Автор: Казарян Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДО "Детский сад № 192"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль дидактических игр по художественной литературе в развитии детей старшего дошкольного возраста. Картотека дидактических игр по художественной литературе"
Раздел: дошкольное образование
«Роль дидактических игр по художественной литературе в развитии
творческих и интеллектуальных способностей
старших
дошкольников.
Картотека дидактических игр по художественной литературе»
Методическое пособие.
Автор: Казарян Елена Викторовна, воспитатель, МАДОУ МО
«Детский сад № 192», г. Краснодара.
Актуальность: Дидактическая игра - это средство познания мира. В
игре развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов,
выявляются вкусы и запросы. Продумывая задачи и содержание игр с
правилами, необходимо постепенно усложнять их. Особый вариант
педагогического общения представляют дидактические игры, в ходе
которых цели обучения достигаются при помощи и посредством
решения игровых задач. Дидактические игры закрепляют знания
о художественной литературе, учат ребенка сравнивать, сопоставлять,
сопереживать, развивать связную речь, нравственные качества,
корректируют мышление, внимание , память, воображение. Главная
особенность дидактических игр в том, что дети играют, не подозревая,
что осваивают новые знания, овладевают навыками действий с
определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для
детей. В нашем детском саду на занятиях по ознакомлению с
художественной литературой педагоги активно используют
дидактическую игру, в основе которой – активная «исследовательская»
деятельность детей. Предлагаю вашему вниманию методическое
пособие. Данное пособие содержит практические материалы,
помогающие обогащать и активизировать словарный запас детей
старшей группы детского сада на специальных занятиях
по
художественной литературе.
Дидактический материал «Литературные
игры для дошкольников» составлен на основе методических разработок
З.А.
Гриценко, Л.М.
Гурович и интернет-источников.
Пособие может
быть использовано педагогами, родителями в работе с детьми старшего
дошкольного и младшего школьного возраста.
Цели пособия:
Приобщение детей к миру художественной литературы.
Развитие творческих и интеллектуальных способностей через активное
участие в игровом процессе.
Задачи:
Закрепить знания детей о литературных произведениях.
Обучать детей умению анализировать прочитанное.
Развивать речевую культуру.
Развивать психологическую базу речи: внимание, память, мышление.
«Волшебная книга со сказками»
Цель: учить узнавать сказку по прочитанному эпизоду.
Ход игры:
Воспитатель: «Однажды я шла в детский сад. В руках у меня была
волшебная книга со сказками. Но подул сильный ветер и пошел
проливной дождь. Все страницы в книжке намокли, книга упала,
страницы рассыпались и перепутались. Я собрала страницы, посушила
их, но не смогла вернуть в свои сказки. Срочно нужна ваша помощь. Я
буду читать вам отрывки из сказок, а вы скажите мне, из какой сказки
был прочитан отрывок. Если правильно ответим, то все сказки
восстановятся, книга приобретет прежний вид».
Воспитатель читает отрывки сказок, вставляет страницы со
сказками в книгу.
«Доскажи словечко»
Цель: закрепить знания названий сказок и сказочных персонажей;
развивать речь, внимание, мышление, память.
Ход игры:
Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его
сказочное название.
Мышка - … (норушка)
Лягушка - … (квакушка)
Зайчик - … (побегайчик)
Лисичка - … (сестричка)
Волчок - (Серый бочок)
Медведь - … (косолапый)
Петушок - (Золотой гребешок)
Гуси - (Лебеди)
Сестрица - (Алёнушка)
Братец - (Иванушка)
Серый … (волк)
Баба - … (Яга, костяная нога)
Коза - … (дереза)
Красная (шапочка)
Курочка - … (Ряба)
Муха - … (Цокотуха)
Старшая и подготовительная группа
Крошечка – … (Хаврошечка)
Царь … (Салтан)
Царевна - … (лягушка)
Сивка … (бурка)
Финист - … (Ясный сокол)
Никита … (Кожемяка)
Серебряное … (копытце)
Цветик - … (семицветик)
Илья … (Муромец)
Добрыня … (Никитич)
Соловей - … (разбойник)
Василиса … (Прекрасная)
Царевич … (Елисей)
Мальчик … (с пальчик)
Конёк – (Горбунок)
Гадкий … (утёнок)
«Назови сказочного героя с необычным внешним видом»
Цель: закрепить знания сказочных персонажей; развивать речь,
внимание, мышление, память.
Ход игры:
- Змей Горыныч (огнедышащая голова)
- Чебурашка (большие расплющенные уши)
- Русалочка (вместо ног хвост)
- Мальвина (голубые волосы).
«Удивительные превращения»
Цель: учить отгадывать в кого превращались или были
заколдованы сказочные герои?
