Напоминание

"Роль дидактических игр по художественной литературе в развитии детей старшего дошкольного возраста. Картотека дидактических игр по художественной литературе"


Автор: Казарян Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДО "Детский сад № 192"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль дидактических игр по художественной литературе в развитии детей старшего дошкольного возраста. Картотека дидактических игр по художественной литературе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль дидактических игр по художественной литературе в развитии

творческих и интеллектуальных способностей

старших

дошкольников.

Картотека дидактических игр по художественной литературе»

Методическое пособие.

Автор: Казарян Елена Викторовна, воспитатель, МАДОУ МО

«Детский сад № 192», г. Краснодара.

Актуальность: Дидактическая игра - это средство познания мира. В

игре развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов,

выявляются вкусы и запросы. Продумывая задачи и содержание игр с

правилами, необходимо постепенно усложнять их. Особый вариант

педагогического общения представляют дидактические игры, в ходе

которых цели обучения достигаются при помощи и посредством

решения игровых задач. Дидактические игры закрепляют знания

о художественной литературе, учат ребенка сравнивать, сопоставлять,

сопереживать, развивать связную речь, нравственные качества,

корректируют мышление, внимание , память, воображение. Главная

особенность дидактических игр в том, что дети играют, не подозревая,

что осваивают новые знания, овладевают навыками действий с

определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для

детей. В нашем детском саду на занятиях по ознакомлению с

художественной литературой педагоги активно используют

дидактическую игру, в основе которой – активная «исследовательская»

деятельность детей. Предлагаю вашему вниманию методическое

пособие. Данное пособие содержит практические материалы,

помогающие обогащать и активизировать словарный запас детей

старшей группы детского сада на специальных занятиях

по

художественной литературе.

Дидактический материал «Литературные

игры для дошкольников» составлен на основе методических разработок

З.А.

Гриценко, Л.М.

Гурович и интернет-источников.

Пособие может

быть использовано педагогами, родителями в работе с детьми старшего

дошкольного и младшего школьного возраста.

Цели пособия:

Приобщение детей к миру художественной литературы.

Развитие творческих и интеллектуальных способностей через активное

участие в игровом процессе.

Задачи:

Закрепить знания детей о литературных произведениях.

Обучать детей умению анализировать прочитанное.

Развивать речевую культуру.

Развивать психологическую базу речи: внимание, память, мышление.

«Волшебная книга со сказками»

Цель: учить узнавать сказку по прочитанному эпизоду.

Ход игры:

Воспитатель: «Однажды я шла в детский сад. В руках у меня была

волшебная книга со сказками. Но подул сильный ветер и пошел

проливной дождь. Все страницы в книжке намокли, книга упала,

страницы рассыпались и перепутались. Я собрала страницы, посушила

их, но не смогла вернуть в свои сказки. Срочно нужна ваша помощь. Я

буду читать вам отрывки из сказок, а вы скажите мне, из какой сказки

был прочитан отрывок. Если правильно ответим, то все сказки

восстановятся, книга приобретет прежний вид».

Воспитатель читает отрывки сказок, вставляет страницы со

сказками в книгу.

«Доскажи словечко»

Цель: закрепить знания названий сказок и сказочных персонажей;

развивать речь, внимание, мышление, память.

Ход игры:

Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его

сказочное название.

Мышка - … (норушка)

Лягушка - … (квакушка)

Зайчик - … (побегайчик)

Лисичка - … (сестричка)

Волчок - (Серый бочок)

Медведь - … (косолапый)

Петушок - (Золотой гребешок)

Гуси - (Лебеди)

Сестрица - (Алёнушка)

Братец - (Иванушка)

Серый … (волк)

Баба - … (Яга, костяная нога)

Коза - … (дереза)

Красная (шапочка)

Курочка - … (Ряба)

Муха - … (Цокотуха)

Старшая и подготовительная группа

Крошечка – … (Хаврошечка)

Царь … (Салтан)

Царевна - … (лягушка)

Сивка … (бурка)

Финист - … (Ясный сокол)

Никита … (Кожемяка)

Серебряное … (копытце)

Цветик - … (семицветик)

Илья … (Муромец)

Добрыня … (Никитич)

Соловей - … (разбойник)

Василиса … (Прекрасная)

Царевич … (Елисей)

Мальчик … (с пальчик)

Конёк – (Горбунок)

Гадкий … (утёнок)

«Назови сказочного героя с необычным внешним видом»

Цель: закрепить знания сказочных персонажей; развивать речь,

внимание, мышление, память.

Ход игры:

- Змей Горыныч (огнедышащая голова)

- Чебурашка (большие расплющенные уши)

- Русалочка (вместо ног хвост)

- Мальвина (голубые волосы).

«Удивительные превращения»

Цель: учить отгадывать в кого превращались или были

заколдованы сказочные герои?

