Автор: Соломаха Лариса Эрнстовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ г. Иркутска №21
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Организация внеурочной деятельности по иностранному языку.
Раздел: полное образование
Организация внеурочной деятельности по иностранному языку.
«Ребёнок, испытавший радость творчества
даже в самой минимальной степени,
становится другим, чем ребёнок,
подражающий актам других».
Борис Асафьев
Каждый человек уникален и талантлив по-своему. Это относится и к нашим ученикам. Но
мы, учителя иностранного языка ограничены временными рамками урока и учебной
программой по предмету. На уроках у нас практически нет возможности детям проявить
свои таланты в полной мере. Для этого нужно время вне урока, внеурочная деятельность.
Что же такое внеурочная деятельность? Под внеурочной деятельностью в рамках
реализации ФГОС следует понимать деятельность, осуществляемую в формах отличных
от классно-урочных (смотры, конкуры, праздники, спектакли, предметны декады и т.д.),
направленную на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения образовательной программы, представленную различными формами
содержательного досуга.
Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации учащимися своих
потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной,
культурной жизнедеятельности, которые е могут быть реализованы в процессе учебных
занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Наша задача, как учителей иностранного языка, дать возможность ребёнку сменить статус
неуспевающего на успешного, роль ученика на роль актера. И помните что, не все
ученики должны быть «отличниками в учёбе», но каждый может быть успешным в чём то
своём.
Эффективнейшей формой работы с учащимися, соединяющей учебную и внеурочную
деятельность является создание театрально-языкового социума. Под этим термином
понимается особое социолингвистическое пространство, в рамках которого
осуществляется активизация учебного материала, его интерпретация на новом уровне, с
выходом на практическую коммуникацию посредством драматизации и театрализации.
Использование театрализации при обучении иностранному языку ставит перед собой
следующие цели:
1.
Формирование у детей навыков общения на иностранном языке;
2.
Воспитание активно-творческого и эмоционально-эстетического отношения к
слову через подготовку к спектаклю;
3.
Умение пользоваться иностранным языком для достижения своих целей,
выражение мыслей и чувств, в реально возникающих ситуациях общения.
Театральная деятельность на иностранном языке оказывает психологическое действие на
взаимоотношения учителя и обучающихся, создаёт атмосферу сотрудничества и
творчества; создаёт ситуацию успеха, в которой каждый ученик сможет попробовать себя
в различных ролях, научиться работать в команде, достичь определённых результатов,
значимых для него лично и для всех, кто работает вместе с ним.
Школьников привлекает игра в вымышленном мире, что позволяет им реализовывать свои
возможности, высказывать свои желания и забывать о тех сложностях и стереотипах,
которые у них существуют в реальной жизни. При создании спектакля царит атмосфера
раскрепощённости, что благотворно сказывается на развитии умения устной речи на
иностранном языке. Коллективное творчество способствует осуществлению взаимного
контроля за работой друг друга. Дети с интересом следят за работой партнёров, они
прислушиваются к мнению своих товарищей, стараются контролировать своё поведение и
речь. Таким образом, рождается ещё одни важный компонент обучения иностранному
языку – самоконтроль. У каждого участника совместного театрального проекта
появляется чувство ответственности за результат коллективного труда. Такая работа
может быть эффективной при соблюдении ряда условий:
- Добровольность участия.
- Сочетание творческой инициативы детей с направляющей деятельностью учителя.
- Чёткая организация и тщательная подготовка всех запланированных дел.
- Эстетическая выразительность, новизна содержания, форм и методов работы.
- Наличие перспектив деятельности.
- Активность всех участников.
- Использование разнообразных способов педагогического стимулирования и поощрения
активности учащихся.
Существует две цепочки этапов реализации технологии театрально-языковой
деятельности:
1.
Метод индукции.
Изучаемый программный материал становится основой для
создания сценария (спектакля).
2.
Метод дедукции.
Первоначальной является идея создания спектакля, исходя из
которой происходит наполнение программы бучения конкретным языковым,
страноведческим, культурологическим, музыкальным материалом.
В свой работе я использую метод дедукции создания спектаклей. Алгоритм создания
спектакля тогда выглядит следующим образом:
1.
Возникает идея.
Предложения о создании конкретного спектакля часто может
исходить от самих детей (например: «Рождество», «Зимняя мистерия»,
«Путешествие по королевству», «Волшебный мир искусства», и.т.д.)
2.
Целеполагание.
На этом этапе определяются конкретные цели и пути их
достижения в процессе работы над спектаклем.
3.
Анализ программного материала.
4.
Подбор дополнительного языкового и музыкального материала
(стихи, песни,
танцы, тексты, сценки). Оформление сцены, подбор музыки, использование
музыкальных средств, мультимедиа.
5.
Разработка сценария
(насыщение его активным языковым материалом,
определение основных сюжетных линий).
6.
Формирование основого и запасного актерского состава
(происходит
обсуждение персонажей спектакля и их характеров, проводятся ролевые игры –
пробы, позволяющие выявить, раскрыть и развить творческие способности
каждого отдельного ребёнка, принимающего участие в спектакле).
7.
Работа над спектаклем
(репетиции). Самый кропотливый, трудоёмкий, но ии
самый творческий этап. В процессе работы над фонетикой, интонацией. Мимикой
и жестикуляцией, хореографией учащиеся раскрывают свою индивидуальность,
импровизируют, меняют реплики.
8.
Контрольный этап
(премьера спектакля). Праздник для всех. В любой мизансцене
проявляются индивидуальность, творческие способности и личный качества
каждого ребёнка и уровень его обученности.
9.
Этап корректирования
– коллективное подведение итогов, в обсуждении
принимают участие ученики – актёры, ученики – зрители. Мы отмечаем наиболее
удачные моменты, отмечаем, что получилось и, что нет, выявляем ошибки и
причины их возникновения, корректируем процесс, чтобы избежать повторения
ошибок в дальнейшем.
10. Обобщение накопленного опыта с коллегами.
Этот этап является завершающим
звеном, результатом нашей работы за год, когда подводятся итоги и намечаются
перспективы дальнейшего творческого поиска.
Примером использования дедуктивного метода в реализации технологии театрально-
языковой деятельности, являются спектакли: «Рождество», «Зимняя мистерия»,
«Путешествие по королевству», «Волшебный мир искусства», «В стране туманного
Альбиона», «Чайная вечеринка в Англии», «Оскар Уайлд и его герои».
Занятия театральной деятельностью:
- развивают творческие способности учащихся, расширяют их общекультурный
кругозор;
- повышают мотивацию к изучению иностранного языка и самооценку учащихся;
- развивают коммуникативные компетенции;
- воспитывают самоорганизацию;
В театральной деятельности творческие способности детей раскрываются более ярко, и
мы радуемся их новым успехам.