Автор: Федотова Анна Аркадьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Псков, Псковская область
Наименование материала: конспект занятия по ФЭМП "Знакомство детей с графическим символом числа 1 - цифрой 1"
Тема: "Я знаю цифры!"
Раздел: дошкольное образование
Тема: повторение чисел от 1 до 5. Знакомство с цифрой 1.
Цель: повторить числа от 1 до 5. Знакомить с цифрой 1.
Задачи:
1)Речевые:
- закрепление математических терминов и названий чисел;
- расширение словаря;
2)Коррекционно-развивающие:
- знакомство с цифрой 1;
- повторение чисел от 1 до 5;
- закрепление навыков сравнения множеств, умения соотносить цифру с
количеством (1);
- развитие внимания;
- повторение основных цветов и геометрических форм;
- развитие ориентировки в схеме собственного тела и на листе;
3)Воспитательные:
- воспитание усидчивости, умения слушать учителя –дефектолога.
Оборудование: пирамидка, 2 куклы, 3 мяча, 4 машины, 5 кубиков; 4
конверта с геометрическими фигурами (прямоугольники, круги, квадраты,
треугольники) двух размеров и трех цветов, шаблон «Геометрического
поезда», тетради в клетку, цифра 1, длинный и короткий отрезок бумаги.
Ход занятия.
1)Организационный момент.
Деф.: Сядет, тот, кто правильно поднимет левую руку, правую руку,
дотронется левой рукой правого уха, правой рукой левой коленки.
Дети делают и садятся.
Деф.: Ребята, какой сегодня день недели?
Д.: Среда.
Деф.: Какой месяц?
Д.: Сентябрь.
Деф.: Верно. Какое сейчас время года?
1
Д.: Осень.
Деф.: Правильно!
2)Основная часть.
1.Знакомтсво с цифрой 1.
Деф.: Сегодня мы с вами узнаем новую цифру. Посмотрите, сколько
пирамидок вы видите на столе?
Д.: Одну.
Деф.: Верно. Один предмет обозначается цифрой 1.
Демонстрационная цифра 1 выставляется на доску.
Начинаем представленье
Детворе на удивленье!
Познакомимся друзья!
Единица – это я!
Деф.: Нарисуйте в воздухе правой рукой цифру 1, а теперь левой. Теперь
выложите цифру 1 из длинной и короткой палочек. Назовите, каких
предметов в кабинете по одному (одна доска и т.д.).
2. Упражнение «Дорисуй ежика».
Деф.: Откройте тетрадки и дорисуйте иголки! Назовите, в какой части листа
изображен ежик (в верхнем левом углу, в центре и т.д.)
3.Счет предметов от 1 до 5.
Деф.: Осенью старшие дети пошли в школу, а вы – в детский сад. Все
готовились к вашему приходу. Обратите внимание, какой красивый у нас
кабинет и наша группа. Посмотрите вокруг и скажите. Каких предметов
много в кабинете.
Д.: Парт, книг, игрушек.
Деф.: У меня на столе игрушки. Посчитайте, сколько машин, мячей, кукол,
кубиков, пирамидок?
Дети считают вслух вместе с дефектологом: «Один мяч, два мяча, три мяча.
На столе 3 мяча». Так же пересчитываются остальные игрушки.
4.Игра «Сравни-ка».
2
Дефектолог оставляет на столе 3 мяча и 2 куклы, остальные игрушки
убирает.
Деф.: Ребята, а как узнать, каких предметов больше – кукол или мячей?
Верно составить пары или посчитать.
Дефектолог вызывает ребенка к столу. Он ставит рядом с каждым мячом
куклу.
Деф.: Посмотрите, ребята! 1 мяч остался без пары – он лишний, без пары.
Нам не хватило 1 куклы, чтобы у всех мячей была пара.
5.Физминутка «Детский сад».
Я люблю свой детский сад. (Дети стоят у кругу, идут на месте.)
В нем полным-полно ребят. (Разводят и сводят руки перед собой).
Раз, два, три, четыре, пять (Прыгают на месте)
Жаль, что всех не сосчитать (ставят одну руку на пояс, другой
(двигают вверх-вниз)
Может сто их, может двести (поворачивают корпусом)
Хорошо, когда мы вместе. (берутся за руки).
6.Игра «Геометрический поезд».
Деф.: Ребята, сегодня с утра почтальон принес в детский сад письма для
нашей группы. Что в них, мы сейчас узнаем.
Дала мне мама шоколад , Три вершины тут видны,
Я дольку отломил- квадрат, Три угла, три стороны,
Квадрат – четыре стороны, Возьмем в руки мы угольник
Все стороны его равны. Что же это?
(квадрат) (треугольник)
Нет углов у меня, Две длинных палочки возьми,
И похож на блюдце я, И две коротких положи.
На тарелку и на крышку, Прямоугольник квадрата длиннее.
На кольцо, на колесо. Фигура простая, рисуем смелее.
Кто же я такой друзья? (прямоугольник)
(круг)
3
Деф.: О какой геометрической фигуре стихотворение?
Дети отгадывают, один из них подходит к парте и высыпает фигуры из
конверта.
Деф.: Посмотрите, сколько на столе разных фигур! Чем они друг от друга
отличаются?
Вместе с педагогом делается вывод – фигуры отличаются формой, цветом и
размером.
Деф.: А сейчас по очереди выходите к столу, берите геометрическую фигуру,
соответствующую одной из частей поезда, опишите ее и прикрепите к
шаблону.
Алгоритм описания дает дефектолог: «Я взяла большой синий круг – это
колесо».
Сколько треугольников (квадратов, кругов, прямоугольников) понадобилось
для поезда?
Дети отвечают.
3)Итог.
Деф.: Какую цифру мы сегодня с вами узнали?
Д.: Цифру 1.
Деф.: Хорошо! Занятие окончено, все свободны.
4