Автор: Шарифуллина Ляйсан Ирековна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №34
Населённый пункт: город Октябрьский
Наименование материала: Дидактическое игровое многофункциональное пособие по сенсорному развитию
Тема: «Речевой куб» для детей старшего возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №34 «Радуга»
Городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
Авторское игровое многофункциональное пособие
:
«Речевой куб»
Автор-разработчик: воспитатель
Шарифуллина Л.И.
МАДОУ Детский сад №34
Согласовано: ст.воспитатель
Мусифуллина Л.Г.
2020г.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование
сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное восприятие
направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать
предметы,
их
разнообразные
свойства
и
отношения
(цвет,
форму,
величину,
расположение в пространстве, высоту звуков и т.д.).
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-
упорядочивает
хаотичные
представления
ребенка,
полученные
при
взаимодействии с внешним миром;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-
дает
ребенку
возможность
овладеть
новыми
способами
предметно-
познавательной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др.видов памяти.
Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с
игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия
взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной
деятельности детей.
Дидактическое игровое многофункциональное пособие по сенсорному
развитию: «Речевой куб» для детей старшего возраста
Цель: развивать тонкость и точность моторики пальцев рук детей, стимулировать
зрительную, осязательную и слуховую активность, координацию движений и сенсорные
навыки.
Задачи: - выявить уровень знаний детей о животных, живущих на всей нашей
планете, расширить их представления о животном мире;
- учить соблюдать правила игры;
- развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие предметов;
- развивать речь;
- способствовать развитию положительных эмоций;
- развивать логическое мышление;
- формировать умение составлять словосочетания, предложения;
- закрепить знания детей о том, чем питаются разные животные; где обитают, учить
определять их следы, развивать мышление, внимание; речь, а также развивать мелкую
моторику рук; воспитывать бережное отношение к животным.
Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
В игру могут играть от одного до четырех игроков одновременно, так как в ней
есть несколько игровых полей. В этой игре обязательно нужен ведущий – воспитатель.
Пособие представляет собой куб, изготовленный из легких материалов (картонной
коробки, скотча, бумаги, липучек, фетра, шнурков, маленьких кубиков, застежек,
безопасных для работы с детьми - кубиков, распечатанных карточек), каждая грань,
которой занята игрой. Этот короб, как волшебный сундучок, наполнен интересными
развивающими играми природоведческого содержания. Внутри есть дополнительные
картонные листы с заданиями – играми на развитие мелкой моторики рук. Их можно
взять и отойти в удобное место (за соседний стол, например), причем каждый может
выбрать
себе
игру
по
интересу.
Особенностью
этого
пособия
является
его
многофункциональность. Сразу несколько детей могут быть заняты, играя в разные
игры, заключенные в одном кубе. Дети, играя в эти игры с воспитателем, не только
закрепляют имеющиеся знания, но и получают новые.
Игра с данным пособием позволяет решать задачи по данным направлениям:
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Познавательное развитие.
Варианты игр
*О
дна грань куба игра «Чей хвост?» - на липучках.
Перед игрой рассмотреть карточки с животными, предложить поделить их на две
группы: справа животные, которые смотрят направо, а слева те, кто смотрит налево.
Ребенку нужно правильно засунуть в кармашки картинку с животным (в зависимости от
того, куда смотрит животное). Спросить, чего же не хватает животным. (Хвоста). При
выполнении задания, необходимо добиваться того, чтобы ребенок называл особенности
хвостов (длинный, короткий, пушистый, толстый, маленький, большой и т.д.),
проговаривал слова, отвечающие на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий,
медвежий и т. д. Чем хвост одного животного, отличается от хвоста другого.
В конце игры можно попросить ребенка закрыть глаза, и убрать одного животного.
Он должен ответить, кто пропал. Так же отдельно с «хвостами» можно поиграть в такой
вариант игры.
*Вторая грань: игра «Кто что ест?» - к картине с определённым животным, ребенку
необходимо собрать на шнур то, чем питается животное.
*Третья грань «Чей след?» - на вертящихся кубиках сверху – изображение следа, а
снизу – изображения животных. Необходимо соотнести след с животным.
*На четвертой грани задание: «Расскажи о животном», которую можно
объединить с игрой «Чья часть?», расположенной на верхней грани куба.
Раскладываем перед ребенком карточки, он выбирает любую из них. Называет, чья это
часть. И рассказывает об этом животном по плану. Следует объяснить, что нужно пройти
три дорожки, на каждой двигая руками игрушку «сову», по прикрепленной к коробке
леске.
Внутри куба есть картонные, ламинированные карточки с различными заданиями на
сенсорное развитие -
на сортировку животных по месту обитания на шнуровке,
липучках, кнопках, специальных креплениях (животные леса, домашние, животные
Севера, Саванны, и обитающие в джунглях).
Первое задание «Собрать животных Севера»
– на закручивающихся крышках.
Можно рассказать ребенку интересные факты, попросить закрыть глаза, и спросить, кто
пропал. Можно дать самому открутить животных и снова правильно собрать. Нужно
обращать внимание и на размер крышек, так как маленькой крышкой, ребенок большую
не сможет закрыть.
Второе задание
«Собрать животных
джунглей» - на кнопках.
Варианты игр тоже могут
быть разными. Я
предлагаю ребенку снять
с кнопок всех животных.
Спрятать одного в руках.
И дать подсказки – загадками, то есть описать того, кого он спрятал. (Например,
полосатый хищник, очень опасный, похож на кошку), и в такой игровой форме развивать
логическое мышление, речь, мелкую моторику.
Третье задание «Собери домашних животных», верно располагая по размеру на
листе, собрать животных из двух частей на специальные крепления.. При выполнении
можно задавать вопросы ребенку: какую пользу приносит это животное хозяину, чем его
кормят, как называется место, где он живет, что ты еще знаешь об этом животном.
Четвертое задание «Как живут животные Саванны» – на липучках, и на леске,
чтобы можно было двигать животных. Я предложила придумать свою историю про
животных. «На сухой, жаркой Саванне ходил высокий жираф…» (ребенку можно
подвигать им) дальше вместе с ним придумываем опасную для жирафа ситуацию, когда
появляется лев…
Пятое задание «Зашнуруй животных леса»
–
собрать на шнур. Варианты игры тоже можно менять,
дать такие задания, как: «Начни шнуровать с самого
опасного», «Начни с самого маленького», «Кто кого
боится», «Кто тут хищник» и т.д.