Автор: Казанцева Галия Галиевна
Должность: Воспитатель дошкольной группы.
Учебное заведение: МОУ "НОШ с.Сосновоборское"
Населённый пункт: Саратовская область, Петровский район, село Сосновоборское
Наименование материала: Статья.
Тема: Развитие у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности в различных видах детской деятельности
Раздел: дошкольное образование
Развитие у детей дошкольного возраста воображения и
творческой активности в различных видах детской
деятельности
У всех нас есть счастливые воспоминания о детстве, когда у нас не было ограничений,
мы могли переместиться куда угодно, приукрасить реальность, воплотить даже самые
несбыточные мечты в жизнь. И всё это благодаря нашей фантазии. С фантазией же
напрямую связана такая психологическая функция как воображение. Воображение
является возрастным психологическим новообразованием дошкольного возраста. Однако в
настоящее время наблюдается «обеднённость» детского воображения. Наши современные
не доигравшие, не до фантазировавшие и не прошедшие уровни развития воображения
дети, к сожалению, не смогут легко обучаться в школе в силу своей психологической
неподготовленности.
Очевидно, что приоритетом в дошкольном образовании должно стать развитие
воображения и творческой активности. Как же организовать педагогический процесс
таким образом, чтобы развивать и обогащать детское воображение?
Для решения этой проблемы необходимо следующее:
1. Внести коррективы в отношения «дети - воспитатель». Для того, чтобы развивать
воображение и творческую активность, воспитателю необходимо помнить, что общение
ребенка с окружающими — источник его психического развития. От того, насколько оно
будет полноценным и разносторонним, зависит, в конечном счете, склад личности
человека, его творческий потенциал. Поэтому общение с детьми должно предполагать
неожиданности и разные позиции. Воспитатель, находясь в группе детей должен быть:
«Воспитателем как взрослый» - он много знает, с ним интересно, ему можно задать
вопросы, обсудить насущные проблемы, он может научить чему-то новому.
«Воспитателем как ребёнок» - прекрасный актер, он может подыграть в любой
ситуации, он идеальный партнер по играм и шалостям, он — взрослый как равный.
Организовать предметно-пространственную среду таким образом, чтобы каждый
ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, объединяться
подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд,
театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Обогатить игровую среду.
Пополнить и разнообразить материалы для творческой активности.
Отправной точкой для развития воображения служит направленная активность, то есть
включение фантазий детей в конкретные практические проблемы. Педагогу необходимо
организовывать совместную деятельность, избегая демонстрации выполнения задания,
помогая самостоятельно выйти ребёнку из сложившейся ситуации.
Развитию воображения способствуют:
ситуации незавершенности;
поощрение множества вопросов;
стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.
Необходимо развивать воображение во всех видах детской деятельности.
В таблице 1 представлены методы и приёмы развития воображения во всех видах детской
деятельности.
Таблица 1
Деятельность
Методы, приёмы, средства
Игровая
Использование игр с предметами
заместителями не похожими на
настоящие.
Использование в игре «подручных
предметов»
Вовлечение детей в постановку детских
мини-спектаклей для сверстников и
малышей.
Придумывание новых правил к играм или
своих игр, а также их изготовление.
Игры «Превращения»
Игры «Перевоплощения»
Использование словесных игр
Коммуникативная
«Составление предложений» Детям
предлагается составить как можно больше
предложений, обязательно использовав
названные педагогом три слова, не связанные
друг с другом по смыслу. Падеж слов можно
менять, в предложениях могут использоваться и
другие слова.
«Небылицы» Каждому ребенку задается серия
вопросов: Кто? С кем? Где? Когда? - Что делали?
Детей просят отвечать необычно, чтобы
получились невероятные небылицы.
«Чепуха» Ведущий предлагает игрокам задумать
какое-нибудь слово (имя существительное).
Затем педагог задаёт поочередно детям вопросы:
Что ты ел? На чем летал? С кем ты дружишь? На
чем спишь? Чем расчёсывался? и др. Отвечая на
вопрос, ребенок должен назвать задуманное им
слово. Тот, у кого ответ совпадает по смыслу с
вопросом, становится ведущим.
Подбор ассоциаций к определённому
слову.
Придумывание рекламы (например,
сказочная реклама: как будто в некоей
волшебной стране есть магазин, где
продают разные чудесные предметы).
Познавательно -
исследовательская
Образование цветовых ассоциаций.
Рассуждение и экспериментирование
«Что можно сделать из…» (пластмассовой
бутылки, целой или с одним, двумя
отверстиями, разрезанной вдоль или
поперек, на равные или неравные части;
коробки от конфет, круглой коробки от
плавленого сыра, жестяной банки от кофе,
крышек от бутылок или банок, спичечных
коробков (одного, двух,
десяти),проволоки, веревочек, палочек,
деревянной ложки и лоскутка, шишек
(одинаковых или разных),разноцветных
кусочков оргстекла, кожи, ткани, пуговиц,
старой варежки, перчатки, вязаной шапки,
ненужных кубиков, старого
неработающего будильника или
радиоприемника, остатков обоев и
многого другого.
