Напоминание

Развитие у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности в различных видах детской деятельности


Автор: Казанцева Галия Галиевна
Должность: Воспитатель дошкольной группы.
Учебное заведение: МОУ "НОШ с.Сосновоборское"
Населённый пункт: Саратовская область, Петровский район, село Сосновоборское
Наименование материала: Статья.
Тема: Развитие у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности в различных видах детской деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие у детей дошкольного возраста воображения и

творческой активности в различных видах детской

деятельности

У всех нас есть счастливые воспоминания о детстве, когда у нас не было ограничений,

мы могли переместиться куда угодно, приукрасить реальность, воплотить даже самые

несбыточные мечты в жизнь. И всё это благодаря нашей фантазии. С фантазией же

напрямую связана такая психологическая функция как воображение. Воображение

является возрастным психологическим новообразованием дошкольного возраста. Однако в

настоящее время наблюдается «обеднённость» детского воображения. Наши современные

не доигравшие, не до фантазировавшие и не прошедшие уровни развития воображения

дети, к сожалению, не смогут легко обучаться в школе в силу своей психологической

неподготовленности.

Очевидно, что приоритетом в дошкольном образовании должно стать развитие

воображения и творческой активности. Как же организовать педагогический процесс

таким образом, чтобы развивать и обогащать детское воображение?

Для решения этой проблемы необходимо следующее:

1. Внести коррективы в отношения «дети - воспитатель». Для того, чтобы развивать

воображение и творческую активность, воспитателю необходимо помнить, что общение

ребенка с окружающими — источник его психического развития. От того, насколько оно

будет полноценным и разносторонним, зависит, в конечном счете, склад личности

человека, его творческий потенциал. Поэтому общение с детьми должно предполагать

неожиданности и разные позиции. Воспитатель, находясь в группе детей должен быть:

«Воспитателем как взрослый» - он много знает, с ним интересно, ему можно задать

вопросы, обсудить насущные проблемы, он может научить чему-то новому.

«Воспитателем как ребёнок» - прекрасный актер, он может подыграть в любой

ситуации, он идеальный партнер по играм и шалостям, он — взрослый как равный.

Организовать предметно-пространственную среду таким образом, чтобы каждый

ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, объединяться

подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд,

театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Обогатить игровую среду.

Пополнить и разнообразить материалы для творческой активности.

Отправной точкой для развития воображения служит направленная активность, то есть

включение фантазий детей в конкретные практические проблемы. Педагогу необходимо

организовывать совместную деятельность, избегая демонстрации выполнения задания,

помогая самостоятельно выйти ребёнку из сложившейся ситуации.

Развитию воображения способствуют:

ситуации незавершенности;

поощрение множества вопросов;

стимулирование независимости, самостоятельных разработок;

позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.

Необходимо развивать воображение во всех видах детской деятельности.

В таблице 1 представлены методы и приёмы развития воображения во всех видах детской

деятельности.

Таблица 1

Деятельность

Методы, приёмы, средства

Игровая

Использование игр с предметами

заместителями не похожими на

настоящие.

Использование в игре «подручных

предметов»

Вовлечение детей в постановку детских

мини-спектаклей для сверстников и

малышей.

Придумывание новых правил к играм или

своих игр, а также их изготовление.

Игры «Превращения»

Игры «Перевоплощения»

Использование словесных игр

Коммуникативная

«Составление предложений» Детям

предлагается составить как можно больше

предложений, обязательно использовав

названные педагогом три слова, не связанные

друг с другом по смыслу. Падеж слов можно

менять, в предложениях могут использоваться и

другие слова.

«Небылицы» Каждому ребенку задается серия

вопросов: Кто? С кем? Где? Когда? - Что делали?

Детей просят отвечать необычно, чтобы

получились невероятные небылицы.

«Чепуха» Ведущий предлагает игрокам задумать

какое-нибудь слово (имя существительное).

Затем педагог задаёт поочередно детям вопросы:

Что ты ел? На чем летал? С кем ты дружишь? На

чем спишь? Чем расчёсывался? и др. Отвечая на

вопрос, ребенок должен назвать задуманное им

слово. Тот, у кого ответ совпадает по смыслу с

вопросом, становится ведущим.

Подбор ассоциаций к определённому

слову.

Придумывание рекламы (например,

сказочная реклама: как будто в некоей

волшебной стране есть магазин, где

продают разные чудесные предметы).

Познавательно -

исследовательская

Образование цветовых ассоциаций.

Рассуждение и экспериментирование

«Что можно сделать из…» (пластмассовой

бутылки, целой или с одним, двумя

отверстиями, разрезанной вдоль или

поперек, на равные или неравные части;

коробки от конфет, круглой коробки от

плавленого сыра, жестяной банки от кофе,

крышек от бутылок или банок, спичечных

коробков (одного, двух,

десяти),проволоки, веревочек, палочек,

деревянной ложки и лоскутка, шишек

(одинаковых или разных),разноцветных

кусочков оргстекла, кожи, ткани, пуговиц,

старой варежки, перчатки, вязаной шапки,

ненужных кубиков, старого

неработающего будильника или

радиоприемника, остатков обоев и

многого другого.

