Напоминание

Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста. Задачи развития и воспитания. Взаимодействие с родителями воспитанников.


Автор: Гаврилова Ляйсан Шарипжановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 32
Населённый пункт: город Салават, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста. Задачи развития и воспитания. Взаимодействие с родителями воспитанников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста.

Задачи развития и воспитания. Взаимодействие с родителями

воспитанников

20 лет назад возраст 4-5 лет называли «почемучками», сейчас

главный

вопрос

«зачем?»

Это

свидетельствует

о

том,

что

современным детям важны не столько причинно-следственные связи,

сколько смысл происходящего. Именно поэтому их называют

«детьми смысла».

На 5 году жизни ребенку уже мало простого внимания

взрослого. Умение устанавливать различные связи, хорошая память,

любознательность, способность представить что-то, чего нет прямо

перед

глазами,

позволяет

общаться

на

более

высоком

«теоретическом» уровне. Теперь дети начинают задавать массу

вопросов. Это связано с тем, что по-прежнему ведущий мотив

общения - познавательный. На новый уровень выходит развитие

внеситуативно-познавательной формы общения со взрослым. Такой

тип общения обусловлен возникновением противоречия между

желанием получить как можно больше информации об окружающем

мире и отсутствием возможности самостоятельно ее добывать.

Именно

это

заставляет

малыша

искать

возможности

для

продолжительного взаимодействия со взрослым. Ребенок уже может

и хочет обсуждать те темы, которые не связаны с данной конкретной

ситуацией. Появляется потребность в уважении взрослых, которого

они стремятся добиться, обсуждая серьезные темы познавательного

характера. Взрослый для ребенка 4-5 лет - источник знаний,

способный

ответить

на

все

вопросы.

В

общении

с

ним

удовлетворяется познавательная потребность ребенка, развиваются

все

психические

функции,

поведение

все больше

становится

произвольным.

Игровая деятельность совершенствуется. Теперь дети могут

планировать сюжет до начала игры, и он может иметь несколько

сюжетных линий. Атрибуты игры подбираются под сюжет игры.

Начиная с этого возраста, в игре могут выделяться два вида

отношений – реальные между детьми и ролевые, которые диктует

игра. Ребенок может «выйти из роли», чтобы договориться о чем-то

со сверстником. Понять друг друга и доступно что-то объяснить

напарнику позволяет более развитая речь. Происходит уточнение

лексики и способов ее употребления. Появляются первые попытки

осмыслить значения слов с помощью сопоставления по созвучию,

что нередко приводит к ошибкам (трава-отравить). То есть, сначала

идет звуковое сопоставление, а потом уже смысловое. При анализе

предложения ребенок уже может выделить существительные и

глаголы как отдельные единицы. Например, на вопрос: сколько слов

в предложении «Маша пошла гулять», ребенок скажет: «Маша –

1

первое

слово, пошла гулять

- второе». В

связи с активно

развивающимся

наглядно-образным

мышлением,

возможны

большие

обобщения,

чем

в

раннем

дошкольном

возрасте

(«растения» - это деревья, цветы, травы). Оно дает возможность

прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном

опыте.

Ребенок может устанавливать простые причинно-следственные

отношения между событиями и явлениями. Начинает проявляться

настойчивость при решении умственных задач.

В этом видна основа волевого поведения. Неудачи подавляют

волевое

поведение,

а успех всегда положительно

влияет

на

деятельность.

Помимо этого в 4 года происходит коренной перелом в

развитии памяти. Память приобретает элементы произвольности

благодаря активному развитию регулирующей функции

речи.

Ребенок стремится что-то специально запомнить, поскольку ему

интересно правильно припомнить и воспроизвести наиболее точно.

Припоминание становится произвольным несколько раньше, чем

запоминание,

поскольку

взрослый

своими

инструкциями

(«вспомните»), побуждает малыша обратиться к прошлому опыту.

Благодаря большему объему хранящейся у малыша информации, ему

проще становится что-то придумать, спланировать. Опорой для

воображения теперь являются уже не столько предметы, сколько

взятая на себя роль. Появляется ступенчатое (или поэтапное)

планирование (сначала-затем-потом). Так же, малыш может играть с

предметом, которого нет у него в руках. То есть, действовать в

воображаемом

плане.

Теперь

любая

деятельность,

доступная

ребенку, становится более продолжительной, а внимание

более

устойчивым.

