Авторы: Чернейко Марина Николаевна, Зуева Алла Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 161
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Педагогические условия развития театрализованных игр у детей старшего дошкольного возраста "
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 161
«Детский сад общеразвивающего вида»
Педагогические условия развития театрализованных игр у
детей старшего дошкольного возраста
Составитель:
Воспитатель МБДОУ №161
Чернейко М.Н.
Кемерово 2020 г.
2
Оглавление
Введение...................................................................................................................3
1. Организация театрализованной деятельности в условиях ДОО....................5
2. Цели, задачи и содержание театрализованной деятельности детей старшего
дошкольного возраста...........................................................................................11
3. Методы создания педагогических условий развития театрализованных игр
детей старшего дошкольного возраста................................................................18
4.Этапы работы над спектаклем..........................................................................23
Заключение............................................................................................................26
3
Введение
Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для
детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы
педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным
воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием
памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.
Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с
миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию,
сопереживанию,
активизируют
мышление,
воображение,
а
главное
-
помогают
психологической
адаптации
ребенка
в
коллективе.
Театрализованные
игры
представляют
собой
разыгрывание
в
лицах
литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные
инсценировки).
На
сегодняшний
день
в
дошкольных
учреждениях
развивающий
потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно
объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах
ее организации.
Согласно
первой
тенденции
(назовем
ее
условно
обучение),
театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего
"зрелища" на праздниках. Стремление добиться хороших результатов
заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и
движения
в
ходе
неоправданно
большого
числа
индивидуальных
и
коллективных репетиций. Ребенка обучают быть "хорошим артистом". И, как
результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако
освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную
игровую деятельность. Поскольку и подготовка к спектаклю, и сам он так не
похожи на игру.
4
Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать
невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в
полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой
деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит
атрибуты для "театра". Из группы в группу ребенка сопровождает
однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев...
Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности
переодеться, а значит - измениться, а старшего дошкольника это уже не
удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам,
уровню
развития
психических
процессов,
возросшим
возможностям
самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти
полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей при наличии у них
интереса к этой деятельности и потребности в ней [2].
Итак,
данная
тема
является
актуальной,
поскольку
в
практике
дошкольного
образования
театрализованным
играм
выделяется
недостаточное внимание, нет системы обучения театрализованным играм, и
проводятся они эпизодически (на праздниках, развлечениях).
Цель
работы:
содействие
развитию
творческих
способностей
воспитанников старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- проанализировать методическую литературу по проблеме театрализованной
деятельности в дошкольном образовании.
- изучить особенности проведения театрализованных игр с детьми старшего
дошкольного возраста и условия их возникновения и организации.
-
определить педагогические условия использования театрализованных игр.
- описать педагогические условия развития театрализованных игр у детей
старшего дошкольного возраста.
1. Организация театрализованной деятельности в условиях ДОО.
Для проведения театрализованных занятий в детском саду необходима
соответственная
организация
работы.
Только
разумная
организация
5
театрализованной деятельности детей поможет педагогическому коллективу
выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному
вопросу,
рационально
использовать
кадровый
потенциал.
Это
будет
способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному
подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей
и т.д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его
реализации, выступающих как единая продуманная система организации
совместной жизни детей и взрослых.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в
утренние и вечерние часы в не регламентируемое время, ограничено включена
в
различные
занятия
(музыка,
рисование),
а
также
запланирована
регламентировано.
Желательно,
чтобы
все
организованные
формы
театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что
обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз
подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания
занятий [6].
В соответствии со склонностями и интересами детей, в вечернее время
может быть организована театральная студия («В гостях у сказки», «Театр-
малышам», «Театральный салон»). Полезно, когда результаты работ по
музыке, изобразительному искусству, художественному труду в конечном
итоге объединяются в целостный продукт. Это может быть концерт, вечер
досуга, спектакль или какой-либо праздник. В таких мероприятиях каждый
ребенок становится членом коллектива, объединенного одной целью.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка,
источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем
предметно-пространственная
среда
не
только
должна
обеспечивать
совместную театральную деятельность детей, но и являться основой
самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его
самообразования. Поэтому, при проектировании предметно-пространственной
среды, обеспечивающей театральную деятельность детей, следует учитывать:
6
- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
- особенности эмоционально-личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес, творческие способности;
- возрастные и поло-ролевые особенности.
