Автор: Штефан Илкиет Алимановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 79 Невского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: Роль семьи в речевом развитие ребенка
Раздел: дошкольное образование
Статья: «Роль семьи в речевом развитии ребенка»
Речевые нарушения у детей – это серьезная проблема нашего времени.
Нарушения разнообразны, они зависят, во-первых, от сложности анатомо-
физиологических механизмов, участвующих в формировании и протекании
речи; кроме того, от тесного взаимодействия человеческого организма с
внешней средой и от социальной обусловленности речи в отношении как её
формы, так и содержания. Нарушения речи могут возникнуть в любом
возрасте, но наиболее «ранимой» речь оказывается у детей. Овладение
речью это сложный, многосторонний психический процесс. Бытует глубокое
неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи
ребёнка развивается самостоятельно, будто бы ребёнок сам, постепенно,
овладевает правильным звукопроизношением. Но это далеко не так.
Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а
закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного
логопедического вмешательства. Неправильная речь ребенка может
отражаться на его дальнейшем развитии, может затруднять обучение в
школе.
1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого
возраста.
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого
общения у окружающих его взрослых.
В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления
для ребёнка выступает взрослый. В общении с взрослым ребёнок овладевает
речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой
словарный запас. Поэтому так важно, что бы дома он слышал правильную,
грамотную речь.
2. Общение ребёнка со сверстниками.
Между тем, чтобы новые слова не оставались в пассиве, необходимо
общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ
делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной. Их
взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для
разностороннего речевого развития. Несмотря на богатейший речевой
материал, находящийся в группе. Основным является уголок “фотовыставка”.
Дети с удовольствием рассказывают о пережитых впечатлениях.
3. Строение артикуляционного аппарата.
Оттого как работает сам аппарат, зависит и качество речи. Родители
должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное
произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных
трудностей. Кроме того,
дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со
сверстниками и взрослыми.
Следует отметить, что к 4-5 годам ребёнок должен правильно произносить
все звуки, т. к. более четко и дифференцированно работают речеслуховой и
речедвигательный анализаторы. В это время следует уделять внимание
движениям языка. Благодаря более точным движениям этого органа детям
доступны многие звуки.
4. Развитие мелкой моторики рук.
Развитие моторики на прямую связано с речью.
5. Чтение детям художественной литературы.
Художественная литература является необходимым условием для
всестороннего развития речи ребёнка. Красочные определения, яркие,
необычные сравнения, которые с помощью взрослого ребенок находит в
худ. лит-ре, помогают ему самому подбирать их в своём рассказе.
Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки,
загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной
культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность,
человеколюбие, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться,
поговорить о героях сказки. Это первые шаги в овладении монологической
речью.
6. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Игра – критерий нормальности ребёнка, по тому как он играет, о нем можно
многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального, и для
речевого развития. Главное, что ребёнок получает в игре, - возможность
взять на себя роль и прожить то, что для него недоступно в жизни взрослых.
Учится договариваться, уступать, решать конфликты, выстраивать
конструктивный диалог, приходить к общему решению.
7. Совместное пение с ребёнком.
Пение способствует развитию фонематического слуха. Правильное
восприятие фонемы обеспечивает правильное воспроизведение, а в
дальнейшем и написание её.
8. Развитие речевого дыхания .
Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого
дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной
силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в
процессе высказывания. Так же формируются умения пользоваться
интонационной окраской высказываний (восклицательной, вопросительной,
утвердительной, повествовательной, испуга, радости, огорчения, просьбы,
удивления, разочарования, нежности).
Итак, мы с вами обсудили основные факторы успешного речевого развития.
Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.
Речь человека представлена 5 направлениями:
-Звуковая сторона речи;
-Лексика;
-Грамматический строй речи;
-Словообразование;
-Связная речь.
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого
общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т. е
овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка
речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную,
грамотную речь.
Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является
правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих
школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе,
неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
Обратите внимание: ребенок 5 лет должен правильно произносить все звуки.
Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые
недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее - обратиться за помощью к
логопеду.
Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи
дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных
прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека
объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку,
для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке,
сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей
природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от ответов на
вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами,
называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить
характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша),
научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.
Советуем завести дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребенком
рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.
Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать
сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к
национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту,
честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают
желание высказаться, поговорить о героях сказки.
Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую
сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в
овладении монологической речью.
Необходимо развивать связную речь своего ребенка:
Даже если вы молчаливы от природы – все равно разговаривайте со своим
ребенком во всех видах деятельности. Говорите о том, что вы делаете,
видите, что делает ваш ребенок, что делают другие люди.
- Всегда отвечайте на все вопросы ребенка.
- Просите ребенка пересказать то, что вы прочитали ему вслух. Задавайте
вопросы по содержанию текста.
- Если вы посмотрели вместе спектакль или фильм, попросите ребенка
рассказать об увиденном кому-нибудь.
- Говорите четко, внятно. Дети очень чутки к интонации, поэтому каждое
слово проговаривайте выразительно. И своего ребенка приучайте говорить
неторопливо, правильно произносить звуки и слова.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко
учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста
развивайте его руки: пальцы и кисти.
Это можно делать, даже не используя специальных игр и упражнений.
Научите своего ребенка самообслуживанию – застегивать кнопки, молнии,
пуговицы, завязывать шнурки. Можно вместе перебирать крупу, ягоду,
нанизывать на веревочку бусы, бисер, выкладывать рисунки из камней,
спичек, круп, песка. Собирайте вместе с ребенком мозаики, конструкторы,
пазлы. Пусть ваш ребенок больше рисует цветными карандашами, красками.
Все это развивает мелкую моторику ребенка, что является одной из
составляющих успешного речевого развития.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития
детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать
свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей
действительности, содержательнее и полноценнее отношения со
сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое
развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании
речи детей, о ее чистоте и правильности.