В этом возрасте ребенок способен направлять свои действия

под влиянием взрослого. Так же, формируется соревновательный

мотив. Дети хотят быть лучше, чем другие. Большей части детей уже

свойственны

морально-этические

мотивы,

но

пока

поведение

сохраняет свою импульсивность и непосредственность.

Новообразование 5 года – способность изучать предмет не

только ощупывая и облизывая его, но и рассматривая

его.

Постепенно налаживается связь между осязательным и зрительным

обследованием. При восприятии нового предмета дети дают ему

наименование в соответствии со своим прошлым опытом. Так

происходит осмысление важнейших качеств предмета с помощью

речи.

В 4-5 лет детям еще сложно сдерживать свои эмоции,

связанные с органическими потребностями (голод, жажда). Они

продолжают в этом случае вести себя импульсивно: действовать

агрессивно или устраивать истерики. Причем, они еще могут не

2

осознавать причину своего дискомфорта. Поэтому важен четкий

ритм дня и чуткость взрослого.

Постепенно развиваются нравственные чувства: сострадание,

сочувствие, жалость и другие. Но пока, малыш способен выполнять

нравственные нормы, проявляя чувство долга, прежде всего, по

отношению к тем, кому симпатизирует и сочувствует. Связано это и

с тем, что именно в этом возрасте дети наиболее восприимчивы к

оценке

сверстников.

Они

очень

обижаются

на

негативные

высказывания товарищей и гордятся положительной оценкой. Пока

самооценку связывают не с собственным опытом, а с оценочными

отношениями

окружающих.

Так,

ребенок

с

удовольствием

совершенствует свои картинки, многократно повторяя те образы-

шаблоны,

которым его научил

взрослый. Наиболее удачные,

демонстрирует окружающим, надеясь получить похвалу.

При этом бывает сложно начать рисовать

что-то новое,

поскольку дети боятся, что не получится.

Зато в конструировании дети ведут себя смелее. Они хорошо

различают

части

по

величине,

форме,

устанавливают

их

расположение относительно друг друга. Знают, как лучше поставить,

чтобы постройка была устойчива.

Дети знают всю последовательность действий бытового труда

и хорошо ориентируются в необходимых для него предметах. Они с

удовольствием

следят

за

правильностью

выполнения

правил

другими, хотя сами зачастую их нарушают. Ребята любят быть

полезными и эту особенность важно использовать для приучения к

регулярному труду. Они с радостью самостоятельно выполняют

поручения, связанные с применением

известных им трудовых

действий.

Таким образом, к 5 годам мы видим ребенка, желающего быть

самостоятельным,

полезным

и

похожим

на

взрослого.

Он

с

жадностью поглощает информацию и с удовольствием поучает

сверстника. Возможность быть подолгу со взрослым, наблюдать за

его деятельностью и пробовать действовать так же, получать

поддержку и одобрение от старших и сверстников создают условия

для формирования активной и независимой личности.

Задачи развития и воспитания:

Продолжать укреплять психофизическое здоровье, развивать

двигательную активность детей.

Развивать познавательную активность через обогащение опыта

деятельности, самопознания, представлений об окружающем.

Формировать гуманные отношения между детьми и дружеские

взаимоотношения в совместных играх и занятиях.

Воспитывать самостоятельность и

инициативу на

основе

освоения разнообразных способов действий и развития стремления к

самоутверждению.

3

Способствовать

развитию

творческих

проявлений

в

художественной, изобразительной и игровой деятельности.

Воспитание всесторонне развитой личности – это общая задача

и родителей, и педагогов. В современном обществе наблюдается

процесс ослабления семьи как социального института, изменение её

социальных функций. Она утрачивает свои

ведущие позиции в

социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших

функциях. Современные родители образованны, обладают широким

доступом к информации из области педагогики и психологии.

Однако

высокий

уровень

образования,

эрудированность

информированность родителей не являются гарантией достаточного

уровня их педагогической культуры.

Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе

оптимальных воспитательных методов и приёмов, в применении

полученной из разных источников информации непосредственно на

практике. Они нуждаются в получении конкретной адресной

помощи. Именно педагоги дошкольных учреждений способны

оказать поддержку родителям.

