Напоминание

"Народная кукла"


Автор: Руднева Татьяна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Озерский детский сад"
Населённый пункт: село Озерки, Тальменский район, Алтайский край.
Наименование материала: Конспект развлечения
Тема: "Народная кукла"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект развлечения "Народная кукла"

Цель. Познакомить детей с предназначением русской народной игрушки, ее

разнообразием и историей.

Задачи:

– Способствовать восприятию и ценностному отношению к прекрасному в

любом его проявлении;

– научить различать игрушки, знать их характерные особенности;

– воспитывать добрые чувства к русскому народному творчеству;

Оформление:

– украшение зала – дорожки, фрукты, овощи, рушники, салфетки;

– костюмы Хозяйки и Берегини;

– музыкальное сопровождение.

Материал, оборудование: корзинка, куклы: берегиня, колокольчик,

пеленашка, травница, крупеничка, мартенички.

Действующие лица: дети, родители, воспитатель (в роли Хозяйки),

воспитатель (в роли Берегини), музыкальный работник.

Ход развлечения:

Группа оформлена под русскую горницу: на полу лежат самотканные

дорожки. Около окна – стол, на котором в плетеных блюдах лежат ягоды,

фрукты, овощи (можно муляж). Стол покрыт скатертью, вышитой русским

узором. По обеим сторонам стола стоят лавки.

Звучит русская народная мелодия («Пошла млада за водой»).

Все дети собираются в группе.

Их заботливо встречает хозяйка горницы, - ведущая, одетая в русский

сарафан. На голове у нее - кокошник, в руках – корзинка. В корзинке

находятся куклы – берегиня, пеленашка, крупеничка, колокольчик, кубышка-

травница, мартеничка

Хозяйка.

Здравствуйте, гости дорогие, маленькие и большие, веселые и застенчивые!

Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим.

Хоть новому принадлежим..

Рус нар хоровод.

Род. Мы с вами живем в России, прекрасной и большой стране, где до сих пор живы

традиции и обычаи наших предков. Всегда русский народ любил свою Родину, свой дом, не

зря народная пословица гласит «Все дороги ведут в дом».

В каждой семье по много детей было. С ранних лет их приучали к тяжелому крестьянскому

труду - мальчики помогали отцу в поле, девочки помогали матери по домашнему хозяйству.

Но и для игр находили время. Давайте вспомним некоторые из них.

(звучит веселая народная музыка)

Игра «Колечко-колечко». Родители и дети сидят на стульях. Выбирается водящий. У него

между ладошек лежит колечко или другой маленький предмет. Все держат ладошки

сомкнутыми. Водящий с колечком обходит всех и будто бы кладет им колечко. Но кому он

положил, знает только тот, кому колечко попало. Другие должны наблюдать и догадаться, у

кого находится этот предмет. Когда водящий скажет: «Колечко-колечко, выйди на

крылечко», тот, у кого оно есть, должен выскочить, а остальные, если догадались,

задержать его. Если удалось выскочить, он начинает водить, если нет — водит тот, кто

задержал.

Играли в «Бой петухов».

Дети делятся на две команды. Посреди площадки чертится круг, в который входят игроки,

по одному из двух противоборствующих команд. Каждый из этих игроков поднимает левую

ногу назад и удерживает ее левой рукой. Правую руку игроки закладывают за спину.

Задача этих участников, прыгая на одной ноге вытолкнуть соперника. Тот, кому удастся

остаться в круге и не встать на обе ноги и становится победителем поединка.

Яша

Эта игра - самая что ни на есть старинная (на что указывает академик Б.А.Рыбаков, а

также упоминает и В.Я.Пропп).

Водящий - Яша (т.е. Ящер - хозяин подводного и подземного мира, одна из ипостасей

Велеса) сидит в центре круга, образованного остальными участниками игры.

Взявшись за руки, они движутся в хороводе, припевая:

Сидит-сидит Яша

Под ореховым кустом.

Грызет-грызет Яша

Орешки каленые,

Милому дареные...

После этого происходит диалог:

- Чего Яша хочет?

