Автор: Ветлужских Анна Васильевна
Должность: Учитель- дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ 29 г. Челябинск
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Формирование графических навыков у старших дошкольнков с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Формирование графических навыков у старших
дошкольников с ограниченными возможностями
здоровья для успешного овладения письмом и
письменной речью
Учитель – дефектолог
Ветлужских А.В.
Письменная речь как особая знаковая деятельность впервые стала
предметом
специального
психологического
исследования
в
работах
Л.С.Выготского. Изучая письменную речь в контексте проблем развития
высших
психических
функций,
он
пришел
к
выводу,
чтотона
с
психологической точки зрения, существенно отличается от устной и
внутренней речи и представляет собой по отношению к ним специфическое
психологическое образование. Ее специфика состоит в том, что она
функционирует в условиях отсутствия собеседника, более полно реализует
содержание сообщения, порождается иными мотивами и обладает большей
произвольностью и осознанностью, чем устная и внутренняя речь.
В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих
входят чтение и письмо.
Письмо – есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с
помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и
закреплять
ее
во
времени.
Любая
система
письма
характеризуется
постоянным составом знаков.
Письмо включает в себя ряд специальных операций:
1.
Анализ
звукового
состава,
подлежащего
записи:
определение последовательности звуков в слове.
2.
Перевод фонем в графемы.
3.
«Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую
систему последовательных движений необходимых для записи.
Термин «графика» толкуется в современном русском языке как
совокупность всех средств данной письменности, система отношений между
буквами письма и звуками речи, а также сами начертания букв и знаков.
Графический навык – автоматизированный способ дифференцировки и
перекодирования звуков речи в соответствующие буквы, а также начертание
их на бумаге с помощью соответствующих движений руки.
Графические навыки – это не только действия опирающиеся на
мускульные усилия, но и перекодировка единиц речи в графические знаки
(буквы), требующая правильного соотнесения звука и буквы, соблюдения
графических и орфографических правил.
Как известно у детей с ограниченными возможностями здоровья
ведущим признаком принято считать нарушение центральной нервной
системы, в частности интеллекта, т.е. нарушение произвольной деятельности.
Однако недоразвитие коры больших полушарий мозга является и причиной
различного рода двигательных нарушений.
Онтогенез психомоторики детей с ограниченными возможностями
здоровья имеет много общего с онтогенезом психомоторики здоровых детей.
При тяжелых степенях умственного недоразвития общие черты исчезают,
при легких степенях наблюдается приближение к нормальным тенденциям
онтогенеза психомоторики.
У нормально развивающихся детей к началу дошкольного возраста уже
накоплен определенный графический опыт, некоторый запас графических
образов,
правда
еще
очень
примитивный,
изобразительные
действия
сопровождаются игрой и речью.
У детей с ограниченными возможностями здоровья, с которыми не
проводится коррекционная работа по формированию изобразительной
деятельности, очень часто даже до поступления в школу сохраняются
однообразные, кратковременные, хаотические действия с карандашами. Эти
действия не имеют изобразительной направленности, лишены игровых
моментов, изображения никак не называются детьми, т.е. не связываются с
окружающими предметами.
В ходе обучения дети овладевают умениями пользоваться карандашом,
кисточкой, краской, учатся штриховать, закрашивать рисунок. В ходе
овладения этими умениями и навыками развивается мелкая моторика
(движения
кисти,
пальцев),
формируется
зрительно-двигательная
координация, рука готовится к обучению письму.
Таким образом, в физическом развитии ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, так же, как и в психическом, имеются общие
тенденции с развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим
наблюдается и множество отклонений, в основе которых лежит диффузное
поражение коры головного мозга. Эти отклонения находят свое выражение в
ослабленности организма, в нарушениях соматики, большей подверженности
простудным
и
инфекционным
заболеваниям,
в
общем
физическом
недоразвитии (вес, рост), в нарушении развития статики и динамики
основных движений, мелкой моторики, осанки, координации элементарных
двигательных актов, в нарушении равновесия и т.п. У детей с органическим
поражением центральной нервной системы нарушена нервная регуляция
мышечной деятельности. В результате своевременно не формируется
контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании
произвольных
движений,
в
становлении
их
целенаправленности,
координированности,
пространственной
ориентировки.
При
этом
нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с
общим
развитием моторики (крупной и мелкой). Однако у разных детей изучаемой
категории нарушения в физическом развитии могут иметь разный характер,
разную степень выраженности, выступать в разных сочетаниях. Некоторые
дети производят впечатление физически здоровых и двигательно сохранных,
но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в физическом
развитии проявляются при выполнении заданий, требующих включения
целенаправленных двигательных актов.
В процессе коррекционно-развивающей работы должны решаться
следующие задачи:
1.развитие точности зрительного восприятия, формирование умения
вычленять элементы из целого и вновь объединять их в целое, развитие
точности пространственной ориентировки.
2.развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо,
влево, правая сторона, левая сторона, верхняя, нижняя сторона, линейка,
клетка).
3.ознакомление с правилами письма:
- пишут слева направо
- последовательно заполняют страницу, сохраняя одинаковую величину
элементов, равное расстояние между ними.
4.подготовка мелкой мускулатуры рук к письму и выработка умения
управлять своими движениями в соответствии с поставленной задачей
9штриховка, рисование бордюров и упражнения в написании элементов
букв).
5.выработка умения сопровождать словесными объяснениями свои
наблюдения и действия.
6.обучение соблюдению определенных гигиенических требований при
выполнении приготовлений к письму (расположение тетради, посадка за
столом, поза, расстояние глаз от тетради, правила держания ручки,
карандаша).
Эти задачи реализуются прежде всего в общей системе воспитательно-
образовательной работы с детьми: на занятиях, в совместной деятельности
педагога с детьми.
Коррекция
психомоторных
расстройств
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья ведет к улучшению их психического развития,
которое осуществляется в значительной степени путем развития моторики,
предметных действий, навыков самообслуживания и трудовой деятельности.