изучение разных географических карт.
рассматривание чертежей, умение за
различными проекциями представлять
объект и, наоборот, умение изображать
объекты в различных проекциях
моделирование
Изобразительная
Принятие детьми ролей скульптора,
художника, дизайнера и т. д.
Использование нетрадиционных приёмов
рисования.
Использование «путешествий» в картины
(проникнуть внутрь созданной
художником картины, войти в эти
удивительные и таинственные
«предлагаемые обстоятельства», ощутить
теплоту, свежесть, запах наполняющего
картину воздуха, мысленно прикоснуться
к изображенным предметам, услышать,
как они звучат; поговорить с героями
картины, исследовать их эмоциональное
состояние; отправиться в прошлое,
придумывая, восстанавливая исходные
события, предысторию персонажей до
момента, запечатленного художником на
картине, в будущее, прогнозируя те
изменения, которые могут произойти с
героями впереди; создать свою
композицию по поводу данного
произведения).
Рассматривание "каляк- маляк" младших
детей, абстрактных картин настоящих
художников, рассматривание картин и
придумывание названий.
Использование приёмов сравнения
предметов и людей на картинах
художников, скульптурах
(н-р: на кого похож этот человек? и т.д.)
Дорисовывание недостающих деталей.
Рисование впечатлений, воображаемых
событий.
Использование в лепке дидактических
упражнений:
«Слепи что-нибудь необычное». Педагог
предлагает слепить необычную машину, на
которой можно уехать в волшебную страну;
необычное дерево, на котором растут необычные
фрукты ...
«Ожившая фигурка». Ребенку говорят: «Ты
получил прекрасный дар, все, что ты слепишь —
оживает. Что бы ты слепил?
«Несуществующее животное». Взрослый просит
ребенка представить далекие планеты, на
которых обитают неведомые, фантастические
животные. И также представить себе, что
появился зоопарк, где можно посмотреть на этих
животных. Взрослый предлагает ребенку
придумать и слепить какое-нибудь необычное
животное для этого зоопарка. Ребенок должен
слепить воображаемое животное, дать ему
название, рассказать историю о нем.
«Поможем скульптору». Взрослый рассказывает
детям, что скульптор не успел долепить фигурки
и просит ребят помочь ему.
«Измени предмет так, чтобы получилось новое
изображение». Могут даваться инструкции:
«Преврати бабочку в цветок, крокодила
в машину, неваляшку в принцессу, злого в
доброго и т. д».
Аппликация (вырезать много разноцветных
треугольников, кружков, прямоугольников
и других фигур, а потом попросить
ребенка сложить из них все, что он может.
Например, фигурку человека, животного
или машину). Детям даются бумажные
заготовки (цилиндры, кубы, конусы,
полоски и др.), а также разнообразный
бросовый материал. Предлагается
придумать и смастерить фантастическое
растение, сказать, как оно называется, где
живет и т.п.
Музыкальная
Восприятие музыки, отдельных
музыкальных инструментов и сравнение
их со звуками природы и т.д.
Выбор музыкальных инструментов, в том
числе и нетрадиционных, для озвучивания
природных явлений, предметов и образов
окружающего мира.
Прослушивание произведений и
изображение их характера мимикой,
жестами, движениями.
Создание ситуаций, при которых к
восприятию музыки подключаются все
органы чувств ребенка: слух, зрение,
осязание, обоняние, вкус. Он «берет» её в
руки, «рассматривает», какая она –
тяжелая или легкая, страшная или веселая,
колючая или мягкая, зовущая или
отстраненная.
Придумывание различных танцевальных
поз.
Составление небольших танцевальных
композиций и исполнение их под музыку.
Использование упражнений:
«Танец»: предложить детям придумать свой
образ и станцевать его под определенную
музыку. Остальные дети должны угадать, какой
образ задуман. Варианты – образ задан, все дети
танцуют одновременно («распустившийся
цветок», «ласковую кошку», «снегопад»,
«веселую обезьянку» и т. д.). Усложнение –
передать в танце чувства («радость», «страх»,
«удивление» и т.д.
«О чем рассказала музыка»: детям предлагается
закрыть глаза и представить, о чем рассказывает
музыка, а затем обосновать свои впечатления и
нарисовать свои представления.
Восприятие
художественной
литературы
Придумывание, какого - либо волшебного
предмета или удивительного прибора,
чтобы герою произведения легче было
справиться с неприятностями. Наделить
его свойствами, описать, как он может
выглядеть.
В стихотворение вставлять другую рифму,
чтобы было смешно
Придумывание новых названий к
известным сказкам, стихам, фильмам и
мультикам.
Придумывание продолжения всем
известной сказки.
Перемешивание героев нескольких сказок
и придумывание для них нового
приключения.
Двигательная
Придумывание новых подвижных игр.
Придумывание новых способов
применения предметов физкультурного
инвентаря.
Двигательные инсценировки –
драматизации.
Придумывание названий выполняемых
движений.
Придумывание названия двигательного
сюжета.
Варьирование условий выполнения
упражнений.
Внесение усложнений в технику
движений.
Использование имитационных действий.
Использование выразительности
движений.