Автор: Кузнецова Нина Анатольевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 58
Населённый пункт: город Томск Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческой деятельности на уроках литературы
Раздел: среднее образование
Статья для учителей русского языка и
литературы на тему: "Развитие
творческой деятельности учащихся на
уроках литературы"
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРЫ
Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать,
умение мыслить творчески, самостоятельно. Думаю, что этим и занимаемся
мы, учителя русского языка и литературы, на своих уроках. "Литература
развивает творческое начало в человеке, в конечном счете искусство
направлено на то, чтобы сформировать воображение". (В. Давыдов)
На уроках литературы я стараюсь своих учеников не только ввести в
мир прекрасного, приобщить их к образцам ответственной и мировой
художествен-ной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей,
воспитать по-требность в чтении, интерес к литературе, научить понимать
художественное слово, но и развивать литератуно-художественные задатки,
речевое творчество, потребность и умение владеть богатствами родной речи.
В.А. Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к
красоте слова считал огромной силой, облагораживающий духовный мир
ребенка.
В своей работе стараюсь поощрять и развивать литературное творчество
школьников, ведь это проявление активных сил души, формирование
интеллекта. Использую систему индивидуальных творческих работ. От
класса к классу характер заданий усложняется. Если в V -VI классах в
качестве индивидуального задания дается сочинение загадки, сказки,
небольшого рассказа из жизненного опыта, то в старших классах могут быть
предложены такие творческие работы, как самостоятельные художественные
зарисовки,
создание
литературных
портретов,
очерки,
репортажи,
стихотворения, а также исследовательские работы на основе литературного
краеведения, музейных материалов.
Воспитывать у школьников глубоко личное, эмоциональное отношение
к художественному произведению помогают небольшие письменные работы
на один урок или часть урока. Они дают ученику чаще высказать свои мысли
о прочитанном, делиться впечатлениями, эмоционально откликаться на
мысли автора, воспитывают внимание и художественные детали, учат
анализировать и сопоставлять литературные явления.
Развивают
художественное
воображение,
творческое
начало
письменные
работы
по
сопоставлению
литературного
текста
и
иллюстрированных
материалов
к
нему,
отдельного
эпизода
и
его
экранизации.
Хорошее знание содержания, интерес к произведению дают пищу и для
таких работ, которые предполагают как бы продолжение авторской мысли.
Конечно, сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих
развитию мысли ученика, росту его сознательного отношения к жизни, но и
немаловажное значение имеет и хорошее владение устной речью, умение
отстаивать свою точку зрения. Этому способствует внимательное, глубинное
проникновение в содержание художественного произведения. И я согласна с
теми, кто утверждает, что этот практически бесконечный процесс в школе не
завершается, а только начинается и продолжается в течение всей жизни
человека.
Успешно совершенное постижение художественного произведения
протекает, когда в осмысление созданного писателем включаются чувства и
весь опыт юного читателя, когда художественное восприятие и познание
опираются
на
эмоциональную,
нравственную,
общеобразовательную
подготовленность, когда восприятие становятся эстетическим фактором, в
свою
очередь
активно
развивающим
культуру
чувств,
поэтическую
наблюдательность, читательский интеллект. Непрерывно меняющийся опыт
человека приводит к тому, что каждый раз воображение по-новому
воссоздает нарисованные писателем картины, - от-сюда ощущение новизны,
углубление впечатлений при повторном и последующих обращениях к
произведению.
Для
глубокого
понимания
изображенного
в
искусстве
слова
необходимо, с одной стороны, мобилизовать прошлые представления,
впечатления, понятия, с другой - творчески трансформировать их на основе
ориентиров,
намеченных
писателем,
довести
до
состояния
образа,
приближающегося к данному в произведении. Необходима социальная
подготовка. Мысль эта звучала еще в работах В.Г. Белинского: "Для полного,
истинного постижения искусства, а следовательно, и полного, истинного
наслаждения
им,
необходимо
основательное
изучение,
развитие:
эстетическое
чувство,
получаемое
человеком
от
природы,
должно
возвыситься на степень эстетического вкуса, приобретаемого изучением и
развитием. А это возможно только для тех, кто на искусство смотрит не как
на приятно препровождение времени, веселое занятие от нечего делать или
легкое средство от скуки, но кто видит в искусстве серьезное дело,
требующее размышления, развивающее ум и сердце. Это та же наука, та же
ученость, потому что для истинного постижения искусства нужно много и
много, всегда и всегда учиться, и притом, многому такому, что, по-видимому,
находится совершенно вне сферы искусства".
