Автор: Захарян Марина Рафиковна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №24
Населённый пункт: г.Новороссийск, с. Гайдук
Наименование материала: статья
Тема: Растить здорового ребёнка – задача дошкольного учреждения
Раздел: дошкольное образование
Растить здорового ребёнка – задача дошкольного учреждения
Сейчас как никогда остро перед человечеством стоят две огромные
проблемы: это экология нашей планеты и здоровье людей, живущих на этой
планете. Что может быть лучше здоровья? Оно открывает перед человеком
безграничные возможности в труде и отдыхе, на производстве, в семье, в
общественной
деятельности.
Физическое
здоровье
человека
дает
возможность ему быть активным участником преобразования мира. В этом
иесть секрет активной позиции человеческого счастья.
Здоровье детей – это будущее нашей страны. Работая в дошкольном
учреждении, ощущаем эту проблему особенно остро. Дети поступают к нам с
ослабленным иммунитетом, с хроническими заболеваниями. За плечами у
многих негативные примеры отношения взрослых к своему здоровью, целый
«букет» вредных привычек и пагубных пристрастий.
Здоровый образ жизни воплощает в себе ценности высшего порядка,
ибо
он
направлен
на
гуманизацию
и
активизацию
человеческой
деятельности. Здоровый образ жизни играет большую роль в развитии
духовной культуры человека. Например, такие стороны духовной жизни, как
оптимизм,
бодрость
духа,
волевые
качества
могут
быть
полностью
реализованы лишь тогда, когда каждый ведёт здоровый образ жизни. А
человек, соблюдающий здоровые формы жизнедеятельности, свободнее
переносит психоэмоциональные трудности, легче преодолевает стрессовые
ситуации, встречающиеся на жизненном пути.
Огромную помощь в работе по формированию здорового образа жизни
у детей оказывает комплекс мероприятий по здоровьесбережению «Будь
здоров!». Формы работы соответствуют не только общим особенностям
физического и психического развития детей дошкольного возраста, но и
акцентирует внимание на особенностях здоровья. В основу оценки здоровья
входит «состояние полного физического, психического и социального
благополучия».
Наша цель направить все усилия для повышения уровня пропаганды
здорового образа жизни. А здоровый образ жизни – это деятельность,
направленная на сохранение, улучшение, и укрепление здоровья.
Работа осуществляется по 4 направлениям. В соответствии с целью
поставлены следующие задачи:
I.
Ознакомление
с
понятием
собственной
и
коллективной
безопасности (т.е. понимание факторов, приносящих вред здоровью).
Задачи: ознакомить и систематизировать общие навыки оздоровления;
привить навыки гигиены, научить соблюдать их в быту; понимать важность
физических упражнений и любви к движению; ознакомить детей с основами
правильного питания и пользой витаминов.
II.
Усвоение
понятий
«здоровье,
культура
здоровья»
и
его
составляющих.
Задачи: развивать саморегуляцию, социальные компетенции;
ознакомить с работой некоторых органов чувств и систем организма;
ознакомить
и
обучить
простейшим
приемам
снятия
напряжения,
возбуждения; обучить специальным упражнениям по тренировке глаз,
дыхательной системы, артикуляции, мелкой моторике пальцев, укреплению
позвоночника; формировать правильную осанку; формировать осмысление
важности соблюдения норм и правил поведения между собой и другими
людьми, с домашними и уличными животными.
III.
Формирование
и
закрепление
культурно-гигиенических
навыков.
Задачи: познакомить с понятием безопасная среда; начать
формировать правила безопасного поведения на улице; ознакомить с
понятием «травматизм»; обучить правилам поведения в зонах риска; изучать
правила дорожного движения, предупреждение травматизма.
IV.
Освоение, в соответствии с возрастными особенностями новых
форм и технологий во время образовательной деятельности, таких как
включение их в проектную деятельность, проведение игр, специальных
тренингов, психогимнастики (по С.Б. Шармановой) и упражнений по
коррекции осанки (на основе китайского искусства движения (Цигун,
Тай-дзи, Кун – фу) и усвоению безопасного для жизни и здоровья
поведения в различных ситуациях жизнедеятельности.
Задачи: обобщить и закрепить имеющиеся и полученные знания и
навыки; ознакомить с понятиями «здоровый человек», «культура здоровья»;
создать у детей мотивацию к различным видам деятельности, направленной
на сбережение и укрепление собственного здоровья, к познанию самого себя
и своих возможностей.
Вся образовательная деятельность, проводимая по этим направлениям,
подчинена одной игровой цели - построение «Планеты здоровья». Это
решается с опорой на уже знакомые ситуации в игровой форме. Во всей
деятельности педагоги ДОУ выступают как бы в роли ведущего и
непосредственного участника игры.
Перед проведением образовательной деятельности инструктор по
физической культуре использует спортивные приветствия, речевки, кричалки
для поднятия настроения и спортивного духа. Это создает особую атмосферу
и настрой на совместное познание нового. В конце, обязательно, проводится
дыхательная гимнастика (по А.Н. Стрельниковой) или точечный массаж (по
А.А. Уманской) и рефлексия.
