Напоминание

"Организация экспериментальной и исследовательской деятельности старших дошкольников с объектами неживой природы"


Автор: Ватолкина Людмила Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Чуевская СОШ" им. Н.Я. Чуева
Населённый пункт: с. Чуево, Губкинский район, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация экспериментальной и исследовательской деятельности старших дошкольников с объектами неживой природы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация экспериментальной и исследовательской деятельности

старших дошкольников с объектами неживой природы

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности, его

ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается

позитивное отношение к природе, «к рукотворному миру», к себе и к

окружающим людям.

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными

средствами. Одно из них - ознакомление с природой. Природа - неиссякаемый

источник духовного обогащения. Природа – важнейшее средство воспитания

и развития детей дошкольного возраста. Неповторимо каждое живое

существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы

(песок, глина, вода, снег и т.д.), которыми дети любят играть. Ни один

дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе

развивающего воздействия на ребенка. Бесконечно разнообразный мир

природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к

игре, трудовой и художественной деятельности. Таким образом, ребенок

непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие

свойств природных объектов: форму, величину, звуки и т.д. У него

формируются первые конкретные и яркие представления о природе, которые

в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных

явлений, усвоить новые понятия. Разнообразие объектов природы позволяет

педагогу организовать интересную и полезную деятельность детей. В

процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и

качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и

развитие. У них развивается любознательность.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя

живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в

частности – к экспериментированию.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго,

когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в

процессе познания действуют все органы чувств.

Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют

в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает,

понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Следовательно, чем

активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает,

наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно

участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его

познавательные способности и повышается познавательная активность.

Задача воспитателя – поддерживать стремление детей к

экспериментированию и создавать для него условия.

Убедившись в актуальности данной проблемы на современном этапе,

выделим основные характеристики детского экспериментирования:

1. Детское экспериментирование — особая форма поисковой деятельности, в

которой наиболее ярко выражены процессы: целеобразования, процессы

возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе

самодвижения, саморазвития.

2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная

активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний

(познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов

детского творчества – новых построек, рисунков, сказок (продуктивная

форма экспериментирования). Оно выступает как метод обучения, если

применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как

форма организации педагогического процесса и является одним из видов

познавательной деятельности детей.

3. Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского

творчества. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как

субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет

активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает.

Вместе с тем, детское экспериментирование как форма поисковой

деятельности в практике ДОУ используется еще недостаточно широко, хотя

является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности,

как творческая активность и самостоятельность.

4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской

жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в

развитии с введением ФГОС ДО. В требованиях к выпускнику детского сада

выделены целевые ориентиры, в которых отмечено:

— ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и

сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается

самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам

людей;

— склонен наблюдать, экспериментировать;

— ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои

знания и умения в различных видах деятельности.

Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, целевые

ориентиры, становится понятно, что проблема повышения познавательной

активности существует в современной действительности и поэтому

актуальность темы моей работы очевидна.

Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, понимая

какое значение, имеет ознакомление детей с явлениями неживой природы,

какое значение имеет детское экспериментирование в развитии

познавательных процессов, я пришла к выводу — создать систему работы по

этой теме.

Цель: способствовать развитию у дошкольников познавательной активности,

любознательности при ознакомлении с миром неживой природы посредством

детского экспериментирования.

Задачи:

1. Расширить представления о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня

(твердость, растворимость, весомость, мягкость, вязкость, сыпучесть,

плавучесть и.т.д ).

2. Расширять представления об использовании человеком факторов

природной среды: солнце, земля, воздух, вода.

3. Формировать познавательный интерес к окружающему миру,

способствовать умению выдвигать гипотезы и самостоятельно делать

выводы.

4. Развивать любознательность и познавательную мотивацию, умение

сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные

зависимости.

5. Обогащать активный словарь, развивать диалогическую и монологическую

речь в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

На

первом

этапе

работы

был

составлен

тематический

план

опытно-

экспериментальной деятельности с неживой природой (глина, песок, вода) с

постепенным

усложнением

поставленных

познавательных

задач.

Создали

необходимую предметно — развивающую среду и подобрали необходимое

оборудование.

Немаловажное

значение

в

развитии

детской

активности

имеет

хорошо

оборудованная,

насыщенная

предметно-пространственная

среда,

которая

стимулирует

самостоятельную

исследовательскую

деятельность

ребенка,

создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с

этим

нами

был

оформлен

центр

экспериментирования

«Почемучки»,

где

созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования,

развития поисковой активности детей.

На втором этапе работы отобрали формы, методы и приемы повышения

активности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности:

У воспитанников через специальные упражнения в разных видах

деятельности необходимо развивать определенные умения:

1. Видеть проблемы — интегративное свойство мышления, которое

развивается в течение длительного времени в разных видах деятельности.

