Напоминание

"Игры и упражнения со звуками и словами"


Автор: Карабанова Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская обл.
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Игры и упражнения со звуками и словами"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей:

«Игры и упражненимя со звуками и словами»

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо — это

перевод звуков речи в буквы, а чтение — это перевод букв в звучащую речь.

Словарик:

Слуховое внимание – умение определять на слух звучание и его направление.

Фонема – звук, умение различать каждый звук в слове.

Фонематический слух – способность различать и узнавать фонемы в словах (д, о, м), понимать

смысл слов.

Фонематическое восприятие – умственные действия по различению фонем и установление

звуковой структуры слова: кит – к` - мяг., согл. звук, и – глас. звук, т – твёр., согл. звук; первый звук –

к`, второй – и, третий – т.

Дети 5-7 лет могут:

1. Определять короткие и длинные слова (сравнивать слова по количеству звуков).

2. Делить слова по слогам.

3. Определять место звука в слове (начало, середина, конец).

4. Придумывать слова на заданный звук, слог.

5. Выделять звуки из слова, то есть определять наличие звука в слове (есть такой звук в слове или

нет).

6.Анализировать звуковой состав слова.

7. Давать характеристику звуков:

– гласный звук, обозначаем красной фишкой;

– твёрдый звук, согласный, обозначаем синей фишкой;

– мягкий звук, согласный, обозначаем зелёной фишкой.

8.Составлять и анализировать предложения: Карандаш упал под стол. В предложении 4 слова.

Первое слово – карандаш;

Второе слово – упал;

Третье слово – под (короткое слово);

Четвёртое слово – стол.

9. Владеть понятием «звук», «слог», «слово», «предложение».

Что даёт развитие фонематического слуха и восприятия

у ребёнка дошкольного возраста:

* Помогает ребёнка к подготовительной к школе группе подготовит «базу» к непосредственно –

образовательной деятельности «Подготовка детей к обучению грамоте».

* Воспитывается особая чуткость к звучанию слова и в школе дети будут практически избавлены от

наиболее распространённых ошибок первоклассников:

– Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик»,

«удюг» вместо «утюг»).

– Замены мягких согласных соответствующими твёрдыми и наоборот («ден» вместо «день»,

«клюмба» вместо «клумба»).

– Замена свистящих звуков [С],[З],[Ц] шипящими [Ш],[Ж],[Щ],[Ч] («сапка» вместо «шапка», «сапля»

вместо «цапля»).

– Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных [Р],[Р`],[Л],[Л`],[Й] («глачи»

вместо «грачи», «гойка» вместо «горка»).

* Недостаточно сформирована грамматическая сторона речи (неправильное написание суффиксов,

приставок, слитное написание падежных инструкций, словообразование).

* Дети не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к сложному

чтения целыми словами.

Игра «Будь внимательным!»

Цель: Развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например, звук [Р]:

л, р, в, р, з; ла, за, ра, мо, ры; стол, рука, лютик.

Игра «Назови картинки»

Цель: Учить выделять заданный звук среди предметов, изображённых на картинке.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [Ш]. Например, картинки (можно

игрушки): мышь, машина, банка, шапка, банан и т. д.

Игра «Придумай слово»

Цель: Учить подбирать слова на заданный звук, слог.

Придумай слово, имя мальчика (девочки) и т.д. на заданный звук [С], слог МА и т.д.

Игра «Назови первый звук в слове»

Цель: Учить выделять первый звук в слове.

Назови предметы на картинках и выдели только первый звук в слове. Например: кот – [К],

иголка – [И].

Игра «Назови последний звук в слове»

Цель: Учить выделять последний звук в слове.

Назови предметы, изображённые на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например:

дом – [М], слон – [н].

Игра «Прохлопай слово»

Цель: Учить делить слова на слоги.

Прохлопай слово и назови количество слогов в слове

(можно потом с усложнением – назови каждый слог в слове). Например: собака – 3 слога.

Правило: сколько гласных звуков столько и слогов.

Игра «Найди пару»

Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.

Ребёнку предлагаются парные картинки: коза – коса, мишка – мышка, мак – рак, дом – дым, миска

– мишка, люк – лук, галка – галька и т.д. Раздаются картинки, по очереди называют свою картинку,

выигрывает тот, кто назовёт пару той или иной картинке.

