Напоминание

"Из опыта работы наставника с молодым педагогом"


Автор: Кузнецова Наталья Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Лениногорск, РТ
Наименование материала: эссе
Тема: "Из опыта работы наставника с молодым педагогом"
Раздел: среднее образование





Назад




Номинация: Эссе «Секреты успешного взаимодействия наставника с

молодым педагогом»

Чудеса наставничества!

Со мной работали десятки молодых педагогов

Я убедился, что как бы человек успешно не

окончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,

а если не будет учиться на опыте,

никогда не будет хорошим педагогом,

я сам учился у более старых педагогов…

А.С. Макаренко

Меня зовут Кузнецова Наталья Владимировна, учитель английского языка, первой

квалификационной категории, МБОУ «СОШ №2», МО «ЛМР» РТ.

Работая в школе 19 лет вижу, что у многих родителей сложился вполне чёткий образ

идеального учителя: интеллигентная, опытная женщина с доброжелательным

характером и в возрасте «в декрет поздно, на пенсию рано». Но реальность

преподносит сюрпризы. Представьте себе чувства родителей, когда они видят

молодую

учительницу.

Учительницу,

которую

легко

можно

спутать

с

девятиклассницей. А теперь на минутку поставьте себя на место учительницы,

слышащей гул в толпе родителей, из которого можно отчётливо расслышать

некоторые фразы: «Это ОНА будет учить наших детей?!», «А классы уже

окончательно

сформировали?»,

«А

директор

сегодня

вообще

принимает?».

Согласитесь, ситуация с обеих сторон непривлекательная.

Являясь два года подряд грантополучателем в номинации «Старший учитель» и

«Учитель мастер», Министерства образования и науки РТ, хочется представить свое

видение проблем, которые часто возникают у молодых педагогов, используя свой

практический опыт преподавания и наставничества с молодыми педагогами. Сама

являюсь наставником молодого специалиста Гумеровой Алины Газизовны, учителя

русского языка и литературы. Стараюсь выстроить работу с молодым педагогом по

5 приоритетным направлениям профессионального роста учителя образования РТ.

Считаю эти направления очень актуальными в современной школе.

Учитель - успешный лидер. Учителя, как успешного лидера отличает то, что он

постоянно вовлечен в процесс усовершенствования образования, определению

новых инструментов этого процесса и мотивирует к этому молодых учителей. В

связи с переходом на ФГОС второго поколения, многие молодые учителя не

понимают,

как

им

нужно

менять

себя,

свою

методику

или

формировать

универсальные учебные действия для обеспечения качественного образования.

Только успешные лидеры понимают и умеют работать согласно требованиям ФГОС

второго поколения. Я считаю, что программа «Школа молодого педагога» актуальна

в любое время, а также работа ресурсного центра на базе нашей школы станет

успешной ступенькой к подготовке молодых педагогов к успешной сдаче их

учащихся ОГЭ и ЕГЭ, также считаю, что можно заменить курсовую переподготовку

учителя на обучающую образовательную среду регулярных тренингов погружения

или стажировки по стандартам ФГОС с привлечением научных руководителей,

психологов, авторов УМК на базе своего учебного кабинета.

Учитель – инновационный практик.

Молодые учителя должны в совершенстве

владеть ИКТ, эффективно применять их в практической, профессиональной

деятельности.

Исследовательская

работа,

проведенная

мною

в

условиях

преподавания английского языка, в классах с использованием интерактивного

оборудования показала, что учебно-познавательный интерес и удовлетворение

образовательных потребностей ученика, а так

же повышение комфортности

изучаемого предмета выше в классах с использованием инновационных технологий.

Работая в новой современной школе, с новейшим интерактивным оборудованием,

нами создано сообщество педагогов школы, которые не только показывают, но и

помогают работать молодым педагогам в этом направлении. В этом направлении

мой педагог очень мобилен, и зачастую учит меня, более опытного учителя, работе с

современными технологиями. Получается хороший тандем. Поверьте, нам тоже есть

чему у них поучиться.

Учитель - активный гражданин.

Важным моментом в адаптации молодых

специалистов

является

привлечение

их

к

общественной

жизни

в

рамках

образовательной

деятельности

школы,

деятельности

профсоюзного

комитета.

Являясь председателем профкома школы, активно привлекаю молодых педагогов к

конкурсам, мастер-классам, конференциям и семинарам, чествованию юбиляров

школы, концертным программам, к датам календаря,

участию в КВН

и

агитбригадах и т.п. Три года подряд, Алина Газизовна совместно с другими

молодыми

педагогами

являются

победителями

профсоюзных

агитбригад

и

различных конкурсов разного уровня. Так как мой молодой специалист учитель

словесник, часто привлекаю ее к написанию статей в профсоюзную газету

«Профсоюзный огонек». Общение в неформальной обстановке способствует более

быстрому установлению деловых и дружеских контактов с членами педагогического

коллектива и происходит знакомство с традициями школы, нормами жизни,

ценностными

ориентациями

и

ее

деятельностью.

