Напоминание

"Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования"


Автор: Зенкова Галина Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Рябинка"
Населённый пункт: Сургутский район, ХМАО - Югра
Наименование материала: практические рекомендации
Тема: "Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подготовка руки к письму средствами

декоративного рисования

При переходе к школьному обучению детям достаточно тяжело дается

письмо. Многие не умеют «сохранить» строку, вовремя остановиться, когда

пишут букву или слово, не справляются с написанием элементов букв. С

этим можно согласиться, но мы не должны брать на себя решение задач

школы, т.е. учить детей писать, - мы должны подготовить руку ребенка к

письму, чтобы он без особых проблем перешел к написанию букв.

В условиях детского сада этому способствует ручной труд: изготовление

различных поделок, вырезывание развивает мелкую моторику руки, но

одного этого недостаточно. Что же помогает подготовить руку к письму и

одновременно

решать

вопросы

эстетического,

нравственного

и

интеллектуального воспитания? Эти задачи решает декоративное рисование.

Овладение необходимыми для него техническими приемами способствует

развитию двигательных ощущений, а главное - мелкой моторики, ведь детям

приходится

прорисовывать

очень

мелкие

элементы

росписи:

точки,

волнистые и прямые линии, завитки и т.п., а ритмичность в расположении

элементов декоративного рисунка помогает развивать чувство ритма. Рисуя

узор, дети учатся «держать» линию, ограничивать свои движения. Многие

элементы узора напоминают элементы букв (овал есть во многих буквах;

завитки и травка напоминают крюки; прямые и вертикальные линии -

палочки, волнистые - элементы букв б, ч и др.) Часть из них дети рисуют

пальцами, что укрепляет мышцы пальцев и активизирует чувствительность

кожи.

Как же можно использовать декоративное рисование при решении

воспитательных и образовательных задач?

Во-первых, рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность:

рисунок

по

сути

представляет

собой

рассказ,

но

не

словами,

а

изобразительными средствами. Характер мотивов и образов декоративного

искусства связан с задачами преображения среды, окружающей человека, в

соответствии с его представлениями о добре и красоте.

Во-вторых, волшебное возникновение под карандашом или кистью

изображения доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции,

вносит во внутренний мир ребенка радость и бодрость. Малышам более

понятны и близки работы народных мастеров, и воспринимают они их

глубже и полнее, чем большие живописные полотна.

В-третьих, очень важно, что ребенок видит результаты своей деятельности,

учится их анализировать и находить их применение.

В-четвертых,

детский

рисунок

может

стать

своеобразным

психологическим текстом, отражающим многие черты характера ребенка.

Знакомясь

с

декоративно-прикладным

искусством,

дети

познают

разнообразие и богатство культуры родного народа, усваивают традиции и

обычаи, передаваемые из поколения в поколение, пополняют объем знаний

об орнаменте, геометрическом (в виде овала, круга, ромба, квадрата) и

растительном (в виде растительных форм с включением изображений

животных и птиц).

В процессе ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается

словарный запас: дети называют предметы (чашка, ладья, матрешка,

дымковская игрушка и т.д.), материалы, из которых они изготовлены, и

элементы росписи (розаны, бутоны, завитки, Кудрины, гирлянды).

При рассматривании узора учатся сравнивать: на хохломских чашках трака

огнем горит, гжельская роспись похожа на мрамор, дымковская игрушка - на

сказку. Описывая изделия, дети последовательно рассказывают об их цвете,

назначении, форме, истории создания, что способствует развитию связной

речи.

Еще одно преимущество декоративного рисования заключается в том, что

многие

элементы

дети

рисуют

красками,

полученными

с

помощью

смешивания и наложения. Так, изображение жестовских, городецких узоров

требует умения из основных цветов получать различные оттенки и другие

цвета. Если воспитатель не дает готовых рецептов, дети экспериментируют и

путем поиска решают стоящую перед ними задачу.

Воспитатель Зенкова Г.Г.



В раздел образования