Игра «Найди слово»

Цель: Научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.

Взрослый предлагается прослушать стихотворение, (либо короткий рассказ), где есть слова со

звуком [С]. Ребёнку нужно назвать слова со звуком [С].

Игра «Разложить картинки»

Цель: Учить дифференцировать звуки в словах.

Ребёнку предлагается разложить картинки (игрушки) на звуки [С] – [Ш], [З] – [З`].

Игра «Добавлялки»

Цель: Учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук

[Ш]…уба (шуба), …апка (шапка), …ар (шар) и т. д.

Игра «Определи место звука в слове»

Цель: Развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Определить, где «живёт» заданный звук в слове: в начале, в середине, в конце слова. Например:

звук [Ш] в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

Игра «Кому подойдёт квартира?»

Цель: Научить определять количество звуков в слове.

У детей – картинки различных животных. Взрослый показывает домик

Детям нужно подобрать к этой схеме слово (животное), затем – назвать каждый звук отдельно.

Игра «Цепочка слов»

Цель: Учить выделять в словах первый и последний звук в словах.

Взрослый называет слово, ребёнок выделяет последний звук в слове и придумывает новое слово

на этот звук. Например: сыр – рыба – арбуз – зонт и т.д.

Игра «Отгадай слово»

Цель: Учить составлять слова по первым звукам предметов, изображённых на картинках.

Угадайте по первым звукам, изображённых на картинках предметов слово. Например: лебедь,

иголка, стол, арбуз (лиса).

Игра «Назови слово»

Цель: Учить называть слова с определённым количеством слогов.

Ребёнку предлагается назвать слова с 1 слогом (например, сок, дом, дым), с 2 слогами (мама,

каша), с 3 (молоко, булочка).

Игра «Фонетическая гимнастика»

Правила игры. Начинаем с простых вопросов:

Как тикают часы?- тик-так

Как подзывают цыплят?- цып-цып

Как чикают ножницы? -чик-чик

А затем задают вопросы так , чтобы, отвечая, использовал только отдельный звук:

Как жужжит жук? –ж-ж-ж

Как воет волк? –у-у-у

Как поют комарики? –з-з-з

Как фыркает кот? –ф-ф-ф

Как шипит змея? –ш-ш-ш

Вариант этой игры: Звуковые загадки.

Называем какой –то звук, а ребенок придумывает кто(что) может его издавать.

Н-р, кто(что)издает такой звук: З-З,Ш-Ш,Р-Р? И др.

Игра «Заводные игрушки»

Правила игры: Заводим ключиком игрушки (игрушки - это дети). Дети начинают двигаться,

изображая игрушку и издавая звуки.

Ж- полетел жучок

Р- затарахтел игрушечный мотоцикл

Ц- запрыгала белочка

Ф- фыркает ежик.

Игра «Скажи, как я (обучение интонированию звуков)»

Игровой материал. Мяч.

Правила игры. Дети стоят в кругу, а взрослый –в середине круга с мячом. Кидаем мяч кому-то из

детей, называем слово с интонационным выделением любого согласного звука. Например:

(С)лон

Забо(Р)

Ко(Ш)ка.

Ребенок перебрасывает мяч назад, повторяя слово точно также.

Игра «Подберем игрушки»

Игровой материал: игрушки, кукла , картинки с изображением животных и птиц.

Правила игры. В комнате не видных местах лежат предметы, в названиях которых есть звук Ж;

флажок, кружок, ножницы, жираф, ежик и др.

Показываем детям новую куклу, говорим, что в имени куклы есть песенка жука(Ж).

Как зовут куклу?- Жанна.

Кукла любит предметы и игрушки, в названии которых есть песенка жука .Какие игрушки дадим

кукле?

Игра «Дятел»

Правила игры. Ребенок рассказывает потешку:

“Дятел дерево долбит ,день-деньской кору дробит.”

После этого он изображает дятла, бьет кулаком о кулак, приговаривает: д-д-д.

В этой игре вводим незаметно для детей понятие твердости-мягкости согласного:

Папа-дятел долбит- Д-Д-д

Маленький птенец- Дь-Дь-дь

Игра «Комары и осы»

Игровой материал: картинки

Правила игры: Комары звенят з-з-з, осы поют свою песенку с-с-с.