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста
предполагают стремления ребят участвовать в совместной деятельности со
сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую
потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса
совместной и самостоятельной театральной деятельности детей в каждой
группе должны быть оборудованы «уголок сказки», а также «тихий уголок»,
где ребенок может побыть один.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонности и потребности
дошкольников пространственная среда должна обеспечивать право и свободу
выбора
каждого
ребенка
на
любимое
занятие.
Поэтому
в
зоне
театрализованной деятельности должны быть представлены: перчаточный
театр, костюмы, маски, различные куклы и игрушки, книжки, составляющие
репертуар, рисунки детей и т.д. Кроме того, необходимо периодическое
обновление материала, ориентированного на интересы разных детей.
Развитее любознательности и исследовательского интереса основано на
создании
спектра
возможностей
для
моделирования,
поиска
и
экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов,
декораций, костюмов. Для этого в зоне театрализованной деятельности
необходимо иметь разнообразный природный материала, бросовый материала,
различные ткани для изготовления костюмов и декораций. Учитывая поло-
ролевые особенности детей в зонах для театрализованной деятельности
размещают оборудование, отвечающее интересам, как мальчиков, так и
девочек.
7
Таким образом, проектирование зоны, театрализованной деятельности
детей предлагает соблюдение основных принципов построения предметно-
пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении:
-
обеспечение
баланса
между
совместной
и
индивидуальной
деятельностью детей;
- представление права и свободы выбора;
- создание условий для моделирования, поиска, экспериментирования;
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может
пронизывать все режимные моменты: включаться во все
занятия,
в
совместную
деятельность
детей
и
взрослых
в
свободное
время,
осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
Театрализованная
деятельность может быть органично включена в работу различных студий и
кружков;
продукты
театрализованной
деятельности
(инсценировки,
драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание
праздников и развлечений.
Театрализованная игра на занятиях. Во время занятий педагог включает
театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие
вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания,
умения и навыки. Игровые приемы, используемые на занятии, позволяют более
доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей
ненавязчивостью, отсутствием жесткой регламентации деятельности, излишней
сухости в изложении материала.
Игровая
форма
проведения
занятий
способствует
раскрепощению
ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. Вместе с тем игра,
используемая на занятиях, является по большей своей части дидактической, то
есть обучающей игрой, и не может заменить самостоятельную игру детей в
плане того воспитательного и развивающего эффекта, который она дает.
Поэтому исследователи считают недопустимым стирание граней между
самодеятельной и обучающей игрой: для каждой из них определено свое место
и значение в жизни и деятельности ребенка.
8
Свободная совместная деятельность детей и взрослых. Это совместная
деятельность на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации
прогулок, организация игр в игровых комнатах,
чтение художественной
литературы с последующим обыгрыванием
сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на
свободную тему, строительные игры с драматизацией. Все указанные виды
игровой деятельности влияют на самостоятельную игру детей, являются
толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности
детей
. Известно,
что
самостоятельная
игра
дошкольников
возникает
под
воздействием
впечатлений,
полученных
из
окружающей среды.
Следовательно,
для
возникновения и развития полноценной игровой деятельности необходимо
питать впечатления детей. На самодеятельную игру дошкольников в детском
саду влияют два существенных фактора: регламентированные занятия
взрослых с детьми и свободная деятельность детей и взрослых [7].
Влияние
регламентированных занятий проявляется в отражении в
самостоятельной
игре
детей
того
содержания,
материала,
которые
используются в процессе обучения детей. Это могут быть рассказы, истории,
сказки, которые заинтересовали детей настолько, что им захотелось воплотить
их в самостоятельной игре. Дети могут увлечься какими-либо опытами,
производимыми на занятии, действиями механизмов и т. д.
В свободной совместной деятельности детей и взрослых наибольшее
впечатление оказывают на детей спектакли (кукольные и драматические) в
исполнении взрослых и старших детей. Детям хочется еще раз пережить
заинтересовавшие их сюжеты, поэтому они обыгрывают их в своей игре,
заново проходя по сюжетным линиям, по-своему преобразуя, варьируя и
выстраивая их. Дети повторяют историю о колобке, распределяют роли в игре в
теремок, строго соблюдая правила очередности появления того или иного
персонажа. Если самостоятельная игра имеет высокий уровень развития, то
дети в ней придумывают к ранее уже известным героям новых.
