Автор: Карамнова Карина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Развитие кругозора детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликации
Раздел: дошкольное образование
Карамнова К.А.,
г. Барнаул, АлтГПУ
Научный руководитель:
Сазонова Н.П.,
к. пед. н., доцент
РАЗВИТИЕ КРУГОЗОРА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ
В настоящее время проблема развития кругозора детей 5-6 лет является
актуальной и отражает одну из задач и проблем развития детей дошкольного
возраста.
Дети
в
старшем
дошкольном
возрасте
быстро
запоминают
информацию, они только начинают знакомиться с окружающим их миром.
Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не
только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими
причинами наблюдаемых явлений. Познавательная активность и интерес детей
способствует расширению их кругозора. Поддерживая детский интерес, нужно
вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Педагог дошкольного
образования
и
семья
-
это
близкое
окружение
ребенка,
которое
должно
развивать
кругозор
детей,
чтобы
в
будущем,
ребенок
стал
разносторонней
личностью. «Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он
знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он
располагает
в
своем
опыте,
тем
значительнее
и
продуктивнее
будет
его
творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной
психологической науки Л.С. Выготский [2].
Психологические
и
педагогические
исследования
доказывают,
что
развитие
познавательного
интереса
связывается
с
наблюдательностью,
памятью,
вниманием,
любознательностью.
Иными
словами,
интерес
представляет собой синтез сложных личностных процессов (Л.И. Божович,
А.А. Люблинская и др.) [1, с. 12]. Его сущность характеризуется, по мнению
Г.И. Щукиной, стремлением проникать в глубину явлений (не просто быть
потребителем информации о них), познанием теоретических, научных основ
определенной
области
знаний,
относительно
устойчивым
стремлением
к
постоянному глубокому и основательному их изучению [4, с. 16].
В
старшем
дошкольном
возрасте
дети
хотят
узнавать
много
новой
информации, они интересуются практически всем, что их окружает. Важными
чертами
поведения
данного
возраста
детей
являются
наблюдательность,
любознательность,
стремление
к
экспериментированию
и
поиску
новой
информации об окружающем мире, жажда новых впечатлений и открытий.
Любознательность
ребенка
непрерывно
нацелена
на
усвоение
и
формирование своей картины окружающего мира. Ребенок играет, исследует,
устанавливает причинно-следственные связи и зависимости [3, с. 47]. У детей
5-6
лет
происходит
интенсивное
развитие
умений
и
навыков,
которые
способствуют исследованию окружающей среды, анализу свойств предметов.
Этот возраст сензитивен для формирования основ познавательного развития.
Именно поэтому необходимо предоставлять детям средства для развития их
кругозора.
Одним их гармоничных для детей средств влияния на познавательное
развитие детей дошкольного возраста являются мультфильмы. На сегодняшний
день
в
мире
существует
множество
разнообразных,
разнонаправленных
мультфильмов - новых, и мультфильмов, не теряющих своей актуальности с
прошлого
века.
Ни
для
кого
не
секрет,
что
мультипликационные
фильмы
оказывают очень большое влияние на наших детей. Вся информация, которую
воспринимает ребенок из мультфильма, в конечном итоге сказывается на его
речи, настроении, поведении, понимании и восприятии окружающего мира.
Также
мультфильмы
играют
большую
роль
в
развитии
личности
и
деятельности
детей.
Они
воспитывают
в
детях
доброту,
чувство
справедливости, дают представление о том, что такое хорошо, а что плохо, учат
сопереживать герою, в занимательной форме показывают наши недостатки и
показывают,
как
справляться
с
трудностями,
поступать
в
противоречивых
ситуациях и др.
Если становление личности человека начинается в раннем детстве, и
мультфильм
является
одним
из
элементов
её
формирования,
обладающим
качеством
особой
достоверности,
оперирующий
фактами
из
жизни,
то
телевидение и мультипликационные фильмы дают нам информацию, которая
становится
источником
дальнейшего,
самостоятельного
размышления.
Включая
в
себя
интеллектуальный,
эмоциональный
аспекты,
просмотр
мультипликационных фильмов направлен не только на усвоение информации,
но и на переживание ребенком происходящего на экране, что способствует
интеллектуальному
и
эмоциональному
развитию.
Детям
нравится
смотреть
мультипликационные
фильмы,
но
не
все,
что
они
смотрят,
несут
в
себе
положительно-эмоциональный
и
интеллектуальный
посыл.
Почти
все
дети
буквально «взяты в плен» мультипликацией, причем зачастую отказываются от
игры – лишь бы сидеть перед телевизором.
