Автор: Шереметова Татьяна Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: пгт Селенгинск Кабанский район Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
художественно-эстетическое воспитание дошкольников
Дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красоту окружа-
ющей обстановки. Уже изначально от своей природы они – творцы и наша задача – по-
мочь каждому ребёнку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его творческие
способности в музыке, поэзии, изобразительном искусстве развивая их умения рисовать,
лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Результатом этого является эстетическое разви-
тие, которое, в свою очередь, влияет на нравственное, физическое, психическое и даже
умственное развитие ребёнка, способствует обогащению его эмоциональной сферы как
личности. Эстетическое воспитание невозможно без овладения детьми элементарных
норм поведения, которые впоследствии позволяют подвести к более глубоким нравствен-
ным переживаниям. Поэтому с раннего возраста учим детей здороваться со всеми по-раз-
ному, после чего обсуждаем формы приветствия – прощания и поощряем попытки детей
вносить разные приветственные обращения (доброе утро, привет, рад видеть тебя и т. д., а
друг с другом поясняем им можно здороваться и с помощью жестов или мимики.
Внимательное отношение к сверстникам и друзьям воспитывается с помощью: разнооб-
разных игр - «Комплименты», «Связующая нить» (с клубочком, «Конкурс Хвастунов», где
дети по очереди хвастаются своим соседом, называя о нем что-нибудь хорошее.
Чтения художественной литературы, например рассказов В. Осеевой «Волшебное сло-
во», «Синие листья», «Три товарища»; игры-упражнения на решение проблемных ситуа-
ций, таких как «Ты увидел плачущую девочку», «Твой товарищ грустит на скамейке», «У
подружки потерялась кукла» является незаменимым средством эстетического воспитания.
Очень действенны игровые ситуации типа «Что ты сделал хорошего сегодня?», «Чем по-
радуешь маму?» т. д.
Соблюдением детьми опрятности правил гигиены так же является незаменимым сред-
ством эстетического воспитания Поэтому мы назначаем детей, которые следят за выпол-
нением всех правил в умывальной комнате, при этом чтение произведений Е. Нефедовой
«Хорошие манеры», дидактические игры «Веселый этикет», рассматривание иллюстраций
еще больше способствуют воспитанию их культуры поведения за столом.
Весомым средством эстетического воспитания является природа, потому что именно че-
рез нее человек познает законы красоты. Природа богатейший источник эстетических
переживаний дошкольников, так как она натуральна и подвижна. Картины природы все-
гда свежи и естественны, в них обширный спектр красок, который постоянно меняется в
зависимости от времени года, суток и погоды. В каждый момент в окружающей природе
есть что-то прекрасное. Видеть и замечать красоту природы помогают наблюдения за
осенними деревьями, листопадом, снегопадом, любование заснеженными деревьями, сле-
дами птиц на снегу и т. д. При этом получить удовольствие от созерцания красоты приро-
ды позволяют поэтические строки, прочитанные во время наблюдений и в свободное вре-
мя. «Весна! Весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон!» Е. Баратынского, «Ах, капель,
капель…» С. Козлова, «К нам в заплаканные окна равнодушно дождь стучится» Н. Бе-
рендгофа, «Осторожно ветер из калитки вышел, постучал в окошко, пробежал по кры-
ше…» М. Исаковского и мн. др. Во время наблюдений на прогулке формируем интерес к
природе путем вслушивания в её звуки: – пение птиц весной и летом, шум дождя, ветра
осенью, скрип снега под ногами зимой. Осенью актуален сбор самых красивых листьев на
участке, Из собранных листьев дети выкладывают узор, дорисовывают листья так, чтобы
создаваемая ими картина художественной их выразительности ожила в их творчестве. Так
художественное воображение, помогает детям учиться видеть нечто такое, что отвечает
человеческим чувствам, может их вызывать и выражать.
Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех эта-
пах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, увидеть красо-
ту и неприглядные ее стороны. Познание реальной действительности через искусство все-
гда вызывает у дошкольников сильный эмоциональный отклик, выполняет разнообразные
функции: воспитательную и образовательную, приобщает к социальным явлениям, до-
ставляет наслаждение, радость, формирует чувство прекрасного.
Самостоятельная художественная деятельность детей является важным средством эсте-
тического их воспитания и обладает большими возможностями для осуществления мно-
гих задач и развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность,
творческая активность. В процессе художественной деятельности они реализуют свои
творческие замыслы, задатки, которые впоследствии могут развить у ребенка способности
к художественному творчеству. В свободное от занятий время дети любят рисовать каран-
дашами, мелками, красками, где сполна появляется их творческая активность.
Актуальны просмотры видеофильмов, мультфильмов, прослушивания в аудиозаписи
произведения, исполняемые мастерами искусств (сказок, рассказов, песен, музыкальные
произведения, так как они способствуют более глубокому восприятию содержания расска-
зов, сказок. Знакомые герои оживают на экране. Хорошо запоминается их облик, поступ-
ки, речь. Сказочные поэтические обороты речи сравнения, метафоры значительно обога-
щают речь детей, делая их образной и выразительной.
Необходимо всячески поощрять любые проявление творчества у детей – придумывание
рассказов, сказок, песенок. Можно научить детей самостоятельно составлять загадки.
Например, самолет – что делает? Летает, гудит, с мотором. Что такое же? Птица, пароход,.
Детям нравится играть в «музыкальные занятия», где они повторяют задания, попевки и
песни, разученные на занятии.
Важным средством эстетического воспитания детей является народное искусство, через
которое ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа и приобща-
ется к его культуре. Этому способствует, слушание произведений народной музыки, вы-
зывающее интерес и яркое положительное эмоциональное отношение к ней. В процессе
прослушивания воспитывается уважение к своему народу.
Занятия рисованием, лепкой, аппликацией дошкольников учат бережно относиться к ху-
дожественным материалом, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности.
Чтение детям рассказов о стране, родном городе, о его достопримечательностях воздей-
ствуют на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, образному языку. Чи-
тая, надо помочь детям понять не только идейное содержание, но и особенность жанра,
своеобразие композиции, вызвать у детей эмоциональный отклик на действия героев.
Устный фольклор – пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, обогащает образную
сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия
народного искусства более ярким, глубоким, осознанным.
Воспитание эстетического отношения ребенка к жизни, искусству достаточно сложная
и тонкая педагогическая работа. И чтобы этот процесс развивался успешно, необходимо,
чтобы все средства художественно-эстетического воспитания дошкольников
были содер-
жательно - информативны, привлекательны и доступны к детскому восприятию.