9
Большое впечатление на детей оказывают праздники и развлечения. Яркие
впечатления, бурные чувства и переживания толкают детей, как на немедленное,
так и отсроченное во времени воплощение в игре увиденного. Дети
обыгрывают
прозвучавшие
на
празднике
песни, поставленные сценки,
проведенные игры. В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и
сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда
Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Они
повторяют сюжеты, разыгранные взрослыми на Троицу, на улице плетут
венки, обмениваются ими.
Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной
деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют
возникновению самостоятельной театрализованной игры детей. Дошкольники с
удовольствием повторяют знакомые игры в самостоятельной деятельности,
растет их количество в игровом репертуаре, появляется возможность их
выбора, что разнообразит саму игровую деятельность.
На прогулке предоставляются большие возможности для игрового
развития детей. Здесь инициатива детей не, сковывается регламентирующей
обстановкой. Детям предоставлены свобода передвижения, пространство для
игр,
возможность
пользоваться
атрибутикой
и
элементами
костюмов.
Воспитатель может заинтересовать детей неожиданной игровой ситуацией (волк
подглядывает за зайцем из-за куста; кукла Машенька съезжает с горки на
саночках; на полянке расположился игрушечный зоопарк), драматизацией
эпизодов знакомой сказки. Все это оказывает эмоциональное воздействие на
детей и переносится затем в самостоятельные игры.
Большое влияние на детей оказывает не все увиденное и услышанное в
стенах детского сада и за его пределами. В самостоятельную игру детей
переносится
только
то,
что
взволновало
их
воображение
яркими,
захватывающими образами, заставило испытать сильные чувства, пробудило
интерес, дало пищу для размышлений.
10
Немаловажное
значение
имеет
умение
педагогического
коллектива
обратить внимание родителей к проблемам их собственных детей. Для этого
необходимо привлекать родителей для подготовки и проведения праздников,
развлечений, игр. В процессе целенаправленной работы родители проникнутся
заботой о собственных детях и будут внимательно относиться к детской игре
как к насущной потребности ребенка, стараться организовывать игры дома.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что самостоятельная
творческая игра может развиваться, если:
-
практические работники осознают важную роль самостоятельной игры
в жизни ребенка;
-
в воспитательном процессе ДОО игра занимает ведущее положение
среди других видов деятельности детей;
-
детям отводят время и место для самодеятельных игр;
-
создается окружающая среда, питающая яркими художественными
образами и сюжетами детские игры;
-
воспитатели являются образцами творческого поведения,
владеют
опытом театральных выступлений, обладают артистическими качествами;
- создается взросло-детская общность (педагоги - дети - родители),
которая живет общими интересами, претворяет в жизнь творческие проекты,
строит планы на будущее общение [9].
Большую роль в развитии театрализованной деятельности играет
грамотное педагогическое руководство.
2. Цели, задачи и содержание театрализованной деятельности детей
старшего дошкольного возраста.
Игра - путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя,
своих возможностей, способностей, своих пределов. Самопроверка всегда
побуждает к совершенствованию. Уже поэтому игры - важное средство
самовоспитания.
Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов
творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной
11
деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и
пробуждают
в
них
способность
к
состраданию,
сопереживанию,
активизируют
мышление,
воображение,
а
главное
-
помогают
психологической адаптации ребенка в коллективе [10].
В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно
признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка
должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ
переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре
ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его
эмоциональность,
активность,
потребность
в
общении.
Чем
старше
становятся дети, чем выше оказывается уровень общего развития, тем более
ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становления
самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим
намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров,
ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов.
Самодеятельная игра, тем более в условиях общественного дошкольного
воспитания, требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с
товарищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются
разные черты характера ребенка, его привычки, интересы, представления об
окружающем, различные умения.
Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в
обществе
сверстников.
Поэтому
столь
актуальной
для
дошкольной
педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего
воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны
личности ребенка. Например, игра, в которой дети воспроизводят в наглядно-
образной, действенной форме взаимоотношения людей, не только позволяет
лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является
мощным
фактором
развития
мышления
и
творческого
воображения,
воспитания высоких человеческих качеств. К таким играм можно отнести
12
театрализованные
игры,
в
процессе
которых
дети
приобретают
дополнительную возможность закрепить и такие навыки, как умение
выразить
ясно
для
окружающих
свою
мысль,
намерение,
эмоции,
способность понимать, что хотят от тебя другие. Такие занятия стимулируют
развитие
основных
психических
функций:
внимания,
памяти,
речи,
восприятия; содействуют расцвету творческого воображения, приобщают к
театральной культуре [6].