Ход игры:
- Князь Гвидон из сказки «Сказка о царе Салтане» - в комара, муху,
шмеля.
- Великан в сказке «Кот в сапогах» - в льва, мышь.
- Одиннадцать братьев – принцев в «Дикие лебеди» - лебеди.
- Чудовище в «Аленьком цветочке» - В принца.
«Сказочная путаница»
Цель: развивать творческое воображение, вызвать желание
придумать сказку «наоборот»; обогащать словарный запас детей за счёт
употребления сравнительных оборотов.
Оборудование: карты, фломастеры, цветные карандаши.
Ход игры:
Педагог предлагает вспомнить хорошо знакомую сказку и поменять
характер героев. Положительный на отрицательный и наоборот.
Дети рассказывают, как изменяются герои, их характер, поступки,
каким станет сюжет сказки.
Например: Красная Шапочка - злая, а волк - добрый. Колобок
предлагает каждому герою стать его начинкой, т е. Колобок съедает всех
по - очереди.
«Путешествие в Страну сказок»
Цель: учить детей по нарисованной художником картинке
отгадывать сказочный транспорт; учить правильно определять героев
сказок, кому принадлежал этот вид транспорта; учить правильно
называть сказку.
Ход игры:
Воспитатель приглашает детей отправиться в путешествие в Страну
сказок. Просит детей назвать транспорт, на котором можно
путешествовать. Затем показывает картинки с изображением какого -
либо сказочного транспорта, а дети должны вспомнить и назвать вид
сказочного транспорта, а также назвать сказку и героев. Можно
провести небольшую беседу по содержанию сказки, вспомнить других
героев этой сказки.
«Калейдоскоп сказок»
Цели: прививать детям любовь к устному народному творчеству;
активизировать знания детей о русских народных сказках; учить
находить нелепицы в картинках.
Ход игры:
Воспитатель : Посмотрите, ребята, что творилось в сказочном мире,
пока мы с вами не взялись за дело! (Вывешивает на доску картину
нелепиц по русским народным сказкам). Посмотрите на картину и
расскажите, что неправильно нарисовано.
«Письмо из Сказочного города»
Цель: воспитывать любовь к художественному слову, уважение к
книге. Закреплять знания о персонажах знакомых сказок. Учить детей
внимательно слушать и эмоционально воспринимать новое
произведение.
Материалы: письмо от феи из Сказочного города.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята к нам сегодня утром ветерок занес листочек
не простой, а из Сказочного города. Отправила этот листок с ветерком
наша знакомая - фея. (Показать детям письмо в форме листочка и
прочитать его).
«Здравствуйте, ребята! Жители Сказочного города приготовили для
вас необычные загадки. Они все сказки перепутали и хотят, чтобы вы
назвали сказки, о которых говорится в загадках. Успехов вам! Жители
Сказочного города и фея».
Лото «Найди сказочных героев»
Цель: формировать умение узнавать сказку и её персонажей.
Оборудование: Большие карты с сюжетом сказки; маленькие
карточки с изображением сказочных героев сказки.
Ход игры:
У детей большие карты с сюжетом сказки. Ведущий показывает
маленькие карточки. Ребёнок, у которого герой из сказки, изображенной
на большой карте, называет героя и берёт его себе. Выигрывает тот, кто
первым заполнит свою карту.
«Помоги героям из сказок»
Цель: учить детей выявлять из нескольких сказочных предметов
тот, который нужен герою той или иной сказки, уметь обосновывать
свой выбор; развивать память, мышление.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, со сказочными героями постоянно происходят
невероятные истории то они сами попадают в беду, то помогают другим
избежать трудностей. Давайте найдем предметы, которые нам помогут
выручить из беды сказочных героев.
«Угадай сказку»
Цель: учить расшифровывать названия сказок и книг.
Ход игры:
Взрослый называет несуществующую сказку, а дети исправляют
ошибку в сказочном названии.
1. «Лиса и шестеро цыплят» – «Волк и семеро козлят»
2. «Король под фасолью» – «Принцесса на горошине»
3. «Собачья развалюха» – «Кошкин дом»
4. «Утки индюшки» – «Гуси – лебеди»
5. «Одетый слуга» – «Голый король»
6. «Падающий деревянный генерал» – «Стойкий оловянный
солдатик»
7. «Пес без босоножек» – «Кот в сапогах»
8. «Семь худышек» – «Три толстяка»
9. «Развалюха» – «Теремок».
Литература:
1.
Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников. –
Академия, 2012.
2.
Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова. В.И. «Ребенок и книга»
( пособие для воспитателя детского сада. под ред. В.И. Логиновой) - .
Издание 2-е., Издательство “Акцидент” С-Петербург, 1996.
3.
Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и
развитие речи. 2-е изд., доп. – М.: 2017.