Напоминание

Познавательно исследовательская деятельность детей дошкольного возраста


Автор: Иванова Юлия Борисовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: СП МБОУ Тальменский детский сад №5
Населённый пункт: р.п.Тальменка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Познавательно исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА

СТ.ВОСПИТАТЕЛЬ ИВАНОВА Ю.Б.

ТАЛЬМЕНКА 2021Г

Муниципальное казённое дошкольное учреждение

«Тальменский детский сад №5»

Тальменского района Алтайского края

ЦЕЛЬ

Повышение профессиональной

компетентности педагогов по теме:

познавательно-исследовательская

деятельность детей дошкольного

возраста

Актуальность

В постоянно меняющихся условиях возрастают требования к детям, уже не

достаточно получать знания, необходимо, чтобы ребенок сам умел добывать эти

знания, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. В решении этой

задачи ведущая роль отводится ФГОС ДО.

Важным условием и средством воспитания и личностного развития детей, в рамках

ФГОС, выступает исследовательская деятельность, которая является инструментом

воспитания дошкольников.

Исследовательская деятельность способствует формированию у детей

познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

В исследовательской деятельности ребенок выступает как своеобразный

исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на

окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

В ходе исследовательской деятельности создаются ситуации, которые ребенок

разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод,

умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе

или явлении.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям,

открытиям, создать необходимые для этого условия.

Исследовательская

деятельность

это особый вид интеллектуально-творческой

деятельности на основе поисковой активности

и на базе исследовательского поведения;

это активность ребенка, направленная на

постижение устройства вещей, связей между

явлениями окружающего мира, их

упорядочение и систематизацию.

Основой исследовательской деятельности

являются:

ПРЕДМЕТНО -

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

Лаборатория - элемент развивающей предметной среды. Она

создается для развития у детей познавательного интереса, интереса

к исследовательской деятельности и способствует формированию

научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для

специфической игровой деятельности ребенка (работа в

лаборатории предполагает превращение детей в 'ученых', которые

проводят опыты, эксперименты, наблюдения).

Центр песка и воды - это специальный стол в группе - дает детям

прекрасную возможность для познавательных игр, для

использования органов чувств. Дети творят, мыслят и общаются.

Организация работы по экспериментированию по трем

взаимосвязанным направлениям:

Методы и приёмы познавательнольно – исследовательской

деятельности

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В группе должен быть оснащен уголок экспериментальной деятельности.

Планирование и организация деятельности детей по развитию познавательной активности и

развитию представлений о предметном мире.

Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной).

Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности.

Планирование и организация опытов и экспериментов с различными предметами и веществами.

Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе.

Ведется фиксация результатов детского экспериментирования.

Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности.

Наличие картотеки опытов и экспериментов в группе.

Оснащенность уголка экспериментирования соответствует требованиям и данной возрастной группе.

АЛГОРИТМ

ПОДГОТОВКИ К ИССЛЕДОВАНИЮ

Предварительная работа: экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных

материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и т.д., по изучению теории вопроса.

Определение типа, вида и тематики занятия - экспериментирования.

Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие,

воспитательные задачи).

Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления.

Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в

мини - лаборатории или центре науки).

Выбор и подготовка пособий и оборудования: сезонности, возраста детей, изучаемой темы.

Обобщение результатов наблюдений в различной форме: дневники наблюдений, коллажи,

мнемотаблицы, фото, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д., с целью подведения детей к

самостоятельным выводам по результатам исследования.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ

В РАЗНЫХ

ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

ВТОРАЯ ГРУППА РАННЕГО

ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)

Развитие наглядно- действенного мышления.

Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их

частями, названиями. Пристально рассматривают объекты.

Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы.

Выполняют простейшие поручения.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

(3-4 ГОДА)

Способны улавливать простейшие причинно – следственные связи.

Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами.

Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за

выполнениями правил безопасности не могут.