Основные направления развития театрализованной игры состоят в
постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или
фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное
построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со
свободной
ее
интерпретацией
ребенком
или
соединяются
несколько
произведений; от игры, где используются средства выразительности для
передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через
образ героя; от игры, в которой центром является "артист", к игре, в которой
представлен
комплекс
позиций
"артист",
"режиссер",
"сценарист",
"оформитель", "костюмер", но при этом предпочтения каждого ребенка
связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных
способностей и интересов; от театрализованной игры к театрально-игровой
деятельности как средству самовыражения личности и самореализации
способностей.
Первая
-
формирование
положительного
отношения
детей
к
театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к
определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие
интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или
индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием
интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности.
Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится
приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением
театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра,
13
деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями
данных
профессии,
видами
и
жанрами
театрального
искусства
(драматический, музыкальный) кукольный, театр зверей, клоунада и др.)
В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-
игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и
режиссерской театрализованной игры. Углубление опыта игры-драматизации
заключается
в
том,
что
дети
становятся
более
активными
и
самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески.
Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-
импровизациями
становятся
доступны
самостоятельные
постановки
спектаклей, в том числе на основе "коллажа" из нескольких литературных
произведений. Например, "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина", "Новые
приключения героев сказок Ш. Перро" и пр. Опыт режиссерской игры
обогащается за счет марионеток, кукол с "живой рукой", тростевых кукол.
Усложняются тексты для постановок. Их содержание отличают более
глубокий
нравственный
смысл
и
скрытый
подтекст,
в
том
числе
юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские
народные сказки-басни о животных ("Лиса и журавль", "Заяц и еж"),
произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н.
Носова.
Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный
переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных
видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится
основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный,
литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших
дошкольников характерны игры "с продолжением". Они осваивают и новую
для
себя
игру
"В
театр",
предполагающую
сочетание
ролевой
и
театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью
людей, участвующих в постановке спектакля.
14
У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение
комплекса игровых позиций.
Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя
как "умного, доброго советчика".
Вторая группа предполагает углубление позиции "артист", развитие
способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и само
выражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и
языковой выразительности.
Третья группа обеспечивает становление позиции "режиссер-сценарист",
что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только
собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями
оформителя-костюмера, т.е. способностью обозначать место "сцены" и
"зрительного зала", отбирать, творчески использовать предметы-заместители
и
самостоятельно
изготовленные
атрибуты
и
элементы
костюмов,
изготавливать афиши, приглашения и пр.
Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов
общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу
(переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе
результатов театрализованной постановки [3].
Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и
субъективную позицию в театрализованной игре. Достигается это, в том
числе, средствами стимулирования их интереса к творчеству и импровизации
в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного
образа с помощью средств выразительности. На конкретных примерах
необходимо помочь ребенку понять, что "лучшая импровизация всегда
подготовлена". Подготовка достигается наличием предшествующего опыта,
умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев,
определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и
15
т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора
средств для импровизации и самовыражения.
Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех
возрастных
групп
требует
учета
основных
принципов
организации
театрализованной игры.
Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности,
объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный
(подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.
Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной
игры с разными видами искусства и разными видами художественной
деятельности ребенка.
Театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что
обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между
собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской
инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки
зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе
интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по
развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный
педагогический процесс. Это предполагает, в том числе, организацию работы
по театрализации с учетом этапов художественной деятельности.
Первый
этап
посвящен
углублению
художественного
восприятия
литературного текста (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст и
образность). Отсюда и цель работы - обогащение познавательного и
эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации. Ее
реализация требует проведения занятий по познавательному и речевому
развитию детей, а также по изобразительной и музыкальной деятельности в
соответствии с содержанием литературного произведения. В совместной
деятельности воспитателя и детей вне занятий проводятся ознакомление с
текстом,
работа
по
углублению
восприятия
(беседы,
рассматривание
16
книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические
игры,
лексические
упражнения,
викторины).
