
Ну – ка, ребята, вспомним, его.
- Верно, мы оказались в гостях у
самой Красной Шапочки. Ребята, а
вы помните, что случилось с
Красной Шапочкой?
- А чем всё закончилось?
-Верно. Давай подойдем к экрану и
послушаем, о чём нам хочет
рассказать эта героиня.
Красная Шапочка: После того как
охотники спасли бабушку и меня
от волка, бабушка стала жить
вместе с нами. Мы теперь живём
втроем: мама, я и бабушка и всё у
нас хорошо. Мама работает в
школе учительницей и получает за
свой труд зарплату.
- Воспитатель: За что мама
Красной Шапочки получает
зарплату?
Верно, зарплата - это деньги,
которые платят за труд.
Красная Шапочка: Я учусь шить
одежду и за хорошую учёбу
получаю - стипендию.
- За что Красной Шапочке платят
стипендию?
Красная Шапочка: Бабушка уже не
работает, но за то, что она много
лет проработала на фабрике, она
теперь получает пенсию.
- Что получает бабушка?
- Да, пенсия – это тоже деньги,
которые платят людям,
проработавшим много лет.
Красная Шапочка: Из маминой
зарплаты, моей стипендии и
бабушкиной пенсии складывается
наш семейный бюджет. ( Слайд
4).
Все деньги, которые попадают в
- Да!
- Красная Шапочка.
- Её вместе с
бабушкой съел волк.
- Их спасли охотники.
Садятся на стульчики
слушают
аудиозапись, в
которой Красная
Шапочка
рассказывает о своей
семье.
- За работу, она
работает
учительницей в
школе.
- За хорошую учёбу.
- Пенсию.
семейный бюджет, называются
доходом семьи. Доходы – это
жители страны Экономика, но,
кроме них, здесь живут и другие
жители – расходы – траты.
А умеете ли вы отличать доходы
от расходов?
Сейчас мы это и проверим.
Дидактическая игра «Доходы –
расходы»
( с мячом):
- Мама получила зарплату
- Купили новый диван.
- Потеряли кошелек.
- Бабушка испекла пирожки и
продала их.
- Заплатили за квартиру.
- Бабушка заболела, ей купили
лекарства.
- Нашли монетку.
- Заплатили за проезд в
транспорте.
- Ребята, а если бы мы нашли клад,
это был бы доход или расход? -
Молодцы! Ребята, скажите, с
какими жителями страны
Экономика нас познакомила
Красная Шапочка?
- Правильно! Хотите поиграем?
Физкультминутка «Клад».
( слайд 5)
Мы нашли богатый клад (наклоны
вперёд)
Каждый кладу очень рад, (прыжки
на месте, руки на поясе);
Стали думать, как нам
быть (повороты вправо – влево,
ладошки прижаты к щечкам)
Как же клад нам
разделить? (разводят руки в
сторону)
Чтоб хватило всем друзьям,
Делим ровно пополам.
- Молодцы! Продолжаем наше
путешествие. А вот и следующий
сказочный герой. Ой, да это
телефон! А в какой сказке есть
этот герой? Ребята,
присаживайтесь и посмотрите
отрывок из произведения Корнея
Чуковского «Телефон» (слайд 6)
Да!
- Доход.
- Расход.
- Расход.
- Доход.
- Расход.
- Расход.
- Доход.
- Расход
- Доход!
- Да!
- Доходы и расходы.
Дети выполняют
задания по показу.
Садятся на стульчики
перед экраном.
- Ребята, все желания сказочных
героев можно назвать одним
словом – «потребности». Давайте
вместе произнесём –
«Потребности».
- Потребности — это всё то, в
чем все нуждаются. Потребности
– это тоже жители сказочной
страны – экономики.
- А вы, знаете, что есть
потребности без которых нельзя
прожить, их называют
потребностями « Надо», т.е то что
нужно каждому человеку.
- Как вы думаете, какие это
потребности – назовите?
- Есть потребности, без которых
можно обойтись их называют
потребностями «Хочу». Как вы
думаете, какие это потребности?
- Давайте, вспомним, какие были
потребности у героев этого
произведения? (слайд 7)
Сказочные жители хотят узнать,
все ли мы знаем о потребностях?
Они придумали для нас задание,
но усложнили его, разделив
картинку на детали – пазлы.
Давайте их соберем и узнаем, о
каких потребностях была речь?
С каким жителем сказочной
страны « Экономика» нас
познакомили герои сказки
« Телефон»
- Молодцы! А мы продолжаем
наше путешествие и знакомимся с
новым героем. Ой, так это же
обыкновенная муха (слайд 8) . А
кто из вас помнит сказку, в
которой главным героев была
муха?
- Правильно, «Муха – Цокотуха»
( слайды 9 и 10)
- Вода, еда, сон,
жильё.
- Сладости,
развлечения.
Ответы детей и
рассуждения.
- Да.
- Да. Мальчики и
девочки, разбившись
на две команды
выполняют задание,
складывают картинку
из кусочков – пазлов.
Рассуждают, к какой
потребности
относится их
картинка: «Хочу» или
«Надо».
- Потребности.
«Надо» и «Хочу».
«Муха – Цокотуха»
Заключение.
- Давайте вспомним, как
начиналась эта сказка:
Муха – Муха – Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
- На что Муха – Цокотуха купила
самовар?
- Правильно, ребята, ведь деньги
бывают разные, у каждой есть своё
название. Кто помнит, как
называются деньги, которыми мы
пользуемся?
- Верно. Копейки – самые малые
по достоинству из монет: 1
копейка, 5 копеек, 10 копеек, 50
копеек - самая большая по
значимости из копеек, замыкает их
ряд.
Далее, рубли, 1 рубль, 2 рубля, 5
рублей, 10 рублей. (Слайд 11)
- Молодцы, справились с заданием.
Скажите, ребята, с какими
жителями сказочной страны
Экономика познакомила нас Муха
– Цокотуха?
- Ребята, наше путешествие по
сказочной стране Экономика
заканчивается, прежде, чем
вернуться в садик, давайте
вспомним всех жителей сказочной
страны Экономика, с которыми нас
познакомили сказочные герои,
итак: Красная Шапочка?
«Телефон» К. Чуковского?
«Муха – Цокотуха»?
Герои сказок вам на память о
путешествии по сказочной стране
Экономика, передали подарок –
это необычные монетки, сладкие, я
вам их обязательно раздам в
детском саду.
А чтобы вернуться в детский сад
снова закрываем глазки и
произносим слова вместе со мной:
Вокруг себя повернись и в
детском саду очутись
Вот мы и в детском саду. У вас на
память о нашем путешествии
- На деньги.
- Рубли, копейки.
Ответы детей.
Деньги.
- Доходы – расходы.
- Потребности:
«Хочу» и «Надо».
- Деньги.
Рефлексия.
останутся монеты.
Посмотрите, какое чудо - дерево у
нас выросло. Кому наше
путешествие понравилось, я
попрошу прикрепить самую
большую из монет. Какую?
( 10р.), а те, кому путешествие не
понравилось – самую маленькую,
монетку в 1 копеечку. Какое
чудесное денежное дерево у нас!
Спасибо вам!
Ответы детей на
вопросы:
- что было
интересного в
путешествие?
- Какие задания были
сложными, а какие
нет?