Автор: Бабак Ольга Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СОГБПОУ Верхнеднепровский технологический техникум
Населённый пункт: Смоленская область пгт. Верхнеднепровский
Наименование материала: Методические указания
Тема: Практические работы по дисциплине Информационные технологии в Профессиональной деятельности для студентов специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Раздел: среднее профессиональное
СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Верхнеднепровский технологический техникум»
(СОГБПОУ «Верхнеднепровский технологический техникум»)
Информационные технологии в
профессиональной деятельности
(часть I)
Методические указания к практическим работам
для студентов специальности
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
пгт.Верхнеднепровский, 2017
2
Методические указания к практическим работам предназначены для студентов
специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Одобрены предметно- цикловой методической
комиссией общеобразовательных
дисциплин
Протокол № 7 от 24.03.2017
Автор: Бабак Ольга Александровна, преподаватель СОГБПОУ «Верхнеднепровский
технологический техникум»
Рецензент: Журавлева С.И., преподаватель I квалификационной категории СОГБПОУ
«Верхнеднепровский технологический техникум»
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Практическая работа №1
Создание деловых документов в редакторе MS Word ....................................... 4
Практическая работа №2
Оформление текстовых документов, содержащих таблицы и формулы .......... 7
Практическая работа №3
Создание комплексных текстовых документов ................................................. 9
Практическая работа №4
Анализ данных и организация расчетов ........................................................... 12
Практическая работа №5
Внедрение и связывание объектов .................................................................... 14
Практическая работа №6
Использование деловой графики для визуализации текстовой информации с
использованием объектов SmartArt................................................................... 16
Проверочная работа
Тест на знание текстового редактора WORD ................................................... 18
Практическая работа № 7
Анализ данных и организация расчетов ........................................................... 20
Практическая работа № 8
Условное форматирование и графическое представление данных ................. 22
Практическая работа № 9
Работа со справочниками. Использование функции ВПР ............................... 24
Практическая работа № 10
Использование макетов публикаций MS Publisher .......................................... 26
4
Практическая работа №1
Создание деловых документов в редакторе MS Word
Цель работы: изучить технологии создания деловых документов MS Word
.
4Ход работы:
Задание 1. Оформить приглашение по образцу.
ПРИГЛАШЕНИЕ
Уважаемый
Дмитрий Александрович Шенаев!
Приглашаем
Вас
на
научную
конференцию
«Информатизация
современного
общества».
Конференция состоится 20 февраля 2017 г. в 12.00 в конференц-зале СОГБПОУ
«Верхнеднепровский технологический техникум».
Секретарь ученого совета
С.Д. Петрова
Порядок выполнения:
1. Откройте текстовый редактор Мicrosоft Word.
2. Установите параметры страницы в меню Разметка страницы: (размер бумаги -
А4; ориентация - книжная; поля: левое - 3 см, правое, верхнее и нижнее - 1,5 см.
3. Установите межстрочный интервал, используя панель форматирования Абзац –
полуторный.
4. Наберите текст. В процессе набора текста меняйте начертание, размер шрифта
(для заголовка - 14 пт.; для основного текста - 12 пт., типы выравнивания абзаца - по
центру, по ширине, по правому краю).
5. Заключите текст приглашения в рамку и произведите цветовую заливку.
Задание 2. Оформить заявление по образцу.
Генеральному директору
ОАО «ГИКОР»
И. С. Степанову
от Ковровой Ольги Ивановны,
проживающей по адресу:
214000, г. Смоленск,
ул.Комсомольская, д.6, кв.57
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу принять меня на работу на должность главного специалиста.
число
(подпись)
5
Задание 3. Оформить докладную записку по образцу.
Краткая
справка.
Верхнюю
часть
докладной
записки
или
иного
документа,
имеющих грифы или печати, оформляйте в виде таблицы (2 столбца и 1 строка; тип
линий – нет границ). Этот прием оформления позволит выполнить разное выравнивание
в ячейках таблицы: в левой ячейке - по левому краю, в правой - по центру.
Сектор аналитики и экспертизы
Директору Центра ГАНЛ
Н.С Петрову
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
03.02.2017
Сектор
не
может
завершить
в
установленные
сроки
экспертизу
Проекта
маркетингового
исследования
фирмы
«Астра-строй»
в
связи
с
отсутствием
полных
сведений о финансовом состоянии фирмы.
Прошу дать указания сектору технической документации предоставить полные
сведения по данной фирме.
Приложение:
протокол
о
некомплектности
технической
документации
фирмы
«Астра-строй».
Руководитель сектора аналитики
и экспертизы
(подпись)
М. П. Спелов
Задание 4. Оформить рекламное письмо по образцу.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ИНСТИТУТ
«РАБОТА И УПРАВЛЕНИЕ»
INTERNAТIONAL
INSTIТUTE
«WORK & MANAGEMENT»
Россия, 127564, Москва
Ленинский пр., 457, офис 567
Тел./факс: (895) 273-8585
Office 567,
457, Leninsky pr.,
Moscow, 127564, Russia
phone/fаx(895) 273-8585
РУКОВОДИТЕЛЯМ
ФИРМ, ПРЕДПРИЯТИЙ, БАНКОВ
И СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ
Международный институт «Работа и управление» предлагает вашему вниманию и
вниманию ваших сотрудников программу «Имидж фирмы и управляющий персонал».
