Напоминание

Формирование графических навыков у старших дошкольнков с ОВЗ


Автор: Ветлужских Анна Васильевна
Должность: Учитель- дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ 29 г. Челябинск
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Формирование графических навыков у старших дошкольнков с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование графических навыков у старших

дошкольников с ограниченными возможностями

здоровья для успешного овладения письмом и

письменной речью

Учитель – дефектолог

Ветлужских А.В.

Письменная речь как особая знаковая деятельность впервые стала

предметом

специального

психологического

исследования

в

работах

Л.С.Выготского. Изучая письменную речь в контексте проблем развития

высших

психических

функций,

он

пришел

к

выводу,

чтотона

с

психологической точки зрения, существенно отличается от устной и

внутренней речи и представляет собой по отношению к ним специфическое

психологическое образование. Ее специфика состоит в том, что она

функционирует в условиях отсутствия собеседника, более полно реализует

содержание сообщения, порождается иными мотивами и обладает большей

произвольностью и осознанностью, чем устная и внутренняя речь.

В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих

входят чтение и письмо.

Письмо – есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с

помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и

закреплять

ее

во

времени.

Любая

система

письма

характеризуется

постоянным составом знаков.

Письмо включает в себя ряд специальных операций:

1.

Анализ

звукового

состава,

подлежащего

записи:

определение последовательности звуков в слове.

2.

Перевод фонем в графемы.

3.

«Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую

систему последовательных движений необходимых для записи.

Термин «графика» толкуется в современном русском языке как

совокупность всех средств данной письменности, система отношений между

буквами письма и звуками речи, а также сами начертания букв и знаков.

Графический навык – автоматизированный способ дифференцировки и

перекодирования звуков речи в соответствующие буквы, а также начертание

их на бумаге с помощью соответствующих движений руки.

Графические навыки – это не только действия опирающиеся на

мускульные усилия, но и перекодировка единиц речи в графические знаки

(буквы), требующая правильного соотнесения звука и буквы, соблюдения

графических и орфографических правил.

Как известно у детей с ограниченными возможностями здоровья

ведущим признаком принято считать нарушение центральной нервной

системы, в частности интеллекта, т.е. нарушение произвольной деятельности.

Однако недоразвитие коры больших полушарий мозга является и причиной

различного рода двигательных нарушений.

Онтогенез психомоторики детей с ограниченными возможностями

здоровья имеет много общего с онтогенезом психомоторики здоровых детей.

При тяжелых степенях умственного недоразвития общие черты исчезают,

при легких степенях наблюдается приближение к нормальным тенденциям

онтогенеза психомоторики.

У нормально развивающихся детей к началу дошкольного возраста уже

накоплен определенный графический опыт, некоторый запас графических

образов,

правда

еще

очень

примитивный,

изобразительные

действия

сопровождаются игрой и речью.

У детей с ограниченными возможностями здоровья, с которыми не

проводится коррекционная работа по формированию изобразительной

деятельности, очень часто даже до поступления в школу сохраняются

однообразные, кратковременные, хаотические действия с карандашами. Эти

действия не имеют изобразительной направленности, лишены игровых

моментов, изображения никак не называются детьми, т.е. не связываются с

окружающими предметами.

В ходе обучения дети овладевают умениями пользоваться карандашом,

кисточкой, краской, учатся штриховать, закрашивать рисунок. В ходе

овладения этими умениями и навыками развивается мелкая моторика

(движения

кисти,

пальцев),

формируется

зрительно-двигательная

координация, рука готовится к обучению письму.

Таким образом, в физическом развитии ребенка с ограниченными

возможностями здоровья, так же, как и в психическом, имеются общие

тенденции с развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим

наблюдается и множество отклонений, в основе которых лежит диффузное

поражение коры головного мозга. Эти отклонения находят свое выражение в

ослабленности организма, в нарушениях соматики, большей подверженности

простудным

и

инфекционным

заболеваниям,

в

общем

физическом

недоразвитии (вес, рост), в нарушении развития статики и динамики

основных движений, мелкой моторики, осанки, координации элементарных

двигательных актов, в нарушении равновесия и т.п. У детей с органическим

поражением центральной нервной системы нарушена нервная регуляция

мышечной деятельности. В результате своевременно не формируется

контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании

произвольных

движений,

в

становлении

их

целенаправленности,

координированности,

пространственной

ориентировки.

При

этом

нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с

общим

развитием моторики (крупной и мелкой). Однако у разных детей изучаемой

категории нарушения в физическом развитии могут иметь разный характер,

разную степень выраженности, выступать в разных сочетаниях. Некоторые

дети производят впечатление физически здоровых и двигательно сохранных,

но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в физическом

развитии проявляются при выполнении заданий, требующих включения

целенаправленных двигательных актов.

В процессе коррекционно-развивающей работы должны решаться

следующие задачи:

1.развитие точности зрительного восприятия, формирование умения

вычленять элементы из целого и вновь объединять их в целое, развитие

точности пространственной ориентировки.

2.развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо,

влево, правая сторона, левая сторона, верхняя, нижняя сторона, линейка,

клетка).

3.ознакомление с правилами письма:

- пишут слева направо

- последовательно заполняют страницу, сохраняя одинаковую величину

элементов, равное расстояние между ними.

4.подготовка мелкой мускулатуры рук к письму и выработка умения

управлять своими движениями в соответствии с поставленной задачей

9штриховка, рисование бордюров и упражнения в написании элементов

букв).

5.выработка умения сопровождать словесными объяснениями свои

наблюдения и действия.

6.обучение соблюдению определенных гигиенических требований при

выполнении приготовлений к письму (расположение тетради, посадка за

столом, поза, расстояние глаз от тетради, правила держания ручки,

карандаша).

Эти задачи реализуются прежде всего в общей системе воспитательно-

образовательной работы с детьми: на занятиях, в совместной деятельности

педагога с детьми.

Коррекция

психомоторных

расстройств

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья ведет к улучшению их психического развития,

которое осуществляется в значительной степени путем развития моторики,

предметных действий, навыков самообслуживания и трудовой деятельности.



В раздел образования