- Жениться хочу.

- Бери себе девку,

Которую хочешь.

Участники хоровода разбегаются врассыпную, а «Яша» ловит кого-нибудь: если

поймает девицу, то целует ее, если парня - тот становится водящим.

ВЕРЁВОЧКА

Берут длинную веревку, концы ее связывают. Участники игры встают в круг и берут веревку в

руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться рук одного из

играющих. Но дети внимательны, они опускают веревку и быстро прячут руки. Как только

водящий отходит, они сразу же берут веревку. Кого водящий ударит по руке, тот идет водить.

Правила

1. Играющие должны веревку держать двумя руками.

2. По ходу игры веревка не должна падать на землю.

МЕРЕЖА (

Мережа — сплетенный из ивовых прутьев конус для ловли рыбы)

Выбирают двух рыбаков, остальные играющие садятся в кружок, сложив кисти рук вместе. Они

изображают берег реки, а сложенные на коленях руки — мережи. Один из рыбаков ходит вдоль

берега, в руках у него маленькая рыбка. Он опускает свои руки с рыбкой в мережи и незаметно

кладет ее кому-то из играющих. Второй рыбак должен угадать, у кого рыбка. Если он не угадал

сразу, то ему разрешается назвать имена- еще 2—3 детей. Первый рыбак садится на место,

второе опускает рыбку в мережу, а тот, у кого нашли рыбку, идет угадывать.

Хоз. какая игрушка была самая любимая?

Отв: Самой любимой была кукла.

Дети сидят в зале, по полу разложены мелкие шарики.

Хозяйка: тёх- тёх .поте- тёх, раскатился горох!

Катятся горошины, на пол кем-то брошены.

Реб.Одна горошина бежит, деткам нашим говорит:

Посмотрите: там и тут куклы разные живут!

Далеко не ходите, они здесь, посмотрите!

(Рассматривают музей ) звучит тихая музыка

Народные куклы, в древности, разные были и игровые, и обрядовые.( они

помогали проводить какие то обряды. Например кукла Масленица.) Также

Обереговые куклы . Люди считали, что кукла оберегает семейное счастье,

помогает в продолжении рода. Кукла оберегает детский сон.

1 ребёнок берёт в руки тряпичную куклу (игровая)

Кукла: У меня глаза раскосы, длинные льняные косы,

я — румяная Матрёна, нашим детям для игры подарёна.

Ведущий: Ты в каком году рождёна?

Кукла: Я давным-давно родилась, крестьянским детям пригодилась.

Я очень симпатичная, кукла я тряпичная.

Сделали такой меня мамы ласковые руки ,

Что не знали никогда ни отдыха, ни скуки.

2 ребёнок берёт в руки куклу из соломы.

Кукла: А со мною вы знакомы? Я — девчонка из соломы.

Красивая, хрустящая кукла настоящая.

Берегли нас наши дети. Нас дороже ничего не было на свете.

Реб:

Свёрнута из тряпки кукла у Любаши,

Не отыщешь краше, ручки, словно лапки.

Глазки – пару точек, а лицо – комочек.

Кукла смотрит косо, взгляд её уныл.

Кто-то вместо носа, пуговку пришил.

Но Любаша любит и голубит,

И целует в щечку маленькую дочку.

Хозяйка достает из корзинки куклу Берегиню.

Хоз. Кто знает как называют эту куклу?

Эту куклу называют Берегиня. Ее ставят напротив входной двери, чтобы она

встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом.

Хозяйка: Ребята, давайте позовем Берегиню к нам в гости! Для этого

повторим все вместе: «Берегинюшка, приди, и добро нам принеси!».

Входит Берегиня.(родитель)

Берегиня:

Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Я – Берегиня,

хранительница дома (берет в руки куклу Берегиню). Существовал в русской

семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала

куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от

болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли – берегиня.

Русские люди считали, что эта кукла принесет в дом удачу и богатство, а

также создаст хорошие отношения между детьми и родителями. Злых людей

не пускает, а Добрых встречает!

