Автор: Кулагина Ирина Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №2 "Пчёлка"
Населённый пункт: город Асино Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Логопедические игры и упражнения для сада и дома
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему: Логопедические игры и упражнения для сада и дома.
Подготовила: учитель – логопед Кулагина И.А.
В саду мы уделяем огромное внимание речевому развитию детей. Поэтому, начиная
работу в компенсирующих группах, всегда рассказываем о важности проведения
артикуляционной гимнастики не только в саду, но и дома. Ведь от подвижности языка во
многом зависит качество произносительной стороны речи.
Не забываем мы и про пальчиковую гимнастику, ведь, как вы уже знаете, «речь находится
на кончиках пальцев». Мы учим различные стишки и синхронизируем их с движениями
рук. Дети при этом веселятся и раскрепощаются, начинают повторять даже самые
молчаливые ребятишки.
Во время занятия мы обязательно проводим физминутку. Даже взрослому бывает трудно
и скучно сидеть на одном месте, что уж говорить о детях. Поэтому 2-3 минутки мы
уделяем подвижному упражнению. После него дети активнее и веселее работают.
Предлагаю вам мини-комплекс упражнений из каждого сегмента:
Артикуляционная гимнастика: Упражнение «Улыбка - трубочка»
За бананом потянулись
И, конечно, улыбнулись –
То слоненок, то щенок.
Я бы точно так же смог.
Разводим уголки губ в стороны, задерживаем в таком положении на 2-2 секунды;
вытягиваем губы вперед, задерживаем на такое же время. Зубы при выполнении
упражнения сжаты. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем
проглотить слюну. Повторяем 3-4 раза.
Упражнение «Качели»
Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»?
Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык,
переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю.
Выполняем 6-8 раз. Убираем язык, закрываем рот. Отдыхаем, проглатываем слюну.
Повторяем 3-4 раза.
Упражнение «Чистая тарелка». Я называю его именно так. Это одно из самых протсых,
домашних и веселых упражнений, при этом, одно из самых действенных.
Возьмите чистую плоскую тарелку и намажьте ее тонким слоем варенья, меда или
любого другого любимого лакомства вашего малыша. Все! Упражнение готово! Пусть
ребенок сделает тарелку чистой до блеска своим языком. Будет много смеха и пользы. В
игре растягивается подъязычная уздечка, увеличивается подвижность языка и губ.
Ребенок учится держать рот открытым.
Пальчиковая и подвижная гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре,
- загибают пальчики
Мы с тобой снежок лепили.
-"лепят снежок"
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
- грозят пальником
Раз — подбросим,
- "подбрасывают"
Два — поймаем,
- приседают, "ловят"
Три — уроним,
- встают, "роняют"
И... сломаем!
- топают
Во время занятий мы используем различные логопедические игры, которые направлены
на расширение активного и пассивного словаря детей, на развитие лексико –
грамматических категорий, просодической стороны речи.
«Скажи по - другому» (синонимы, антонимы)
«Назови ласково»
«Один - много»
«Один - множество»
«Великан – лилипут»
«Посчитай»
«Скажи громко - тихо»
Как вы можете закрепить эти упражнения дома и на улице?
Выходя из сада, посчитайте птиц, деревья, фонари, машины и так далее, правильно
изменяя окончания слов.
Предложите назвать птиц, животных, цветы, деревья и так далее ласково.
На кухне называйте множество предметов. Например, нож – ножи, много ножей.
Конечно, огромное значение имеют игры на развитие фонематического восприятия.
Мы изучаем неречевые и речевые звуки, даем их характеристики, учимся делать звуковой
анализ слов, считаем слоги.
Дети узнают буквы, складывают их в слоги, слова, а затем и целые предложения.
Для закрепления этих знаний мы даем домашние задания.
Например, такие: посчитай слоги в словах: собака, кошка, корова, бык, коза.
Дети произносят слова, «прохлопывая» при этом столько раз, сколько слогов с слове.
(сколько гласных, столько и слогов).
Выполни звуковой анализ слова:
к и т
Дети дают характеристику каждого звука и раскрашивают квадратик в нужный цвет.
Эти задания даются уже в конце старшей и в подготовительных группах.
Но если малыш еще маленький, вы можете с ним тянуть гласные звуки: а, о, у, и, ы, э
высоко и низко, отмечая ему при этом, что во рту нет никакой преграды, ничего не
мешает произносить его. Так, вы потихоньку дадите ему знания о гласных звуках в
веселой игре.
Без вашей помощи и активного участия у детей не было бы таких результатов! Спасибо за
ваш труд дома. Мы прекрасно понимаем, что, придя вечером домой, хочется отдохнуть и
ничего не делать. Надеюсь, эти игровые советы помогут вам продолжить развивать детей,
не сидя за столом, а в легкой непринужденной форме.