Напоминание

Растить здорового ребёнка – задача дошкольного учреждения


Автор: Захарян Марина Рафиковна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №24
Населённый пункт: г.Новороссийск, с. Гайдук
Наименование материала: статья
Тема: Растить здорового ребёнка – задача дошкольного учреждения
Раздел: дошкольное образование





Назад




Растить здорового ребёнка – задача дошкольного учреждения

Сейчас как никогда остро перед человечеством стоят две огромные

проблемы: это экология нашей планеты и здоровье людей, живущих на этой

планете. Что может быть лучше здоровья? Оно открывает перед человеком

безграничные возможности в труде и отдыхе, на производстве, в семье, в

общественной

деятельности.

Физическое

здоровье

человека

дает

возможность ему быть активным участником преобразования мира. В этом

иесть секрет активной позиции человеческого счастья.

Здоровье детей – это будущее нашей страны. Работая в дошкольном

учреждении, ощущаем эту проблему особенно остро. Дети поступают к нам с

ослабленным иммунитетом, с хроническими заболеваниями. За плечами у

многих негативные примеры отношения взрослых к своему здоровью, целый

«букет» вредных привычек и пагубных пристрастий.

Здоровый образ жизни воплощает в себе ценности высшего порядка,

ибо

он

направлен

на

гуманизацию

и

активизацию

человеческой

деятельности. Здоровый образ жизни играет большую роль в развитии

духовной культуры человека. Например, такие стороны духовной жизни, как

оптимизм,

бодрость

духа,

волевые

качества

могут

быть

полностью

реализованы лишь тогда, когда каждый ведёт здоровый образ жизни. А

человек, соблюдающий здоровые формы жизнедеятельности, свободнее

переносит психоэмоциональные трудности, легче преодолевает стрессовые

ситуации, встречающиеся на жизненном пути.

Огромную помощь в работе по формированию здорового образа жизни

у детей оказывает комплекс мероприятий по здоровьесбережению «Будь

здоров!». Формы работы соответствуют не только общим особенностям

физического и психического развития детей дошкольного возраста, но и

акцентирует внимание на особенностях здоровья. В основу оценки здоровья

входит «состояние полного физического, психического и социального

благополучия».

Наша цель направить все усилия для повышения уровня пропаганды

здорового образа жизни. А здоровый образ жизни – это деятельность,

направленная на сохранение, улучшение, и укрепление здоровья.

Работа осуществляется по 4 направлениям. В соответствии с целью

поставлены следующие задачи:

I.

Ознакомление

с

понятием

собственной

и

коллективной

безопасности (т.е. понимание факторов, приносящих вред здоровью).

Задачи: ознакомить и систематизировать общие навыки оздоровления;

привить навыки гигиены, научить соблюдать их в быту; понимать важность

физических упражнений и любви к движению; ознакомить детей с основами

правильного питания и пользой витаминов.

II.

Усвоение

понятий

«здоровье,

культура

здоровья»

и

его

составляющих.

Задачи: развивать саморегуляцию, социальные компетенции;

ознакомить с работой некоторых органов чувств и систем организма;

ознакомить

и

обучить

простейшим

приемам

снятия

напряжения,

возбуждения; обучить специальным упражнениям по тренировке глаз,

дыхательной системы, артикуляции, мелкой моторике пальцев, укреплению

позвоночника; формировать правильную осанку; формировать осмысление

важности соблюдения норм и правил поведения между собой и другими

людьми, с домашними и уличными животными.

III.

Формирование

и

закрепление

культурно-гигиенических

навыков.

Задачи: познакомить с понятием безопасная среда; начать

формировать правила безопасного поведения на улице; ознакомить с

понятием «травматизм»; обучить правилам поведения в зонах риска; изучать

правила дорожного движения, предупреждение травматизма.

IV.

Освоение, в соответствии с возрастными особенностями новых

форм и технологий во время образовательной деятельности, таких как

включение их в проектную деятельность, проведение игр, специальных

тренингов, психогимнастики (по С.Б. Шармановой) и упражнений по

коррекции осанки (на основе китайского искусства движения (Цигун,

Тай-дзи, Кун – фу) и усвоению безопасного для жизни и здоровья

поведения в различных ситуациях жизнедеятельности.

Задачи: обобщить и закрепить имеющиеся и полученные знания и

навыки; ознакомить с понятиями «здоровый человек», «культура здоровья»;

создать у детей мотивацию к различным видам деятельности, направленной

на сбережение и укрепление собственного здоровья, к познанию самого себя

и своих возможностей.

Вся образовательная деятельность, проводимая по этим направлениям,

подчинена одной игровой цели - построение «Планеты здоровья». Это

решается с опорой на уже знакомые ситуации в игровой форме. Во всей

деятельности педагоги ДОУ выступают как бы в роли ведущего и

непосредственного участника игры.