Для того чтобы в доме всегда были добро и мир, нужно жить дружно и не

ссориться. А вы дружите между собой?

Хозяйка: Берегинюшка, все мои гости очень дружные. Сейчас они тебе это

докажут. (Выходят все дети)

Дети поют частушки о дружбе:

1. Мы частушки вам споем –

И об этом, и о том,

Ты послушай, Берегиня,

Как все дружно мы живем!

2. На площадке мы копали,

Червяков в земле нашли,

Так девчонок напугали,

Что они совсем ушли!

3. Димочка ходил в спортзал,

Себе мускулы качал

Он Арину защитил,

Комаров на ней прибил!

4. Соня с Лизой – две подружки,

За одним столом сидят

И так крепко они дружат,

Удивляют всех ребят.

5. Ой, подруга милая,

Не ходи унылая.

Не ходи печальная,

Будь как я, отчаяйная.

6. Дружба крепнет с каждым днем,

Классно мы, друзья, живем!

Интересно в мире жить,

Можно вовсе не тужить!

Хоз. И чтоб все было у на с хорошо, давайте скажем Берегине «Повернись с

добром, отвернись со злом».

Ведущий ставит кроватку-качалку, вынимает из неё тряпичную куколку.

Я куколка-куватка, я сплю у малыша в кроватке.

Перед сном его качаю, сон его оберегаю.(поёт) Мы куклы разные такие,

обрядовые, обережные, и игровые.

Я не только дитя оберегаю, но и зиму злую отгоняю

Берегиня: Спасибо вам, ребята, порадовали вы меня. Вижу я, что вы

дружные и добрые, а еще веселые. Буду я вас оберегать и добра для вас

желать. А теперь пора мне, до свидания! Уходит.

Хозяйка – (достает из корзины куклу). Может вы и эту куклу знаете?

Правильно, называется она Колокольчик . Ее сделала семья…

Реб. и родит: Колокольчик – кукла добрых вестей. Звон колокола оберегал

людей от разных болезней.

Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег

хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу

получать только приятные известия и быть всегда в веселом настроении.

Хозяйка Раньше люди собирались в горнице, чтобы любимые песни попеть,

шутки – прибаутки услышать, добрым словом перемолвиться. А что такое

горница? – (это просторная старинная изба, комната). Вот такая, как сегодня

у нас с вами. Издавна ведется: веселье и труд – рядом живут! Поэтому, гости

дорогие- веселитесь! Отдыхайте! Но и про дела не забывайте! А где песня

поется, там и трудится веселее. Запевайте песню шуточную, шуточную –

прибауточную!

Дети запевают под музыкальное сопровождение русскую народную

прибаутку «Две тетери».

«Две тетери»

Играющие становятся в круг. За кругом двое ребят в шапочках птиц. В центре

круга чашка с «творогом».

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу. (Дети ходят по кругу.)

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

Дети поднимают сплетенные руки, тетери летят к чашке. На слово «улетели»

тетери стараются быстро вылететь из круга, а ребята на окончание слова

закрывают «воротики». Пойманный ребенок выбирает новую тетерю.

- А ещё хотите поиграть? (игра повторяется)

Хозяйка: сколько веселья принесла нам кукла Колокольчик! Но у меня в

корзинке еще что-то есть. Давайте посмотрим, что там? (Достает оттуда

пеленашку). На кого похожа эта кукла (на младенца)? Почему у нее такое

название (ребенок в пеленках, запеленован). Как же она называется? Куклу

пеленашку сделала семья…..

Реб и родит: куколка Пеленашка на вид очень простая куколка - младенчик в

платочке, запеленованный в пеленку. Пеленашка шилась перед рождением

ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления

были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда. Эта кукла была самой

первой игрушкой ребенка. Ее клали в колыбель к ребенку до его крещения,

как оберег от злых духов.

Хозяйка А что делают маленькие детки большую часть времени? (спят).

Правильно, им надо набираться сил и быстрее расти. А когда малыши спят,

взрослым некогда спать, им надо успеть напрясть, наткать.