Ход игры:

- Князь Гвидон из сказки «Сказка о царе Салтане» - в комара, муху,

шмеля.

- Великан в сказке «Кот в сапогах» - в льва, мышь.

- Одиннадцать братьев – принцев в «Дикие лебеди» - лебеди.

- Чудовище в «Аленьком цветочке» - В принца.

«Сказочная путаница»

Цель: развивать творческое воображение, вызвать желание

придумать сказку «наоборот»; обогащать словарный запас детей за счёт

употребления сравнительных оборотов.

Оборудование: карты, фломастеры, цветные карандаши.

Ход игры:

Педагог предлагает вспомнить хорошо знакомую сказку и поменять

характер героев. Положительный на отрицательный и наоборот.

Дети рассказывают, как изменяются герои, их характер, поступки,

каким станет сюжет сказки.

Например: Красная Шапочка - злая, а волк - добрый. Колобок

предлагает каждому герою стать его начинкой, т е. Колобок съедает всех

по - очереди.

«Путешествие в Страну сказок»

Цель: учить детей по нарисованной художником картинке

отгадывать сказочный транспорт; учить правильно определять героев

сказок, кому принадлежал этот вид транспорта; учить правильно

называть сказку.

Ход игры:

Воспитатель приглашает детей отправиться в путешествие в Страну

сказок. Просит детей назвать транспорт, на котором можно

путешествовать. Затем показывает картинки с изображением какого -

либо сказочного транспорта, а дети должны вспомнить и назвать вид

сказочного транспорта, а также назвать сказку и героев. Можно

провести небольшую беседу по содержанию сказки, вспомнить других

героев этой сказки.

«Калейдоскоп сказок»

Цели: прививать детям любовь к устному народному творчеству;

активизировать знания детей о русских народных сказках; учить

находить нелепицы в картинках.

Ход игры:

Воспитатель : Посмотрите, ребята, что творилось в сказочном мире,

пока мы с вами не взялись за дело! (Вывешивает на доску картину

нелепиц по русским народным сказкам). Посмотрите на картину и

расскажите, что неправильно нарисовано.

«Письмо из Сказочного города»

Цель: воспитывать любовь к художественному слову, уважение к

книге. Закреплять знания о персонажах знакомых сказок. Учить детей

внимательно слушать и эмоционально воспринимать новое

произведение.

Материалы: письмо от феи из Сказочного города.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята к нам сегодня утром ветерок занес листочек

не простой, а из Сказочного города. Отправила этот листок с ветерком

наша знакомая - фея. (Показать детям письмо в форме листочка и

прочитать его).

«Здравствуйте, ребята! Жители Сказочного города приготовили для

вас необычные загадки. Они все сказки перепутали и хотят, чтобы вы

назвали сказки, о которых говорится в загадках. Успехов вам! Жители

Сказочного города и фея».

Лото «Найди сказочных героев»

Цель: формировать умение узнавать сказку и её персонажей.

Оборудование: Большие карты с сюжетом сказки; маленькие

карточки с изображением сказочных героев сказки.

Ход игры:

У детей большие карты с сюжетом сказки. Ведущий показывает

маленькие карточки. Ребёнок, у которого герой из сказки, изображенной

на большой карте, называет героя и берёт его себе. Выигрывает тот, кто

первым заполнит свою карту.

«Помоги героям из сказок»

Цель: учить детей выявлять из нескольких сказочных предметов

тот, который нужен герою той или иной сказки, уметь обосновывать

свой выбор; развивать память, мышление.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, со сказочными героями постоянно происходят

невероятные истории то они сами попадают в беду, то помогают другим

избежать трудностей. Давайте найдем предметы, которые нам помогут

выручить из беды сказочных героев.

«Угадай сказку»

Цель: учить расшифровывать названия сказок и книг.

Ход игры:

Взрослый называет несуществующую сказку, а дети исправляют

ошибку в сказочном названии.

1. «Лиса и шестеро цыплят» – «Волк и семеро козлят»

2. «Король под фасолью» – «Принцесса на горошине»

3. «Собачья развалюха» – «Кошкин дом»

4. «Утки индюшки» – «Гуси – лебеди»

5. «Одетый слуга» – «Голый король»

6. «Падающий деревянный генерал» – «Стойкий оловянный

солдатик»

7. «Пес без босоножек» – «Кот в сапогах»

8. «Семь худышек» – «Три толстяка»

9. «Развалюха» – «Теремок».

Литература:

1.

Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников. –

Академия, 2012.

2.

Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова. В.И. «Ребенок и книга»

( пособие для воспитателя детского сада. под ред. В.И. Логиновой) - .

Издание 2-е., Издательство “Акцидент” С-Петербург, 1996.

3.

Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и

развитие речи. 2-е изд., доп. – М.: 2017.



В раздел образования