Цель программы. Формирование положительного имиджа фирмы: приобретение
сотрудниками фирмы коммуникативных и этикетных навыков.
Продолжительность курса - 20 ч.
Предлагаемая тематика.
1. Психология делового общения.
2. Деловой этикет.
6
3. Культура внешнего вида персонала фирмы.
В
реализации
проекта
участвуют
опытные
психологи,
культурологи,
медики,
визажисты, модельеры.
По окончании
обучения
слушателям
выдается
удостоверение
Международного
института «Работа и управление» по программе повышения квалификации.
Надеемся на плодотворное сотрудничество, понимая исключительную важность и
актуальность предлагаемой нами тематики.
Ректор
(подпись)
Е. В. Добрынина
Задание 5. Создать справку личного характера.
Россия, 215750, Смоленская область
Дорогобужский район
Пос. Верхнеднепровский
Ул.Молодежная ,5
Телефон: (84814) 5-33-65
Факс: (84814) 5-35-48
№
«12» февраля 2017г.
СПРАВКА
Дана _________________________________ в том, что он является
студентом очного отделения СОГБПОУ «Верхнеднепровский
технологический техникум» по специальности «Строительство и
эксплуатация зданий и сооружений».
Начало обучения 02.09.2013г. Приказ № 16-к от 02.09.2013г.
Окончание обучения 30 июня 2017 года.
Директор
С.Н.Антоненкова
7
Практическая работа №2
Оформление текстовых документов, содержащих таблицы и формулы
Цель работы: изучить эффективные приемы работы с текстовым редактором,
технологии
создания,
редактирования
и
форматирования
документов,
содержащих
таблицы и формулы.
Ход работы
Задание 1. «Статья в газету». Наберите текст и оформите его в газетном стиле
(колонки).
Текст
должен
содержать
два
самостоятельных
раздела,
каждый
из
которых должен быть оформлен в соответствии с образцом.
Для преобразования текста в колонки его необходимо выделить и выбрать
команду – Разметка страницы – Колонки, указать нужное количество колонок на листе.
Эти колонки можно регулировать по ширине, вставлять разделительную линию.
Число 6
Пифагор считал 6 удивительным числом,
так
как
оно
обладает
замечательным
свойством:
получается
в
результате
сложения или перемножения. всех чисел,
на которые делится.
Шестерка
делится
на
1,2,3.
.И
если
сложить эти числа, то вновь получится 6:
1+2+3= 1*2*3=6
Таким
свойством
не
обладает
ни
одно
другое число.
Число 7
Почетом
в
древности
была
окружена
семерка.
Отголоски
почитания
этого
числа
дошли
и
до
наших
дней,
когда
мы
употребляем
в
речи
пословицы
и
поговорки
типа
«Семь
бед-один
ответ»,
«На
седьмом
небе»
и
т.д.
Когда-то
семерка была предельным
числом,
что
подтверждают
пословицы «Лук от семи
недуг», «Семеро одного
не
ждут»,
где
«семь»
употребляется в значении
«все».
Ещё
в
Древнем
Вавилоне
были
известны
семь
планет,
к
котором
причисляли
тогда
и
Солнце,
и
Луну.
Все
непонятные
явления
природы
приписывались
богам,
и
постепенно
представление
о
богах
соединилось
и
с
семью
планетами. По ним стали
считать
и
время.
Так
родилась
семидневная
неделя.
Названия
дней
связаны с именами богов.
Во
многих
языках
эти
названия остались до сих
пор: вторник у французов-
марди
(день
Марса),
Среда-
меркроди
(день
Луны), воскресенье у
немцев-зонтанг
(день
Солнца)
Семь
стало
священным
числом.
Его
считали магическим!
Задание
2.
С
помощью
создания
табличных
форм
создайте
сетку
для
кроссворда.
Некоторые ячейки таблицы имеют не все границы. Изменение границ отмеченных
ячеек производится с помощью пункта меню « Границы и заливка»
8
Задание 3. Создайте поле для игры «Солитер» и ее примеры решения,
используя формулу
Игра
под
названием
солитер
проводится
на
доске с тридцатью тремя клетками, На рисунке каждая
клетка обозначена парой чисел, указывающих номера
горизонтального и вертикального рядов, на пересечении
которых находится клетка. В начале игры все клетки,
за исключением какой-нибудь одной, заняты шашками.
Требуется
снять
31
шашку,
причём
задаются
пустая
«начальная» клетка (а,b) и «конечная» (с,d), на которой должна оказаться уцелевшая в
конце игры шашка. Правила игры таковы: любая шашка может быть снята с доски, если
рядом
с
ней
(в
горизонтальном
или
вертикальном
направлении)
находится
с
одной
стороны какая-нибудь шашка («снимающая»), а с противоположной стороны – пустая
клетка, на которую «снимающаяся» должна быть переведена.
Из теории игры следует, что решение будет в том случае, когда
и
9
Практическая работа №3
Создание комплексных текстовых документов
Цель
работы:
освоить
приемы
создания
комплексных
текстовых
документов,
содержащих рисунки, таблицы и формулы; работа с профессиональным текстом.
Ход работы:
Задание
1.