Работа с воспитанниками данной возрастной группы направлена на создание

условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с

явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у

воспитанников элементарных обследовательских действий педагогам

рекомендуется решать следующие задачи:

1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его

обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть

использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»);

2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай -

кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»);

3) учить воспитанников сопоставлять факты и выводы из рассуждений

(Почему стоит автобус?);

4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой

опыт (Почему песок не рассыпается?);

В процессе экспериментирования словарь

детей пополняется словами,

обозначающими сенсорные признаки

свойства, явления или объекта природы

(цвет, форма, величина: мнётся -

ломается, высоко - низко - далеко, мягкий

- твёрдый - тёплый и прочее).

СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 ЛЕТ)

Действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные.

Визуальный контроль взрослых необходим в целях безопасности и поощрения

воспитанников.

Начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений.

Можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования.

СТАРШАЯ ГРУППА (5-6ЛЕТ)

Воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы.

Даются задания по прогнозированию результатов.

Опыты проводятся поэтапно.

Фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы.

Вводятся длительные эксперименты.

Воспитанники хорошо запоминают правила безопасности, но из-за несформированности произвольного внимания

могут их забыть.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

(6-7 ЛЕТ)

Проведение экспериментов – норма жизни.

Проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезу,

проверяют их истину, умеют от нее отказаться.

Воспитанники проявляют инициативу.

Воспитанники могут делать выводы о скрытых свойствах

предметов и явлений.

Самостоятельно убирают оборудование после проведенных

опытов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРОИЗВОДИМЫХ

ВОСПИТАННИКАМИ, ПРЕДПОЛАГАЕТ ФОРМИРОВАНИЕ У НИХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром,

со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук,

вес, притяжение).

3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа,

луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).

4. О способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как

заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).

5. Об эталоне «1 минута».

6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для

рисования и прочее).

В процессе экспериментирования обогащается словарь

детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и

явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением

слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ),

синонимами (красивый, прекрасный, чудесный),

антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами

("лошадь в яблоках").

Исследовательская деятельность помогает формировать

ключевые компетентности, необходимые ребёнку для

обучения в школе.

Компетентность – уже состоявшееся качество

личности (совокупность качеств) и минимальный

опыт деятельности в заданной сфере

Ключевые компетентности

детей дошкольного возраста

Информационная

компетентность

1. Умение ориентироваться в некоторых источниках

информации (книги, предметы искусства, игрушки,

рассказ сверстника, рассказ взрослого, телевидение,

видеофильмы и т.д.).

2. Умение делать выводы из полученной информации.

3. Умение понимать необходимость той или иной

информации для своей деятельности.

4. Умение задавать вопросы на интересующую тему.

5. Умение получать информацию, используя некоторые

источники

6. Умение оценивать социальные привычки, связанные

со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

Технологическая

компетентность

1. Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка

ситуации.

2. Умение планировать этапы своей деятельности.

3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий.

4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

5. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов.

6. Умение использовать способы преобразования (изменение формы,

величины, функции по воссозданию, аналогии и т.д.).

7. Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого.

8. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных

жизненных ситуациях.

9. Умение организовать рабочее место.

10. Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

Социально-коммуникативная

компетентность

1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого

(веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем.

2. Умение получать необходимую информацию в общении.

3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его

мнению, интересам.

4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

5. Умение спокойно отстаивать свое мнение.

6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других

людей.

7. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться,

уступать и т.д)

8. Умение уважительно относиться к окружающим людям.

9. Умение принимать и оказывать помощь.

10. Умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Итог

Для дошкольника исследовательское поведение - это

главный источник получения представлений о мире.

Поэтому задачей обучения исследовательскому

поведению является формирование у ребенка

универсальных умений и навыков: осваивать предметы

окружающего мира и переносить эти умения на любую

сферу деятельности. Именно такое поведение

выполняет в жизни человека функцию развития, а это

помогает человеку адаптироваться легче и быстрее в

различных условиях.

Практическая

часть

Викторина

Какие мультфильмы по вашему мнению

являются познавательно-

исследовательскими?

Д

а

ш

а

п

у

те

ш

е

с

т

в

е

н

н

и

ц

а

Д

а

ш

а

п

у

те

ш

е

с

т

в

е

н

н

и

ц

а

Фиксики

Фиксики

Смешарики

ПИН КОД

Смешарики

ПИН КОД



В раздел образования