Материалы
предметно-
развивающей среды призваны стимулировать интерес детей к общению с
книгой.
Второй этап имеет целью развитие умений передавать образы с помощью
средств
невербальной,
интонационной
и
языковой
выразительности.
Основным методом ее реализации выступают образно-игровые этюды.
Создание образа - задача сложная для дошкольников, поэтому необходима
специальная работа. Углублению понимания детьми героев литературного
произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют
занятия по познавательному и речевому развитию, по изобразительной и
музыкальной деятельности, подвижные игры с текстами, лексические
упражнения, рассматривание разных видов наглядности и т.д. [8].
Предметно-развивающая среда должна обеспечивать самостоятельную
игровую и художественную деятельность детей на основе текста.
Третий этап связан с творчеством ребенка в речевой, игровой и других
видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций
"зритель", "артист", "сценарист-режиссер", "оформитель-костюмер". Данная
цель
может
реализовываться
как
на
занятиях
по
изобразительной
деятельности (коллективное рисование афиши; изготовление приглашений),
так и в совместной деятельности воспитателя и детей. В старшей группе
целесообразны углубленная работа по развитию речевого творчества и
ознакомление детей с деятельностью занятых в постановке спектакля.
Творчество
в
самостоятельной
игровой
и
речевой
деятельности
стимулируется предметной средой.
Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что
театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации
ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников.
А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и
17
разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-
игровой деятельности.
18
3. Методы создания педагогических условий развития театрализованных
игр детей старшего дошкольного возраста.
Театрализованные игры в дошкольном возрасте так или иначе основаны
на разыгрывании сказок - способом познания мира ребенком. Русская
народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко
всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому,
лукавством и юмором при этом формируется опыт социальных навыков
поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок
получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа,
непроизвольно впитывает то отношение к миру, которое дает силу и
стойкость в будущей жизни.
Методика объяснения ребенку задания "Запишем сказку" дана в книге
"Чего на свете не бывает?".
Приведем примеры педагогических ситуаций, разрешаемых с помощью
театральной деятельности.
1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки.
Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в
группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с
выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем
привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка (Не с нее ли упало
яичко?), миска (Может в этой миске испекли Колобок?) и т.д. Затем детей
спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.
2. Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа,
направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем - выделение
героев с различными чертами характера, и идентификация себя с одним из
персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в
«специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты
театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед
ним различных эмоциональных состояний.
19
3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты
характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и
детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.
4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей
событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного
смысла изображаемых событий.
6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на
усвоение
нравственных
правил
и
постановку
нравственных
задач
в
свободной деятельности детей после занятия.
Если
необходимо
ввести
проблемные
игровые
ситуации,
то
театрализованные игры могут проводиться в двух вариантах: с изменением
сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив
содержание сказки.
В процессе работы над ролью рекомендуется:
- составление словесного портрета героя;
- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями,
друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
- сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных
инсценировкой;
- анализ придуманных поступков;
-работа над сценической выразительностью: определение целесообразных
действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке,
мимики, интонации;
- подготовка театрального костюма;
- использование грима для создания образа.
Правила драматизации (по Р. Калининой)
Правило индивидуальности. Драматизация - это не просто пересказ
сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.
20
Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в
персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним
ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да
и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Проигрывание
психогимнастических
упражнений
на
изображение
эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются
необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но
по-своему.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.
Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными
участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д.,
которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и
усиливать настроение главных героев.
Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно.
Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка - см. правило
индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли,
которые он хочет.
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или
иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием
необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут
вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет
сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он
хочет сказать?
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее
обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье
поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего
помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Атрибутика к драматизациям. Атрибутика (элементы костюмов, маски,
декорации)
помогает
детям
погрузиться
в
сказочный
мир,
лучше
почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает определенное
21
настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче
изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть
сложной, дети изготавливают ее сами. Каждый персонаж имеет несколько
масок, ведь в процессе развертывания сюжета эмоциональное состояние
героев неоднократно меняется (страх, веселье, удивление, злость и т.д.) При
создании
маски
важным
оказывается
не
портретное
сходство
ее
с
персонажем (насколько точно, например, нарисован пятачок), а передача
настроения героя и нашего отношения к нему.
Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом
всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к
каждому ребенку. Развитие театрализованных игр зависит от содержания и
методики художественного воспитания детей в целом и от уровня
образовательной работы в группе.
В основе руководства театрализованными играми лежит работа над
текстом литературного произведения. Р.И. Жуковская советует преподносить
текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении
вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию
мотивов поступков персонажей.
Обогащению
детей
художественными средствами
передачи образа
способствуют этюды из прочитанного произведения или выбор любого
события из сказки и его розыгрыш (зрители угадывают). Интересны этюды, в
которых дети двигаются под фрагменты музыкальных произведений.
Старшие дети активно обсуждают, во что лучше играть, согласовывать
свои замыслы и желания. Игра повторяется несколько раз и у каждого есть
возможность попробовать себя в понравившейся роли. В старших группах
договариваются о двух-трех составах «артистов».
С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов
персонажей
организуется
художественно-творческая
деятельность:
рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Старшие дошкольники
могут работать подгруппами, получают задание, например, вылепить
22
фигурки
персонажей,
чтобы
разыграть
сказку.
При
этом
отпадает
необходимость в специальном запоминании текста.
Основная цель педагогического руководства - будить воображение
ребенка, создавать условия для изобретательности, творчества детей.
Педагогическое руководство театрализованной деятельностью детей
старшего дошкольного возраста в ДОО.
В старшей и подготовительной группах театрализованная деятельность
становится глубже и богаче. Особенность игровой деятельности детей 5-7 лет
состоит в том, что ребята могут проявлять себя не только в качестве актеров,
но и как сценаристы. Разумно предложить детям самостоятельно придумать
сюжет сказки и обыграть его, либо при чтении знакомой сказки предложить
придумать новую сказку с этими же героями. Возможен нетрадиционный
набор кукол (героев) для сочинения сказок и сценок: Дед Мороз и Лягушка,
Снегурочка и Петушок и т.д.
Для обучения детей средствам речевой выразительности в старших
группах используются более сложные упражнения. Например, можно
предложить детям произнести с разной интонацией самые привычные слова:
«возьми»,
«принеси»,
«помоги»
или
другие
(приветливо,
небрежно,
требовательно). Или можно привлечь внимание к тому, как можно изменить
смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на
другое место): «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной» и т.д. Причем
нельзя забывать, что интонация голоса воспитателя- образец для подражания.
Можно предложить детям задания типа «Разные настроения», дискуссии
по рассказам из личного опыта или по вернисажу картинок, прослушивание
музыкальных произведений. Так же занятия могут включать разыгрывание
сказок,
каких-либо
сценок,
ролевые
диалоги
по
иллюстрациям,
самостоятельные импровизации.
23
4.Этапы работы над спектаклем.
Увлеченность
детей
и
взрослых
театральной
деятель ностью
позволяют создавать в детском дошкольном учреждении музыкально-
театральную
студию,
результатом
которой
являются
театральные
спектакли. Оки расширяют кругозор детей, вводят его в богатый мир
образов, развивают эмоционально-познавательную деятельность.
Подготовка
и
становление
театрализованного
спектакля
проходят
следующие
этапы:
подготовительный,
основной
и
заключительный.
Подготовительный этап состоит из подбора репертуара, предварительного
знакомства с текстом, подборе музыкального, звукового сопровождения,
изготовления костюмов, декораций, атрибутов.
Правильно подобранное литературное произведение для постановки-
это залог успеха будущего спектакля.
Чаще всего это сказки. Они выразительны, богаты диалогами.
Для
инсценирования
литературного
произведения
нужно
сначала
составить сценарий. При этом важно не искать идеи произведения.
Иногда уместно включать в текст плясовой материал, что придает
особую живость спектаклю. Обязательно нужен хороший конец, радость,
победа добра над злом.
Благополучный конец благотворно влияет на ребят, на их желание
смотреть еще и еще эти сказки.
На занятиях по познавательному развитию, в свободной деятельности
надо знакомить детей с текстом литературного произведения будущего
спектакля,
беседовать
по
содержанию,
разборчиво
объяснять
непонятные слова.
В ходе подготовительного этапа работы над спектаклем режиссер
определяет, какими должны быть декорации, реквизит, музыкальное и
световое оформление.
Не следует злоупотреблять обилием декораций.
