Автор: Агаева Людмила Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГПОУ ЛКПТ
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область.
Наименование материала: статья
Тема: "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературы"
Раздел: среднее профессиональное
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературы
Агаева Л.Н.,
преподаватель русского языка и литературы
Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, так как
без патриотизма не может быть духовного становления личности. Личность –
это человек, развившийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне
патриотизма – это человек вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек,
лишенный человеческих свойств.
Воспитание
патриота
в
современном
образовании
–
одна
из
составляющих
нравственного
воспитания.
Одним
из
направлений
в
патриотическом воспитании является воспитание патриотизма через изучение
программных произведений на уроках литературы. Именно художественная
литература призвана воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный
мир, на выбор ею нравственных ориентиров. От произведения к произведению
преподаватель имеет возможность показать обучающимся, что героическое – это
не отвлеченное понятие, а способность человека отдавать себя служению
народу, что героическое воспитывается не только окружающими, но и самой
личностью.
Преподавание литературы в последнее время претерпело значительные
изменения. Особенно это касается курса литературы 20-века, который сейчас
включает в себя имена и произведения, не изучавшиеся ранее. Речь идёт о
творчестве поэтов «серебряного века», а также творчестве М. Булгакова, Б.
Пастернака, А.Платонова, А.Солженицына, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой и
др. Кроме этого, произведения, которые изучались ранее, требуют иного
подхода и осмысления.
Задача уроков литературы заключается в том, чтобы создать в процессе
анализа образа героев и соответствующих исторических событий такие учебные
ситуации,
которые
заставили
бы
подростков
размышлять
о
смысле
существования человека в обществе, об ответственности за свои поступки, о
значении нравственного выбора в жизни.
Большое внимание уделяется творчеству А.А. Блока и теме революции в
поэме «Двенадцать». Не случайно выбор пал именно на эту тему. Целью
является не только выявление противоречивого характера революции и в связи с
этим полемического характера поэмы, но и определение отношения автора к
событиям революции 1917 года. Студенты проявляют огромный интерес к
истории России и ее отображению в литературе. Поэты и писатели русской
классической литературы - это личности, не равнодушные к истории и судьбе
своей
страны.
Их
отношение
к
разным
переломным
моментам
в
жизни
государства и общества всегда в центре нашего внимания на уроках. Осмысление
художественного текста осуществляется в соответствии с исторической эпохой,
через
интеграцию
с
музыкой,
лингвистикой,
живописью.
Такой
подход
способствует
решению
одной
из
главных
задач
уроков
-
воспитанию
нравственного начала, любви к человеку, к истории своей страны.
Логическим
продолжением
темы
революции
на
уроках
литературы
является тема Гражданской войны. Основными критериями сопоставления
произведений, посвященных теме Гражданской войны, опять же являются
авторская позиция и тип эпоса по форме изображенного в нем времени:
исторический или повествование о современности. Можно также выделить
основные
темы,
общие
для
нескольких
изучаемых
романов
-
тема
интеллигенции и революции и тема личности в истории. Примерами таких
произведений
являются
роман
М.А.
Булгакова
«Белая
гвардия»
и
роман
«Тихий Дон» М.А. Шолохова. Кроме этого, обзорно рассматривается эта тема
в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». В ходе изучения этих романов у
студентов
появляется
возможность
выявить
позицию
автора
и
героев,
сопоставить ее со своей позицией, поставить себя на место героя и подумать,
а на чье стороне оказались бы они, если были бы современниками событий,
описанных в произведениях.
Большой раздел литературы XX века посвящен произведениям о Великой
Отечественной
войне.
Именно
в
военной
прозе
сходятся
волнующие
современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу
Отечества, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти. Судьба
родины и судьба человека слиты воедино в таких произведениях, как «Сотников»
В. Быкова, «Сашка» В. Кондратьева, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана. Стойкость,
дух товарищества, преданность Отечеству – вот качества, которые студенты
видят
в
героях
этих
произведений.
Все
произведения
о
войне
жизнеутверждающие, поэтому чтение и анализ заставляет ребят задуматься над
следующими
вопросами:
«Что
подтолкнуло
человека
совершить
такой
поступок?», «А как бы я поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство
сопричастности ребят к событиям далекого прошлого. Развернутые ответы на
эти вопросы студенты представляют в форме сочинений и эссе, где они могут
отразить свои чувства и переживания, выразить сострадание жертвам того
времени.
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных
лет войны нашли отражение и в поэтических произведениях о войне. Мы
изучаем стихотворения
К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Ю. Друниной,
рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине,
ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В героических и лирических
песнях выражаются сокровенные чувства и переживания каждого солдата-
воина, которые обучающиеся пропускают через себя.
Одно из произведений, которое мы изучаем в рамках литературы XX века,
- поэма А.А. Ахматовой «Реквием». Это своеобразный памятник жертвам
террора, уникальный дневник реалий той эпохи. В процессе чтения и анализа
поэмы «Реквием» студенты знакомятся с идейно-художественным своеобразием
произведения. «Реквием» - это не только крик о своем горе и боли. Поэма
помогает нам, молодому поколению, увидеть страдания и беду всего народа,
который сохранил стойкость духа, надежду, веру. Важно, чтобы подростки
поняли, что стихотворения в поэме заставляют не только задуматься над
жестоким прошлым и
оценить его. Они вселяют уверенность в том, что
повторения этой трагедии невозможно допустить в будущем. Вообще все
творчество Ахматовой – подтверждение искренней любви к родине. Каждое
стихотворение,
которое
мы
изучаем
на
уроках
литературы,
является
гражданским поступком и примером самого весомого значения для нового
поколения,
которому
есть
дело
до
судьбы
страны,
неповторимого
опыта
предшественников в различные исторические периоды. Самостоятельный выбор
стихотворений обучающимися для чтения наизусть говорит о неравнодушии
подростков как к творчеству поэта, так и к собственному гражданскому долгу.
Сухомлинский говорил, что «красота нравственных ценностей человека
становится богатством души ребенка тогда, когда ее смысл раскрывается на
ярких примерах, волнующих сердце». Поэтому роль литературы в воспитании
патриотизма невозможно переоценить. Осмысление программных произведений
вызывает у ребят чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его
великим свершениям и достойным страницам прошлого. Уроки литературы
ориентируют подрастающее поколение на ценности отечественной культуры,
воспитывают уважение к родному языку, народным традициям, формируют
активную гражданскую позицию и самосознание гражданина. И если после
наших уроков студенты станут чище, добрее душой друг к другу и окружающим
людям, если понятия долга, чести, ответственности, порядочности не останутся
для многих фразой из книги, то преподаватель может считать свою задачу
выполненной, пусть и не полностью.