Напоминание

Математические игры как средство развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста


Автор: Чистякова Вера Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №79 Невского района
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Математические игры как средство развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Математические игры как средство развития пространственных

представлений у детей дошкольного возраста»

Проблема развития ориентировки в пространстве у дошкольников всегда

интересовала педагогов – исследователей и сегодня она актуальна, так как

это одно из основных содержаний математического развития дошкольников.

Педагоги – исследователи, занимающиеся вопросами развития у детей

пространственных

представлений,

определили,

что

процесс

развития

пространственных представлений у детей очень сложный и длительный,

требующий специального обучения, то наиболее благоприятные условия для

освоения ребенком ориентировки в частях своего тела и соответствующих им

направлений создаются в специально организованных играх и упражнениях.

Это связано с тем, что именно игровая форма работы вызывает в этом

возрасте интерес для ребёнка.

Пространственное представление у детей развивают в различных видах

деятельности: на занятиях по формированию элементарных математических

представлений, на занятиях художественно - эстетического развития,

физического развития, во время умывания, утренней гимнастики, одевания,

во время еды, в дидактических и подвижных играх.

Обучение детей младшего дошкольного возраста начинается с ориентировки

в частях своего тела и соответствующих им пространственных направлений:

впереди (там, где лицо), позади (сзади) (там, где спина), справа (направо)

(там, где правая рука, которой держат ложку, рисуют), слева (там, где левая

рука, которой держат хлеб). Очень важно, чтобы ребенок научился различать

правую и левую руку, правую и левую часть своего тела.

Так как процесс развития пространственных представлений у детей очень

долгий и сложный, то наиболее благоприятные условия для освоения

ребенком ориентировки в частях своего тела и соответствующих им

направлений создаются в специально организованных играх и упражнениях.

Хочется отметить, что данный подход особенно актуален, т.к. реализует

положение ФГОС дошкольного образования о ведущей роли игровой

деятельности в образовательном процессе ДОУ

Чтобы математические игры и упражнения способствовали развитию

пространственных представлений у детей,

игры проводятся в системе,

соблюдая последовательность в усложнении содержания.

Играя в математические игры, дети быстрее начинают ориентироваться в

пространстве, осваивают словесную систему отсчета («слева», «справа»,

«впереди», «сзади», «около»), что способствует общему развитию ребенка и

в дальнейшем его готовности к обучению в школе, что является одной из

важных задач дошкольного образования.

В специально организованных математических играх и упражнениях

создаются наиболее благоприятные условия для освоения и закрепления

знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста

Математические игры – это успех в развитии пространственных

представлений у детей.

Математические игры на развитие пространственных представлений у

детей 4-5 лет

1. Игра «Угадай, кого загадали»

Задача:

Развивать ориентировку в пространстве. Закреплять термины,

определяющие пространственное расположение предметов.

Материал: Для игры необходимы 3 игрушки крупного размера. Например:

кукла, медведь и заяц.

Ход игры: Ребенок садится в центре, игрушки размещаются вокруг. Педагог

загадывает одну игрушку, ребенку предлагает угадать какую. Адрес

загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед

тобой, или за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном

месте. Затем педагог предлагает поменяться местами. Теперь загадывать

адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем можно ввести дополнительные

различения: справа и слева.

2. Игра «Вверху-внизу»

Задача: Закрепление понятий «вверху – внизу»

Ход игры: Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и

вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать

пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу.

Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога,

камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова,

колено, шея.

3. Упражнение «Сколько игрушек стоит впереди, сзади, слева и справа

от тебя?»

Задача: Упражнять в определении направления расположения предметов от

самого себя: впереди, сзади, слева, справа.

Способ выполнения: Вызванный ребенок становится между 2 стульями так,

чтобы они находились либо впереди и сзади, либо слева и справа от него. На

стульях стоят игрушки (от 2 до 4 шт.). Ребенок рассказывает примерно так:

«Впереди меня 2 зайчика, а сзади 3 мишки». Воспитатель может вначале

показать и объяснить, как надо выполнить задание.

Воспитатель вызывает 5 детей. Предлагает им встать друг за другом и

угадать, кто впереди, кто сзади от них стоит.

4. Игровое упражнение «Справа – слева»

Задача: Упражнять в определении направления расположения предметов от

самого себя: впереди, сзади, слева, справа.

Ход игры:

Способ выполнения:

Воспитатель вызывает поочередно детей (по 5

человек). Дети становятся друг за другом или в шеренгу; в первом случае они

называют, кто впереди, кто сзади от них, во втором — кто слева, кто справа

от них. Ребенок, например, отвечает: «Справа — Лена, а слева — Сережа».

5. Игра «Что изменилось?»

