Автор: Холодкова Ирина Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №16
Населённый пункт: город Королёв Московская область
Наименование материала: Доклад
Тема: Роль мини-музея "Русская изба" в образовательном пространстве ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
Доклад
на тему:
Роль мини музея «Русская изба» в
образовательном пространстве ДОУ
Россия – наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью,
необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык,
историю и культуру как свои собственные. Существенным содержанием
русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на
протяжении многовековой истории.
Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот
период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо
могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере
определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего
народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта,
нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок
нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт
русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не
потеряло своего значения и в настоящее время.
В детском саду воспитываются дети, нормально развивающиеся и дети
с нарушениями речи. Правильно поставленная речь является одним из
залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально
насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми
людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь,
приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что
нашел свое место в этом мире, к уверенности в себе. Знакомство с русской
народной культурой, в частности, с устным народным творчеством,
обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает
интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным
обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит.
Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются
знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки,
дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в
играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.
В нашем детском саду есть мини-музей «Русская изба». Мы
постарались воссоздать в небольшом помещении основные детали и
обстановку русской избы (лавки, люлька, кровать и др.). На полках
расставили крынки, самовар, различную глиняную и деревянную посуду. На
стену повесели старинное зеркало, рядом разместили прялку и деревянную
шкатулку с предметами для вышивания. Нашли своё место ухват, кочерга,
несколько берёзовых поленьев. В избе должно быть просторно, там нет места
лишним вещам, но зато есть все необходимое.
Детям очень нравится посещать его, рассматривать посуду, мебель,
утварь, потрогать, поиграть на трещотках и ложках. У детей возникают
вопросы: кто же жил в таком доме? Как люди пользовались ухватом,
кочергой? Зачем нужна в доме печка? Какую люди носили одежду? Какие
песни пели, сказки слушали?
Посещая мини-музей, «Русская изба» читают сказки, знакомятся с
убранством «избы», с предметами обихода и их использованием.
Воспитатели рассказывают детям, что же такое изба? В таком доме жила
семья: мама, папа, дедушка, бабушка и много детей. Дом назывался изба.
Центральное место занимала печка, которая грела дом. В печи варили еду, на
ней грелись. При помощи ухвата ставили, а затем и вынимали из печки
чугуны с картошкой и кашей. В люльке качали малыша. Все жили дружно,
уважали старших и помогали друг другу. Через родную песню, сказку,
овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного
возраста получит первые представления о культуре русского народа.
Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность.
Чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.
Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы
национального быта пробуждают в душе ребёнка любознательность, чувство
прекрасного, что позволяет им ощутить себя частью русского народа. Через
использование таких малых фольклорных форм, как сказки, песни, частушки,
потешки развивается речь детей. Воспитывается любовь к родному краю и
даются первые представления о культуре русского народа.
Большой интерес у детей взывает знакомство с русскими народными
традициями, такими как почитание старости, гостеприимства,
взаимопомощи, традиций русской кухни. Есть старинная традиция выбор
имени ребёнку, который только родился. Дети с удовольствием перечисляют
имена детей из детского сада, которые носят старинные имена. Дети
слушают, как звучит полное старинное имя и его ласкательный вариант.
Какие необходимо соблюдать традиции при первом купании малыша. Дети
кладут в тазик с водой уголёк, зёрна и монетку. Воспитатель рассказывает,
что это обозначает. После купания малыша заворачивают в отцовскую
рубаху – это тоже одна из традиций нашего народа, чтобы малыш был такой
же трудолюбивый, красивый и сильный как его родители.
Большое внимание уделяем знакомству с русским костюмом. Дети
узнают, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой
одежду, но и как оберег. Также идёт ознакомление детей с русскими
праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти
праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции
остались. Дети участвуют в фольклорных развлечениях и досугах,
посвященных народным праздникам, что дает большую возможность
проникнуться историей своего народа.
Очень важно знакомство детей с декоративной росписью и
прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной
игрушке (деревянной, глиняной, кукле – самоделке). Дети знакомятся с
народным промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновой игрушкой,
хохломской росписью, Гжель, Хохлома и т.д. В образовательной
деятельности дети с радостью изготавливают игрушки своими руками: лепка
из глины и расписывание их по известным нам народным промыслам.
Итогами детской деятельности служат выставки детского творчества в
детском саду: «Русская барыня», «Лепка дымковского коня». На протяжении
всего времени детей знакомим с русскими народными подвижными играми:
«У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит», «Горелки»,
«Жмурки» и др.; хороводными «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок»,
«Ровным кругом» и многими другими. Разработана картотека подвижных
игр, в том числе и русских народных игр.
Таким образом, знакомя детей с традициями и жизнью русского
народа, мы даём возможность детям познакомиться с историей народа, с его
укладом жизни и народной мудростью. Погружая ребенка в национальный
быт, мы создаем условия для познания первоначально родной семьи, затем
родного детского сада, в более старшем возрасте – мир родного села, района,
города, мир родной отчизны. Тем самым мы создаем естественную среду для
овладения языком родного народа, его традициями, укладом жизни и, таким
образом, пробуждаем любовь к малой и большой Родине.