Напоминание

"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"


Автор: Борисова Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Сиверская гимназия (дошкольное отделение)"
Населённый пункт: гп Сиверский, Гатчинский р–н, Ленинградская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики у детей

В современных социально-экономических условиях жизни большинство

родителей дошкольников заняты обеспечением материальных потребностей

семьи, поэтому уделяют недостаточное количество времени воспитанию и

развитию своих детей. В связи с этим педагогам необходимо проводить

поиск новых форм сопровождения семей дошкольников, которые способны

привлечь внимание родителей к воспитательному процессу.

Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи

находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких

движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой?

Специалисты института физиологии детей и подростков считают, что

формирование речи происходит под влиянием кинестических

(двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков.

Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем

быстрее он начинает говорить.

Мелкая моторика - это способность мелких мышц пальцев выполнять тонкие

координированные движения, главную роль в осуществлении которых,

играет скоординированная работа мелких мышц руки и глаза. Чем больше

ребенок работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие

мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь.

Моторика является компонентом общего двигательного развития, она

предполагает способность ребенка пальчиками осуществлять какую-либо

деятельность. Современные дети все больше предоставлены телевизору и

телефону. К тому же многие родители стараются облегчить жизнь себе и

своему ребенку - приобретают обувь на липучках, курточки на молнии, чтобы

ребенку не пришлось завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Все это

препятствует нормальному развитию мелкой моторики. Дети с плохо

развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут

застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать

рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными, мозаикой.

На своих занятиях с детьми, я слежу за правильной постановкой кисти руки

ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на

другое. Важно, чтобы каждый пальчик был задействован в пальчиковой

гимнастике.

В своей работе я использую:

- пальчиковую гимнастику, которая сопровождается чтения детям стишков,

сказок, рассказов, потешек, короткими песенками.

- упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями

резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, пазлами.

- вырезание ножницами, которое предоставляет нагрузку для укрепления

пальчиков, зрительно-моторной координации.

- лепку из пластилина, глины и соленого теста, в процессе лепки ребенок

использует обе руки, это развивает не только мелкую моторику, но и

одновременно оба полушария головного мозга.

- рисование, раскрашивание, которое является средством развития

согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов, а так же

укрепления двигательного аппарата пишущей руки.

- штриховку, способствует подготовке руки к письму.

- работу с бумагой, оригами, аппликацию, которая способствует развитию

точных движений.

В упражнениях и играх направленных на развитие мелкой моторики следует

- учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст,

настроение, желание и возможности. Следует обратить внимание родителей

на важность систематического проведения игр, упражнений, с самого

раннего детства, которые в последствии помогают детям уверенно держать

карандаш и ручку, самостоятельно застегивать пуговицы и шнуровать

ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из соленого теста и

пластилина, рисовать и вырезать. Таким образом, если будут развиваться

пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка

.



В раздел образования