2. Выдвигать гипотезы, строить предположения.

3. Задавать вопросы. Познание начинается с вопроса, которое направляет

мышление ребенка на поиск ответа, пробуждает потребность в познании и

приобщении к умственному труду.

4. Оперировать понятиями «явление», «причина», «следствие», «событие»,

«обусловленность», «зависимость», «различие», «сходство», «общность»,

«совместимость», «несовместимость», «возможность», «невозможность» и

др.

5. Классифицировать. Классификацией называют операцию деления понятий

по определенному основанию на непересекающиеся классы; *классификация

устанавливает определенный порядок и разбивает рассматриваемые объекты

на группы;

6. Наблюдать. Наблюдение — это вид восприятия, характеризующийся

целенаправленностью, выражается в ясно осознаваемой практической,

познавательной задаче, что и отличает наблюдение от простого созерцания.

7. Делать выводы и умозаключения. Любое исследование теряет смысл, если

не сделаны выводы и не подведены итоги; вывод — это заключительное

суждение о результатах проведенной работы.

Детское экспериментирование имеет определенную последовательность:

1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта

проблемной ситуации (при педагогической поддержке в раннем, младшем,

среднем дошкольном возрасте, самостоятельно – в старшем дошкольном

возрасте).

2. Прогнозирование результата (в старшем дошкольном возрасте)

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления

экспериментирования

4. Распределение воспитанников на подгруппы, выбор ведущих, капитанов,

лидеров группы, помогающих организовать работу сверстников,

комментирующих ход и результаты совместной деятельности воспитанников

в группах (старший возраст)

5. Выполнение эксперимента (под руководством взрослого)

6. Наблюдение результатов эксперимента

7. Фиксирование результатов эксперимента

8. Формулировка выводов

Были определены формы детской исследовательской деятельности:

— познавательная НОД;

— совместная исследовательская деятельность детей с воспитателем (опыты,

эксперименты);

— игры-эксперименты и дидактические игры;

-проблемно — игровые ситуации;

— исследование;

— коллекционирование;

— проектирование.

Были подобраны методы и приемы:

— Метод игрового проблемного обучения.

— Использование мнемотехники (мнемотаблицы), коллажи.

— Использование компьютерных и мультимедийных средств обучения.

— Наглядные методы (наблюдения «За деревьями в инее», иллюстрации,

просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях).

— Словесные (беседы «О свойствах воздуха», чтение художественной

литературы «Н.А.Рыжова «Как люди обидели речку», использование

фольклорных материалов).

— Практические методы (игры-опыты, игры-эксперименты. дидактические

игры, сюжетно ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-

печатные игры «Чем пахнет вода», «Куда делись чернила?»).

Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может

овладеть. Овладение каждой формой экспериментирования подчиняется

закону перехода количественных изменений в качественные. Возникнув в

определенном возрасте, каждая очередная форма развивается, усложняется и

совершенствуется. На определенном этапе в ее недрах создаются

предпосылки для возникновения нового, еще более сложного способа

экспериментаторской деятельности.

Из сказанного следует важный методический вывод: не бывает форм

экспериментирования, специфических для той или иной возрастной группы.

Закон соподчинения форм другой: ребенок каждого конкретного возраста

должен свободно владеть всеми формами, присущими предшествующим

возрастам, и одновременно осваивать новую форму, до которой он дозрел к

данному моменту. Чтобы такое стало возможным, педагог работает как бы в

двух уровнях: проводит эксперименты, соответствующие достигнутым

возможностям детей, и одновременно исподволь готовит их к освоению

новых, более сложных форм деятельности. Следовательно, у каждой формы

существует нижний возрастной предел ее использования, но не существует

верхнего предела.

При

отборе

содержания

детского

экспериментирования

необходимо

учитывать

возрастные

особенности

детей,

закономерности

психического

развития

ребенка

сензитивности

разных

возрастных

периодов

к

становлению тех или иных психических функций и новообразований; а также

жизненный

опыт

дошкольника.

Ребенок

проявляет

широкую

любознательность, к тем предметам и явлениям (близким или далеким),

поступкам людей, если сам как-то причастен к ним, интересуется причинно-

следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения

явлениям природы и поступкам людей через призму собственного опыта.

Подводя итог работы по ознакомлению дошкольников с неживой природой

через поисково – исследовательскую деятельность (экспериментирование), я

отметила, что используя системный, спланированный подход в обучении,

используя приборы, оборудование, объекты неживой природы, наглядность в

виде картин, иллюстраций, разнообразных дополняющих друг друга приёмов,

видов и форм обучения с учётом уровня знаний, возраста и индивидуального

подхода к каждому ребёнку, отмечается положительная динамика овладения

детьми поисково – исследовательской деятельности (экспериментирование) и

знаниями о неживой природе.



В раздел образования