Автор: Карабанова Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская обл.
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Игры и упражнения со звуками и словами"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей:
«Игры и упражненимя со звуками и словами»
Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо — это
перевод звуков речи в буквы, а чтение — это перевод букв в звучащую речь.
Словарик:
Слуховое внимание – умение определять на слух звучание и его направление.
Фонема – звук, умение различать каждый звук в слове.
Фонематический слух – способность различать и узнавать фонемы в словах (д, о, м), понимать
смысл слов.
Фонематическое восприятие – умственные действия по различению фонем и установление
звуковой структуры слова: кит – к` - мяг., согл. звук, и – глас. звук, т – твёр., согл. звук; первый звук –
к`, второй – и, третий – т.
Дети 5-7 лет могут:
1. Определять короткие и длинные слова (сравнивать слова по количеству звуков).
2. Делить слова по слогам.
3. Определять место звука в слове (начало, середина, конец).
4. Придумывать слова на заданный звук, слог.
5. Выделять звуки из слова, то есть определять наличие звука в слове (есть такой звук в слове или
нет).
6.Анализировать звуковой состав слова.
7. Давать характеристику звуков:
– гласный звук, обозначаем красной фишкой;
– твёрдый звук, согласный, обозначаем синей фишкой;
– мягкий звук, согласный, обозначаем зелёной фишкой.
8.Составлять и анализировать предложения: Карандаш упал под стол. В предложении 4 слова.
Первое слово – карандаш;
Второе слово – упал;
Третье слово – под (короткое слово);
Четвёртое слово – стол.
9. Владеть понятием «звук», «слог», «слово», «предложение».
Что даёт развитие фонематического слуха и восприятия
у ребёнка дошкольного возраста:
* Помогает ребёнка к подготовительной к школе группе подготовит «базу» к непосредственно –
образовательной деятельности «Подготовка детей к обучению грамоте».
* Воспитывается особая чуткость к звучанию слова и в школе дети будут практически избавлены от
наиболее распространённых ошибок первоклассников:
– Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик»,
«удюг» вместо «утюг»).
– Замены мягких согласных соответствующими твёрдыми и наоборот («ден» вместо «день»,
«клюмба» вместо «клумба»).
– Замена свистящих звуков [С],[З],[Ц] шипящими [Ш],[Ж],[Щ],[Ч] («сапка» вместо «шапка», «сапля»
вместо «цапля»).
– Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных [Р],[Р`],[Л],[Л`],[Й] («глачи»
вместо «грачи», «гойка» вместо «горка»).
* Недостаточно сформирована грамматическая сторона речи (неправильное написание суффиксов,
приставок, слитное написание падежных инструкций, словообразование).
* Дети не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к сложному
чтения целыми словами.
Игра «Будь внимательным!»
Цель: Развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.
Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например, звук [Р]:
л, р, в, р, з; ла, за, ра, мо, ры; стол, рука, лютик.
Игра «Назови картинки»
Цель: Учить выделять заданный звук среди предметов, изображённых на картинке.
Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [Ш]. Например, картинки (можно
игрушки): мышь, машина, банка, шапка, банан и т. д.
Игра «Придумай слово»
Цель: Учить подбирать слова на заданный звук, слог.
Придумай слово, имя мальчика (девочки) и т.д. на заданный звук [С], слог МА и т.д.
Игра «Назови первый звук в слове»
Цель: Учить выделять первый звук в слове.
Назови предметы на картинках и выдели только первый звук в слове. Например: кот – [К],
иголка – [И].
Игра «Назови последний звук в слове»
Цель: Учить выделять последний звук в слове.
Назови предметы, изображённые на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например:
дом – [М], слон – [н].
Игра «Прохлопай слово»
Цель: Учить делить слова на слоги.
Прохлопай слово и назови количество слогов в слове
(можно потом с усложнением – назови каждый слог в слове). Например: собака – 3 слога.
Правило: сколько гласных звуков столько и слогов.
Игра «Найди пару»
Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.
Ребёнку предлагаются парные картинки: коза – коса, мишка – мышка, мак – рак, дом – дым, миска
– мишка, люк – лук, галка – галька и т.д. Раздаются картинки, по очереди называют свою картинку,
выигрывает тот, кто назовёт пару той или иной картинке.