24
Достаточно символическое обозначение места действия. Костюмы всех
исполнителей должны быть тщательно продуманы, подготовлены с учетом
характера их образов. Дети должны оказывать посильную помощь в
изготовлении декораций, реклам, пригласительных билетов, костюмов
действующих лиц.
Следует
хорошо
продумать
музыкальное,
шумовое,
световое
оформление. Музыкальное оформление может быть инструментальным
(рояль, аккордеон), а может быть и с использованием технических средств
(магнитофон,
грамзапись).
Главное
условие
—
это
качественное
воспроизведение, точное подключение в нужный момент, регулирование
силой звука. Музыка должна соответствовать характеру событий, переда-
вать образность персонажа.
Также надо выделить людей ответственных за перестановку декораций,
музыкальное, световое оформление.
Затем начинается главный этап - работа над ролью.
Участниками спектаклей могут быть не только дети, но и взрослые.
Взрослые, исполнители ролей отбираются из работников детского сада,
родителей (при наличии соответствующих данных). Можно привлекать в
участии в спектаклях детей со средней группы. Они — участники массовых
сиен. Дети старше — подготовительных групп могут играть в спектаклях
главные роли.
Начиная работать над ролью, дети и взрослые должны четко
представлять свои обязанности и естественно подключаться к действию по
ходу спектакля. Важно ясно излагать актерам ситуацию, в которой они
должны действовать, цель действия. Для того, чтобы суметь исполнителям
ролей передать сущность своего персонажа, раскрыть свои потенциальные
возможности,
нужна
специальная
актерская
тренировка.
Для
этого
целесообразно вводить в детском саду занятия по художественно-речевой
деятельности, хореографии, на которых особо будет выделяться работа над
выразительностью, естественностью речи, над пластикой движений. При
25
подготовке
к
исполнительской
роли
большое
значение
имеет
индивидуальная работа со взрослыми и детьми. Работать надо как с
основным составом, так и с составом дублеров.
В ходе работы над спектаклем необходимо несколько раз провести
объединенные репетиции со всеми участниками спектакля (актерами,
ответственными за музыкальное, световое, художественное оформление).
Наконец
все
готово:
декорации,
костюмы,
запомнился
текст.
Отдельные сцены соединились в акты и стали как бы вытекать одна из
другой, продолжать и дополнять друг друга. Пьеса уже несколько раз
репетировалась вся целиком, все замечания учтены. Что же дальше?
Еще раз надо проверить себя: знаете ли вы, во имя чего будете, играть
спектакль? Волнует ли, увлекает ли вас это? Если, да, открывайте занавес.
26
Заключение
Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников
целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувственного
опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к
театрализованной деятельности.
Приобщение детей к театральному искусству начинают с просмотра
спектаклей
в
исполнении
взрослых:
сначала
близких
ребенку
по
эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических
спектаклей. В дальнейшем чередование просмотров спектаклей кукольного и
драматического театров позволяет дошкольникам постепенно осваивать
законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании
простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы
действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в
творческой игре. В процессе совместных обсуждений дети оценивают
возможности
друг
друга;
это
помогает
им
осознать
свои
силы
в
художественном творчестве. Дети подмечают удачные находки в искусстве
перевоплощения, в разработке совместного проекта (оформительского,
постановочного и др.).
Для
успешного
формирования
творческой
активности
детей
в
театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий.
Следует
осуществлять
дополнительную
подготовку
воспитателей
средствами театральной педагогики для того, чтобы они могли являться
образцом творческого поведения для своих подопечных. Этого можно
достичь созданием в дошкольном учреждении педагогического театра —
коллектива единомышленников, объединенных общим желанием приобщать
детей к театральному искусству, воспитывать азы театральной культуры.
Дополнительная
подготовка
педагогов
с
использованием
методов
театральной педагогики должна проходить непосредственно в стенах
детского сада. В результате такой подготовки, осуществляемой музыкальным
27
руководителем,
который
является
своеобразным
координатором
всей
музыкально-педагогической
работы
в
детском
саду,
раскрываются
творческие возможности воспитателя, и дети, подражая ему, учатся
творческому поведению.
Чаще
всего
в
дошкольных
учреждениях
мы
встречаемся
с
неорганизованной
театрализованной
деятельностью
взрослых:
им
приходится ставить детские спектакли, не владея в полной мере искусством
театра. Одиночные, стихийные представления кукольного театра, редкие
выступления воспитателя в роли персонажа или ведущего на празднике не
способствуют развитию театрализованной деятельности детей в силу
отсутствия
систематического
восприятия
полноценного
сценического
искусства.