Создайте
конспект
урока
«Инженерная
графика.
Резьбы»
по
образцу
Общие сведения о резьбах
Многие
детали
машин
и
приборов
имеют
резьбу:
среди
различных
видов
соединения
деталей
резьбовые
занимают
более
20%.
Благодаря
резьбе
детали
соединяются непосредственно друг с другом с помощью стандартных изделий, имеющих
резьбу (болтов, винтов, гаек и др.). В резьбовом соединении одна из деталей имеет
наружную резьбу, другая – внутреннюю.
Наружная резьба выполняется на стержне, который носит название «болт», « винт»
и др.
Внутренняя
резьба
выполняется
в
отверстии
детали,
называемой
«гайкой»,
«гнездом», и является охватывающей поверхностью
Условное обозначение резьбы
Все стандартные резьбы имеют условное обозначение, включающие пять основных
параметров резьбы:
– тип резьбы;
– наибольший диаметр резьбы в мм;
– шаг резьбы в мм (указывается только если он мелкий);
– ход (указывается только для многозаходных резьб);
– направление навивки (указывается только левое направление)
10
М 6 х 0,75 – метрическая резьба диаметром 6 мм с шагом 0,75 мм
G 1 – трубная резьба 1"
Tr 50 х 8 – трапецеидальная однозаходная резьба диаметром 50 мм с шагом 8 мм.
Таблица 1 – Классификация резьб
Признак
Название резьбы
Тип резьбы (форма
профиля)
Треугольная (метрическая)
Трапецеидальная
Упорная
Прямоугольная
Круглая
Форма поверхности с
резьбой
Цилиндрическая
Коническая
Расположение резьбы
Наружная
Внутренняя
Число заходов
Однозаходная
Многозаходная
Направление заходов
Правая
Левая
Величина шага
Крупный (нормальный)
Мелкий
Эксплуатационное
назначение
Крепежная
Крепежно- уплотнительная
Ходовая
Специальная
Задание
2.
С помощью
интернет-браузера
найдите изображения
основных
видов резьб в соответствии с данным описанием. Приведите их в конспекте и дайте
им краткую характеристику.
Резьба с профилем равностороннего треугольника ( с углом при вершине 60
)
называется метрической. Метрическая резьба чаще всего применяется как крепежная, так
как обеспечивает полное и надежное неподвижное соединение деталей при статических и
динамических
нагрузках
в
различных
температурных
режимах.
Например,
такие
крепежные детали, как болты, винты, шпильки, гайки, имеют метрическую резьбу, причем
вершины ее профиля срезаются, чтобы витки не были острыми и не слипались во время
сборки или разборки. На чертежах такая резьба обозначается буквой М.
Резьба
с
профилем
равнобедренного
треугольника
(угол
при
вершине
55
)
называется трубной. Вершины и впадины профиля скруглены, что позволяет использовать
уплотняющие материалы и обеспечивает герметичность соединения деталей. Измеряют
трубную резьбу в трубных дюймах. Применяется трубная резьба для соединения труб и
арматуры. На чертежах такая резьба обозначается буквой G.
Резьба с профилем равнобочной трапеции с углом 30
между боковыми сторонами
называется трапецеидальной. Она относится к ходовым резьбам и предназначена главным
11
образом для передачи возвратно- поступательного движения. На чертежах такая резьба
обозначается буквами Tr
Резьба с профилем неравнобочной трапеции с углом нерабочей стороны 30
и
рабочей 3
называется упорной. Она применяется для передачи больших усилий в одном
направлении. На чертежах такая резьба обозначается буквой S.
Резьба, имеющая профиль круга, называется круглой и на чертежах обозначается
буквами Кр.
Задание 3. Ответьте на следующие вопросы:
- Что такое профиль резьбы?
- Угол профиля
- Шаг резьбы
- Ход резьбы
- Сбег резьбы
Дополнительное задание.
С помощью вставки Таблицы и Фигуры создайте основную надпись по образцу:
12
Практическая работа №4
Анализ данных и организация расчетов
Цель
работы:
ознакомить
с
фрагментом
анализа
сметно-проектных
расчетов,
использовать интернет-ресурсы для поиска информации, введение формул в текстовом
редакторе и расчет элементов математической статистики.
Ход работы:
Задание
1.
Записать
суть
корректировки
однородности
цен
товаров
и
определение
коэффициента
вариации
и
среднеквадратичного
отклонения
с
расшифровкой составляющих формул.
Между
заказчиком
и
подрядчиком
(исполнителем
работ)
производится
взаиморасчет. Строители составляют первичную отчётную документацию, а заказчики,
проверив её и приняв объемы выполненных работ за отчетный период, производят оплату
согласованных объёмов и стоимости работ. Укрупнённые рекомендуемые к применению
индексы
изменения
сметной
стоимости
строительно-монтажных
работ
(СМР)
предназначены для формирования начальной (максимальной) цены торгов при подготовке
конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для
объектов
капитального
строительства,
финансирование
которых
осуществляется
с
привлечением средств федерального бюджета.
