Автор: Зенкова Галина Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Рябинка"
Населённый пункт: Сургутский район, ХМАО - Югра
Наименование материала: практические рекомендации
Тема: "Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования"
Раздел: дошкольное образование
Подготовка руки к письму средствами
декоративного рисования
При переходе к школьному обучению детям достаточно тяжело дается
письмо. Многие не умеют «сохранить» строку, вовремя остановиться, когда
пишут букву или слово, не справляются с написанием элементов букв. С
этим можно согласиться, но мы не должны брать на себя решение задач
школы, т.е. учить детей писать, - мы должны подготовить руку ребенка к
письму, чтобы он без особых проблем перешел к написанию букв.
В условиях детского сада этому способствует ручной труд: изготовление
различных поделок, вырезывание развивает мелкую моторику руки, но
одного этого недостаточно. Что же помогает подготовить руку к письму и
одновременно
решать
вопросы
эстетического,
нравственного
и
интеллектуального воспитания? Эти задачи решает декоративное рисование.
Овладение необходимыми для него техническими приемами способствует
развитию двигательных ощущений, а главное - мелкой моторики, ведь детям
приходится
прорисовывать
очень
мелкие
элементы
росписи:
точки,
волнистые и прямые линии, завитки и т.п., а ритмичность в расположении
элементов декоративного рисунка помогает развивать чувство ритма. Рисуя
узор, дети учатся «держать» линию, ограничивать свои движения. Многие
элементы узора напоминают элементы букв (овал есть во многих буквах;
завитки и травка напоминают крюки; прямые и вертикальные линии -
палочки, волнистые - элементы букв б, ч и др.) Часть из них дети рисуют
пальцами, что укрепляет мышцы пальцев и активизирует чувствительность
кожи.
Как же можно использовать декоративное рисование при решении
воспитательных и образовательных задач?
Во-первых, рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность:
рисунок
по
сути
представляет
собой
рассказ,
но
не
словами,
а
изобразительными средствами. Характер мотивов и образов декоративного
искусства связан с задачами преображения среды, окружающей человека, в
соответствии с его представлениями о добре и красоте.
Во-вторых, волшебное возникновение под карандашом или кистью
изображения доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции,
вносит во внутренний мир ребенка радость и бодрость. Малышам более
понятны и близки работы народных мастеров, и воспринимают они их
глубже и полнее, чем большие живописные полотна.
В-третьих, очень важно, что ребенок видит результаты своей деятельности,
учится их анализировать и находить их применение.
В-четвертых,
детский
рисунок
может
стать
своеобразным
психологическим текстом, отражающим многие черты характера ребенка.
Знакомясь
с
декоративно-прикладным
искусством,
дети
познают
разнообразие и богатство культуры родного народа, усваивают традиции и
обычаи, передаваемые из поколения в поколение, пополняют объем знаний
об орнаменте, геометрическом (в виде овала, круга, ромба, квадрата) и
растительном (в виде растительных форм с включением изображений
животных и птиц).
В процессе ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается
словарный запас: дети называют предметы (чашка, ладья, матрешка,
дымковская игрушка и т.д.), материалы, из которых они изготовлены, и
элементы росписи (розаны, бутоны, завитки, Кудрины, гирлянды).
При рассматривании узора учатся сравнивать: на хохломских чашках трака
огнем горит, гжельская роспись похожа на мрамор, дымковская игрушка - на
сказку. Описывая изделия, дети последовательно рассказывают об их цвете,
назначении, форме, истории создания, что способствует развитию связной
речи.
Еще одно преимущество декоративного рисования заключается в том, что
многие
элементы
дети
рисуют
красками,
полученными
с
помощью
смешивания и наложения. Так, изображение жестовских, городецких узоров
требует умения из основных цветов получать различные оттенки и другие
цвета. Если воспитатель не дает готовых рецептов, дети экспериментируют и
путем поиска решают стоящую перед ними задачу.
Воспитатель Зенкова Г.Г.