Напоминание

Развитие творческой деятельности на уроках литературы


Автор: Кузнецова Нина Анатольевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 58
Населённый пункт: город Томск Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческой деятельности на уроках литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Статья для учителей русского языка и

литературы на тему: "Развитие

творческой деятельности учащихся на

уроках литературы"

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРЫ

Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать,

умение мыслить творчески, самостоятельно. Думаю, что этим и занимаемся

мы, учителя русского языка и литературы, на своих уроках. "Литература

развивает творческое начало в человеке, в конечном счете искусство

направлено на то, чтобы сформировать воображение". (В. Давыдов)

На уроках литературы я стараюсь своих учеников не только ввести в

мир прекрасного, приобщить их к образцам ответственной и мировой

художествен-ной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей,

воспитать по-требность в чтении, интерес к литературе, научить понимать

художественное слово, но и развивать литератуно-художественные задатки,

речевое творчество, потребность и умение владеть богатствами родной речи.

В.А. Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к

красоте слова считал огромной силой, облагораживающий духовный мир

ребенка.

В своей работе стараюсь поощрять и развивать литературное творчество

школьников, ведь это проявление активных сил души, формирование

интеллекта. Использую систему индивидуальных творческих работ. От

класса к классу характер заданий усложняется. Если в V -VI классах в

качестве индивидуального задания дается сочинение загадки, сказки,

небольшого рассказа из жизненного опыта, то в старших классах могут быть

предложены такие творческие работы, как самостоятельные художественные

зарисовки,

создание

литературных

портретов,

очерки,

репортажи,

стихотворения, а также исследовательские работы на основе литературного

краеведения, музейных материалов.

Воспитывать у школьников глубоко личное, эмоциональное отношение

к художественному произведению помогают небольшие письменные работы

на один урок или часть урока. Они дают ученику чаще высказать свои мысли

о прочитанном, делиться впечатлениями, эмоционально откликаться на

мысли автора, воспитывают внимание и художественные детали, учат

анализировать и сопоставлять литературные явления.

Развивают

художественное

воображение,

творческое

начало

письменные

работы

по

сопоставлению

литературного

текста

и

иллюстрированных

материалов

к

нему,

отдельного

эпизода

и

его

экранизации.

Хорошее знание содержания, интерес к произведению дают пищу и для

таких работ, которые предполагают как бы продолжение авторской мысли.

Конечно, сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих

развитию мысли ученика, росту его сознательного отношения к жизни, но и

немаловажное значение имеет и хорошее владение устной речью, умение

отстаивать свою точку зрения. Этому способствует внимательное, глубинное

проникновение в содержание художественного произведения. И я согласна с

теми, кто утверждает, что этот практически бесконечный процесс в школе не

завершается, а только начинается и продолжается в течение всей жизни

человека.

Успешно совершенное постижение художественного произведения

протекает, когда в осмысление созданного писателем включаются чувства и

весь опыт юного читателя, когда художественное восприятие и познание

опираются

на

эмоциональную,

нравственную,

общеобразовательную

подготовленность, когда восприятие становятся эстетическим фактором, в

свою

очередь

активно

развивающим

культуру

чувств,

поэтическую

наблюдательность, читательский интеллект. Непрерывно меняющийся опыт

человека приводит к тому, что каждый раз воображение по-новому

воссоздает нарисованные писателем картины, - от-сюда ощущение новизны,

углубление впечатлений при повторном и последующих обращениях к

произведению.

Для

глубокого

понимания

изображенного

в

искусстве

слова

необходимо, с одной стороны, мобилизовать прошлые представления,

впечатления, понятия, с другой - творчески трансформировать их на основе

ориентиров,

намеченных

писателем,

довести

до

состояния

образа,

приближающегося к данному в произведении. Необходима социальная

подготовка. Мысль эта звучала еще в работах В.Г. Белинского: "Для полного,

истинного постижения искусства, а следовательно, и полного, истинного

наслаждения

им,

необходимо

основательное

изучение,

развитие:

эстетическое

чувство,

получаемое

человеком

от

природы,

должно

возвыситься на степень эстетического вкуса, приобретаемого изучением и

развитием. А это возможно только для тех, кто на искусство смотрит не как

на приятно препровождение времени, веселое занятие от нечего делать или

легкое средство от скуки, но кто видит в искусстве серьезное дело,

требующее размышления, развивающее ум и сердце. Это та же наука, та же

ученость, потому что для истинного постижения искусства нужно много и

много, всегда и всегда учиться, и притом, многому такому, что, по-видимому,

находится совершенно вне сферы искусства".