Наличие сметной документации даст возможность заказчику правильно рассчитать,
учесть
свои
финансовые
возможности
и
вовремя
отказаться
от
некоторой
роскоши,
например строительства бассейна или зимнего сада, и сообщить об этом подрядчику до
начала выполнения данных работ
Экспертиза
объемов
и
стоимости
строительно-монтажных
работ
проводится
квалифицированными
специалистами
в
области
экономики
и
строительства,
обладающими
специализированными
знаниями
в
необходимой
предметной
области.
Исследование проходит по следующей схеме:
Анализ проектной или сметной документации, плана работ.
Исследование
спорного
объекта
визуально
и
посредством
специального
оборудования,
выполнение
специализированной
фотосъемки
с
целью
фиксации
имеющихся на момент экспертизы изъянов, дефектов, недоделок и пр.
Лабораторные исследования материалов, использованных при проведении работ на
объекте.
Составление экспертного заключения.
Один
из
видов
проверки
недобросовестных
подрядчиков
–
Корректировка
однородности
цен
товаров
(работ,
услуг),
полученных
при
применении
метода
сопоставимых рыночных цен
В
целях
определения
однородности
совокупности
значений
выявленных
цен,
заказчику рекомендуется определить коэффициент вариации. Если коэффициент вариации
цены превышает 33%, то совокупность значений, используемых в расчете, считается
неоднородной. В этом случае целесообразно провести дополнительные проверки расчета
сметной стоимости.
13
Коэффициент вариации рассчитывается по формуле:
,
где: V - коэффициент вариации;
- среднее квадратичное отклонение;
- цена единицы товара (работы, услуги), указанная в источнике с номером i;
<ц> - средняя арифметическая величина цены единицы товара (работы, услуги);
n - количество значений, используемых в расчете.
Например,
заказчик
обосновывает
закупку
принтеров.
Предположим,
что
по
результатам анализа рынка выявлены четыре варианта цены на идентичные принтеры.
Первая цена принтера (за единицу товара) составляет 2500 руб., вторая - 2800 руб.,
третья
-
2600
руб.,
четвертая
-
2450
руб.
Коэффициент
вариации
определяется
следующим образом:
1) определяем среднее арифметическое цен:
;
2) рассчитываем среднее квадратичное отклонение:
.
Корень из 23 958 равняется 155;
3) определяем коэффициент вариации:
(155 / 2587,5) x 100 = 6%.
Таким
образом,
значение
коэффициента
не
превышает
33%,
совокупность
ценовых значений является однородной.
Данный метод применяется не только при проверке проектно-сметной
деятельности, но, например, и в проверке прочности бетона. Коэффициент вариации
бетона является показателем качества и определяет однородность бетонной смеси.
Допустим, что состав компонентов бетона неоднороден, в таком случае его плотность
будет неравномерной, в результате чего бетонный фундамент не сможет выдержать
расчетную нагрузку от веса сооружения, что приведет к его разрушению. Расчет
коэффициента прочности бетона ведут согласно результатам испытания произвольно
выбранных 25 – 30 серий производимого материала одного класса. Таким образом,
коэффициент вариации прочности бетона отображает отличие минимальных и
максимальных значений от среднего значения и оценивает степень
надежности технологии производства бетона и его цену.
Задание 2. С помощью интернет-браузера определить стоимость произвольно
выбранного товара (смартфонов, ноутбуков, строительных материалов) у пяти
производителей.
Создать
таблицу
с
вариантами
цен
и
поставщиками
услуг
по
выбранному товару. Рассчитать целесообразность покупки у продавца с наивысшей
стоимостью товара.
100
V
ц
2
1
(
)
1
n
i
i
ц
ц
n
i
ц
(ц1)
(
2)
(
3)
(
4)
(2500
2800
2600
2450
) / 4
2587,5
ц
ц
ц
2
2
2
(
1)
(
2)
(
3)
2
(
4)
(2500
2587,5)
(2800
2587,5)
(2600
2587,5)
(2540
2587,5)
71 875,
ц
ц
ц
ц
(
)
71875 / (4
1)
23 958
кол
во цен
14
Практическая работа №5
Внедрение и связывание объектов
Цель работы: закрепить навыки создания и редактирования документа, записи
математических формул и создания гиперссылок.
Ход работы:
Задание 1. Создание гиперссылок.
Порядок выполнения:
1.1. Наберите предложенный текст и сохраните его в текстовом файле Word под
именем «Русские композиторы».
Русские композиторы
Михаил Иванович Глинка (1804–1857) увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Модест Петрович Мусоргский (1839–1881) «Картинки с выставки»
Пётр Ильич Чайковский (1840–1893) концерт для фортепиано с оркестром №1
Сергей Васильевич Рахманинов(1873–1943) прелюдия для фортепиано соль-минор
1.2. С помощью интернет-браузера найдите портреты представленных в тексте
русских
композиторов
и
сохраните
картинки
в
текстовом
файле
Word
под
именем
«Приложение».
1.3. Создайте закладки для гиперссылок. Для этого выделите соответствующий
рисунок, которому следует назначить закладку. Введите команду Вставка/Закладка. В
поле Имя закладки ввести фамилию композитора. Щёлкнуть по кнопке Добавить.
1.4.
Для
создания
гиперссылки
в
тексте
необходимо
выделить
дату
жизни
композитора,
которая
будет
указателем
гиперссылки.
Ввести
команду
Вставка/Гиперссылка. На диалоговой панели Вставка гиперссылки в окне выбрать имя
закладки. Щёлкнуть по кнопке ОК.