Игра «Найди слово»
Цель: Научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.
Взрослый предлагается прослушать стихотворение, (либо короткий рассказ), где есть слова со
звуком [С]. Ребёнку нужно назвать слова со звуком [С].
Игра «Разложить картинки»
Цель: Учить дифференцировать звуки в словах.
Ребёнку предлагается разложить картинки (игрушки) на звуки [С] – [Ш], [З] – [З`].
Игра «Добавлялки»
Цель: Учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.
Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук
[Ш]…уба (шуба), …апка (шапка), …ар (шар) и т. д.
Игра «Определи место звука в слове»
Цель: Развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Определить, где «живёт» заданный звук в слове: в начале, в середине, в конце слова. Например:
звук [Ш] в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).
Игра «Кому подойдёт квартира?»
Цель: Научить определять количество звуков в слове.
У детей – картинки различных животных. Взрослый показывает домик
Детям нужно подобрать к этой схеме слово (животное), затем – назвать каждый звук отдельно.
Игра «Цепочка слов»
Цель: Учить выделять в словах первый и последний звук в словах.
Взрослый называет слово, ребёнок выделяет последний звук в слове и придумывает новое слово
на этот звук. Например: сыр – рыба – арбуз – зонт и т.д.
Игра «Отгадай слово»
Цель: Учить составлять слова по первым звукам предметов, изображённых на картинках.
Угадайте по первым звукам, изображённых на картинках предметов слово. Например: лебедь,
иголка, стол, арбуз (лиса).
Игра «Назови слово»
Цель: Учить называть слова с определённым количеством слогов.
Ребёнку предлагается назвать слова с 1 слогом (например, сок, дом, дым), с 2 слогами (мама,
каша), с 3 (молоко, булочка).
Игра «Фонетическая гимнастика»
Правила игры. Начинаем с простых вопросов:
Как тикают часы?- тик-так
Как подзывают цыплят?- цып-цып
Как чикают ножницы? -чик-чик
А затем задают вопросы так , чтобы, отвечая, использовал только отдельный звук:
Как жужжит жук? –ж-ж-ж
Как воет волк? –у-у-у
Как поют комарики? –з-з-з
Как фыркает кот? –ф-ф-ф
Как шипит змея? –ш-ш-ш
Вариант этой игры: Звуковые загадки.
Называем какой –то звук, а ребенок придумывает кто(что) может его издавать.
Н-р, кто(что)издает такой звук: З-З,Ш-Ш,Р-Р? И др.
Игра «Заводные игрушки»
Правила игры: Заводим ключиком игрушки (игрушки - это дети). Дети начинают двигаться,
изображая игрушку и издавая звуки.
Ж- полетел жучок
Р- затарахтел игрушечный мотоцикл
Ц- запрыгала белочка
Ф- фыркает ежик.
Игра «Скажи, как я (обучение интонированию звуков)»
Игровой материал. Мяч.
Правила игры. Дети стоят в кругу, а взрослый –в середине круга с мячом. Кидаем мяч кому-то из
детей, называем слово с интонационным выделением любого согласного звука. Например:
(С)лон
Забо(Р)
Ко(Ш)ка.
Ребенок перебрасывает мяч назад, повторяя слово точно также.
Игра «Подберем игрушки»
Игровой материал: игрушки, кукла , картинки с изображением животных и птиц.
Правила игры. В комнате не видных местах лежат предметы, в названиях которых есть звук Ж;
флажок, кружок, ножницы, жираф, ежик и др.
Показываем детям новую куклу, говорим, что в имени куклы есть песенка жука(Ж).
Как зовут куклу?- Жанна.
Кукла любит предметы и игрушки, в названии которых есть песенка жука .Какие игрушки дадим
кукле?
Игра «Дятел»
Правила игры. Ребенок рассказывает потешку:
“Дятел дерево долбит ,день-деньской кору дробит.”
После этого он изображает дятла, бьет кулаком о кулак, приговаривает: д-д-д.
В этой игре вводим незаметно для детей понятие твердости-мягкости согласного:
Папа-дятел долбит- Д-Д-д
Маленький птенец- Дь-Дь-дь
Игра «Комары и осы»
Игровой материал: картинки
Правила игры: Комары звенят з-з-з, осы поют свою песенку с-с-с.