Таким
образом,
налицо
неподготовленность
большинства
педагогов к руководству творческой театрализованной деятельностью детей.
Кроме того, сегодня оказываются почти невозможными организованные
поездки детей в театр. Педагогический театр взрослых должен взять на себя
приобщение детей к театральному искусству и воспитание у них творческих
качеств
под
воздействием
обаяния
творчески
активной,
артистичной
личности воспитателя, владеющего искусством перевоплощения.
Для
успешного
овладения
способами
творческих
действий
в
театрализованной
игре
необходимо
предоставлять
детям
возможность
самовыражаться
в
своем
творчестве
(в
сочинении,
разыгрывании
и
оформлении своих и авторских сюжетов). Учиться творчеству можно только
при поддержке окружающих взрослых, поэтому важным моментом является
систематическая работа с родителями. Объединение педагогов, детей и
родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра
позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в
вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм
сотрудничества семьи и детского сада (проведению досугов, тематических
вечеров и бесед, консультаций).
28
Педагог должен сознательно выбирать художественные произведения для
работы.
Критериями
отбора
являются
художественная
ценность
произведения,
педагогическая
целесообразность
его
использования,
соответствие жизненному и художественно-творческому опыту ребенка,
яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных,
изобразительных).
В
руководстве
формированием
творческой
деятельности
детей
в
театрализованной
игре
воспитатель
должен
опираться
на
принципы
гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между
взрослыми и детьми); интеграции (объединение в театрализованной игре
разных видов искусства и деятельности); творческого взаимодействия
взрослого
и
ребенка
(сотворчества
в
художественно-эстетической
деятельности).
Основными специфическими методами работы по совершенствованию
творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:
метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с
детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут
осваивать способы художественно-творческой деятельности);
метод
творческой
беседы
(предполагает
введение
детей
в
художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики
ведения диалога);
метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление
ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих
ассоциаций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что
общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые
(воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель
побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.
Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах
деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры
проявляется
в
отражении
детьми
в
самостоятельной
деятельности
29
впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных
литературных произведений (народных, авторских), других художественных
источников (картин, музыкальных пьес и т.д.).
Для
оформления
детских
спектаклей следует организовать специальную работу, в результате которой
дети объединяются в творческие группы («костюмеров», «режиссеров»,
«художников» и др.). Родителей нужно вовлекать в такие виды деятельности,
которые недоступны детям (техническое устройство сцены, изготовление
костюмов).
Наблюдая за играми старших дошкольников, Д.Б. Менджерицкая
отмечала: такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из
жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их
поведение, выучить и запомнить текст произведения.
Сказки по-разному отражаются в играх детей: малыши воспроизводят
отдельные
сюжеты,
старшие
дошкольники
—
сказку
целиком.
У
дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в
котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом
же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи —
куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить.
Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои
слова, сдерживать свои движения.
30
Список литературы
1. Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] / О. Акулова //
Дошкольное воспитание. – 2012. - № 4. –С. 11-16.
2. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду
[Текст] / Е. А. Антипина. – М.: Просвещение, 2013. – 232 с.
3. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В.
Артемова. – М.: Просвещение, 2013. – 145 с.
4. Ботнарь, В. Д. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой
других народов [Текст] / В. Д. Ботнарь, Э. К. Суслова // Дошкольное
воспитание. – 2015. - № 3. – С. 5-11.
5. Давыдов, В. Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям
[Текст] / В. Г. Давыдов. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 231 с.
6. Доронова, Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной
деятельности [Текст] / Т. Н. Доронова // Ребенок в детском саду. – 2014. - №
2. – С. 23-27.
7. Ерофеева, Е. И. Игра-драматизация [Текст] / Е. И. Ерофеева. – М.:
ВЛАДОС, 2012. – 212 с.
8.
Запорожец,
А.
В.
Психология
восприятия
сказки
ребенком-
дошкольником [Текст] / А. В. Запорожец // Избранные психологические
труды: в 2 т. – М., 2012.
9. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д. В.
Менждерицкая. - М.: Просвещение, 2012. – 123 с.
10. Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду [Текст] / Т. И.
Петрова. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 231 с.