Автор: Казьмина Лариса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 30 комбинированного вида
Населённый пункт: Свердловская область, Пригородный район, с. Николо-Павловское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Родительское собрание в старшей группе "В мире добрых сказок".
Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание в старшей группе
«В мире добрых сказок».
Цель: Способствовать созданию единого образовательного пространства
по использованию сказки в социально - нравственном, творческом и
речевом развитие детей.
Задачи собрания:
- Способствовать расширению представлений родителей о значении
сказок в жизни и в воспитании детей.
- Помочь родителям, передать любовь к сказке своим детям.
- Способствовать развитию отношений партнерства и сотрудничества
родителей и педагогов.
Предварительная работа: анкетирование родителей
Оборудование и материал: разрезные картинки сказочных героев,
иллюстрации по сказкам, презентация по сказкам, медали и грамоты.
Ход собрания:
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наша встреча произойдет
в форме игры – викторины.
И, поговорим, мы сегодня с вами о самом любимом жанре
художественной литературы взрослых и детей – сказках. «Что за прелесть,
эти сказки!», «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцем урок!» -
восклицал великий сказочник А. С. Пушкин.
Мир сказки – особенный мир со своими законами, чудесами,
загадками, обаянием, юмором. Независимо от возраста нет человека, который
бы не любил сказки, - ведь это часть нас, нашего детства, истории, веры в
добро и победу над злом.
Потому надо всегда обращаться к сказке, вводить в ее мир детей –
они станут мудрее, добрее, проникнуться народной мыслью и словом.
Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить -
это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый
источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала
каждого ребенка.
Творчество немыслимо без фантазии и воображения, которые, в свою
очередь, тесно связаны с развитием чувств.
На эту связь указывал психолог Л. С. Выготский, отмечая, что с
деятельностью воображения тесно связано движение наших чувств.
Единство в развитии чувств и фантазии приобщает ребенка к духовному
богатству, накопленному человечеством.
Сказка же – это средство приобщения ребенка к миру
человеческих судеб, к миру истории, это золотой ключик к изменению
мира, к его созидательному преобразованию.
Фантастический, загадочный мир влечет к себе не только взрослых, он
всегда был объектом пристального внимания детей всех времен и народов.
Ребенок наполовину живет в воображаемом, нереальном мире, и не просто
живет, а активно действует в нем, преобразовывает его и себя.
Ведь именно из этой сокровищницы малыш черпает сведения о
реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о которой он еще не
умеет задумываться.
К. И. Чуковский считал, что цель сказки заключается в том, чтобы
воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться
чужим несчастьем, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу,
как свою.
Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую
психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным
участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто
борется за справедливость, добро и свободу.
Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка,
показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными
выражениями, сравнениями.
С каким интересом он слушает! А если это сказка ещё и обогатит его
словарный запас, научит грамотно и логично высказать свои мысли.
Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать
сказки, но и действовать, творить, опираясь на них.
Прочитав сказку, поговорите с ребенком о ней, задайте вопросы
по сюжету, объясните непонятные слова, наконец - попросите ребенка
самостоятельно рассказать сказку.
Любите сказку, учите детей не расставаться со сказкой не только в
ребячьей, но и потом во взрослой жизни.
ИГРА ВИКТОРИНА
Родители делятся на две команды.
Оценивать ваши знания и умения будет жюри в составе:
Первый конкурс:
Разминка - «Узнайте сказку по иллюстрации».
Команды по очереди называют сказки, выигрывает та команда, которая
назовет правильно все сказки.
Второй конкурс:
«Угадайте сказку по отрывку».
Назовите названия сказки отрывок, из которой я вам прочитаю.
1. Нет ни речки, ни пруда:
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)
2. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет, бедняжка!
(Снегурочка.)
3. Скачет лошадь не простая –
Чудо – грива золотая.
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
(Конек – горбунок.)
4. Дом растаял ледяной –
Попросилась в лубяной.
Приютил её зайчишка,
Сам остался без домишка.
Зайцу петушок помог.
Лису выгнать за порог.
(Заюшкина избушка).
5. Ах ты, Петя – простота
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
( Кот, петух и лиса)
6. В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Печенька, спаси меня
Реченька, спаси меня.
(Гуси – лебеди)
Третий конкурс:
Творческий конкурс для капитанов.