Совместная

творческая

деятельность - это самый продуктивный стиль педагогического общения. В городе

создано профсоюзное движение молодых активных педагогов.

Учитель- компетентный педагог. Помогая молодому учителю выбирать программу

собственного профессионального роста, рекомендовать принимать активное участие

в мероприятиях, которые проводятся в рамках реализации программы по работе с

молодыми учителями. Создать все условия для посещения открытых уроков,

семинаров, проводимых в городе, мотивировать молодых учителей к участию в

проведении месячника молодого специалиста, создать портфолио и вносить в него

свои педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами о проведенных

уроках, выступлениях на МО, семинарах, а также отмечать в нем свои личные

достижения. Нельзя забывать о том, что молодые педагоги обладают более свежими

знаниями по педагогике и психологии. Они знакомы с самыми последними

достижениями науки и, как правило, мыслят в более современных категориях, чем

давно работающий учитель. Все это говорит в пользу использования молодых

специалистов в качестве экспертов при проведении ролевых и деловых игр.

Учитель- ответственный наставник.

Проблемами молодых педагогов являются

преобладание теоретических знаний над практическими навыками; неуверенность в

своих силах или, напротив, завышенная самооценка, но, пожалуй, самое главное в

том, что, имея за плечами опыт обучения в традиционной школе, они полны тех же

стереотипов, что и их опытные коллеги. Учителя с большим стажем работы

постепенно уходят из школы. В какой мере станут «носителями новых идей»

современные выпускники педагогических вузов? Традиционно в школах работает

система наставничества. Насколько актуален такой подход в современных условиях?

Самое главное — важность наставничества мы всегда оцениваем с позиции

полезности для молодого специалиста. А в какой мере опытные педагоги

заинтересованы в деятельности наставника? Все эти вопросы, противоречия и

проблемы

становятся

отправной

точкой

для

проектирования

современного,

эффективного подхода к процессу «вхождения в профессию» молодых учителей.

Для

оптимизации

процесса

профессионального

совершенствования

молодых

педагогов необходим комплексный подход, в котором важно все: используемые

принципы, продуманные формы занятий, методы и технологии, создание ситуации

успеха, своевременная диагностика, повышение уровня мотивации, вхождение в

коллектив и многое другое. С этой целью и была основана в нашей школе «Школа

молодого педагога», а организация работы в этой школе способствует созданию

ситуации успешности работы молодого специалиста, удовлетворенности профессией

и, в конечном итоге, может привести к тому, что инновационная, творческая

педагогическая деятельность станет потребностью. В этом году реализую в школе

проект гранта «Преподавание для успеха»,

целью которого является обеспечение

постепенного вовлечения молодого учителя во все сферы профессиональной

деятельности, а также способствовать становлению профессиональной деятельности

педагога.

И, наконец, помните о преимуществах молодого педагога перед педагогом опытным.

Как правило, молодой педагог очень активен. У него много жизненной энергии и

задора для самых смелых начинаний. В поход с классом? Новогодняя дискотека?

Видеоролик о школьной жизни? Да легко! Просто помогите учителю развиться. Если

наставник и молодой педагог работают сообща, результат не заставит себя долго

ждать.

Заканчивая свое эссе, я бы хотела сказать несколько слов о своем наставнике!

Говорят, что самая лучшая форма правления наставничества- это когда отношения

людей переходят на уровень выше, чем просто рабочие взаимоотношения. Мой

наставник, Иванова Людмила Ивановна, учитель английского языка, всегда говорила

мне:

«Наталья, я всегда любила молодых учителей, и когда я была молодая, я

дружила с педагогами старше себя, и меня любили, потому что у молодости всегда

есть чему научиться…»

И вот 2018г. … Я работаю в школе №2 , также как Людмила Ивановна веду

английский язык, также как и она возглавляю профком школы, и также как и она

люблю свою работу и молодых учителей. А наши встречи в школе, дома, на улице

всегда полны душевной теплоты и понимания. А в 2015 году, мне посчастливилось

провести с ней торжественную часть к 65-летию школы.

Вот так… А вы говорите: «Ветераны!» И что бы не случилось в жизни, когда я вижу

ее, я всегда в душе говорю: « Вот идет она- Мисс Совершенство! Моя дорогая

Людмила Ивановна!»

С уважением, Кузнецова Наталья Владимировна!



В раздел образования