При
планировании
и
проведении
образовательной
деятельности
первого
направления,
в
качестве
заинтересовывающего
момента,
мы
используем известные персонажи мультипликационных фильмов и детские
литературные произведения. Особенно нравятся практические занятия с
Мойдодыром. На них ребята учатся ухаживать за лицом и волосами, чистить
зубы вместе с микробом «Зубоедом», ухаживать за руками и ногами.
Знакомятся с упражнениями для укрепления рук и ног. На занятиях о
здоровом питании нами были выведены десять правил здорового питания,
которые заняли достойное место в «детском кафе».
Особенно хочется отметить проведение физ. досугов и праздников,
которые требуют огромной предварительной работы. Надо донести до детей
цель, распределить роли, выучить текст, подготовить костюмы. Все
участники
действа
с
ответственностью
подходят
к
своему
делу.
Эффективность таких занятий огромна, ведь каждый вносит в него не только
свои знания и умения, но и частичку своей души. Особенно, популярны
среди детей стали такие праздники «Путешествие в Страну Здоровья», «Я
здоровье берегу, сам себе я помогу», «День Здоровья», «Встреча с доктором
Айболитом». Кроме этого, инструктор по физической культуре использует
такую технологию, как СОРСИ (Сюжетно-Образовательная Развивающая
Соревновательная Игра).
На практических занятиях второго направления «Помоги себе сам»
формируется понимание необходимости ответственно подходить к своему
здоровью,
концентрировать
свои
силы
для
оказания
себе
помощи,
регулировать свое самочувствие. Дети знакомятся с основными правилами
помощи и профилактики некоторых заболеваний (сколиоз, плоскостопие,
заболевания глаз, органов дыхания), с простейшими упражнениями по
релаксации, снятия плаксивости, напряжения, концентрации сил. Все
упражнения даются детям в игровой форме.
Третье направление - «Безопасная среда» проводится на местности. В
играх формируются осознанные действия и навыки поведения, чтобы не
оказаться в травмоопасной ситуации, активизируются знания детей о том,
какие опасности могут их подстерегать в зонах риска, формируются правила
поведения в отдельных доступных зонах риска (на прогулке, на спортивной
площадке, в физкультурном зале). Совместно вырабатываются «правила
безопасных НЕ (что нельзя делать)». Особое внимание уделяется правилам
поведения на дороге. Закрепление правил дорожного движения проходит в
театрализованном представлении «Правила дорожные - знать каждому
положено!»
Четвертое направление включает в себя систему оздоровления по
разным методикам:
- дыхательная гимнастика (по А.Н. Стрельниковой) – упражнения:
«Ладошки» (разминочное), «Погончики», «Насос» (накачивание шины),
«Кошка» (приседание с поворотом), «Обними плечи» (вдох на сжатие
грудной клетки);
- комплексы психогимнастики (по С.Б. Шармановой) – «Водоросли»,
«Плавающие лягушата», «Волна», «Морской конёк», «Морская черепаха»,
«Кит плывёт», «Дельфин», «Нагоним волны» (на восстановление дыхания),
«Сон на берегу моря» (релаксация);
- точечный массаж (по А.А. Уманской) - массаж рук, ног, спины;
- упражнения по коррекции осанки на основе китайского искусства
движения (Цигун, Тай-дзи, Кун – фу) – «Кошка просыпается», «Тигр
готовится к прыжку», « Черепашка», « Медведь осматривается вокруг и
защищается от врага», «Журавль шагает, взмахивая крыльями», «Обезьяна
скачёт кругами и бьёт себя в грудь», «Ёж сворачивается в клубок», «Змея
сбрасывает кожу», «Орёл испытывает свои крылья», «Аист стоит на одной
ноге и чистит свои крылья»;
- упражнения с фитболом – «Пружинка», «Барабанщик», «Кошечка»,
«Тараньи бега» и т. д.;
- упражнения в сухом бассейне – «Воронки», «Не замочи рук»,
«Велосипед», «Лягушка», «Стрелки», «Перекаты».
Таким образом, благодаря уже проведенной работе у детей повысился
уровень мотивации здорового образа жизни, дети приобретают навыки и
привычки здорового образа жизни, а это залог успешной социализации
личности, ослабления негативного воздействия окружающей среды.
Литература:
1.Т.С.
Никонорова,
Е.М.
Сергиенко.
Здоровячок
(система
оздоровления дошкольников), 2007г.
2. Н.И. Крылова. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ,2009г.
3. Е.И. Подольская. Сценарии спортивных праздников и мероприятий
для детей 3 – 7 лет., 2009г.
4. Е.И. Подольская. Формы оздоровления детей 4 -7 лет, 2014г.
5. Научно – практический журнал «Инструктор по физической
культуре» №2, 2016г., ООО «ТЦ СФЕРА»