Автор: Герасимова Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №241"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Перспективный план работы с детьми старшей группы по формированию финансовой грамотности дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №241»
Перспективный план
работы с детьми старшей группы
по формированию финансовой грамотности дошкольников
Подготовила:
воспитатель Герасимова С.Г.
Новокузнецк, 2020г.
Перспективный план
работы с детьми старшей группы по формированию финансовой грамотности
Месяц
Тема
мероприятия
Используемые технологии и форма проведения
Задачи
Тема №1 «Окружающий мир как результат труда людей»
Сентябрь
Труд – основа
жизни
Технология «Клубный час»
Беседа «Мои домашние обязанности»
Папка-передвижка «Наша семья трудится»
Рисование на тему: «Как я помогаю близким».
Обсуждение сказки К.Д. Ушинского «Два плуга»
Игра «Какие ошибки допустил художник?»
Познакомить с понятием, что трудиться
означает что-то делать, созидать для себя, на
благо своей семьи, близких людей, друзей,
домашних питомцев и пр.
Дать представление, что любой труд – это
хорошо, сидеть без дела – это плохо.
Познакомить с видами домашнего труда.
Работать и
зарабатывать
Кейс-технология.
Ситуационные задачки
Игра «Вот так заработали!»
Фотовыставка «Профессии моих родителей»
Поделка «Игрушка своими руками».
Подвижная игра «Выбор профессии»
Дать представление о том, что работать
означает трудиться за вознаграждение.
Познакомить с понятием зарабатывать –
получать вознаграждение за выполненную
работу (также можно заработать наказание за
провинность, проступок и т.п.).
Октябрь
Все работы
хороши,
выбирай на
вкус
Социо-игровая технология (работа в малых
группах).
Игра: «Что создается трудом», «Хлопните в
ладоши, если это надо для … (название
профессии)»
Викторина «Угадай профессию»
Разгадывание загадок «Все профессии важны, все
профессии нужны»
Труд в уголке природы
Знакомство с профессиями в контуре
опережающей профориентации дошкольников.
Дать представления о продуктах труда: товары
и услуги, что продукты труда используются
человеком для себя или для продажи (товар).
Собирание тематических пазлов
Творческое
занятие
Технология «Клубный час».
Просмотр альбомов, карточек по темам «Труд»,
«Профессии»
Рисуем «Моя будущая профессия»
Учить разбираться в том, что будет, если люди
перестанут работать и трудиться
Ноябрь
Мини-
спектакль «В
волшебном
лесу»
Интерактивный мини-спектакль
Закреплять понятия: трудиться, работать и
зарабатывать.
Образователь
ное событие
«Почему
взрослые
работают?»
Технология «Ситуация месяца».
Беседа о труде
Диагностика знаний и умений детей
Закрепление материала.
Развивать представление о том, что труд
является средством удовлетворения
разнообразных потребностей человека и
источником дохода.
Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?»
Декабрь
Как
придумали
деньги
Технология «Клубный час».
Беседа «В общем о деньгах»
Обсуждение сказки Б.В. Минина «Доверчивый
зайчик»
Рисование «Монеты моей страны»
Дать понятие денег – мера оценки труда
(вознаграждение за проделанную работу),
универсальное средство обмена (инструмент
обмена товаров и услуг).
Какие бывают
деньги, как
они выглядят
и откуда
берутся
Социо-игровая технология (работа в малых
группах).
Беседа «Как же производят деньги?»
Игра «Нарисуем деньги для нашей группы» –
придумываем деньги для группы
Оригами «Копилка для монет»
Познакомить с видами денег (монеты,
банкноты).
Дать представление об изготовлении денег:
печать, чеканка.
Интерактивное
Интерактивное занятие
Формировать финансовую грамотность,
занятие
«Путешествие в
страну денег»
Занятие по мотивам сказки «Приключение
Монетки по стране Эконимики»
навыки сбережения и трат для создания
максимальных возможностей в своей жизни;
Формировать основы экономической культуры
у детей-дошкольников
Январь
Как деньги
попадают к
нам в дом.
Трудовая
денежка
всегда крепка
Кейс-технология.
Беседа «Откуда берутся деньги и на что
тратятся?»
Ситуационно-ролевая игра «Доходы и расходы,
которые семья планирует в будущем, составляют
семейный бюджет»
Игра «Какие бывают доходы»
Чтение сказки Т.В. Грековой «Клад»
Дать представление о труде и доходах.
Познакомить с понятием о том, что
вознаграждение за честный труд, заработная
плата родителей, пенсия дедушек и бабушек.
Учить считать деньги в своем кармане, а не в
чужом.
Продолжать знакомить с понятиями: доходы,
виды доходов, заработная плата, пенсия,
стипендия.
Сказка ложь
да в ней
намёк.
