Автор: Кузнецова Наталья Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Лениногорск, РТ
Наименование материала: эссе
Тема: "Из опыта работы наставника с молодым педагогом"
Раздел: среднее образование
Номинация: Эссе «Секреты успешного взаимодействия наставника с
молодым педагогом»
Чудеса наставничества!
Со мной работали десятки молодых педагогов
Я убедился, что как бы человек успешно не
окончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,
а если не будет учиться на опыте,
никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…
А.С. Макаренко
Меня зовут Кузнецова Наталья Владимировна, учитель английского языка, первой
квалификационной категории, МБОУ «СОШ №2», МО «ЛМР» РТ.
Работая в школе 19 лет вижу, что у многих родителей сложился вполне чёткий образ
идеального учителя: интеллигентная, опытная женщина с доброжелательным
характером и в возрасте «в декрет поздно, на пенсию рано». Но реальность
преподносит сюрпризы. Представьте себе чувства родителей, когда они видят
молодую
учительницу.
Учительницу,
которую
легко
можно
спутать
с
девятиклассницей. А теперь на минутку поставьте себя на место учительницы,
слышащей гул в толпе родителей, из которого можно отчётливо расслышать
некоторые фразы: «Это ОНА будет учить наших детей?!», «А классы уже
окончательно
сформировали?»,
«А
директор
сегодня
вообще
принимает?».
Согласитесь, ситуация с обеих сторон непривлекательная.
Являясь два года подряд грантополучателем в номинации «Старший учитель» и
«Учитель мастер», Министерства образования и науки РТ, хочется представить свое
видение проблем, которые часто возникают у молодых педагогов, используя свой
практический опыт преподавания и наставничества с молодыми педагогами. Сама
являюсь наставником молодого специалиста Гумеровой Алины Газизовны, учителя
русского языка и литературы. Стараюсь выстроить работу с молодым педагогом по
5 приоритетным направлениям профессионального роста учителя образования РТ.
Считаю эти направления очень актуальными в современной школе.
Учитель - успешный лидер. Учителя, как успешного лидера отличает то, что он
постоянно вовлечен в процесс усовершенствования образования, определению
новых инструментов этого процесса и мотивирует к этому молодых учителей. В
связи с переходом на ФГОС второго поколения, многие молодые учителя не
понимают,
как
им
нужно
менять
себя,
свою
методику
или
формировать
универсальные учебные действия для обеспечения качественного образования.
Только успешные лидеры понимают и умеют работать согласно требованиям ФГОС
второго поколения. Я считаю, что программа «Школа молодого педагога» актуальна
в любое время, а также работа ресурсного центра на базе нашей школы станет
успешной ступенькой к подготовке молодых педагогов к успешной сдаче их
учащихся ОГЭ и ЕГЭ, также считаю, что можно заменить курсовую переподготовку
учителя на обучающую образовательную среду регулярных тренингов погружения
или стажировки по стандартам ФГОС с привлечением научных руководителей,
психологов, авторов УМК на базе своего учебного кабинета.
Учитель – инновационный практик.
Молодые учителя должны в совершенстве
владеть ИКТ, эффективно применять их в практической, профессиональной
деятельности.
Исследовательская
работа,
проведенная
мною
в
условиях
преподавания английского языка, в классах с использованием интерактивного
оборудования показала, что учебно-познавательный интерес и удовлетворение
образовательных потребностей ученика, а так
же повышение комфортности
изучаемого предмета выше в классах с использованием инновационных технологий.
Работая в новой современной школе, с новейшим интерактивным оборудованием,
нами создано сообщество педагогов школы, которые не только показывают, но и
помогают работать молодым педагогам в этом направлении. В этом направлении
мой педагог очень мобилен, и зачастую учит меня, более опытного учителя, работе с
современными технологиями. Получается хороший тандем. Поверьте, нам тоже есть
чему у них поучиться.
Учитель - активный гражданин.
Важным моментом в адаптации молодых
специалистов
является
привлечение
их
к
общественной
жизни
в
рамках
образовательной
деятельности
школы,
деятельности
профсоюзного
комитета.
Являясь председателем профкома школы, активно привлекаю молодых педагогов к
конкурсам, мастер-классам, конференциям и семинарам, чествованию юбиляров
школы, концертным программам, к датам календаря,
участию в КВН
и
агитбригадах и т.п. Три года подряд, Алина Газизовна совместно с другими
молодыми
педагогами
являются
победителями
профсоюзных
агитбригад
и
различных конкурсов разного уровня. Так как мой молодой специалист учитель
словесник, часто привлекаю ее к написанию статей в профсоюзную газету
«Профсоюзный огонек». Общение в неформальной обстановке способствует более
быстрому установлению деловых и дружеских контактов с членами педагогического
коллектива и происходит знакомство с традициями школы, нормами жизни,
ценностными
ориентациями
и
ее
деятельностью.