Задание 2. Великие учёные. Заполните таблицу информацией и отформа-
тируйте по образцу. Создайте гиперссылки на фамилии ученых по аналогии с
первым заданием
Научная сфера
Имя, годы жизни
Вклад в науку
Естественные науки,
философ, поэт,
филология.
Ломоносов
Михаил Васильевич
(1711–1765)
Создание
первой
химической
лаборатории,
занимается
физикой
и
оптикой,
химией,
геологией
и
астрономией,
сформулировал
закон
«сохранения
вещества
и
движения», по его инициативе был
15
основан
Московский
университет
(МГУ) и др.
Физика
Циолковский
Константин
Эдуардович
(1857–1935)
Автор
проектов
дирижаблей,
ракетно-космической
техники.
Основоположник
космонавтики:
высказал
идею
об
искусственном
спутнике,
о
создании
межпланетных
космических
станций…
Попов
Александр Степанович
(1859–1905)
Родоначальник радио. 7 мая (25
апреля) 1895 году демонстрировал
свой
аппарат
для
приёма
радиосигналов, а в 1896г. впервые
была
передана
радиограмма
со
словами «Генрих Герц»
Математика
Лобачевский
Николай Иванович
(1792-1856)
Создатель неевклидовой геометрии
«Сжатое
изложение
начал
геометрии
со
строгим
доказательством
теоремы
о
параллельных линиях»
Фридман
Александр
Александрович
(1888–1925)
Создатель теории нестационарной
Вселенной,
сделал
вывод,
что
теория
относительности
Эйнштейна
применима,
как
частный
случай
в
сложной
картине меняющейся Вселенной.
Биология
Тимирязев
Климент Аркадьевич
(1843–1920)
Основоположник
научной
школы
физиологии
растений.
Возглавлял
кафедру
Московского
университета.
Читал
лекции
в
Лондонском
королевском
обществе.
Автор
книг
«Солнце,
жизнь
и
хлорофилл»,
«Жизнь
растений»,
«Чарлз
Дарвин
и
его
учение»
16
Практическая работа №6
Использование деловой графики для визуализации текстовой
информации с использованием объектов SmartArt
Цель
работы:
ознакомить
с
основными
технологиями
преобразования
информации,
развивать
навыки
форматирования
текста
и
практического
применения
объектов SmartArt для подготовки выступлений.
Ход работы:
Задание
1.
Ознакомьтесь
с
правилами
работы
с
объектами
SmartArt
на
примере Классификации проектов. Следуя советам, создайте объект по образцу.
Порядок выполнения
1.1. На вкладке Вставка в группе Иллюстрации нажмите кнопку SmartArt.
1.2. В диалоговом окне Выбор рисунка SmartArt выберите необходимый тип и
макет.
1.3. Введите текст, выполнив одну из следующих процедур.
•
Щелкните внутри фигуры рисунка SmartArt, а затем введите текст.
•
Щелкните замещающий текст [Текст] в области текста. Если область текста
не отображается , то выделите рисунок SmartArt.
•
В
контекстных
инструментах
Работа
с
рисунками
SmartArt
на
вкладке
Конструктор в группе Создать рисунок нажмите кнопку Область текста.
1.4. Изменение цветов всего рисунка SmartArt
•
Выделите рисунок SmartArt.
•
В
контекстных
инструментах
Работа
с
рисунками
SmartArt
на
вкладке
Конструктор в группе Стили SmartArt нажмите кнопку Изменить цвета.
по
результату
• информационный и исследовательский проект
• обзорный проект
• продукционный проект
• проекты-инсценировки, или организационные проекты
по
характеру
проекта
• практико-ориентированный проект
• исследовательский проект
• информационный проект
• творческий проект
• ролевой проект
по профилю
знаний
• монопроект
• межпредметный проект
17
Задание 2. Создайте объект SmartArt по образцу
Задание
3.
Используя
учебник
«Информационные
технологии
в
профессиональной деятельности» под
ред. Михеевой (глава 12), создайте объект
SmartArt «Классификация вирусов».
Устройство
персональных
компьютеров
Операционные
системы
Обработка
цифровой
информации
(
текстовые
редакторы
,
электронные
таблицы
,
базы
данных
)
Программы
обработки
звука
Программы
обработки
графики
Программы
обработки
видео
-
,
мультимедиа
контента
Интернет
-
технологии
18
Проверочная работа
Тест на знание текстового редактора WORD
1. Какое устройство необходимо для работы в глобальной сети Интернет
a)
Принтер
b)
Модем
c)
Сканер
2. Какое из перечисленных устройств используется для ввода информации?
a)
Манипулятор «мышь»
b)
Оперативная память
c)
Принтер
3. Для того чтобы вставить в текстовый документ рисунок, подготовленный в
графическом редакторе нужно воспользоваться...
a)
Корзиной
b)
Буфером обмена
c)
Проводником
4. На каком из устройств Вы можете хранить свои документы?
a)
Оперативная память
b)
Жесткий диск
5. Вы вводите текст. Какую клавишу нужно нажать, чтобы начать новый абзац?
a)
INSERT
b)
ВАСКSРАСЕ
c)
ENTER
6. Вы напечатали слово РЕПКА, установили курсор после буквы П и нажали
клавишу DELETE. Какое слово получилось?
a)
РЕКА
b)
РЕПА
7. Результат архивации десяти файлов - это...
a)
Десять файлов меньшего размера
b)
Один файл
8. Вы удалили ярлык программы с рабочего стола. Что произошло с файлами
программы?
a)
Удалены
b)
Переместились в Корзину
c)
Ничего не произошло
9. Как удалить символ стоящий слева от курсора?
a)
Нажать Delete
b)
Нажать BS
c)
Нажать Alt
d)
Нажать Ctrl+Shift
10.