Услышите песенку комара -помашите крылышками ,а когда услышите песенку осы, то

пальчиками покажите, .как она ползет.

Затем называем слова, в которых есть звук С или З, а ребенок движением показывает, какой звук

встречается в слове.

Словарный материал.зонт,слон.забор,сахар,сушки,соль,самолет,заноза,дозор,мазать и т.д

Вариант этой игры: Слушай внимательно.

У ребенка в руках 2 картинки :свисток и звонок.

Свисток свистит- С-с-с; звонок звенит- З-з-з.

Говорим слова ,а дети поднимают картинки с изображением свистка или звонка.

Различение звуков Ч-Щ.

Объясняем:

Ч-Ч-Ч- так звучит паровоз. Когда услышите этот звук, изобразите. Как двигается паровоз;

Щ-Щ-Щ- так пилят дрова.

Дети слушают слова и передают движениями звуки Ч или Щ.

Словарный материал: число, шкаф, щенок. Чибис, червяк, шапка, карандаш, щит, чашка, щель.

Игра «Подскажи кукле звук (формирование навыка выделения последнего звука)»

Игровой материал: кукла.

Правила игры:

Кукла очень торопиться. Поэтому некоторые слова выговаривает плохо: не все звуки слышны.

Просим поправить куклу, где необходимо.

На солнышке греется котено…(К)

На него смотрел белолапый щено(К)

Он хотел его догна…(Ть)

А рядом по двору гулял важный пету…(Х)

За ним бегали куриц…(Ы) и цыплят…(А)

Игра «Зоопарк (различение мягкости - твердости согласных)»

Игровой материал: картонный домик, игрушки, мебель, предметы, фишки.

Правила игры:

На столе картонный домик. Это зоопарк. В него привезли много животных. Но зоопарк небольшой,

всем не уместиться. Поэтому в нем поселяться только те животные, в названии которых есть Ль.

Ослику можно войти в зоопарк?- почему?

Льву, леопарду, лисице, готовы удобные клетки. А вот слону, волку и ламе придется ехать в

другой зоопарк.

За каждый правильный ответ детям дается фишка.

Игра «Заблудились в лесу (первоначальный навык выделения ударного звука)»

Игровой материал: кукла, игрушки – зверята.

Правила игры:

В лесу заблудилась кукла и зверята. Ребенок их зовет, т.е. произносит имя с подчеркнутым

интонированием ударного гласного:

М-и-и-ша- И

Р-ы-ы-бка- Ы

К-о-о-тик- О

Э-э-дик- Э

Игра «В стране Звуковичков»

Игровой материал: рисунки с изображением Зковичков и предметов на их крылышках),

музыкальное сопровождение.

Правила игры:

Звуковички это носители и хранители звуков. Они живут в Стране слов.

Чтобы узнать, как его зовут Звуковичка (какой звук он хранит), смотрим на рисунок его крылышек.

Если нарисован ландыш, это Звуковичок- Л, а если люстра-Ль, солнышко- Звуковичок С,сережка-

Сь. И т.д.

Объясняем детям:

Чтобы накормить Звуковичков, надо назвать слова с его звуком, растягивая звук как можно

дольше( пока Звуковичок не наестся). Звуковичку В надо пропеть в-вата,в-в-ворон, но нельзя

шоколад или грушу ,а то он отравиться.

Можно предложить детям самим нарисовать крылышки Звуковичкам.

Игра «Звуковых дел Мастера»

Игровой материал: 6 фигурок Звуковых дел мастеров с яркими молоточками в руках, в красных

комбинезонах, на груди у каждого его звук: А,О,У,Ы,И.Э, предметные картинки.

Правила игры:

В нашу комнату вошли ЗДМ .Кому мы подарим ананас-А, а кому книгу-И, стул-У и др.

Вариант игры: ЗДМ рисуют картину.

Дети рисуют любой несложный сюжет. Например, “ На рыбалке”: река, берег с песочком ,камни, лес.

На берегу рыбак с удочкой и т.д И везде значками отмечают, какой Мастер нарисовал этот предмет.

Например, песок- О, камень-А ,рыб- Ы и др.

Игра «Звукоедик»

Игровой материал: кукла.