Совместная
творческая
деятельность - это самый продуктивный стиль педагогического общения. В городе
создано профсоюзное движение молодых активных педагогов.
Учитель- компетентный педагог. Помогая молодому учителю выбирать программу
собственного профессионального роста, рекомендовать принимать активное участие
в мероприятиях, которые проводятся в рамках реализации программы по работе с
молодыми учителями. Создать все условия для посещения открытых уроков,
семинаров, проводимых в городе, мотивировать молодых учителей к участию в
проведении месячника молодого специалиста, создать портфолио и вносить в него
свои педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами о проведенных
уроках, выступлениях на МО, семинарах, а также отмечать в нем свои личные
достижения. Нельзя забывать о том, что молодые педагоги обладают более свежими
знаниями по педагогике и психологии. Они знакомы с самыми последними
достижениями науки и, как правило, мыслят в более современных категориях, чем
давно работающий учитель. Все это говорит в пользу использования молодых
специалистов в качестве экспертов при проведении ролевых и деловых игр.
Учитель- ответственный наставник.
Проблемами молодых педагогов являются
преобладание теоретических знаний над практическими навыками; неуверенность в
своих силах или, напротив, завышенная самооценка, но, пожалуй, самое главное в
том, что, имея за плечами опыт обучения в традиционной школе, они полны тех же
стереотипов, что и их опытные коллеги. Учителя с большим стажем работы
постепенно уходят из школы. В какой мере станут «носителями новых идей»
современные выпускники педагогических вузов? Традиционно в школах работает
система наставничества. Насколько актуален такой подход в современных условиях?
Самое главное — важность наставничества мы всегда оцениваем с позиции
полезности для молодого специалиста. А в какой мере опытные педагоги
заинтересованы в деятельности наставника? Все эти вопросы, противоречия и
проблемы
становятся
отправной
точкой
для
проектирования
современного,
эффективного подхода к процессу «вхождения в профессию» молодых учителей.
Для
оптимизации
процесса
профессионального
совершенствования
молодых
педагогов необходим комплексный подход, в котором важно все: используемые
принципы, продуманные формы занятий, методы и технологии, создание ситуации
успеха, своевременная диагностика, повышение уровня мотивации, вхождение в
коллектив и многое другое. С этой целью и была основана в нашей школе «Школа
молодого педагога», а организация работы в этой школе способствует созданию
ситуации успешности работы молодого специалиста, удовлетворенности профессией
и, в конечном итоге, может привести к тому, что инновационная, творческая
педагогическая деятельность станет потребностью. В этом году реализую в школе
проект гранта «Преподавание для успеха»,
целью которого является обеспечение
постепенного вовлечения молодого учителя во все сферы профессиональной
деятельности, а также способствовать становлению профессиональной деятельности
педагога.
И, наконец, помните о преимуществах молодого педагога перед педагогом опытным.
Как правило, молодой педагог очень активен. У него много жизненной энергии и
задора для самых смелых начинаний. В поход с классом? Новогодняя дискотека?
Видеоролик о школьной жизни? Да легко! Просто помогите учителю развиться. Если
наставник и молодой педагог работают сообща, результат не заставит себя долго
ждать.
Заканчивая свое эссе, я бы хотела сказать несколько слов о своем наставнике!
Говорят, что самая лучшая форма правления наставничества- это когда отношения
людей переходят на уровень выше, чем просто рабочие взаимоотношения. Мой
наставник, Иванова Людмила Ивановна, учитель английского языка, всегда говорила
мне:
«Наталья, я всегда любила молодых учителей, и когда я была молодая, я
дружила с педагогами старше себя, и меня любили, потому что у молодости всегда
есть чему научиться…»
И вот 2018г. … Я работаю в школе №2 , также как Людмила Ивановна веду
английский язык, также как и она возглавляю профком школы, и также как и она
люблю свою работу и молодых учителей. А наши встречи в школе, дома, на улице
всегда полны душевной теплоты и понимания. А в 2015 году, мне посчастливилось
провести с ней торжественную часть к 65-летию школы.
Вот так… А вы говорите: «Ветераны!» И что бы не случилось в жизни, когда я вижу
ее, я всегда в душе говорю: « Вот идет она- Мисс Совершенство! Моя дорогая
Людмила Ивановна!»
С уважением, Кузнецова Наталья Владимировна!