Авторы: Ромашенко Людмила Николаевна, Толмашева Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Абакан республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Трудности воспитателя во взаимодействии с современными родителями и пуи их преодаления
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
города Абакана Детский сад «Филиппок»
Опыт работы: «ТРУДНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ВО
ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ РОДИТЕЛЯМИ
И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ».
Воспитатели: Толмашова Татьяна Анатольевна
Ромашенко Людмила Николаевна
Абакан 2021г.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это
длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого
неуклонного следования своей цели.
Во взаимодействии воспитателя c современными родителями возникает
большое количество трудностей: это непонимание важности и постоянное
нарушение родителями режима дня в детском саду, отсутствие единства
требований. Многие родители считают, что детский сад – место, где только
присматривают за детьми, пока родители на работе, интересуются только
питанием ребенка. Сложно складывается общение c молодыми родителями, a
так же c родителями из неблагополучных семей или имеющих проблемы
личного характера.
Ведущая роль в организации общения c
родителями принадлежит
воспитателю.
И
для
того,
чтобы
выстроить
его
важно
обладать
коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и
нуждах семей.
Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и
взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни
общества.
Задача
педагогического
коллектива
заинтересовать
родителей
и
вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства
«детский сад-семья».
Решая эту задачу, педагоги ищут новые формы и методы работы с
родителями. В настоящее время в рамках работы ДОУ и семьи начали
активно использоваться разнообразные формы и методы работы c семьей.
Они направлены на установление неформальных контактов c родителями,
привлечение их внимания к детскому саду.
Немного o нашей практике работы c родителями.
Свое первое родительское собрание - знакомство c родителями группы
мы решили провести в игровой форме.
Игра «Знакомство c родителями».
Пригласили родителей встать в круг, объяснили правила: передаем
друг другу клубок ниток, представляемся и говорим немного o себе, таким
образом, получилась «паутинка», которая соединила всех участников. Далее
мы отправились в «Путешествие - знакомство» по детскому саду. Прежде
чем отправится в путешествие, родителям надо было отгадать загадку,
отгадав загадку, они узнавали, куда они пойдут, сначала мы отправились в
физкультурный
зал,
где
нас
встретила
инструктор
по
физическому
воспитанию . Она рассказала o
работе c
детьми, показала спортивный
инвентарь
и
т.д.
прежде
чем
отправиться
дальше
инструктор
по
физ.воспитанию загадала загадку и подарила конверт, в котором лежала
часть пазла.
Отгадав загадку и забрав конверт, мы пошли в бассейн, где нас
встретил инструктор по плаванию, она рассказала o занятиях по плаванию,
провела экскурсию по бассейну, ответила на многочисленные вопросы
родителей. Она тоже загадала загадку и подарила конверт c пазлом.
Загадка была про кабинет медицинского работника, мы пошли в
кабинет, нас встретила медицинский работник, она показала нам кабинет,
рассказала про прививки, режим в детском саду, питание, также ответила на
многочисленные вопросы родителей. Она тоже загадала загадку и подарила
конверт c пазлом.
Последняя загадка была про кабинет психолога. Она рассказала про
адаптацию,
про
возрастные
и
психологические
особенности
детей,
предложила родителям заполнить анкету «Готовность детей к детскому
саду», ответила на вопросы родителей и подарила конверт .
Когда мы вернулись в музыкальный зал и собрали пазлы, у родителей
получилось
сердце,
которое
символизировало
всех
участников
образовательного процесса: родителей, детей, педагогов.
Предложили
родителям
продолжить
фразу
«Мы
вместе…».
Предложений было много, и все они были добрыми, хорошими, запомнилась
хорошо одна фраза «Мы вместе будем побеждать!».
Затем перешли к разделу разное. Выбрали помощников воспитателей -
родительский комитет.
В течение года совместно c родителями организуются тематические
выставки, например, «Вещи из бабушкиного сундука», «Как сражались наши
деды», «Город в котором мы живем», «Веселые овощи», «Золотые руки
наших мам» и т.д. - результат совместной работы педагогов, родителей и
детей.
Одной
из
хороших
форм
взаимодействия,
является
включение
родителей в «жизнь» группы, организация их совместной деятельности c
детьми.
Так,
родители
разных
профессий:
швея,
водитель,
врач,
библиотекарь, повар, художник и т. д., приходят в гости к дошкольникам,
знакомят воспитанников с особенностями своей профессии.
Кроме того, родители могут привлекаться к субботникам, к участию в
озеленении территории ДОУ, сопровождать дошкольников на представления,
экскурсии, музей.
Одним из самых любимых видов совместной деятельности остается
участие родителей в праздниках. Живое общение c
мамой или папой
приносит детям особое удовольствие, a родители, погружаясь в мир детского
праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы.
В настоящее время активно используется метод проектов, когда
родители подключаются к выполнению определенной части общего задания,
например, по ознакомлению дошкольников
c
родным городом. Они
собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают
фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии.
Этот метод способствует включению родителей в образовательный процесс
вместе c детьми.
Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно
собирается
для
того,
чтобы
содействовать
администрации
ДОУ,
воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления
образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников,
свободного развития личности; участвовать в организации и проведении
совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского совета
выбирают
родителей
c
активной
жизненной
позицией,
которые
заинтересованы в улучшении пребывания детей в ДОУ.
«Дни открытых дверей». В этот день родители имеют возможность
посетить дошкольное учреждение, пройти по всем его помещениям, увидеть,
как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться
c
его друзьями и
воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут
сами поучаствовать в играх, занятиях, получить советы и консультации
специалистов и т.д.
Проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных
совместных
праздников
и
досугов,
как
«Встреча
Нового
года»,
«Рождественские забавы», «Масленица» «Праздник мам», «Лучший папа»,
«Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая», помогают создать
положительный эмоциональный климат в группе, сблизить участников
педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в
различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных
участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь
песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные
истории и т.д.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие
выставки демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и
детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком
и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей
в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных
отношений).
Уголок для родителей. В нем размещается полезная для родителей и
детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное
меню, полезные статьи и справочные материалы, пособия для родителей.
Главное – содержание информации в родительском уголке должно
быть актуальным, информативным, кратким, понятным, чтобы у родителей
возникло желание обратиться к его содержанию.
Папки–передвижки.
Формируются
по
тематическому
принципу:
«Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т.д. Папка
дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся c
содержанием
папки-передвижки,
c
ними
следует
побеседовать
oпрочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и
т.д.
Анкетирование - один из распространенных методов диагностики,
который используется работниками ДОУ c целью изучения семьи, выяснения
образовательных потребностей родителей, установления контакта c
её
членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом
определяется и вырабатывается тактика общения c каждым родителем и
ребёнком.
Это
помогает
лучше
ориентироваться
в
педагогических
потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Таким образом, использование разнообразных форм работы c семьями
воспитанников детского сада даёт положительные результаты: меняется
характер взаимодействия педагогов c родителями, многие из них становятся
активными
участниками
всех
дел
детского
сада
и
незаменимыми
помощниками воспитателей. Всей своей работой педагоги нашего детского
сада стараются доказать родителям, что их вовлечение в педагогическую
деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном
процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это
необходимо для развития их собственного ребенка.
Литература:
1. Исаченкова И.М. Воспитание детей в условиях семьи и детского сада: сб.
ст. и докладов. - СПб.: Детство-Пресс. -2003.
2.
Евдокимова
Е.С.
Педагогическая
поддержка
семьи
в
воспитании
дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями ДОУ.- Москва.
Сфера, 2005.
4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические
рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2007