Правила игры:

У Звуковичка есть страшный враг - Звукоедик. Он питается начальными звуками во всех словах.

Ходим с куклой в руках по комнате и говорим:

…иван….каф,…тул.

Что хотела сказать кукда?

Или Звукоедик съедает последний звук. Как теперь звучат произносимые слова:

сто…,сту…,тарелк… и т.д

А теперь Звукоедик попал в сад.теперь он отгрызает первый(последний) звук в названиях

фруктов: …руша,…анан и др.

Звукоедик в лесу. Исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев: сыроежк..,сосн… и т.д

Звукоедик может попасть в огород, магазин ,цирк, на рыбалку.

Игра «В стране Звуков»

Правила игры:

Ребенок называет первый и последний звуки названия любимой игрушки, а другие дети отгадывают.

Например, Мь-А---мишка, К-А—кукла и др.

Аналогично загадывают овоши ,фрукты, цвет.. виды спорта, имена и т.д

Игра «Любопытный»

Игровой материал: фишки

Правила игры: На любой вопрос ведущего можно назвать только те слова, которые начинаются со

звука Б.

- Где был?- на балконе

- Кого видел?- бульдога

- Куда собираешься? – в булочную

- Что будешь покупать?- бублики, баранки

- Куда поедешь?- к бабушке в Букино

- Что наденешь?- блузку, брюки и т.д

Игры№4 Изобрази предмет.

Правила игры:

Спрашиваем у ребенка, с какого звука начинается его имя.

Например, Катя. Какой первый звук в ее имени? –К.

Названия каких предметов начинаются с этого звука?- кошка, камень, канат…

Дети придумывают, как изобразить эти предметы.

Игра «Кто больше?»

Игровой материал: картинки.

Правила игры:

Даем ребенку набор предметных картинок. Просим сначала выбрать картинки, в названии которых

звук А встречается 1 раз (сад, арбуз), затем 2 раза (астра, баран), в конце 3 раза-( ананас, барабан).

Так же подбираются картинки для работы с другими звуками.

Игра «Упрямые Звуковички».

Игровой материал: мяч

Правила игры:

Называем твердый согласный и бросаем мяч ребенку. Поймав мяч, он называет пару заданного

звука (маленького “братца”) и бросает мяч ведущему.

Например, Б-Бь; Л-Ль; К-Кь.

Или наоборот - большого “ братца”: З-Зь; Ф-Фь.

Аналогично можно играть со словами: Дал – даль; Кон- конь и др.

Игра «Магазин».

Игровой материал: предметные картинки. Бумажные карточки со звуками, два рисунка, различные

предметы.

Правила игры:

На картинках нарисованы предметы одежды и посуды. В названичх предметов есть звуки С, Ш, Л,

Р . У детей деньги- бумажные карточки со значками звуков: С, Ш, Л, Р .на монету Ш можно купить

кувшин, шляпу. рубашку, а на монету С - стакан, миску. Побеждает тот ,кто сделал больше покупок.

Игра «Анаграммы»

Правила игры:

Придумать новые слова, состоящие из этих же звуков, но расположенные в другом порядке.

Например. Атлас- салат; Кулак- кукла; Лиса- сила; Камыш- мышка. И т.д.

«Хлопушки»

Цель: учить ребёнка выделять заданный звук из слова.

Ход игры: Воспитатель – Я назову цепочку слов, если ты услышишь в слове звук «а», хлопни в

ладоши. Слушай и будь внимательным.

Рекомендации: Произносите слова медленно, выделяя звук «а» голосом. По окончании игры

уточните, почему ребёнок не хлопал, когда произносилось слово, где нет звука «а».

«Три слова»

Цель: учить ребёнка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.

Ход игры: Воспитатель – Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом

слове: утка, уши, узел. Где ты услышал звук «у»: в начале, середине или конце слова?

Рекомендации: Если ребёнок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите

цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что

ребёнку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова, и труднее услышать звук в

середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребёнком звука из слова.

«Картинки»

Цель: учить ребёнка называть заданный звук, который встречается в названии каждой картинки.

Ход игры: Воспитатель – Посмотри на картинки, назови их. С какого звука начинается название

каждой картинки? (Апельсин, аист, арбуз).