Викторина «О какой сказке идёт речь?»
Закрепляем понятия «деньги», «труд»,
«доходы», «расходы».
Февраль
Откуда
берутся
деньги и
зачем они
нужны?
Технология «Клубный час».
Беседа «История денег в России»
Игра «Овощи-фрукты», «Школа банкиров»
Рисование «Места торговли: ярмарка, магазин,
рынок».
Активизировать словарь словами банк, банкир,
купюра, расходный и приходный ордер
Показать принципы финансового
планирования, донести принцип «сначала
зарабатываем – потом тратим».
Сюжетно-
ролевая игра
«Банк»
Технология «Ситуация месяца»
Диагностика знаний и умений детей
Закрепление материала.
Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем»
Потребности
и желания
Технология ТРИЗ
Исследование: что необходимо человеку для
жизни
Познакомить с понятиями: домашнее
хозяйство, главные потребности человека,
желания и капризы.
Игра-беседа «Натуральный обмен»
Игра «Выбираем самое важное»
Ситуационные задачки «Выбор подарка»
Чтение рассказа «Про капризного Артема»,
обсуждение
Учить соотносить потребности, желания и
возможности.
Март
Удачная
покупка
Станционная игра «Удачная покупка»
Закрепить понятия: труд, профессии, экономия,
товар, услуга, семейный бюджет;
Содействовать повышению уровня мотивации
к получению знаний в области финансовой
грамотности через игровые средства обучения
Где покупают
и продают
разные
товары?
Социо-игровая технология (работа в малых
группах).
Игра «Где что купить?», обсуждение
Тематический стенд, папка-передвижка «Мы
идем за покупками»
Познакомить с торговыми предприятиями:
магазины, киоски, ларьки, базары, рынки,
ярмарки.
Апрель
Наша
мастерская
Технология моделирования.
Творческо-трудовая деятельность
Учить изготавливать товары для ярмарки:
рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр.
Стоимость и
цена товара
Технология «Клубный час».
Игра «Сколько это стоит?», «Не ошибись»,
«Сдача»
Беседа «Как складывается стоимость товара»,
обсуждение
Обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Новое
платье короля»
Учить разбирать цепочку товар- стоимость-
цена.
Учить определять стоимость товара
(сделанных поделок: затраченные материалы,
наше время и наш труд) и формировать цену.
НОД
«Реклама
вокруг нас:
хорошо или
Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах).
Рекламируем собственные поделки, книжки для
чтения в группе, игрушки для мини-спектаклей
Командная игра «Рекламный бизнес»
Формировать правильное отношение к
рекламе, используя наблюдения, рассказы
детей, организуя продуктивную деятельность
Дать представление для чего нужна реклама, о
плохо?»
ее назначении
Сюжетно-
ролевая игра
«Пиццерия
для всей
семьи»
Технология «Ситуация месяца»
Диагностика знаний и умений детей
Выработать у детей бережное и уважительное
отношение к труду;
Закрепить знания о профессиях;
Напомнить детям о рациональности
совершения покупок;
Способствовать формированию навыков
самопрезентации, рекламирования своей
деятельности;
Проследить воздействие рекламы;
Развить у детей интерес к сюжетно-ролевым
играм.
Май
Выгодно –
невыгодно
Технология ТРИЗ.
Ситуационные задачи
Игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно-
невыгодно»
Беседа о рекламе
Сказка «Что за птица?» – обмен
Сказка «Как старик корову продавал»
«Что может реклама» – обсуждение
Познакомить с волшебными правилами для
покупателя и продавца, обмен, подарок,
реклама.
Русская
ярмарка
Технология «Клубный час».
Игра- праздник «Русская ярмарка»: покупаем и
продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся,
заключаем торговые соглашения, веселимся
Проект «Этой ярмарки краски»
Познакомить с ярмаркой и ее атрибутами:
шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и
балаганы, шарманка, Петрушка, купцы,
ремесленники, торговцы, торговые
соглашения.
Использовать деньги нашей группы,
придуманные ранее.
Сюжетно-
ролевая игра
«Торговый
Центр»
Технология «Ситуация года»
Диагностика знаний и умений детей
Праздник в рамках «Финансовой недели»
Закрепление материала.
Методические пособия:
1. Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного
возраста. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2018.
2. Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программе дошкольного
образования для детей 5-7 лет
3. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Евгения Блискавка. — М. : Манн, Иванов и
Фербер, 2014 — 80 с.
4. Финансовая грамотность населения. Министерство финансов Калининградской области «История о Рублике и его
друзьях»
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогических работников по реализации основной образовательной
программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников: М, 2019
6.
Картотека дидактических игр по ФИНАнсовой грамотности от ФИНА для детей старшего дошкольного возраста /
Сост. И.Н. Негробова, 2019г.