Укажите
цифрами
порядок
сохранения
отредактированного
документа
под
другим именем:
a)
Нажать Файл
b)
Сохранить Как
c)
Выбрать место и имя файла
19
d)
Нажать сохранить
11.
Какое
действие
мы
можем
выполнить
с
таблицей?
Выберите
несколько
вариантов ответа:
a)
Объединение ячеек
b)
Изменить количество строк и столбцов
c)
Закрасить одну ячейку
d)
Вставить рисунок вместо границы
e)
Изменить вид границ таблицы
12. Назначение клавиши «Delete»:
a)
удаляет текущий символ с последующим смыканием текста;
b)
стирает символ слева от курсора;
c)
управляет режимом вставка/замена символа;
13. Форматирование абзаца – это …
a)
изменение содержания текста;
b)
специальным образом выделенный непрерывный кусок текста;
c)
изменение внешнего вида текста, ноне его содержания.
14. Сдвиг части текста относительно общего края текста – это …
a)
отступ;
b)
выравнивание;
c)
редактирование.
15. Внесение изменений, исправлений и корректировки в текстовый документ:
a)
форматирование;
b)
редактирование;
c)
вставка.
16. Абзацы можно выравнивать:
a)
по левому краю, по центру;
b)
по ширине и правому краю;
c)
всё выше перечисленное.
17. Для разделения строки на две части нужно:
a)
использовать клавишу «Delete»;
b)
использовать клавишу «Page Up»;
c)
использовать клавишу «Enter».
18. Приём редактирования, при котором используется клавиша «Insert» - это …
a)
перемещение по набранному тексту;
b)
вставка и замена символов;
c)
форматирование символов.
19. Клавиши для перемещения курсора на страницу вверх:
a)
«Page Up»;
b)
«Delete»;
c)
«Page Down».
20. Клавиши для перемещения курсора на последнюю букву текста:
a)
«Home»;
b)
«End»;
c)
«Ctrl+End».
20
Практическая работа № 7
Анализ данных и организация расчетов
Цель работы: изучить информационные технологии использования встроенных
вычислительных функций Excel, создать сводные таблицы для обработки данных
Ход работы:
Задание 1. Создание электронной таблицы.
Порядок выполнения:
1.1.
Откройте MS Excel
1.2.
Переименуйте лист 1 в Студенты.
1.3.
Наберите заголовки таблицы (в столбцы A-G, строки 1-2).
1.4.
Объединить ячейки А1-А2, В1-В2, С1-С2, D1-F1, G1-G2
1.5.
Изменить ширину столбцов D, E, F.
1.6.
Ввести в ячейки А3:А5 номера от 1 до 3, используя заполнение числовой
прогрессией с шагом 1.
A
B
C
D
E
F
G
1
№пп
Фамилия
Дата
рождения
Оценки в сессию
Средний
балл
2
Математика
Информатика
История
3
1.7.
Ввести в столбец B, начиная с третьей строки (ячейки В3, В4, В5), фамилии
трех студентов (без инициалов).
1.8.
Ввести даты рождения (день, месяц, год) в столбец C.
1.9.
Ввести в столбцы D, E, F оценки.
1.10.
В ячейку G3 занести формулу =(D3+E3+F3)/3 для вычисления среднего
балла.
1.11.
Скопировать формулу в ячейки G4, G5, используя автозаполнение.
Задание 2. Вычислить размер возвращаемой суммы краткосрочной
ссуды по формуле
,
где S-ссуда, Р- процентная ставка, %, D1 – дата выдачи, D2 – дата возврата ссуды.
Вычисления выполнить для трех вариантов исходных данных
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Ссуда S, тыс.руб.
200
200
100
Дата выдачи D1
01.01.2015
01.09.2015
01.01.2015
Дата возвратаD2
01.05.2016
01.05.2016
01.05.2016
Процентная ставка, %
10%
10%
5%
21
Порядок выполнения:
2.1.
Перейти на лист 2. Переименовать его в Ссуда.
2.2.
Создать заголовок таблицы, разместить его в первой строке в столбцах А-Е.
A
B
C
D
E
1
Ссуда,
тыс.руб.
Выдать
Вернуть
Ставка, %
Сумма,тыс.руб.
2
2.3.
Занести в столбцы таблицы А-D и строки 2-4 исходные данные.
2.4.
В ячейку Е2 занести формулу: =A2*(1+D2)^((C2-B2)/365).
Замечание: результат будет выдан в виде даты. Для отображения результата в виде
числа измените числовой формат ячейки.
2.5.
Используя автозаполнение, скопировать формулу Е2в ячейки Е3и Е4.
