Автор: Бусыгина Анастасия Евгеньевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад № 588
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Опыт работы. Технология метод проекта как средство физического развития дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Опыт
работы.
Технология
метод
проекта
как
средство
физического
развития
дошкольников»
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача каждого дошкольного
учреждения. Укреплять здоровье — значит быть в движении. Именно в дошкольном детстве
в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая
выносливость
и
работоспособность
организма,
и
другие
качества,
необходимые
для
всестороннего
гармонического развития
личности.
Именно
в
этом
возрастном
периоде
закладываются
основы
здоровья,
правильного
физического
развития,
происходит
становление
двигательных
способностей,
формируется
интерес
к
физической
культуре,
воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Для детей характерно естественное стремление к познанию всего, что его окружает.
Ребенок имеет высокий уровень заинтересованности всем новым, неизвестным для него.
Именно
по
этой
причине
педагоги
склоняются
к
высокой
эффективности
применения
различных
новых
методик
и
форм
организации
занятий,
направленных
на
развитие
у
дошкольника основных двигательных навыков, физических качеств. Одним из способов
организации
образовательной
деятельности
по
физическому
развитию
в
старшем
дошкольном возрасте является применение технологии метода проекта.
Технология метода проекта
позволяет определить актуальную для
воспитанников
цель,
достижению
которой
способствует
организация
детской
самостоятельности,
конкретного
практического
и
творческого
дела.
Эффективность
метода
проектов
подтверждается
тем,
что
воспитанники
получают
возможность
экспериментировать,
синтезировать
полученные
знания,
развивать
физические
навыки.
Важный
фактором
является инициативность, заинтересованность самим ребенком конечным результатом, что в
свою очередь повышает качество выполнения упражнений, заданий. Поэтому мной была
выбрана
методическая
тема
«Использование
технологии
метода
проекта
как
средство
развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста».
Цель, которую я ставила перед собой - это определить эффективность использования
технологии метода проекта
в
процессе
развития
физических
качеств у детей
старшего
дошкольного возраста.
Чем богаче и шире арсенал движений, тем легче ребенку добиться успеха в
двигательной деятельности. Бег, прыжки, метание – это те двигательные умения, которые
ребенок дошкольного возраста должен освоить до поступления в школу. Насколько успешно
он это сделает, зависит от ловкости, выносливости и быстроты, т.е. от развития основных
двигательных качеств. О физической подготовленности ребенка говорит уровень развития
этих качеств.
Сегодня
метод
проектов
является
одним
из
популярнейших
в
мире,
поскольку
позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для
решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности
дошкольников. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти
знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который
и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между
академическими знаниями и прагматическими умениями.
Работа, направленная на развитие физических качеств у детей старшего дошкольного
возраста через технологию метода проекта проводилась на базе МБДОУ – детский сад №
588.
Для выявления уровня развития физических качеств у старших дошкольников была
проведена педагогическая диагностика.
Диагностика
проводилось
с
опорой
на
методические
рекомендации
«Методика
изучения особенностей развития физических качеств и освоенияосновных движений у детей
дошкольного возраста» авторов Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, М.В.Крулехт.
Диагностика предполагала игровые практические задания и упражнения, а также
наблюдения за детьми во время образовательной деятельности.
Были подобраны следующие критерии для выявления уровня развития физических
качеств у детей старшего дошкольного возраста:
- быстрота;
- скоростно-силовые качества;
- выносливость;
- ловкость;
- гибкость.
На основе данных критериев были выделены три уровня развития физических качеств
для каждого критерия отдельно.
Оптимальный уровень (2 балла) – осваивает данный норматив в полном объеме.
Допустимый
уровень
(1
балла)
–
осваивает
данный
норматив в
пределах
допустимых
значений.
Недостаточный уровень (0 балл) – не справляется с данным нормативом.
Также учитывались возрастно-половые показатели развития физических качеств у
дошкольников.
Анализ полученных результатов позволил отметить недостаточный уровень развития
физических
качеств
у
детей
подготовительных к
школе групп по
данным
критериям,
поэтому
появилась
необходимость
подобрать
новые,
которые
бы
способствовали
поставленным задачам физического развития детей. Такой технологий является проектный
метод.
В конце учебного года также была проведена диагностика достижений воспитанников
по тем же критериям.
Включение технологии метода проекта в образовательный процесс позволил достичь
определенных
положительных
результатов. В
течение
учебного
года
были
проведены
следующие проекты: «Легкая атлетика в детском саду», «Прыжки», «Здравиада», «ГТО».
Данные проекты дали положительную динамику развития физических качеств у старших
дошкольников.
Двигательный
опыт
у
детей
богат;
результативно,
уверенно,
мягко,
выразительно с достаточной амплитудой и точно выполняют физические упражнения. 90%
дошкольников успешно проявляют быстроту, ловкость, выносливость. У детей стабильно, на
регулярной основе выработан самоконтроль и самооценка во время выполнения физических
упражнений.
В
полной
мере
наблюдается
стремление
к
лучшему
результату,
к
самостоятельному
удовлетворению
потребности
в
двигательной
активности
за
счет
имеющегося
опыта.
На
высоком
и
достаточном
уровнях
развита
гибкость
(всего
5%
воспитанников испытывают затруднения по данному критерию). Дети проявляют элементы
творчества в двигательной деятельности, самостоятельно составляют простые варианты из
освоенных
физических
упражнений
и
игр,
через
движения
передают
разнообразие
конкретного образа, проявляют индивидуальность в своих движениях. У детей сформирован
устойчивый интерес к физическим упражнениям.
Опыт
работы
по
технологии
метод
проекта
позволил
мне
отследить
не
только
положительный настрой в работе у детей подготовительных к школе групп, но и оценить ее в
качестве высокоэффективного и доступного средства в развитии физических качеств.
Технология метода проекта, на основе которой был организован воспитательно –
образовательный процесс по физическому развитию, стимулировал появление новых идей на
этапе
разработки
содержания,
методов
обучения
и
воспитания,
способствующих
эффективной реализации педагогического процесса.
Новизна и практическая значимость данной технологии заключается в разработке и
апробации структуры организации образовательного процесса по физическому воспитанию
дошкольников.
Результативность
моей
профессиональной
деятельности
подтверждена
наличием
положительной динамики в развитии физических качеств у старших дошкольников.