Автор: Шевчук Александра Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №18
Населённый пункт: город Приморско-Ахтарск, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного
процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в
ДОУ
Шевчук А.С.
старший воспитатель
Сопровождение в педагогике понимают как деятельность, обеспечивающую
условия для развития субъекта и принятия оптимального решения в
различных ситуациях жизненного выбора (Е. И.Казакова, А. П. Тряпицына).
В психологии сопровождение рассматривается как система
профессиональной деятельности, обеспечивающая создание условий для
успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности (Г.
Бардиер, М. Р. Битянова). Успешно организованное сопровождение
помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока не доступна
(А. П. Тряпицына) .
Психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать в
нескольких аспектах:
как профессиональную деятельность педагога, способного оказать
помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребенка;
как процесс, содержащий комплекс целенаправленных
последовательных педагогических действий, помогающих ребёнку
сделать самостоятельный выбор при решении образовательных задач;
как технологию, включающую ряд последовательных этапов
деятельности педагога, психолога и других специалистов по
обеспечению образовательного процесса;
как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность
элементов: целевого, содержательного, процессуального и
результативного.
Приоритетным направлением психолого-педагогического сопровождения
является профилактическая работа с детьми с ограниченными
возможностями здоровья по предупреждению социально-психологических
(проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе,
высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и
т.д.), познавательных (недоразвитие отдельных психических процессов –
восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении), проблем
адаптационного периода.
Остановимся подробнее на одном из направлений работы – речевом
развитии, которое является значимым компонентом развития ребенка и
свидетельствует о глубине дифференцированного познания окружающей
действительности, об уровне сформированности речемыслительных
процессов. На основе диагностических методик Архиповой Е.Ф., С.Д.
Забрамной, О.В. Боровик определены характеристики коммуникативных
навыков, словарного запаса межличностного взаимодействия детей со
сложной структурой дефекта. Самыми трудноразрешимыми проблемами в
работе с такими детьми являются:
Отсутствие навыков межличностного общения;
Несформированность потребности в общении;
Неадекватная самооценка;
Негативное восприятие других людей;
Гипертрофированный эгоцентризм;
Склонность к социальному иждивенчеству.
Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения развития
ребенка в образовательном учреждении является создание психологических
условий для речевого развития и успешного обучения ребенка.
Можно выделить основные направления работы по развитию речи:
1.Развитие высших психических функций и эмоционально волевой сферы
2.Развитие общей и мелкой моторики
3.Расширение знаний об окружающем мире
4.Развитие коммуникативных умений и социальных контактов.
В основу психолого-педагогического сопровождения были положены
следующие принципы:
1. Комплексного подхода к сопровождению развития ребенка.
2. Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка,
предполагающий содержание, формы, способы сопровождения,
соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его
развития.
3. Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а
именно преемственность и последовательность сопровождения.
В процессе работы осуществляется систематическое наблюдение за детьми в
разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдения.
Наблюдение позволяет проводить мониторинг достижений и планирование
индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных
образовательных программ. При планировании индивидуальной работы
педагогам рекомендовано определять конкретную цель, задачи и содержание
индивидуальной работы, на основании выявления причин и факторов риска,
выбирать адекватные формы и методы работы (с учетом особенностей
ребенка).
Комплексный подход в психолого-педагогическом сопровождении
определяется последовательностью действий педагогов, психолога,
дефектолога, медицинского персонала, родителей, распределением функций
и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка
рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов.
Консультирование всех участников сопровождения о методах и способах
решения проблем ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение детей можно условно разделить
на следующие направления:
1 направление. Работа с детьми, как с «особыми», так и с «обычными».
1. Обеспечить коррекционно-развивающую поддержку в форме занятий с
детьми с ОВЗ, используя наиболее эффективные инновационные
технологии психолого-педагогического сопровождения.
2. Развивать опыт публичных выступлений.
3. Стимулировать у ребенка познавательную активность, стремление к
изучению собственных возможностей.
4. Создать атмосферу принятия и толерантности «особого» ребёнка в кругу
сверстников.
2 направление. Работа с родителями
,
как «особых», так и «обычных» детей.
1. Способствовать снижению эмоционального дискомфорта в связи с
состоянием ребёнка;
2. Укреплять уверенность родителей в возможностях ребёнка;
3. Формировать адекватное отношение к диагнозу ребёнка с ОВЗ и его
состоянию.
3 направление. Взаимодействие специалистов.
1. Обеспечить взаимодействие специалистов.
2. Действовать в команде, опираясь в планировании и реализации своей
профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы.
3. Эффективно взаимодействовать с родителями и педагогами.
4 направление. Работа с педагогами.
1. Создать условия в ДОУ для повышения квалификации педагогов по
вопросам инклюзивного образования.
2. Способствовать повышению мотивации к работе с «особым» ребенком.
3. Обеспечивать психологическую поддержку педагогам и формировать у
них уверенность в работе с «особым» ребёнком.
5 направление. Предметно-развивающая среда.
1. Организовать образовательное пространство в соответствии с особыми
потребностями воспитанника с ОВЗ.
Формы взаимодействия участников сопровождения:
Совместное обследование воспитанников.
Семинары-практикумы.
Педагогические советы, заседания круглых столов, творческих групп,
Заседания ППк.
Выступления на родительских собраниях.
Проведение индивидуальных консультаций, бесед.
Взаимопосещение и анализ занятий.
Анкетирование, деловые игры, мастер-классы.
Обзоры специальной литературы.
Результатами реализации работы по психолого-педагогическому
сопровождению детей с комплексными нарушениями можно считать не
только качественные изменения развития речи и других познавательных
процессов (дифференциация речевых и неречевых звуков окружающей
среды, развитие мелкой и общей моторики, развитие зрительного анализа и
синтеза, уточнение и расширение объема зрительной памяти, формирование
пространственного восприятия и представлений и т.д.), также установлен
благоприятный эмоционально – психологический микроклимат в группе и
при общении детей и педагогическим персоналом.
Литература:
1. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и
социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4
(17), октябрь-декабрь 2008.
2. Елфимова Н.В. Диагностики и коррекция мотивации учения у
дошкольников и младших школьников. /Н.В. Елфимова. – М.:
Просвещение, 1991. – 256 с.
3. Мухина В.С. Детская психология. / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель
Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 352 с.
4. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с
нарушениями развития. Пособие для педагогов-психологов. – Москва
«Владос», 2008.
5. Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного
воспитания / С.Н. Токарева. – М.: МГУ, 1989. – 97 с.
6.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для
учащихся средних педагогических заведений / Г.А. Урунтаева. – М.:
Издательский центр “Академия”, 1996. – 336 с.
7.Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые
программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.