«Сочиняем сказку». (Сказка на новый лад)
Иногда малышу надоедают уже знакомые сказки и тогда нам взрослым
приходиться включать свое творчество, фантазию, при этом желательно
привлекать детей. Сказку можно сочинить, увидев любую игрушку, предмет
все, что нас окружает.
Так, давайте, и мы сейчас попробуем сочинить сказку. Перед вами на столике
различные игрушки, предметы выберите, что вам нужно для вашей сказки и
вперед.
Четвертый конкурс:
«Знатоки сказок?»
Сейчас каждая команда ответит на пять вопросов, ответы должны быть
быстрые и точные.
Вопросы для первой команды:
1. Какими словами, обычно начинаются сказки?
(Жили-были; в некотором царстве; давным-давно это было; летела сова,
круглая голова).
2. Какие сказки о животных вы знаете?
(«Кот, петух и лиса», «Колобок», «Заюшкина избушка»,
«Три медведя», «Снегурушка и лиса» и т. д.)
3. Назовите три русских, народных сказки, героем которой является лиса?
4. Какие четверо друзей не побоялись дважды сразиться с разбойниками и
даже выгнали тех из леса, хотя сами были вовсе не воинственными, а
мирными существами?
(Осел, кот, пес и петух из сказки «Бременские музыканты»)
5. Какие различные чудеса происходят в сказках?
(Лягушка может превращаться в Василису Премудрую, волк - в
златогривого коня и в царевну, лента - в реку, гребень - в частый лес).
Вопросы для второй команды:
1. Какими словами заканчиваются сказки?
(Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок; я там был, мед-
пиво пил; вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец)
2. Какие сказки о детях вы знаете?
(«Гуси-Лебеди», «Морозко», «Терешечка», «Маша и медведь»,
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка Хаврошечка»).
3. Назовите три русских народных сказки героем, которой является волк?
4. В какой сказке перевод стрелок часов чуть не послужил причиной смерти
одного из главных героев? («Аленький цветочек»)
5. Какие волшебные предметы встречаются в сказках?
(Сапоги – скороходы, меч – кладенец, скатерть – самобранка, ковер –
самолет, шапка – невидимка, золотое блюдечко и наливное яблочко и
т.д.)
Пятый конкурс:
«Собери картинку».
Родителям предлагаются разрезные картинки сказочных героев.
Нужно собрать и назвать сказки, в которых встречается этот герой.
Шестой конкурс:
«Нарушение правил безопасности в сказках»
Сказки учат быть внимательными и осторожными дома и вне нашего дома,
учат избежать опасностей, которые угрожают нашему здоровью или даже
жизни, т.е. сказки помогают детям усвоить правила безопасного поведения.
Сейчас мы с вами вспомним эти правила.
Родителям демонстрируются слайды по сказкам. Команда, первой поднявшая
флажок (это делает капитан команды), должна назвать сказку, и сказать, как
правильно нужно поступить в данной ситуации, чтобы обезопасить свою
жизнь.
1. Нужно слушаться старших («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
2. Не доверять незнакомым («Золотой ключик, или Приключения
Буратино», «Колобок»).
3. Не открывать дверь чужим («Волк и семеро козлят»).
4. Не разговаривать с незнакомцами («Красная шапочка», «Кот, петух и
лиса»).
5. Не брать ничего у незнакомцев («Белоснежка и семь гномов»).
Заключительный конкурс:
«Играем в сказку».
Драматизация сказок «Теремок», «Колобок».
Команды выбирают сказку, атрибуты к сказке и готовятся к показу.
Пока команды готовятся, звучит легкая музыка.
Жюри подводят итоги игры.
Награждение победителей.
Ведущая:
Наша с вами игра подошла к завершению. Сегодня мы с вами окунулись в
мир детства, вспомнив сказки, которые, когда – то вы любили слушать,
читать.
Я надеюсь, что в каждой семье будет звучать сказка, рассказанная малышу.
Ведь сказка объединяет взрослых и детей.
Хочется пожелать каждой семье взаимопонимания, доверия.
Анкета для родителей:
1. Любит ли Ваш ребенок слушать сказки?
2. Как часто Вы читаете ребенку сказки?
3. Кто обычно чаще читает, рассказывает ребенку сказку?
4. Читаете ли Вы, или рассказываете ребенку сказку?
5. Любимая сказка Вашего ребенка?
6. С каким интересом любит рассматривать книжки Ваш малыш?
7. Принимает ли Ваш ребенок участие в рассказывании сказки?