В
современном
мире
имеется
большой
список
разнообразных
мультфильмов, которые оказывают благоприятное воздействие на ребенка. Но,
как известно, далеко не все мультфильмы могут положительно влиять на наших
детей. Существует множество мультфильмов, которые не только не полезны, но
даже
и
опасны
для
просмотра
детской
аудиторией.
Поэтому
родители
и
педагоги должны тщательно отбирать качественный материал, анализировать
его, и только после этого предоставлять его детскому восприятию.
В ходе исследовательской работы, нами была проведена диагностика на
базе МБДОУ «Детский сад» №260 г. Барнаула Алтайского края, направленная
на
выяснение
того,
какие
мультфильмы
смотрят
старшие
дошкольники
и
сколько в среднем уделяют этому времени в течение дня.
Было выявлено, что все старшие дошкольники смотрят мультфильмы
ежедневно, в среднем от 1 до 4 часов в день. Чаще всего дети и родители
совместно
выбирают
мультфильм,
который
ребенок
будет
смотреть.
Для
родителей
необходимым
факторами
при
выборе
мультфильма
являются:
наличие положительных героев, содержательный сюжет, социальная тематика
(семья,
дружба,
толерантность)
и
элемент
обучения.
Вместе
с
тем,
они
отмечают,
что
одной
из
основных
функцией
мультфильмов
является
развлекательная. Предпочтение в мультфильмах они отдают отечественным
мультфильмам,
современным
и
советским.
Однако
позволяют
смотреть
и
хорошие и красочные зарубежные мультфильмы кампании Дисней.
Также из опроса стало известно, что думающие родители сталкиваются с
проблемами
при
выборе
мультфильмов
для
своего
ребенка.
Сложности
заключаются
в
том,
что
не
всегда
ребенок
хочет
смотреть
то,
что
ему
включают. Многие дети уже сформировали свой круг интересов и смотрят
именно те мультфильмы, которые этим интересам соответствуют. Например,
многим
нравятся
мультфильмы
лишь
о
динозаврах,
другим
же
интересно
смотреть только о машинах.
Также существует проблема подражания детьми персонажам, которые
оказывают на них негативное воспитательное влияние. Дети берут на себя роль
мультипликационного
героя
и
ведут
себя
соответствующе:
не
слушают
родителей,
балуются,
не
употребляют
нормальную
пищу,
требуют
только
сладости. Родители, после просмотра таких мультфильмов просто не могут
справиться со своими детьми.
Анализируя
мультфильмы
с
точки
зрения
их
влияния
на
кругозор
старших
дошкольников,
нами
были
выделены
следующие:
«Фиксики»,
«Смешарики. Пин-Код», «Банга хочет знать», «Октонавты», «Обезьянка видит,
обезьянка
делает»,
«Профессор
Почемушкин»,
«Дуда
и
Дада»,
«Сид
–
маленький ученый», «Волшебный фонарь».
Таким образом, анализируя мультфильмы, которые сегодня составляют
детскую субкультуру, можно сделать вывод, что у мультфильмов может быть
не
только
развлекательная,
но
и
воспитательная
функции.
А
так
же
мультфильмы могут обучать и развивать наших детей. Необходимо уделить
внимание их осознанному выбору для ребенка по возрасту и находиться в зоне
его ближайшего развития (Л.С. Выготский). Мультфильм для детей может быть
источником
информации,
средством
воспитания,
наглядным
образом
положительного
поведения
и
общения
в
социуме.
Мультипликационные
фильмы являются эффективным средством формирования кругозора детей в
дошкольном учреждении и условиях семейного воспитания.
Библиографический список:
1.
Баранова,
Э.А.
Диагностика
познавательного
интереса
у
младших
школьников и дошкольников : учебно-методическое пособие / Э.А. Баранова. –
Санкт-Петербург : Речь, 2005. – 128 с.
2.
Выготский,
Л.С.
Воображение
и
творчество
в
детском
возрасте
:
психологический очерк / Л.С. Выготский. – 3-е изд. – Санкт-Петербург : Союз,
1997. – 96 с.
3. Истомина, З.М. Развитие памяти: учебно-методическое пособие для
студентов-заочников I и II курсов педагогических институтов [Текст] / З.М.
Истомина. Москва : Просвещение, 1978. – 120 с.
4.
Щукина,
Г.И.
Проблема
познавательного
интереса
в
педагогике
:
учебник для вузов [Текст] / Г.И. Щукина. – Москва : Педагогика, 1971. – 351 с.