Автор: Иванова Юлия Борисовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: СП МБОУ Тальменский детский сад №5
Населённый пункт: р.п.Тальменка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Познавательно исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА
СТ.ВОСПИТАТЕЛЬ ИВАНОВА Ю.Б.
ТАЛЬМЕНКА 2021Г
Муниципальное казённое дошкольное учреждение
«Тальменский детский сад №5»
Тальменского района Алтайского края
ЦЕЛЬ
Повышение профессиональной
компетентности педагогов по теме:
познавательно-исследовательская
деятельность детей дошкольного
возраста
Актуальность
В постоянно меняющихся условиях возрастают требования к детям, уже не
достаточно получать знания, необходимо, чтобы ребенок сам умел добывать эти
знания, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. В решении этой
задачи ведущая роль отводится ФГОС ДО.
Важным условием и средством воспитания и личностного развития детей, в рамках
ФГОС, выступает исследовательская деятельность, которая является инструментом
воспитания дошкольников.
Исследовательская деятельность способствует формированию у детей
познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
В исследовательской деятельности ребенок выступает как своеобразный
исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на
окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
В ходе исследовательской деятельности создаются ситуации, которые ребенок
разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод,
умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе
или явлении.
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям,
открытиям, создать необходимые для этого условия.
Исследовательская
деятельность
•
это особый вид интеллектуально-творческой
деятельности на основе поисковой активности
и на базе исследовательского поведения;
•
это активность ребенка, направленная на
постижение устройства вещей, связей между
явлениями окружающего мира, их
упорядочение и систематизацию.
Основой исследовательской деятельности
являются:
ПРЕДМЕТНО -
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
Лаборатория - элемент развивающей предметной среды. Она
создается для развития у детей познавательного интереса, интереса
к исследовательской деятельности и способствует формированию
научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для
специфической игровой деятельности ребенка (работа в
лаборатории предполагает превращение детей в 'ученых', которые
проводят опыты, эксперименты, наблюдения).
Центр песка и воды - это специальный стол в группе - дает детям
прекрасную возможность для познавательных игр, для
использования органов чувств. Дети творят, мыслят и общаются.
Организация работы по экспериментированию по трем
взаимосвязанным направлениям:
Методы и приёмы познавательнольно – исследовательской
деятельности
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В группе должен быть оснащен уголок экспериментальной деятельности.
Планирование и организация деятельности детей по развитию познавательной активности и
развитию представлений о предметном мире.
Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной).
Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности.
Планирование и организация опытов и экспериментов с различными предметами и веществами.
Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе.
Ведется фиксация результатов детского экспериментирования.
Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности.
Наличие картотеки опытов и экспериментов в группе.
Оснащенность уголка экспериментирования соответствует требованиям и данной возрастной группе.
АЛГОРИТМ
ПОДГОТОВКИ К ИССЛЕДОВАНИЮ
Предварительная работа: экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных
материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и т.д., по изучению теории вопроса.
Определение типа, вида и тематики занятия - экспериментирования.
Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие,
воспитательные задачи).
Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления.
Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в
мини - лаборатории или центре науки).
Выбор и подготовка пособий и оборудования: сезонности, возраста детей, изучаемой темы.
Обобщение результатов наблюдений в различной форме: дневники наблюдений, коллажи,
мнемотаблицы, фото, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д., с целью подведения детей к
самостоятельным выводам по результатам исследования.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ
В РАЗНЫХ
ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
ВТОРАЯ ГРУППА РАННЕГО
ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)
Развитие наглядно- действенного мышления.
Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их
частями, названиями. Пристально рассматривают объекты.
Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы.
Выполняют простейшие поручения.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
(3-4 ГОДА)
Способны улавливать простейшие причинно – следственные связи.
Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами.
Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за
выполнениями правил безопасности не могут.
Работа с воспитанниками данной возрастной группы направлена на создание
условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с
явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у
воспитанников элементарных обследовательских действий педагогам
рекомендуется решать следующие задачи:
1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его
обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть
использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»);
2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай -
кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»);
3) учить воспитанников сопоставлять факты и выводы из рассуждений
(Почему стоит автобус?);
4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой
опыт (Почему песок не рассыпается?);
В процессе экспериментирования словарь
детей пополняется словами,
обозначающими сенсорные признаки
свойства, явления или объекта природы
(цвет, форма, величина: мнётся -
ломается, высоко - низко - далеко, мягкий
- твёрдый - тёплый и прочее).
СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 ЛЕТ)
Действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные.
Визуальный контроль взрослых необходим в целях безопасности и поощрения
воспитанников.
Начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений.
Можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования.
СТАРШАЯ ГРУППА (5-6ЛЕТ)
Воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы.
Даются задания по прогнозированию результатов.
Опыты проводятся поэтапно.
Фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы.
Вводятся длительные эксперименты.
Воспитанники хорошо запоминают правила безопасности, но из-за несформированности произвольного внимания
могут их забыть.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
(6-7 ЛЕТ)
Проведение экспериментов – норма жизни.
Проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезу,
проверяют их истину, умеют от нее отказаться.
Воспитанники проявляют инициативу.
Воспитанники могут делать выводы о скрытых свойствах
предметов и явлений.
Самостоятельно убирают оборудование после проведенных
опытов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРОИЗВОДИМЫХ
ВОСПИТАННИКАМИ, ПРЕДПОЛАГАЕТ ФОРМИРОВАНИЕ У НИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром,
со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук,
вес, притяжение).
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа,
луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
4. О способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как
заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
5. Об эталоне «1 минута».
6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для
рисования и прочее).
В процессе экспериментирования обогащается словарь
детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и
явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением
слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ),
синонимами (красивый, прекрасный, чудесный),
антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами
("лошадь в яблоках").
Исследовательская деятельность помогает формировать
ключевые компетентности, необходимые ребёнку для
обучения в школе.
Компетентность – уже состоявшееся качество
личности (совокупность качеств) и минимальный
опыт деятельности в заданной сфере
Ключевые компетентности
детей дошкольного возраста
Информационная
компетентность
•
1. Умение ориентироваться в некоторых источниках
информации (книги, предметы искусства, игрушки,
рассказ сверстника, рассказ взрослого, телевидение,
видеофильмы и т.д.).
•
2. Умение делать выводы из полученной информации.
•
3. Умение понимать необходимость той или иной
информации для своей деятельности.
•
4. Умение задавать вопросы на интересующую тему.
•
5. Умение получать информацию, используя некоторые
источники
•
6. Умение оценивать социальные привычки, связанные
со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
Технологическая
компетентность
•
1. Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка
ситуации.
•
2. Умение планировать этапы своей деятельности.
•
3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий.
•
4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.
•
5. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов.
•
6. Умение использовать способы преобразования (изменение формы,
величины, функции по воссозданию, аналогии и т.д.).
•
7. Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого.
•
8. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных
жизненных ситуациях.
•
9. Умение организовать рабочее место.
•
10. Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.
Социально-коммуникативная
компетентность
•
1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого
(веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем.
•
2. Умение получать необходимую информацию в общении.
•
3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его
мнению, интересам.
•
4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
•
5. Умение спокойно отстаивать свое мнение.
•
6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других
людей.
•
7. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться,
уступать и т.д)
•
8. Умение уважительно относиться к окружающим людям.
•
9. Умение принимать и оказывать помощь.
•
10. Умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Итог
•
Для дошкольника исследовательское поведение - это
главный источник получения представлений о мире.
Поэтому задачей обучения исследовательскому
поведению является формирование у ребенка
универсальных умений и навыков: осваивать предметы
окружающего мира и переносить эти умения на любую
сферу деятельности. Именно такое поведение
выполняет в жизни человека функцию развития, а это
помогает человеку адаптироваться легче и быстрее в
различных условиях.
Практическая
часть
Викторина
•
Какие мультфильмы по вашему мнению
являются познавательно-
исследовательскими?
Д
а
ш
а
п
у
те
ш
е
с
т
в
е
н
н
и
ц
а
Д
а
ш
а
п
у
те
ш
е
с
т
в
е
н
н
и
ц
а
Фиксики
Фиксики
Смешарики
ПИН КОД
Смешарики
ПИН КОД