Услышите песенку комара -помашите крылышками ,а когда услышите песенку осы, то
пальчиками покажите, .как она ползет.
Затем называем слова, в которых есть звук С или З, а ребенок движением показывает, какой звук
встречается в слове.
Словарный материал.зонт,слон.забор,сахар,сушки,соль,самолет,заноза,дозор,мазать и т.д
Вариант этой игры: Слушай внимательно.
У ребенка в руках 2 картинки :свисток и звонок.
Свисток свистит- С-с-с; звонок звенит- З-з-з.
Говорим слова ,а дети поднимают картинки с изображением свистка или звонка.
Различение звуков Ч-Щ.
Объясняем:
Ч-Ч-Ч- так звучит паровоз. Когда услышите этот звук, изобразите. Как двигается паровоз;
Щ-Щ-Щ- так пилят дрова.
Дети слушают слова и передают движениями звуки Ч или Щ.
Словарный материал: число, шкаф, щенок. Чибис, червяк, шапка, карандаш, щит, чашка, щель.
Игра «Подскажи кукле звук (формирование навыка выделения последнего звука)»
Игровой материал: кукла.
Правила игры:
Кукла очень торопиться. Поэтому некоторые слова выговаривает плохо: не все звуки слышны.
Просим поправить куклу, где необходимо.
На солнышке греется котено…(К)
На него смотрел белолапый щено(К)
Он хотел его догна…(Ть)
А рядом по двору гулял важный пету…(Х)
За ним бегали куриц…(Ы) и цыплят…(А)
Игра «Зоопарк (различение мягкости - твердости согласных)»
Игровой материал: картонный домик, игрушки, мебель, предметы, фишки.
Правила игры:
На столе картонный домик. Это зоопарк. В него привезли много животных. Но зоопарк небольшой,
всем не уместиться. Поэтому в нем поселяться только те животные, в названии которых есть Ль.
Ослику можно войти в зоопарк?- почему?
Льву, леопарду, лисице, готовы удобные клетки. А вот слону, волку и ламе придется ехать в
другой зоопарк.
За каждый правильный ответ детям дается фишка.
Игра «Заблудились в лесу (первоначальный навык выделения ударного звука)»
Игровой материал: кукла, игрушки – зверята.
Правила игры:
В лесу заблудилась кукла и зверята. Ребенок их зовет, т.е. произносит имя с подчеркнутым
интонированием ударного гласного:
М-и-и-ша- И
Р-ы-ы-бка- Ы
К-о-о-тик- О
Э-э-дик- Э
Игра «В стране Звуковичков»
Игровой материал: рисунки с изображением Зковичков и предметов на их крылышках),
музыкальное сопровождение.
Правила игры:
Звуковички это носители и хранители звуков. Они живут в Стране слов.
Чтобы узнать, как его зовут Звуковичка (какой звук он хранит), смотрим на рисунок его крылышек.
Если нарисован ландыш, это Звуковичок- Л, а если люстра-Ль, солнышко- Звуковичок С,сережка-
Сь. И т.д.
Объясняем детям:
Чтобы накормить Звуковичков, надо назвать слова с его звуком, растягивая звук как можно
дольше( пока Звуковичок не наестся). Звуковичку В надо пропеть в-вата,в-в-ворон, но нельзя
шоколад или грушу ,а то он отравиться.
Можно предложить детям самим нарисовать крылышки Звуковичкам.
Игра «Звуковых дел Мастера»
Игровой материал: 6 фигурок Звуковых дел мастеров с яркими молоточками в руках, в красных
комбинезонах, на груди у каждого его звук: А,О,У,Ы,И.Э, предметные картинки.
Правила игры:
В нашу комнату вошли ЗДМ .Кому мы подарим ананас-А, а кому книгу-И, стул-У и др.
Вариант игры: ЗДМ рисуют картину.
Дети рисуют любой несложный сюжет. Например, “ На рыбалке”: река, берег с песочком ,камни, лес.
На берегу рыбак с удочкой и т.д И везде значками отмечают, какой Мастер нарисовал этот предмет.
Например, песок- О, камень-А ,рыб- Ы и др.
Игра «Звукоедик»
Игровой материал: кукла.