В качестве главных задач во взаимодействии дошкольной

организации с родителями, видятся следующие:

1. Знакомить родителей с особенностями физического и

психического развития ребёнка, способами развития у ребенка

самостоятельности, навыков безопасного поведения, умения оказать

элементарную помощь в угрожающих здоровью ситуациях.

2. Способствовать развитию партнёрской позиции родителей в

общении с ребёнком, формированию положительной самооценки

детей, уверенности в себе, познакомить родителей со способами

развития у ребенка самоконтроля и воспитания ответственности за

свои действия и поступки.

3.

Ориентировать

родителей

на

развитие

произвольных

психических процессов,

развитие познавательной

деятельности

ребёнка, обогащение его кругозора,

формирование логического

мышления в ходе игр, общения со взрослыми и самостоятельной

детской деятельности.

4.

Помочь

родителям

создать

условия

для

развития

организованности,

ответственности

дошкольника,

умений

взаимодействовать со взрослыми и детьми, способствовать развитию

начал

социальной

активности

в

совместной

с

родителями

деятельности.

5. Знакомить родителей с особенностями подготовки ребёнка к

школе, развивать у детей позитивное отношение к будущей

школьной жизни.

Эти задачи решаются в нескольких направлениях. Это и

педагогическая поддержка и педагогическое просвещение родителей,

4

и участие родителей в проведении диагностических мероприятий по

изучению индивидуальных особенностей детей.

Одним из самых важных, на наш взгляд, направлений является

активное вовлечение родителей в образовательный процесс и

связанные с ним формы работы (конкретные дела, проекты и т.д.)

Пользу от вовлечения семьи в образовательный процесс

получают все его участники.

Во-первых,

сами

родители

начинают

осознавать

свою

сопричастность к происходящему в группе и за ее пределами.

Во-вторых,

присутствие в

группе

помогает

преодолеть

собственную неуверенность в тех или иных вопросах воспитания,

найти ответы на волнующие вопросы и, как следствие приобрести

новые умения.

В-третьих,

наблюдение

за

детьми

приводит

родителя

к

пониманию того, что все дети разные, со своими особенностями. Так

родители учатся принимать и любить своего ребенка, не сравнивая

его с другими детьми, а отмечая его достижения.

В конечном итоге это приводит к тому, что родители становятся

сторонниками

образовательной

Программы

и

доверяют

воспитателям.

Что касается детей, то присутствие родителей для них тоже

полезно. Появляется возможность получить больше внимания со

стороны взрослых, которые являются носителями знаний и опыта.

Кроме того, возрастные особенности дошкольников таковы, что

присутствие

нового

взрослого

может

стать

дополнительным

стимулом к деятельности и развитию.

Вовлечение родителей в качестве полноправных партнеров в

образовательный

процесс

приносит

пользу

и

воспитателю.

Присутствие еще одного взрослого в группе позволяет организовать

больше интересных дел и более качественно поддержать различные

виды детской деятельности. Родители смогут помочь в проведении

наблюдений за деятельностью детей, что в дальнейшем, безусловно,

поможет воспитателю оптимизировать свою работу. Творческий

потенциал семей (бабушек, дедушек, братьев и сестер) также может

быть использован

в образовательном процессе. Такое тесное

общение с семьями воспитанников помогает педагогу создать более

конкретное

представление

о

традициях

семей

и

принципах

воспитания. Самое главное – педагог может теперь не сомневаться в

том,

что

дома

родители

обязательно

создадут

условия

для

творческого применения знаний умений, полученных в детском

саду.Если родители и воспитатели объединят свои усилия и

обеспечат

малышу

эмоциональный

комфорт,

интересную

и

содержательную жизнь в детском саду и дома, а дошкольная

образовательная организация будет способствовать его развитию,

умению общаться со сверстниками,

то можно

с уверенностью

5

сказать,

что произошедшее изменение в жизни ребёнка ему на

благо.

Но если с этого момента родители не будут принимать

активное

участие

в

разрешении

трудностей,

с

которыми

сталкивается ребёнок, то последствия этого непредсказуемы.

Список литературы:

1.Основная

образовательная

программа

Дошкольного

образования «Детский сад 2100». – М.: «Баласс», 2015.

2.Короткова, Н. А., Нежнов, П. Г. Наблюдение за развитием

детей в дошкольных группах. – М.: Линка-Пресс, 2014.

3.Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах:

Избранные психологические труды. – М.: Московский психолого-

социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.

6



В раздел образования