Потребность в общении с искусством, интерес к нему удовлетворяются

на основе трех каналов связи: при помощи непосредственного общения к

произведениям,

посредством

получения

информации

об

искусстве,

в

процессе собственной творческой деятельности.

На

уроках

в

процессе

самостоятельной

домашней

работы,

регламентированной требованиями программ и направляемой учителем,

школьники

знакомятся

с

большим

количеством

литературно-

художественных текстов, осваивают обширную информацию о языке

искусства слова и закономерностях его развития. По-другому складывается

собственно-творческая деятельность, но не репродуктивная, какой она

преимущественно бывает, когда учащиеся пишут сочинения на темы,

связанные

с

постижением

изучаемых

литературно-художественных

произведений, а продуктивная, в основе которой - создание оригинальных

собственных художественных решений.

Конкретность

художественного

образа

не

терпит

абстрактного

восприятия. Образ в этом случае рассыпается, перестает существовать, а

стало быть, и не будет целенаправленно воздействовать на сознание

учащихся своими специфическими свойствами, среди которых наиболее

характерно и сильно эмоциональное воздействие. Вот почему изучение

художественной литературы нельзя обособить от системы формирования

образного мышления, которое является условием и создания, и постижения

искусства.

Умение

видеть

изображенные

в

литературно-художественном

произведении предметы, явления, события, людей, остро воспринимать их

чувства - качества, развиваемые опытом. Увидеть созданную писателем

картину, наполнить ее живыми красками, звуками, запахами, биением жизни

может научить опыт деятелей искусства.

Постановка вопросов специальных вопросов, упражнений пробуждают

мысль и воображение, увеличивают силу чувственного восприятия: оно

приобретает конкретность, осязаемость, написанное яснее воплощается в

звуках, формах, красках, запахах.

Подготовленное определенным образом, целенаправленное общение с

литературой может стать мощным средством познания запечатленного в

произведении. Выработка способности самостоятельно проникать в образ,

оценивать его эмоциональное и идейное содержание - на мой взгляд,

первоочередная задача, цель в области литературного развития учащихся. Без

чувственного восприятия не может быть сопереживания, сотворчества,

искусство исчезает, в сознании запечатлевается лишь его перевод на язык

литературотворческих понятий. Успешное решение задачи неразрывно

связано с совершенствованием постижения литературно-творческих текстов,

созданием условий, когда каждая нарисованная писателем картина заиграет в

представлении учащихся всем богатством красок, когда, не ограничиваясь

восприятием сюжетной канвы, юные читатели волшебством воображения,

усиленного теоретико- и историко-литературной подготовленностью, сумеют

максимально проникнуть в богатство идейно-художественного содержания.

В моей практике не часто встречались учащиеся, способные без

специальной и упражнений мгновенно вообразить прочитанное, поэтому я

стараюсь

пробуждать

в

учащихся

мыслителей,

поэтов,

художников,

способных

постичь

мир

чувств,

видеть

краски,

звуки,

недоступные

неподготовленному человеку. А это становится возможным при изучении

художественных произведений, все этапы анализа развивают учащихся,

вводят в творческую лабораторию, вдохновляют на собственное творчество.

Так возникает двуединая по своему существу задача - вооружение учащихся

методами самостоятельно постижения произведений искусства слова в их

специфике и пробуждение стойкого интереса к изучаемым текстам, желания

еще и еще раз к ним возвратиться, формирование высокого художественного

вкуса и эстетических потребностей, нравственное воспитание; формирование

духовного богатства и научного мировоззрения.

Решающим условием развития литературно-творческих способностей

школьников является повседневная работа учителя с учетом интересов,

способностей и подготовленности учеников. Развивая воображение, образное

мышление школьников, постепенно углубляя их самостоятельность в ходе

работы с текстом художественного произведения, устных и письменных

литературных опытов, учитель учит "мыслить с пером в руках", формирует

творческую личность.



В раздел образования