Автор: Королёва Олеся Вадимовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 10
Населённый пункт: г. Струнино Владимирской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Контрольная работа по теме "Синтаксис и пунктуация" 5 класс
Раздел: среднее образование
Контрольная работа по русскому языку в 5 классе
по теме: «Синтаксис и пунктуация»
1.Синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучается:
1.
Части речи
2.
Звуки
3.
Словосочетания, предложения, текст и правила их построения
2.Укажите предложение, в котором основа состоит из одного главного
члена:
1. Быстро рассвело в поле.
2. Мы дочитаем книгу завтра.
3. Отец заснул.
4. Приехала сестра.
3. Какое предложение не относится к видам по цели высказывания:
1. повествовательное
2. побудительное
3. вопросительное
4. восклицательное
4.Укажите побудительное предложение:
1. Как хорошо было на солнце!
2. Я просил Машу зайти, но у неё не получилось.
3. Пожалуйста, возвращайся пораньше.
4. Саша принёс больше яблок, чем его просили.
5. Укажите второстепенные члены предложения.
1. сказуемое
2. определение
3. подлежащее
4. дополнение
5. обстоятельство
6. Укажите, каким членом предложения является слово (в) клетке в
предложении:
Попугай жил в клетке. ___________________
7. В каком предложении нет определения?
1. Около моего дома открылся новый кинотеатр.
2. Яркие листья покрыли землю.
3. На столе лежит мамина сумка.
4. На город спустились сумерки.
8. Однородные члены предложения отвечают: _______________________
9. В каком случае между однородными членами запятая не ставится?
1.Если однородные члены соединены союзом и.
2. Если однородные члены не соединены союзами.
3. Если однородные члены соединены союзом но.
4. Если однородные члены соединены союзом а.
10.Укажите предложения с однородными членами предложения:
1. Дом замолчал, все заснули
2. Быстро разошелся холодный дождь.
3. Кошка играет с клубком ниток, ловит бабочку.
4. От грохота хлопушки залаяла собака, вспорхнули птицы.
11. Укажите предложение, в котором при однородных членах есть
обобщающее слово.
1. По дороге домой Ваня ел чернику, землянику и малину.
2. Иван любит собирать разные грибы опята лисички подберезовики.
3. Родители взяли с собой Ваню собирать грибы и ягоды.
4. Но сегодня ему больше всего везло на сыроежки и грузди.
12. Укажите предложения с обращениями (знаки препинания не
расставлены):
1. Толя попросил учителя перенести его доклад на следующий урок.
2. Друзья приходите на моё выступление завтра.
3. Друзья встретились во дворе.
4. Миша и Толя вместе ухаживают за лошадью.
13.Определите характеристики предложения:
1. Вид предложения по цели высказывания____________________________
2. Вид предложения по наличию второстепенных членов_________________
14. Укажите сложное предложение:
1. Разошелся дождь, и голуби попрятались под крыши.
2. Миша отправился на прогулку с собакой и долго бегал с ней по
площадке.
3. Воробьи, вороны, голуби с нетерпением ждут окончания суровой русской
зимы.
4. К нам подошел турист и попросил показать дорогу к гостинице.
15. Укажите верные утверждения:
1. Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.
2. Прямая речь – это высказывание какого-либо лица, передаваемое
дословно.
3. Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки, а перед ним
ставится тире.
4. Прямая речь выделяется запятыми.
5. Прямая речь – это откровенное высказывание о каком-либо факте.
16. Укажите верную расстановку знаков препинания в предложении с
прямой речью (знаки препинания не расставлены):
Наконец-то я побываю у бабушки в Крыму воскликнул Саша.
1.
«Прямая речь!» - слова автора.
2.
«Прямая речь!», слова автора.
3.
«Прямая речь?» - слова автора.
4.
«Прямая речь», - слова автора.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Диагностическая работа по русскому языку проводится в конце
изучения раздела «Синтаксис и пунктуация» с целью определения уровня
подготовки
обучающихся
5-х
классов
с
использованием
приемов
технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления
на уроках русского языка».
Диагностическая работа сориентирована на содержание, включенное в
основные
учебно-методические
комплекты
по
русскому
языку,
используемые в 5-х классах, и составлена на основе требований к
метапредметным и предметным результатам обучения ФГОС ООО.
В
соответствии
с
требованиями ФГОС ООО
к
планируемым
результатам обучения диагностическая работа была сориентирована на
проверку аналитических умений учащихся 5 класса работать с различными
языковыми единицами. В таблице 1 приведено распределение заданий по
планируемым результатам обучения.
Таблица 1
Планируемые результаты обучения
Ученик научится:
- выделять словосочетания из предложения и конструировать собственные;
- уметь использовать словосочетания в тексте;
- находить грамматическую основу предложения;
- знать, на какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения и
уметь находить их в предложении;
- распространять предложение второстепенными членами.
К
метапредметным
умениям,
проверяемым
в
данных
тестах,
относится умение адекватно воспринимать самостоятельно прочитанную
информацию,
умение
проводить
информационно-смысловой
анализ
предложения
и
извлекать
из
него
нужную
информацию,
умение
классифицировать, а также умение действовать согласно инструкции.
Каждое задание оценивается в соответствии со степенью сложности
выполнения.
В работу для 5 класса включено 13 заданий с выбором ответа (ВО) и 3
задания с кратким ответом (КО).
Время для выполнения работы – 45 минут.