Автор: Борисова Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Сиверская гимназия (дошкольное отделение)"
Населённый пункт: гп Сиверский, Гатчинский р–н, Ленинградская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики у детей
В современных социально-экономических условиях жизни большинство
родителей дошкольников заняты обеспечением материальных потребностей
семьи, поэтому уделяют недостаточное количество времени воспитанию и
развитию своих детей. В связи с этим педагогам необходимо проводить
поиск новых форм сопровождения семей дошкольников, которые способны
привлечь внимание родителей к воспитательному процессу.
Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи
находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких
движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой?
Специалисты института физиологии детей и подростков считают, что
формирование речи происходит под влиянием кинестических
(двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков.
Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем
быстрее он начинает говорить.
Мелкая моторика - это способность мелких мышц пальцев выполнять тонкие
координированные движения, главную роль в осуществлении которых,
играет скоординированная работа мелких мышц руки и глаза. Чем больше
ребенок работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие
мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь.
Моторика является компонентом общего двигательного развития, она
предполагает способность ребенка пальчиками осуществлять какую-либо
деятельность. Современные дети все больше предоставлены телевизору и
телефону. К тому же многие родители стараются облегчить жизнь себе и
своему ребенку - приобретают обувь на липучках, курточки на молнии, чтобы
ребенку не пришлось завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Все это
препятствует нормальному развитию мелкой моторики. Дети с плохо
развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут
застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать
рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными, мозаикой.
На своих занятиях с детьми, я слежу за правильной постановкой кисти руки
ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на
другое. Важно, чтобы каждый пальчик был задействован в пальчиковой
гимнастике.
В своей работе я использую:
- пальчиковую гимнастику, которая сопровождается чтения детям стишков,
сказок, рассказов, потешек, короткими песенками.
- упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями
резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, пазлами.
- вырезание ножницами, которое предоставляет нагрузку для укрепления
пальчиков, зрительно-моторной координации.
- лепку из пластилина, глины и соленого теста, в процессе лепки ребенок
использует обе руки, это развивает не только мелкую моторику, но и
одновременно оба полушария головного мозга.
- рисование, раскрашивание, которое является средством развития
согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов, а так же
укрепления двигательного аппарата пишущей руки.
- штриховку, способствует подготовке руки к письму.
- работу с бумагой, оригами, аппликацию, которая способствует развитию
точных движений.
В упражнениях и играх направленных на развитие мелкой моторики следует
- учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст,
настроение, желание и возможности. Следует обратить внимание родителей
на важность систематического проведения игр, упражнений, с самого
раннего детства, которые в последствии помогают детям уверенно держать
карандаш и ручку, самостоятельно застегивать пуговицы и шнуровать
ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из соленого теста и
пластилина, рисовать и вырезать. Таким образом, если будут развиваться
пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка
.