Потребность в общении с искусством, интерес к нему удовлетворяются
на основе трех каналов связи: при помощи непосредственного общения к
произведениям,
посредством
получения
информации
об
искусстве,
в
процессе собственной творческой деятельности.
На
уроках
в
процессе
самостоятельной
домашней
работы,
регламентированной требованиями программ и направляемой учителем,
школьники
знакомятся
с
большим
количеством
литературно-
художественных текстов, осваивают обширную информацию о языке
искусства слова и закономерностях его развития. По-другому складывается
собственно-творческая деятельность, но не репродуктивная, какой она
преимущественно бывает, когда учащиеся пишут сочинения на темы,
связанные
с
постижением
изучаемых
литературно-художественных
произведений, а продуктивная, в основе которой - создание оригинальных
собственных художественных решений.
Конкретность
художественного
образа
не
терпит
абстрактного
восприятия. Образ в этом случае рассыпается, перестает существовать, а
стало быть, и не будет целенаправленно воздействовать на сознание
учащихся своими специфическими свойствами, среди которых наиболее
характерно и сильно эмоциональное воздействие. Вот почему изучение
художественной литературы нельзя обособить от системы формирования
образного мышления, которое является условием и создания, и постижения
искусства.
Умение
видеть
изображенные
в
литературно-художественном
произведении предметы, явления, события, людей, остро воспринимать их
чувства - качества, развиваемые опытом. Увидеть созданную писателем
картину, наполнить ее живыми красками, звуками, запахами, биением жизни
может научить опыт деятелей искусства.
Постановка вопросов специальных вопросов, упражнений пробуждают
мысль и воображение, увеличивают силу чувственного восприятия: оно
приобретает конкретность, осязаемость, написанное яснее воплощается в
звуках, формах, красках, запахах.
Подготовленное определенным образом, целенаправленное общение с
литературой может стать мощным средством познания запечатленного в
произведении. Выработка способности самостоятельно проникать в образ,
оценивать его эмоциональное и идейное содержание - на мой взгляд,
первоочередная задача, цель в области литературного развития учащихся. Без
чувственного восприятия не может быть сопереживания, сотворчества,
искусство исчезает, в сознании запечатлевается лишь его перевод на язык
литературотворческих понятий. Успешное решение задачи неразрывно
связано с совершенствованием постижения литературно-творческих текстов,
созданием условий, когда каждая нарисованная писателем картина заиграет в
представлении учащихся всем богатством красок, когда, не ограничиваясь
восприятием сюжетной канвы, юные читатели волшебством воображения,
усиленного теоретико- и историко-литературной подготовленностью, сумеют
максимально проникнуть в богатство идейно-художественного содержания.
В моей практике не часто встречались учащиеся, способные без
специальной и упражнений мгновенно вообразить прочитанное, поэтому я
стараюсь
пробуждать
в
учащихся
мыслителей,
поэтов,
художников,
способных
постичь
мир
чувств,
видеть
краски,
звуки,
недоступные
неподготовленному человеку. А это становится возможным при изучении
художественных произведений, все этапы анализа развивают учащихся,
вводят в творческую лабораторию, вдохновляют на собственное творчество.
Так возникает двуединая по своему существу задача - вооружение учащихся
методами самостоятельно постижения произведений искусства слова в их
специфике и пробуждение стойкого интереса к изучаемым текстам, желания
еще и еще раз к ним возвратиться, формирование высокого художественного
вкуса и эстетических потребностей, нравственное воспитание; формирование
духовного богатства и научного мировоззрения.
Решающим условием развития литературно-творческих способностей
школьников является повседневная работа учителя с учетом интересов,
способностей и подготовленности учеников. Развивая воображение, образное
мышление школьников, постепенно углубляя их самостоятельность в ходе
работы с текстом художественного произведения, устных и письменных
литературных опытов, учитель учит "мыслить с пером в руках", формирует
творческую личность.