Задача: закрепить представление о понятии «близко — далеко»

Материал: домик, 2 игрушки: зайчик и лисичка

Ход игры:

Способ выполнения:

На столе у воспитателя слева домик, а справа 2

игрушки: зайчик и лисичка. Они находятся на разных расстояниях от домика.

Выясняют, кто ближе, кто дальше от домика. Дети закрывают глаза, а

педагог переставляет игрушки. Открыв глаза, дети говорят, кто теперь

дальше и кто ближе от домика. Упражнение повторяют 2—3 раза.

6. Игра «Нарисуй правильно»

Задача: определять расположение предметов по отношению к себе.

Материал: Не раскрашенная картинка на каждого ребенка, карандаши

Способ выполнения: Ход игры:

Вопросы и задания:

В какой руке у мальчика флажок? (В правой)

В какой руке у мальчика шарик? (В левой)

Закрась игрушку в правой руке у мальчика красным карандашом (флажок)

Нарисуй мальчику справа флажок в левой руке, а шарик в правой..

7. Игра «Раскрась правильно»

Задача: Закрепить знание: Вправо – влево.

Материал: Сюжетная раскраска, карандаши.

Способ выполнения:

Дать детям задание закрасить рыбок, плывущих

вправо, красным карандашом, влево – желтым.

8. Упражнение «Что где находится»

Задача: Учить ориентироваться на листе бумаги.

Материал: картинка с изображением предметов расположенных в разных

углах.

Способ выполнения: Ход игры: Спросите детей, где расположены на листе

санки (в левом верхнем углу)

Снеговик (посередине)

Лопатка (В левом верхнем углу)

Ведро (В правом нижнем)

Лыжи (В правом верхнем углу)

На чистом листе предложите детям нарисовать:

В середине – кружок

В правом верхнем углу – квадрат и т.д.

9. Игра «Наоборот»

Задача: Закрепление и называние противоположных понятий

Материал: Мяч

Ход игры: Взрослый бросает мяч ребенку и произносит: Над окном.

Ребенок: Под окном.

К двери - от двери. В ящик - из…, перед школой - за…, до города - … Перед

машиной - … Далеко - … Высоко - …Вверху - …Справа - …И т.д.

10. Упражнение «Где находится?»

Задача: формировать пространственную ориентировку на листе бумаги.

Материал:

белый лист бумаги, на котором изображены геометрические

фигуры (овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) разного цвета. Фигуры

расположены по углам, посредине рисуется круг.

Способ

выполнения:

Воспитатель

предлагает

детям

посмотреть

внимательно на рисунок и показать где нарисован круг? овал? квадрат?

треугольник? прямоугольник? Покажи, что нарисовано справа от круга?

слева от круга? Что изображено в правом верхнем углу, в левом нижнем

углу? Что нарисовано выше круга? ниже круга?»

11. «Куда дует ветер?»

Задача: учить ориентироваться в пространстве.

Материал: на белом листе бумаги изображение машин, деревьев.

Способ выполнения: «Посмотри внимательно на рисунок. Покажи, какие

машины едут вправо, какие — влево? Посмотри внимательно на деревья. Как

ты думаешь, куда дует ветер?

12. Упражнение «Что получилось?»

Задача: развивать умение пространственной ориентировки на листе бумаги,

отсчитывать клетки, строчки.

Материал: листы в клеточку.

Способ выполнения: «Отступите сверху листа в клеточку четыре клетки

вниз и от левого края листа — три клетки вправо, поставьте точку в уголке

клетки. Я буду говорить, как нужно проводить линии, а вы внимательно

слушайте и рисуйте так, как я диктую.Например: одна клетка вправо, одна —

вниз, одна клетка влево, одна вверх. Что получилось? Получился квадрат.

Это самое легкое и простое задание. Давайте играть дальше. Вам предстоят

более сложные задания, и если вы будете внимательны и не ошибетесь в

выполнении моих заданий, то у вас получится такой рисунок, какой я

задумала.

13.Упражнение «Волшебные узоры»

Задача: развивать пространственное представление у детей.

Материал: рисунки с различными фигурами. Палочки или спички.

Способ выполнения:

«Рассмотрите фигуры на рисунке. Попробуйте их

выполнить из палочек по памяти» Если ребенок затрудняется, можно

выкладывать по образцу.

14.Игровое упражнение: «Геометрический узор»

Задача: Учить ориентироваться на плоскости листа.

Материал: Рамка с геометрическими прорезями.

Способ выполнения: По указанию педагога дети должны на листе бумаги

нарисовать фигуры, используя рамку: в центре листа – большой квадрат. Под

ним – большой круг. Над квадратом – треугольник. Сбоку от квадрата –

маленький круг.



В раздел образования