Правила игры:
У Звуковичка есть страшный враг - Звукоедик. Он питается начальными звуками во всех словах.
Ходим с куклой в руках по комнате и говорим:
…иван….каф,…тул.
Что хотела сказать кукда?
Или Звукоедик съедает последний звук. Как теперь звучат произносимые слова:
сто…,сту…,тарелк… и т.д
А теперь Звукоедик попал в сад.теперь он отгрызает первый(последний) звук в названиях
фруктов: …руша,…анан и др.
Звукоедик в лесу. Исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев: сыроежк..,сосн… и т.д
Звукоедик может попасть в огород, магазин ,цирк, на рыбалку.
Игра «В стране Звуков»
Правила игры:
Ребенок называет первый и последний звуки названия любимой игрушки, а другие дети отгадывают.
Например, Мь-А---мишка, К-А—кукла и др.
Аналогично загадывают овоши ,фрукты, цвет.. виды спорта, имена и т.д
Игра «Любопытный»
Игровой материал: фишки
Правила игры: На любой вопрос ведущего можно назвать только те слова, которые начинаются со
звука Б.
- Где был?- на балконе
- Кого видел?- бульдога
- Куда собираешься? – в булочную
- Что будешь покупать?- бублики, баранки
- Куда поедешь?- к бабушке в Букино
- Что наденешь?- блузку, брюки и т.д
Игры№4 Изобрази предмет.
Правила игры:
Спрашиваем у ребенка, с какого звука начинается его имя.
Например, Катя. Какой первый звук в ее имени? –К.
Названия каких предметов начинаются с этого звука?- кошка, камень, канат…
Дети придумывают, как изобразить эти предметы.
Игра «Кто больше?»
Игровой материал: картинки.
Правила игры:
Даем ребенку набор предметных картинок. Просим сначала выбрать картинки, в названии которых
звук А встречается 1 раз (сад, арбуз), затем 2 раза (астра, баран), в конце 3 раза-( ананас, барабан).
Так же подбираются картинки для работы с другими звуками.
Игра «Упрямые Звуковички».
Игровой материал: мяч
Правила игры:
Называем твердый согласный и бросаем мяч ребенку. Поймав мяч, он называет пару заданного
звука (маленького “братца”) и бросает мяч ведущему.
Например, Б-Бь; Л-Ль; К-Кь.
Или наоборот - большого “ братца”: З-Зь; Ф-Фь.
Аналогично можно играть со словами: Дал – даль; Кон- конь и др.
Игра «Магазин».
Игровой материал: предметные картинки. Бумажные карточки со звуками, два рисунка, различные
предметы.
Правила игры:
На картинках нарисованы предметы одежды и посуды. В названичх предметов есть звуки С, Ш, Л,
Р . У детей деньги- бумажные карточки со значками звуков: С, Ш, Л, Р .на монету Ш можно купить
кувшин, шляпу. рубашку, а на монету С - стакан, миску. Побеждает тот ,кто сделал больше покупок.
Игра «Анаграммы»
Правила игры:
Придумать новые слова, состоящие из этих же звуков, но расположенные в другом порядке.
Например. Атлас- салат; Кулак- кукла; Лиса- сила; Камыш- мышка. И т.д.
«Хлопушки»
Цель: учить ребёнка выделять заданный звук из слова.
Ход игры: Воспитатель – Я назову цепочку слов, если ты услышишь в слове звук «а», хлопни в
ладоши. Слушай и будь внимательным.
Рекомендации: Произносите слова медленно, выделяя звук «а» голосом. По окончании игры
уточните, почему ребёнок не хлопал, когда произносилось слово, где нет звука «а».
«Три слова»
Цель: учить ребёнка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.
Ход игры: Воспитатель – Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом
слове: утка, уши, узел. Где ты услышал звук «у»: в начале, середине или конце слова?
Рекомендации: Если ребёнок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите
цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что
ребёнку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова, и труднее услышать звук в
середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребёнком звука из слова.
«Картинки»
Цель: учить ребёнка называть заданный звук, который встречается в названии каждой картинки.
Ход игры: Воспитатель – Посмотри на картинки, назови их. С какого звука начинается название
каждой картинки? (Апельсин, аист, арбуз).