Рекомендации: Если ребёнок затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами

назовите картинки, выделяя голосом нужный звук.

Заранее подберите картинки на звуки «а, о, у, и».

«Путешествие по комнате»

Цель: учить ребёнка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.

Ход игры: Воспитатель – У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить

предметы, в названии которых есть звук «с». На найденные предметы мы будем класть фишки:

я – красные, вы – синие. Начали!

Рекомендации: Предложите детям проверить правильность выполнения вами задания,

похвалите, если сами заметят ошибки, затем проверяйте их, дайте оценку.

Игры со словами

«Поймай словечко в ладошки»

Цель: учить ребёнка составлять слово из отдельно названных звуков.

1 – й вариант

Ход игры: Воспитатель – Я назову звуки, а ты назови получившееся слово. Звуки «м, а, к».

Какое слово ты услышал?

2 - й вариант

Ход игры: Воспитатель называет звуки слова в нарушенной последовательности «д, м, о».

Ребёнок путём проб и ошибок составляет слово дом.

Рекомендации: Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот,

лук, шар). С опорой на наглядность ребёнку легче будет составлять слово из отдельно

названных звуков.

«Какое слово спряталось в картинках?»

Цель: учить ребёнка выделять первый звук из слов, запоминать звуки и составлять из них

слово.

Ход игры: Воспитатель – Как ты думаешь, можно ли с помощью картинок составить слово?

Попробуем. Для этого надо запомнить правила:

1.

Рассмотри картинки, назови их и определи, с какого звука начинается название каждой

картинки.

2.

Запомни звуки и назови их в том порядке, в котором картинки лежат на столе.

3.

Назови слово, которое спряталось в названиях картинок.

Рекомендации: Когда ребёнок легко будет составлять слово из первых звуков слов, переходите

к составлению слов из последних звуков, затем из второго, третьего звука (из середины) слова.

«Волшебники»

Цель: учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со

словами.

Ход игры: Воспитатель – Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся

изменять слова. Я буду называть слова, а вы первый звук будете заменять звуком «с». ТОК,

ДОМ, ЛУК.

Рекомендации: В начале игры уточните, с какого звука начинается названное слово, помнит ли

ребёнок, на какой звук надо заменять первый звук в слове. Дайте образец.

Список используемой литературы:

1.

Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. Альбом 4.

Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф: Л. Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Солошенко — Москва, АСТ,

Астрель, 2003 г.- 80 с.

2.

Звенящие кедры России: Владимир Мегре — Санкт-Петербург, Диля, 2000 г.- 384 с.

3.

Звонкие и глухие согласные. Для детей 6-9 лет: В. Буйко, Г. Сыропятова — Санкт-Петербург,

Литур, 2010 г.- 32 с.

4.

Звуки "Р", "Л". Я вас различаю! Настольные логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет:

Н. Е. Ильякова — Москва, ГНОМ и Д, 2009 г.- 16 с.

5.

Звуки "Ш" "Ж", я вас различаю!: Н. Е. Ильякова — Москва, ГНОМ и Д, 2009 г.- 24 с.

6.

Игротека речевых игр. Выпуск 6. В мире животных и птиц: Э. Д. Наумова — Санкт-Петербург,

ГНОМ и Д, 2007 г.- 36 с.

7.

Растения. Тетрадь по развитию речи. Автоматизация трудных звуков: Л. М. Козырева —

Москва, Академия Развития, 2008 г.- 32 с.

8.

Твердые и мягкие согласные. Для детей 6-8 лет: В. Буйко, Г. Сыропятова — Санкт-

Петербург, Литур, 2010 г.- 32 с.

9.

Твердые согласные [Ш], [Ж], [Ц]. Тетрадь для детей 6-9 лет: В. Буйко, Г. Сыропятова —

Санкт-Петербург, КнигоМир, 2010 г.- 32 с.

10.

Учим звуки С, Ш. Задания на автоматизацию произношения звуков: Т. Е. Грецкая — Москва,

Сфера, 2010 г.- 32 с.

11.

Шипящие звуки. Альбом № 2. Дидактические материалы по исправлению недостатков

произношения у слабослышащих детей: Е. К. Щербакова — Москва, Академия Развития,

2001 г.- 96 с.

Желаем успехов!



В раздел образования