Перед проведением образовательной деятельности инструктор по

физической культуре использует спортивные приветствия, речевки, кричалки

для поднятия настроения и спортивного духа. Это создает особую атмосферу

и настрой на совместное познание нового. В конце, обязательно, проводится

дыхательная гимнастика (по А.Н. Стрельниковой) или точечный массаж (по

А.А. Уманской) и рефлексия.

При

планировании

и

проведении

образовательной

деятельности

первого

направления,

в

качестве

заинтересовывающего

момента,

мы

используем известные персонажи мультипликационных фильмов и детские

литературные произведения. Особенно нравятся практические занятия с

Мойдодыром. На них ребята учатся ухаживать за лицом и волосами, чистить

зубы вместе с микробом «Зубоедом», ухаживать за руками и ногами.

Знакомятся с упражнениями для укрепления рук и ног. На занятиях о

здоровом питании нами были выведены десять правил здорового питания,

которые заняли достойное место в «детском кафе».

Особенно хочется отметить проведение физ. досугов и праздников,

которые требуют огромной предварительной работы. Надо донести до детей

цель, распределить роли, выучить текст, подготовить костюмы. Все

участники

действа

с

ответственностью

подходят

к

своему

делу.

Эффективность таких занятий огромна, ведь каждый вносит в него не только

свои знания и умения, но и частичку своей души. Особенно, популярны

среди детей стали такие праздники «Путешествие в Страну Здоровья», «Я

здоровье берегу, сам себе я помогу», «День Здоровья», «Встреча с доктором

Айболитом». Кроме этого, инструктор по физической культуре использует

такую технологию, как СОРСИ (Сюжетно-Образовательная Развивающая

Соревновательная Игра).

На практических занятиях второго направления «Помоги себе сам»

формируется понимание необходимости ответственно подходить к своему

здоровью,

концентрировать

свои

силы

для

оказания

себе

помощи,

регулировать свое самочувствие. Дети знакомятся с основными правилами

помощи и профилактики некоторых заболеваний (сколиоз, плоскостопие,

заболевания глаз, органов дыхания), с простейшими упражнениями по

релаксации, снятия плаксивости, напряжения, концентрации сил. Все

упражнения даются детям в игровой форме.

Третье направление - «Безопасная среда» проводится на местности. В

играх формируются осознанные действия и навыки поведения, чтобы не

оказаться в травмоопасной ситуации, активизируются знания детей о том,

какие опасности могут их подстерегать в зонах риска, формируются правила

поведения в отдельных доступных зонах риска (на прогулке, на спортивной

площадке, в физкультурном зале). Совместно вырабатываются «правила

безопасных НЕ (что нельзя делать)». Особое внимание уделяется правилам

поведения на дороге. Закрепление правил дорожного движения проходит в

театрализованном представлении «Правила дорожные - знать каждому

положено!»

Четвертое направление включает в себя систему оздоровления по

разным методикам:

- дыхательная гимнастика (по А.Н. Стрельниковой) – упражнения:

«Ладошки» (разминочное), «Погончики», «Насос» (накачивание шины),

«Кошка» (приседание с поворотом), «Обними плечи» (вдох на сжатие

грудной клетки);

- комплексы психогимнастики (по С.Б. Шармановой) – «Водоросли»,

«Плавающие лягушата», «Волна», «Морской конёк», «Морская черепаха»,

«Кит плывёт», «Дельфин», «Нагоним волны» (на восстановление дыхания),

«Сон на берегу моря» (релаксация);

- точечный массаж (по А.А. Уманской) - массаж рук, ног, спины;

- упражнения по коррекции осанки на основе китайского искусства

движения (Цигун, Тай-дзи, Кун – фу) – «Кошка просыпается», «Тигр

готовится к прыжку», « Черепашка», « Медведь осматривается вокруг и

защищается от врага», «Журавль шагает, взмахивая крыльями», «Обезьяна

скачёт кругами и бьёт себя в грудь», «Ёж сворачивается в клубок», «Змея

сбрасывает кожу», «Орёл испытывает свои крылья», «Аист стоит на одной

ноге и чистит свои крылья»;

- упражнения с фитболом – «Пружинка», «Барабанщик», «Кошечка»,

«Тараньи бега» и т. д.;

- упражнения в сухом бассейне – «Воронки», «Не замочи рук»,

«Велосипед», «Лягушка», «Стрелки», «Перекаты».

Таким образом, благодаря уже проведенной работе у детей повысился

уровень мотивации здорового образа жизни, дети приобретают навыки и

привычки здорового образа жизни, а это залог успешной социализации

личности, ослабления негативного воздействия окружающей среды.

Литература:

1.Т.С.

Никонорова,

Е.М.

Сергиенко.

Здоровячок

(система

оздоровления дошкольников), 2007г.

2. Н.И. Крылова. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ,2009г.

3. Е.И. Подольская. Сценарии спортивных праздников и мероприятий

для детей 3 – 7 лет., 2009г.

4. Е.И. Подольская. Формы оздоровления детей 4 -7 лет, 2014г.

5. Научно – практический журнал «Инструктор по физической

культуре» №2, 2016г., ООО «ТЦ СФЕРА»



В раздел образования