Напоминание

Логопедические игры и упражнения для сада и дома


Автор: Кулагина Ирина Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №2 "Пчёлка"
Населённый пункт: город Асино Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Логопедические игры и упражнения для сада и дома
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему: Логопедические игры и упражнения для сада и дома.

Подготовила: учитель – логопед Кулагина И.А.

В саду мы уделяем огромное внимание речевому развитию детей. Поэтому, начиная

работу в компенсирующих группах, всегда рассказываем о важности проведения

артикуляционной гимнастики не только в саду, но и дома. Ведь от подвижности языка во

многом зависит качество произносительной стороны речи.

Не забываем мы и про пальчиковую гимнастику, ведь, как вы уже знаете, «речь находится

на кончиках пальцев». Мы учим различные стишки и синхронизируем их с движениями

рук. Дети при этом веселятся и раскрепощаются, начинают повторять даже самые

молчаливые ребятишки.

Во время занятия мы обязательно проводим физминутку. Даже взрослому бывает трудно

и скучно сидеть на одном месте, что уж говорить о детях. Поэтому 2-3 минутки мы

уделяем подвижному упражнению. После него дети активнее и веселее работают.

Предлагаю вам мини-комплекс упражнений из каждого сегмента:

Артикуляционная гимнастика: Упражнение «Улыбка - трубочка»

За бананом потянулись

И, конечно, улыбнулись –

То слоненок, то щенок.

Я бы точно так же смог.

Разводим уголки губ в стороны, задерживаем в таком положении на 2-2 секунды;

вытягиваем губы вперед, задерживаем на такое же время. Зубы при выполнении

упражнения сжаты. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем

проглотить слюну. Повторяем 3-4 раза.

Упражнение «Качели»

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели

Язычком «качать качели»?

Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык,

переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю.

Выполняем 6-8 раз. Убираем язык, закрываем рот. Отдыхаем, проглатываем слюну.

Повторяем 3-4 раза.

Упражнение «Чистая тарелка». Я называю его именно так. Это одно из самых протсых,

домашних и веселых упражнений, при этом, одно из самых действенных.

Возьмите чистую плоскую тарелку и намажьте ее тонким слоем варенья, меда или

любого другого любимого лакомства вашего малыша. Все! Упражнение готово! Пусть

ребенок сделает тарелку чистой до блеска своим языком. Будет много смеха и пользы. В

игре растягивается подъязычная уздечка, увеличивается подвижность языка и губ.

Ребенок учится держать рот открытым.

Пальчиковая и подвижная гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре,

- загибают пальчики

Мы с тобой снежок лепили.

-"лепят снежок"

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

- грозят пальником

Раз — подбросим,

- "подбрасывают"

Два — поймаем,

- приседают, "ловят"

Три — уроним,

- встают, "роняют"

И... сломаем!

- топают

Во время занятий мы используем различные логопедические игры, которые направлены

на расширение активного и пассивного словаря детей, на развитие лексико –

грамматических категорий, просодической стороны речи.

«Скажи по - другому» (синонимы, антонимы)

«Назови ласково»

«Один - много»

«Один - множество»

«Великан – лилипут»

«Посчитай»

«Скажи громко - тихо»

Как вы можете закрепить эти упражнения дома и на улице?

Выходя из сада, посчитайте птиц, деревья, фонари, машины и так далее, правильно

изменяя окончания слов.

Предложите назвать птиц, животных, цветы, деревья и так далее ласково.

На кухне называйте множество предметов. Например, нож – ножи, много ножей.

Конечно, огромное значение имеют игры на развитие фонематического восприятия.

Мы изучаем неречевые и речевые звуки, даем их характеристики, учимся делать звуковой

анализ слов, считаем слоги.

Дети узнают буквы, складывают их в слоги, слова, а затем и целые предложения.

Для закрепления этих знаний мы даем домашние задания.

Например, такие: посчитай слоги в словах: собака, кошка, корова, бык, коза.

Дети произносят слова, «прохлопывая» при этом столько раз, сколько слогов с слове.

(сколько гласных, столько и слогов).

Выполни звуковой анализ слова:

к и т

Дети дают характеристику каждого звука и раскрашивают квадратик в нужный цвет.

Эти задания даются уже в конце старшей и в подготовительных группах.

Но если малыш еще маленький, вы можете с ним тянуть гласные звуки: а, о, у, и, ы, э

высоко и низко, отмечая ему при этом, что во рту нет никакой преграды, ничего не

мешает произносить его. Так, вы потихоньку дадите ему знания о гласных звуках в

веселой игре.

Без вашей помощи и активного участия у детей не было бы таких результатов! Спасибо за

ваш труд дома. Мы прекрасно понимаем, что, придя вечером домой, хочется отдохнуть и

ничего не делать. Надеюсь, эти игровые советы помогут вам продолжить развивать детей,

не сидя за столом, а в легкой непринужденной форме.



В раздел образования