Рекомендации: Если ребёнок затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами
назовите картинки, выделяя голосом нужный звук.
Заранее подберите картинки на звуки «а, о, у, и».
«Путешествие по комнате»
Цель: учить ребёнка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.
Ход игры: Воспитатель – У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить
предметы, в названии которых есть звук «с». На найденные предметы мы будем класть фишки:
я – красные, вы – синие. Начали!
Рекомендации: Предложите детям проверить правильность выполнения вами задания,
похвалите, если сами заметят ошибки, затем проверяйте их, дайте оценку.
Игры со словами
«Поймай словечко в ладошки»
Цель: учить ребёнка составлять слово из отдельно названных звуков.
1 – й вариант
Ход игры: Воспитатель – Я назову звуки, а ты назови получившееся слово. Звуки «м, а, к».
Какое слово ты услышал?
2 - й вариант
Ход игры: Воспитатель называет звуки слова в нарушенной последовательности «д, м, о».
Ребёнок путём проб и ошибок составляет слово дом.
Рекомендации: Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот,
лук, шар). С опорой на наглядность ребёнку легче будет составлять слово из отдельно
названных звуков.
«Какое слово спряталось в картинках?»
Цель: учить ребёнка выделять первый звук из слов, запоминать звуки и составлять из них
слово.
Ход игры: Воспитатель – Как ты думаешь, можно ли с помощью картинок составить слово?
Попробуем. Для этого надо запомнить правила:
1.
Рассмотри картинки, назови их и определи, с какого звука начинается название каждой
картинки.
2.
Запомни звуки и назови их в том порядке, в котором картинки лежат на столе.
3.
Назови слово, которое спряталось в названиях картинок.
Рекомендации: Когда ребёнок легко будет составлять слово из первых звуков слов, переходите
к составлению слов из последних звуков, затем из второго, третьего звука (из середины) слова.
«Волшебники»
Цель: учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со
словами.
Ход игры: Воспитатель – Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся
изменять слова. Я буду называть слова, а вы первый звук будете заменять звуком «с». ТОК,
ДОМ, ЛУК.
Рекомендации: В начале игры уточните, с какого звука начинается названное слово, помнит ли
ребёнок, на какой звук надо заменять первый звук в слове. Дайте образец.
Список используемой литературы:
1.
Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. Альбом 4.
Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф: Л. Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Солошенко — Москва, АСТ,
Астрель, 2003 г.- 80 с.
2.
Звенящие кедры России: Владимир Мегре — Санкт-Петербург, Диля, 2000 г.- 384 с.
3.
Звонкие и глухие согласные. Для детей 6-9 лет: В. Буйко, Г. Сыропятова — Санкт-Петербург,
Литур, 2010 г.- 32 с.
4.
Звуки "Р", "Л". Я вас различаю! Настольные логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет:
Н. Е. Ильякова — Москва, ГНОМ и Д, 2009 г.- 16 с.
5.
Звуки "Ш" "Ж", я вас различаю!: Н. Е. Ильякова — Москва, ГНОМ и Д, 2009 г.- 24 с.
6.
Игротека речевых игр. Выпуск 6. В мире животных и птиц: Э. Д. Наумова — Санкт-Петербург,
ГНОМ и Д, 2007 г.- 36 с.
7.
Растения. Тетрадь по развитию речи. Автоматизация трудных звуков: Л. М. Козырева —
Москва, Академия Развития, 2008 г.- 32 с.
8.
Твердые и мягкие согласные. Для детей 6-8 лет: В. Буйко, Г. Сыропятова — Санкт-
Петербург, Литур, 2010 г.- 32 с.
9.
Твердые согласные [Ш], [Ж], [Ц]. Тетрадь для детей 6-9 лет: В. Буйко, Г. Сыропятова —
Санкт-Петербург, КнигоМир, 2010 г.- 32 с.
10.
Учим звуки С, Ш. Задания на автоматизацию произношения звуков: Т. Е. Грецкая — Москва,
Сфера, 2010 г.- 32 с.
11.
Шипящие звуки. Альбом № 2. Дидактические материалы по исправлению недостатков
произношения у слабослышащих детей: Е. К. Щербакова — Москва, Академия Развития,
2001 г.- 96 с.
Желаем успехов!