Песня «Позолоченная прялица»

Хозяйка: А еще их ждет работа на огороде, в поле.

Там они собирают разные травы и изготавливают из них куколку. Как она

называется? Ее сделала семья…

Реб и родит: травница наполнена душистой травой. Стоит её немного помять

в руках и запах особой травки разносится по всему дому. Это запах считается

не только магическим, отгоняющим злых духов, но и лечебным. Душистая

трава отгоняет от людей болезни. (Мнет, показывает детям, дает понюхать)

Травница следит за тем, чтобы болезни не проникали в дом, а если уж и

проникли, то выгоняет их вон. Такую куклу подвешивали над колыбелью

младенца, вешали в доме, давали играть детям и ставили возле болеющего

человека.

Хозяйка А если в доме все ладится, то почему бы песни не спеть, хоровод

поводить?

Хоровод «Во поле берёза стояла»

А еще у меня есть кукла, кто знает как она называется? (достает из корзины

крупеничку). Крупеничка. Ее сделала семья…

Реб и родит: Куклы Крупенички считались главными куклами в доме,

поскольку являлись хранительницами того, во что был вложен нелегкий труд

целого семейства. В таких куклах хранилось лучшее отборное зерно с

собранного урожая, которое весной использовалось для посева.

Куклы Крупенички были показателем благосостояния: гость, заходивший в

дом, по этим куклам мог легко определить, в достатке ли живет семья.

Хозяйка: Представьте себе. Позади трудовой день. Огороды вскопали,

картошку посадили, даже рыбки наловить успели. А кончено дело – гуляй

смело! Делу время – потехе час!

Ребята, а вы знаете русские народные потешки? Покажите мне!

Выходит два ребенка

Потешка первая. «Мы с тобой шли… »

- Мы с тобой шли?

- Шли.

- Пирожок нашли?

- Нашли.

- Я тебе его дал?

- Дал.

- Ты его взял?

- Взял.

- А где же он?

- Кто?

- Пирожок.

- Какой?

- Ну, мы с тобой шли?

Хозяйка: Молодцы, гости дорогие! Заглянем в мою корзинку снова (достает

Мартенички).

Реб и родитель: Эти куклы называются Мартинички. Это древний славянский

весенний символ-оберег. Мартинички были частью языческого обряда

зазывания весны. В этот день звали весну, пели специальные песни

(заклички, веснянки), дарили друг другу сделанных из ниток кукол.

Выходит ребенок:

Как у нашей у березки -

Очень славные сережки

Как стройна и как мила

Это вновь пришла Весна!

Хозяйка. Гости мои дорогие! Сегодня вы меня порадовали шутками-

прибаутками, частушками и играми веселыми. Много рассказали о куклах. А

что общее у всех этих кукол? (нет лица). Я расскажу вам, почему.

Славянские куклы-обереги имеют одну особенность. У них нет лица. Такой

вид куклы не случаен. В таких куклах никак не могла поселится нечистая

сила.

Хозяйка: Спасибо вам, гости, порадовали вы меня. А теперь пора нам с вами

прощаться. На прощание я хочу вам пожелать следующее:

реб.Прекрасный мир вещей

Накоплен был веками.

Хранит их каждый дом, а может быть – музей.

реб. Умейте выполнять и сотворять руками

Все то, что может радовать друзей.

Тары-бары-, тары-бар! Выноси кА самовар.

Чай с баранками, с вареньем, разным вкусным угощеньем

Угощенье русское, из самовара чай. Самовар, гостей встречай!

ДЕТИ И ГОСТИ ПРИГЛАШАЮТСЯ К ЧАЮ..

Пирогов мы испекли вам,

Дух от них идёт лесной –

Земляничный и медовый,

И рябинный, и грибной.

Угощайтесь, гости дорогие.

Вот и мы не лыком шиты. Приготовили для наших гостей подарки куколки-

обереги.

(Дети вручают подарки.)

Ведущий:

Какие же посиделки без пирогов и чаепития.

Угощайтесь, гости дорогие.



В раздел образования