Напоминание

Роль мини-музея "Русская изба" в образовательном пространстве ДОУ.


Автор: Холодкова Ирина Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №16
Населённый пункт: город Королёв Московская область
Наименование материала: Доклад
Тема: Роль мини-музея "Русская изба" в образовательном пространстве ДОУ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад

на тему:

Роль мини музея «Русская изба» в

образовательном пространстве ДОУ

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью,

необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык,

историю и культуру как свои собственные. Существенным содержанием

русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на

протяжении многовековой истории.

Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот

период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо

могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере

определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего

народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта,

нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок

нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт

русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не

потеряло своего значения и в настоящее время.

В детском саду воспитываются дети, нормально развивающиеся и дети

с нарушениями речи. Правильно поставленная речь является одним из

залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально

насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми

людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь,

приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что

нашел свое место в этом мире, к уверенности в себе. Знакомство с русской

народной культурой, в частности, с устным народным творчеством,

обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает

интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным

обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит.

Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются

знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки,

дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в

играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.

В нашем детском саду есть мини-музей «Русская изба». Мы

постарались воссоздать в небольшом помещении основные детали и

обстановку русской избы (лавки, люлька, кровать и др.). На полках

расставили крынки, самовар, различную глиняную и деревянную посуду. На

стену повесели старинное зеркало, рядом разместили прялку и деревянную

шкатулку с предметами для вышивания. Нашли своё место ухват, кочерга,

несколько берёзовых поленьев. В избе должно быть просторно, там нет места

лишним вещам, но зато есть все необходимое.

Детям очень нравится посещать его, рассматривать посуду, мебель,

утварь, потрогать, поиграть на трещотках и ложках. У детей возникают

вопросы: кто же жил в таком доме? Как люди пользовались ухватом,

кочергой? Зачем нужна в доме печка? Какую люди носили одежду? Какие

песни пели, сказки слушали?

Посещая мини-музей, «Русская изба» читают сказки, знакомятся с

убранством «избы», с предметами обихода и их использованием.

Воспитатели рассказывают детям, что же такое изба? В таком доме жила

семья: мама, папа, дедушка, бабушка и много детей. Дом назывался изба.

Центральное место занимала печка, которая грела дом. В печи варили еду, на

ней грелись. При помощи ухвата ставили, а затем и вынимали из печки

чугуны с картошкой и кашей. В люльке качали малыша. Все жили дружно,

уважали старших и помогали друг другу. Через родную песню, сказку,

овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного

возраста получит первые представления о культуре русского народа.

Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность.

Чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.

Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы

национального быта пробуждают в душе ребёнка любознательность, чувство

прекрасного, что позволяет им ощутить себя частью русского народа. Через

использование таких малых фольклорных форм, как сказки, песни, частушки,

потешки развивается речь детей. Воспитывается любовь к родному краю и

даются первые представления о культуре русского народа.

Большой интерес у детей взывает знакомство с русскими народными

традициями, такими как почитание старости, гостеприимства,

взаимопомощи, традиций русской кухни. Есть старинная традиция выбор

имени ребёнку, который только родился. Дети с удовольствием перечисляют

имена детей из детского сада, которые носят старинные имена. Дети

слушают, как звучит полное старинное имя и его ласкательный вариант.

Какие необходимо соблюдать традиции при первом купании малыша. Дети

кладут в тазик с водой уголёк, зёрна и монетку. Воспитатель рассказывает,

что это обозначает. После купания малыша заворачивают в отцовскую

рубаху – это тоже одна из традиций нашего народа, чтобы малыш был такой

же трудолюбивый, красивый и сильный как его родители.

Большое внимание уделяем знакомству с русским костюмом. Дети

узнают, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой

одежду, но и как оберег. Также идёт ознакомление детей с русскими

праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти

праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции

остались. Дети участвуют в фольклорных развлечениях и досугах,

посвященных народным праздникам, что дает большую возможность

проникнуться историей своего народа.

Очень важно знакомство детей с декоративной росписью и

прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной

игрушке (деревянной, глиняной, кукле – самоделке). Дети знакомятся с

народным промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновой игрушкой,

хохломской росписью, Гжель, Хохлома и т.д. В образовательной

деятельности дети с радостью изготавливают игрушки своими руками: лепка

из глины и расписывание их по известным нам народным промыслам.

Итогами детской деятельности служат выставки детского творчества в

детском саду: «Русская барыня», «Лепка дымковского коня». На протяжении

всего времени детей знакомим с русскими народными подвижными играми:

«У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит», «Горелки»,

«Жмурки» и др.; хороводными «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок»,

«Ровным кругом» и многими другими. Разработана картотека подвижных

игр, в том числе и русских народных игр.

Таким образом, знакомя детей с традициями и жизнью русского

народа, мы даём возможность детям познакомиться с историей народа, с его

укладом жизни и народной мудростью. Погружая ребенка в национальный

быт, мы создаем условия для познания первоначально родной семьи, затем

родного детского сада, в более старшем возрасте – мир родного села, района,

города, мир родной отчизны. Тем самым мы создаем естественную среду для

овладения языком родного народа, его традициями, укладом жизни и, таким

образом, пробуждаем любовь к малой и большой Родине.



В раздел образования