Напоминание

Роль семьи в речевом развитие ребенка


Автор: Штефан Илкиет Алимановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 79 Невского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: Роль семьи в речевом развитие ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья: «Роль семьи в речевом развитии ребенка»

Речевые нарушения у детей – это серьезная проблема нашего времени.

Нарушения разнообразны, они зависят, во-первых, от сложности анатомо-

физиологических механизмов, участвующих в формировании и протекании

речи; кроме того, от тесного взаимодействия человеческого организма с

внешней средой и от социальной обусловленности речи в отношении как её

формы, так и содержания. Нарушения речи могут возникнуть в любом

возрасте, но наиболее «ранимой» речь оказывается у детей. Овладение

речью это сложный, многосторонний психический процесс. Бытует глубокое

неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи

ребёнка развивается самостоятельно, будто бы ребёнок сам, постепенно,

овладевает правильным звукопроизношением. Но это далеко не так.

Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а

закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного

логопедического вмешательства. Неправильная речь ребенка может

отражаться на его дальнейшем развитии, может затруднять обучение в

школе.

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого

возраста.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого

общения у окружающих его взрослых.

В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления

для ребёнка выступает взрослый. В общении с взрослым ребёнок овладевает

речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой

словарный запас. Поэтому так важно, что бы дома он слышал правильную,

грамотную речь.

2. Общение ребёнка со сверстниками.

Между тем, чтобы новые слова не оставались в пассиве, необходимо

общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ

делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной. Их

взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для

разностороннего речевого развития. Несмотря на богатейший речевой

материал, находящийся в группе. Основным является уголок “фотовыставка”.

Дети с удовольствием рассказывают о пережитых впечатлениях.

3. Строение артикуляционного аппарата.

Оттого как работает сам аппарат, зависит и качество речи. Родители

должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное

произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных

трудностей. Кроме того,

дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со

сверстниками и взрослыми.

Следует отметить, что к 4-5 годам ребёнок должен правильно произносить

все звуки, т. к. более четко и дифференцированно работают речеслуховой и

речедвигательный анализаторы. В это время следует уделять внимание

движениям языка. Благодаря более точным движениям этого органа детям

доступны многие звуки.

4. Развитие мелкой моторики рук.

Развитие моторики на прямую связано с речью.

5. Чтение детям художественной литературы.

Художественная литература является необходимым условием для

всестороннего развития речи ребёнка. Красочные определения, яркие,

необычные сравнения, которые с помощью взрослого ребенок находит в

худ. лит-ре, помогают ему самому подбирать их в своём рассказе.

Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки,

загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной

культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность,

человеколюбие, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться,

поговорить о героях сказки. Это первые шаги в овладении монологической

речью.

6. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Игра – критерий нормальности ребёнка, по тому как он играет, о нем можно

многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального, и для

речевого развития. Главное, что ребёнок получает в игре, - возможность

взять на себя роль и прожить то, что для него недоступно в жизни взрослых.

Учится договариваться, уступать, решать конфликты, выстраивать

конструктивный диалог, приходить к общему решению.

7. Совместное пение с ребёнком.

Пение способствует развитию фонематического слуха. Правильное

восприятие фонемы обеспечивает правильное воспроизведение, а в

дальнейшем и написание её.

8. Развитие речевого дыхания .

Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого

дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной

силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в

процессе высказывания. Так же формируются умения пользоваться

интонационной окраской высказываний (восклицательной, вопросительной,

утвердительной, повествовательной, испуга, радости, огорчения, просьбы,

удивления, разочарования, нежности).

Итак, мы с вами обсудили основные факторы успешного речевого развития.

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

Речь человека представлена 5 направлениями:

-Звуковая сторона речи;

-Лексика;

-Грамматический строй речи;

-Словообразование;

-Связная речь.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого

общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т. е

овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка

речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную,

грамотную речь.

Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является

правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих

школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе,

неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Обратите внимание: ребенок 5 лет должен правильно произносить все звуки.

Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые

недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее - обратиться за помощью к

логопеду.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи

дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных

прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека

объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку,

для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке,

сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей

природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от ответов на

вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами,

называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить

характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша),

научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Советуем завести дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребенком

рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать

сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к

национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту,

честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают

желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую

сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в

овладении монологической речью.

Необходимо развивать связную речь своего ребенка:

Даже если вы молчаливы от природы – все равно разговаривайте со своим

ребенком во всех видах деятельности. Говорите о том, что вы делаете,

видите, что делает ваш ребенок, что делают другие люди.

- Всегда отвечайте на все вопросы ребенка.

- Просите ребенка пересказать то, что вы прочитали ему вслух. Задавайте

вопросы по содержанию текста.

- Если вы посмотрели вместе спектакль или фильм, попросите ребенка

рассказать об увиденном кому-нибудь.

- Говорите четко, внятно. Дети очень чутки к интонации, поэтому каждое

слово проговаривайте выразительно. И своего ребенка приучайте говорить

неторопливо, правильно произносить звуки и слова.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко

учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста

развивайте его руки: пальцы и кисти.

Это можно делать, даже не используя специальных игр и упражнений.

Научите своего ребенка самообслуживанию – застегивать кнопки, молнии,

пуговицы, завязывать шнурки. Можно вместе перебирать крупу, ягоду,

нанизывать на веревочку бусы, бисер, выкладывать рисунки из камней,

спичек, круп, песка. Собирайте вместе с ребенком мозаики, конструкторы,

пазлы. Пусть ваш ребенок больше рисует цветными карандашами, красками.

Все это развивает мелкую моторику ребенка, что является одной из

составляющих успешного речевого развития.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития

детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать

свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей

действительности, содержательнее и полноценнее отношения со

сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое

развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании

речи детей, о ее чистоте и правильности.



В раздел образования