изучение разных географических карт.

рассматривание чертежей, умение за

различными проекциями представлять

объект и, наоборот, умение изображать

объекты в различных проекциях

моделирование

Изобразительная

Принятие детьми ролей скульптора,

художника, дизайнера и т. д.

Использование нетрадиционных приёмов

рисования.

Использование «путешествий» в картины

(проникнуть внутрь созданной

художником картины, войти в эти

удивительные и таинственные

«предлагаемые обстоятельства», ощутить

теплоту, свежесть, запах наполняющего

картину воздуха, мысленно прикоснуться

к изображенным предметам, услышать,

как они звучат; поговорить с героями

картины, исследовать их эмоциональное

состояние; отправиться в прошлое,

придумывая, восстанавливая исходные

события, предысторию персонажей до

момента, запечатленного художником на

картине, в будущее, прогнозируя те

изменения, которые могут произойти с

героями впереди; создать свою

композицию по поводу данного

произведения).

Рассматривание "каляк- маляк" младших

детей, абстрактных картин настоящих

художников, рассматривание картин и

придумывание названий.

Использование приёмов сравнения

предметов и людей на картинах

художников, скульптурах

(н-р: на кого похож этот человек? и т.д.)

Дорисовывание недостающих деталей.

Рисование впечатлений, воображаемых

событий.

Использование в лепке дидактических

упражнений:

«Слепи что-нибудь необычное». Педагог

предлагает слепить необычную машину, на

которой можно уехать в волшебную страну;

необычное дерево, на котором растут необычные

фрукты ...

«Ожившая фигурка». Ребенку говорят: «Ты

получил прекрасный дар, все, что ты слепишь —

оживает. Что бы ты слепил?

«Несуществующее животное». Взрослый просит

ребенка представить далекие планеты, на

которых обитают неведомые, фантастические

животные. И также представить себе, что

появился зоопарк, где можно посмотреть на этих

животных. Взрослый предлагает ребенку

придумать и слепить какое-нибудь необычное

животное для этого зоопарка. Ребенок должен

слепить воображаемое животное, дать ему

название, рассказать историю о нем.

«Поможем скульптору». Взрослый рассказывает

детям, что скульптор не успел долепить фигурки

и просит ребят помочь ему.

«Измени предмет так, чтобы получилось новое

изображение». Могут даваться инструкции:

«Преврати бабочку в цветок, крокодила

в машину, неваляшку в принцессу, злого в

доброго и т. д».

Аппликация (вырезать много разноцветных

треугольников, кружков, прямоугольников

и других фигур, а потом попросить

ребенка сложить из них все, что он может.

Например, фигурку человека, животного

или машину). Детям даются бумажные

заготовки (цилиндры, кубы, конусы,

полоски и др.), а также разнообразный

бросовый материал. Предлагается

придумать и смастерить фантастическое

растение, сказать, как оно называется, где

живет и т.п.

Музыкальная

Восприятие музыки, отдельных

музыкальных инструментов и сравнение

их со звуками природы и т.д.

Выбор музыкальных инструментов, в том

числе и нетрадиционных, для озвучивания

природных явлений, предметов и образов

окружающего мира.

Прослушивание произведений и

изображение их характера мимикой,

жестами, движениями.

Создание ситуаций, при которых к

восприятию музыки подключаются все

органы чувств ребенка: слух, зрение,

осязание, обоняние, вкус. Он «берет» её в

руки, «рассматривает», какая она –

тяжелая или легкая, страшная или веселая,

колючая или мягкая, зовущая или

отстраненная.

Придумывание различных танцевальных

поз.

Составление небольших танцевальных

композиций и исполнение их под музыку.

Использование упражнений:

«Танец»: предложить детям придумать свой

образ и станцевать его под определенную

музыку. Остальные дети должны угадать, какой

образ задуман. Варианты – образ задан, все дети

танцуют одновременно («распустившийся

цветок», «ласковую кошку», «снегопад»,

«веселую обезьянку» и т. д.). Усложнение –

передать в танце чувства («радость», «страх»,

«удивление» и т.д.

«О чем рассказала музыка»: детям предлагается

закрыть глаза и представить, о чем рассказывает

музыка, а затем обосновать свои впечатления и

нарисовать свои представления.

Восприятие

художественной

литературы

Придумывание, какого - либо волшебного

предмета или удивительного прибора,

чтобы герою произведения легче было

справиться с неприятностями. Наделить

его свойствами, описать, как он может

выглядеть.

В стихотворение вставлять другую рифму,

чтобы было смешно

Придумывание новых названий к

известным сказкам, стихам, фильмам и

мультикам.

Придумывание продолжения всем

известной сказки.

Перемешивание героев нескольких сказок

и придумывание для них нового

приключения.

Двигательная

Придумывание новых подвижных игр.

Придумывание новых способов

применения предметов физкультурного

инвентаря.

Двигательные инсценировки –

драматизации.

Придумывание названий выполняемых

движений.

Придумывание названия двигательного

сюжета.

Варьирование условий выполнения

упражнений.

Внесение усложнений в технику

движений.

Использование имитационных действий.

Использование выразительности

движений.



В раздел образования