Автор: Якупова Ольга Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: г. Лениногорск РТ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока по обществознанию
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Лениногорска»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан.
Конспект урока по теме:
«Голосование, выборы, референдум»
9 класс.
Разработала учитель
истории и обществознания
МБОУ «СОШ № 4 г. Лениногорска»
I квалификационной категории
Якупова Ольга Николаевна.
Цель урока:
Познакомить учащихся с понятием избирательное право, получить представление о
демократических выборах и формах участия граждан в выборах.
Задачи:
1. познакомить учащихся с понятием «избирательное право»; раскрыть принципы
избирательного права в демократическом обществе; научить различать активное и
пассивное избирательное право; познакомить с понятиями «выборы» и «референдум», с
процедурой голосования.
2. Развивать умение анализировать ситуацию, делать выводы, приводить примеры,
анализировать. Способствовать развитию логического мышления, памяти. Развивать
умение правильно использовать терминологию.
3. Способствовать правовому воспитанию; формировать активную жизненную позицию;
готовить к осознанному выполнению роли избирателя.
Оборудование: настенная доска, учебники, тетради, плакаты по теме, выдержки из
Конституции РФ и федеральных законов.
ХОД УРОКА.
Вступительное слово учителя.
Составляющей частью правового сознания являются знания об избирательной системе
государства, умение и желание граждан реализовывать своё активное и пассивное
избирательное право. А для того, чтобы вы, дорогие участники, став совершеннолетними,
осознанно могли принимать участие в политической жизни страны, мы и проводим
деловую игру "За выборами наше будущее!"
В нашей игре принимают участие следующие партии
"МИР" (молодые избиратели России)
"Молодежь Татарстана"
"Наш выбор"
А также партия учителей. А наблюдать за ходом выборов будет ЦИК, в её компетенцию
входит объяснение основ избирательной системы, наблюдение за ходом избирательной
кампании, подсчет голосов и объявление результатов.
Вопрос в ЦИК
Каким образом гражданин России может принимать участие в
политической жизни страны?
ОТВЕТ «Одной из форм участия граждан в общественной жизни страны
является Право избирать и быть избранным в органы государственной
власти и выборные органы местного самоуправления.
Слайд
Сегодня всех интересует тема выборов, даже сказочных героев:
Сказка "Колобок» ( инсценировка)
Рассказчик: Жили-были дед и баба. Вот и говорит дед бабе:
Дед: Бабка, испеки мне колобок.
Бабка: Из чего испечь-то? Мука закончилась, выборы-то давно прошли. А до новых ещё
далеко:
Дед: А ты поскреби, оставшиеся обещания собери, может, что и получится.
Рассказчик: Уселся дед у окна газетку почитать, о выборах новости узнать. Вот испекла
бабка колобок и поставила его на окно остывать, а сама пошла к соседке на минутку,
последние новости узнать. Слышит Колобок, вокруг только о выборах говорят, решил
узнать, что это такое. Покатился он по предвыборным митингам и встречам кандидатов с
лесным народом. Катится Колобок, катится, видит, зайцы митингуют, а на пне "храбрый"
заяц кулачком машет.
Заяц:
Тихо, тихо, не шумите!
Ну-ка дружно помолчите!
С нашей властью чудо ждёт.
Жизнь, как сказка, оживёт.
Из своей медведь берлоги
Пусть уносит быстро ноги.
В тех хоромах зайцы станут жить!
Будет не о чем тужить!
Зайц.:
Выбери меня! Выбери меня!
Будешь жить красиво.
С завтрашнего дня!
Слова - ролик
Вопрос в ЦИК: А что такое активное и пассивное избирательное право?
(СЛАЙД)
ОТВЕТ. Граждане России обладают как активным избирательным правом
(право граждан участвовать в выборах главы государства и
представительных органов власти) так и пассивным избирательным правом
(право гражданина быть избранным в представительные органы
государства).
Мы с вами сегодня на занятии попытаемся побывать в роли как
активного, так и пассивного избирателя.
1 этап
На первом этапе идет выдвижение кандидатов в депутаты
(в форме выдвижения от партии, регистрация кандидатов, получение
кандидатом мандата доверия)
Партии обсудите и выдвинете своего кандидата на пост главы
государства (президента) и огласите свой выбор.
ЦИК з арегистрирует кандидатов, а теперь им предстоит собрать
подписи в свою поддержку и представить в ЦИК
Второй этап.
Предвыборная агитация.
В результате опроса у нас появились три кандидата на пост главы
государства. Мандат доверия у них есть. Теперь, чтобы привлечь на свою
сторону сторонников и получить при голосовании как можно больше
голосов, кандидаты должны представить предвыборную программу, группа
доверенных лиц помогают им в этом.
Выберите себе доверенных лиц (из партии учителей и своей партии)
Составить программу в четырёх направлениях. Экономическая сфера,
политическая сфера, социальная и духовная.
А пока просмотрим предвыборные ролики партий
Формирование электората. Вопрос в ЦИК. Что такое электорат?
ОТВЕТ: Круг избирателей, голосующих за определённую партию на
парламентских, президентских или муниципальных выборах.
Чтение своей программы.
День тишины.
ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
Третий этап.
Голосование. «Я голосую за тебя»
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей
образуются избирательные участки. Один из таких участков находится в
здании нашей школы.
Вы прослушали предвыборные программы кандидатов в депутаты, а сейчас
должны выбрать из предложенных кандидатур одну на пост президента.
Ваша задача заполнить бланк голосования, опустить его в ящик для
голосования, а центральная избирательная комиссия подсчитывает голоса.
Социологический опрос.