Задание 3. Создание ведомости оплаты товаров
Ведомость оплаты товара
НДС 10%
Молочные изделия
№
Город
Скидка
Товар
Всего
К оплате
Йогурт
Сырок
Майонез
1
2
3
4
Москва
Новосибирск
Барнаул
Смоленск
2%
0%
5%
8%
10
3
20
17
15
40
5
32
25
10
15
10
.
.
Цена товара:
59,50 руб.
43,90 руб. 38,50 руб.
Итого:
.
Порядок выполнения:
2.1.
Заполнить шапку таблицы.
2.2.
Заполнить исходные данные (левые шесть столбцов).
2.3.
Дать имя ячейке, где находится значение для НДС.
2.4.
Написать формулу в столбце "Всего" для первого города, используя данные
о количестве товаров и их ценах.
2.5.
Используя автозаполнение, скопировать формулу для остальных городов.
2.6.
Подсчитать значение в столбце "К оплате" для первого города по формуле: к
значению "Всего" добавить НДС и вычесть скидку от полученного значения.
2.7.
Скопировать формулу для остальных городов.
2.8.
Заполнить символами красного цвета поле "Итого", как сумму элементов
столбцов.
22
Практическая работа № 8
Условное форматирование и графическое представление данных
Цель
работы:
научиться
применять
сортировку,
условное
форматирование
и
копирование созданных таблиц, расширить представление о видах работы с листами
электронной книги Excel
Ход работы:
Задание 1. Форматирование таблицы осадков
Порядок выполнения:
1.1. Открыть книгу Excel. Создать таблицу по образцу. Переименовать лист в
Таблица1.
1.2.
Создать листы с именами Таблица 2, Таблица 3. Скопировать таблицу
осадков на листы Таблица2, Таблица3.
1.3.
На листе Таблица1 отформатировать таблицу с помощью меню «Условное
форматирование» на Главной вкладке следующим образом:
•
желтым фоном ячейки с количеством осадков менее 10мм,
•
синим фоном ячейки с количеством осадков более 100мм.
1.4.
На листе Таблица 2 отформатировать таблицу для каждого года следующим
образом:
•
выделить красными жирными символами ячейки с максимальным
количеством осадков,
•
выделить зеленым курсивом ячейки с количеством осадков больше
среднего (для контроля под каждым столбцом подсчитать среднее значение осадков),
•
выделить синими жирными символами ячейки с минимальным
количеством осадков.
23
Задание 2. Построение диаграммы наблюдений метеостанции
Порядок работы:
2.1.
Скопировать таблицу осадков на лист 4 текущей книги. Переименовать лист
в Осадки.
2.2.
Добавить столбец, в котором для каждого месяца вычислить среднее за три
года.
2.3.
Построить диаграмму
наблюдений
количества
осадков
за
три
года
как
гистограмму на этом же листе справа от таблицы. Подписать название диаграммы и ее
осей.
2.4.
Форматировать скопированную диаграмму:
•
выбрать в качестве объекта Ось значений, для оси значений установить
свойства:
максимальное
значение
-
200,
цена
основного
деления
–50,
цена
промежуточного деления – 10, промежуточные метки делений пересекают ось наружу;
•
выбрать
в
качестве
объекта
Ось
категорий,
для
оси
категорий
установить свойства: основные деления пересекают ось;
•
выбрать в качестве объекта Область построения диаграммы, в свойствах
изменить цвет заливки области на голубой;
•
выбрать
в
качестве
объекта
Основные
линии
сетки
оси
значений,
изменить цвет линий сетки на красный;
•
выбрать в качестве объекта Ряд 2014 г., в свойствах изменить заливку
этого ряда на зеленый цвет.
2.5.
Для
трех
столбцов
гистограммы
(максимального
количество
осадков
в
каждом году) указать над столбцами численные значения, выполнив следующие действия:
•
выделить как объект любой Ряд - при этом выделится каждый столбец
ряда;
•
щелкнуть мышью по выбранному столбцу - выделится только столбец и
отобразится информация о ряде, категории и значении;
•
щелкнуть
по
кнопке
и
установить в
группе
Подписи
значений
переключатель «значение» - над столбиком диаграммы появится численное значение;
•
повторить эти действия для двух остальных столбцов
24
Практическая работа № 9
Работа со справочниками. Использование функции ВПР
Цель работы: показать использование готовых функций Excel при решении задач
экономического характера, научиться связывать таблицы одной книги.
Ход работы:
Задание 1. Заполнение накладной с помощью ВПР
Функция
MS
Excel
ВПР
облегчает
работу
по
заполнению
таблиц
при
необходимости использования справочных таблиц.
Порядок работы:
1.1.
Создайте справочную таблицу на листе 1 и переименуйте его в «Справочник
поставщиков»:
Код поставщика
Наименование
поставщика
Адрес поставщика
Расчетный счет
100
Заря
Казань
111111111111
101
Аврора
Москва
222222222222
102
Восход
Пермь
333333333333
103
Космос
Тверь
444444444444
104
Азов
Тула
555555555555
1.2.
Присвойте
блоку
ячеек
A2:D6
имя
Код_Поставщика:
выделите
ячейки
A2:D6 и щелкните правой клавишей мыши в диалогом окне «Присвоить имя». Введите
имя, нажмите кнопку ОК
1.3.
Переименуйте лист 2 в «Справочник материалов». Создайте таблицу по
образцу
1.4.
Присвойте блоку ячеек A3:С7 имя Код_Материала
1.5.
Переименуйте Лист3 в Приходная накладная. Заполните таблицу Приходная
накладная.
1.6.
Заполните
столбец
Наименование
поставщика
в
соответствии
с
кодом
поставщика, используя стандартную функцию ВПР для выборки по коду поставщика
25
соответствующего
наименования
из
таблицы
Справочник
поставщиков.
Для
этого
в
ячейку В2 введите формулу =ВПР(A2; Код_поставщика; 2).
1.7.
Скопируйте формулу из ячейки В2 в ячейки диапазона В3:В12. В столбец
Наименование поставщика будут введены названия поставщиков.
1.8.
Заполните
столбец
Наименование
материала
в
соответствии
с
кодом
материала,
используя
стандартную
функцию
ВПР
для
выборки
по
коду
материала
соответствующего
наименования
из
таблицы
Справочник
материалов.
В
ячейку
D2
следует ввести формулу =ВПР(В3; Код_материала; 2), затем выделить ячейку D2 и
протянуть выделение вниз за правый нижний угол ячейки
Задание 2. Создание ведомости «Фактическое выполнение поставок».
Установите курсор в любую ячейку с данными таблицы Приходная накладная. В
меню Вставка – Сводная таблица откройте окно Мастера сводных таблиц и диаграмм.
Создайте сводную таблицу
на новом листе, выберите данные, которые будут
в ней
отражаться.
Переименуйте лист со сводной таблицей в Фактическое выполнение поставок
26
Практическая работа № 10
Использование макетов публикаций MS Publisher
Цель
работы:
выработать
практические
навыки
создания
публикаций
средствами MS Publisher
Ход работы:
Задание 1. Создание и редактирование Визитной карточки.
Порядок работы
1.1.
Запустить MS Publisher 2013.Изучить возможности макетов MS Publisher
2013: информационных табличек, плакатов, буклетов
1.2.
На вкладке встроенных типах публикаций выбрать Визитные карточки. Из
классических макетов выбрать Каскад.
1.3.
В окне Параметры изменить Цветовую гамму на Городская.
1.4.
Создать
Бизнес-информацию.
В
дополнительном
окне
Создание
нового
набора
бизнес-информации
ввести
данные
о
себе.
В
поле
Должность
указать
наименование должности, которую Вы бы хотели занимать после окончания учебного
заведения. Во вкладке Настройка выбрать Размер страницы Альбомная.
1.5.
Щѐлкните Создать – перед Вами рабочее окно сформированной Визитной
карточки. Сохранить Визитку под именем Визитка 1.
1.6.
Ознакомиться
с
другими
видами
шаблонов
Визитной
карточки.
Поэкспериментировать
с
шаблонами,
выбрать
наиболее
понравившийся
вариант
и
сохранить его под именем Визитка 2.
1.7.
В
файле
Визитка
2
изменить
цветовую
схему
и
шрифтовую
схему
(например, выбрать Georgia).
1.8.
Вставить в поле Логотип своѐ фото. Для этого в меню Правка выбрать
Бизнес-информацию, нажать кнопку Изменить, в открывшемся вспомогательном окне
нажать Добавить эмблему и выбрать имя файла, в котором находится фото. Нажать
Сохранить, затем Обновить публикацию.
1.9.
Выделить область Визитки, в которой указаны телефон и факс.
Изменить
цвет
шрифта
на
Зелѐный,
полужирный.
Изменить
размер
шрифта
таким
образом, чтобы номер факса / телефона размещались на одной строке. Сохранить файл с
внесѐнными изменениями как Визитка 3.
1.10.
Переместить в файле Визитка 3 фото в верхний правый угол Визитной
карточки,
увеличьте
размер
фото,
потянув
за
правый
нижний
угол
изображения.
Произвольно переместите области визитки. Сделать градиентную заливку (два цвета,
градиент От центра) области с наименованием организации. Сохранить файл как Визитка
4.
Задание 2. Создание открытки – поздравления с 8 марта.
Порядок работы
2.1.
Запуститьприложение Microsoft Office Publisher.
2.2.
В списке Встроенных шаблонов найти Открытки.
27
2.3.
Выбрать нужный размер открытки.
2.4.
С правой стороны в разделе Параметры можно сразу выбрать цветовую и
шрифтовую схему.
2.5.
Нажать кнопку Создать. Откроется рабочее окно пустой публикации
2.6.
Добавить на открытку заголовок поздравления, используя кнопку
Вставить объект WordArt на панели объектов.
2.7.
С
помощью
кнопки
Рисунок
на
панели
объектов
вызвать
окно
поиска
клипов
в
библиотеке
и
найти
праздничное
изображение.
Если
в
библиотеке
нет
подходящего
изображения
можно
найти
рисунок
в
Internet.
Добавить
найденное
изображение в открытку.
2.8.
Выбрать кнопку Надпись на панели объектов и обвести на открытке место
для поздравительного текста.
2.9.
Вписать в текстовую область текст поздравления.
2.10.
Подобрать подходящие цветовую и шрифтовую схемы в области задач.
2.11.
Сохранить полученную публикацию.