Авторы: Чугреева Елена Васильевна, Елена Васильевна Чугреева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Буревестниковский детский сад
Населённый пункт: Нижегородская область, Богородский район, пас. Буревестник
Наименование материала: Формирование связной речи по средством сказок
Тема: "Использование сказок для развития речи"
Раздел: дошкольное образование
Самообразование
.
Формирование
связной
речи
посредством
сказки
в
ясельной
группе
.
Цель
:
Развитие
речевой
активности
у
детей
младшего
возраста
через
русские
народные
сказки
.
Задачи
:
1.
Проведение
анализа
научно
-
методичесткой
и
психолого
-
педагогической
литературы
по
проблеме
«
Русская
народная
сказка
как
средство
развития
речи
детей
дошкольного
возраста
»
2.
Закрепление
и
развитие
у
детей
навыков
речевого
общения
,
речевой
коммуникации
.
3.
Целенаправленное
воздействие
на
активизацию
ряда
психических
процессов
(
восприятия
,
памяти
,
воображения
,
мыслительных
операций
),
тесно
связанных
с
формированием
устного
речевого
общения
.
Актуальность
Ребёнка
окружает
множество
звуков
:
музыка
,
щебетание
птиц
,
шелест
травы
,
шум
ветра
,
журчание
воды
....
Но
слова
-
речевые
звуки
с
самого
его
рождения
наиболее
значимы
.
Звучащая
речь
обеспечивает
необходимое
для
ребёнка
общение
с
взрослыми
,
получение
информации
,
приобщение
к
деятельности
,
овладение
нормами
поведения
.
Вслушиваясь
в
слова
,
сопоставляя
их
звучание
и
пытаясь
повторить
их
,
ребёнок
начинает
не
только
слышать
,
но
и
различать
звуки
родного
языка
.
С
древнейших
времён
краткость
и
простота
в
изложении
мысли
почитались
высшей
добродетелью
.
Едва
ли
найдётся
человек
,
который
стал
бы
отрицать
,
как
важно
хорошо
владеть
словом
.
Умение
говорить
убедительно
,
ясно
,
точно
и
кратко
–
забота
и
желание
каждого
из
нас
.
Владение
речью
приводит
человека
к
успеху
,
ведь
«
хорошее
слово
–
половина
счастья
».
Красноречие
было
в
чести
во
все
времена
.
В
разных
странах
во
время
высочайших
взлётов
культуры
народов
появлялась
наука
о
мастерстве
речи
,
общения
,
убеждения
словом
.
Проблема
эффективной
речи
особенно
важна
сегодня
,
когда
растёт
значение
правильного
,
убедительного
слова
.
Цель
не
в
том
,
чтобы
ребенок
знал
как
можно
больше
,
а
в
том
,
чтобы
он
умел
действовать
и
решать
проблемы
в
любых
ситуациях
.
Приоритетные
средства
для
этого
–
культура
речи
и
культура
общения
.
Овладение
языком
,
речью
–
необходимое
условие
формирования
социально
активной
личности
.
Научиться
ясно
и
грамматически
правильно
говорить
,
обладать
хорошо
поставленным
голосом
,
излагать
собственные
мысли
в
свободной
творческой
интерпретации
в
устной
и
письменной
форме
,
уметь
выражать
свои
эмоции
разнообразными
интонационными
средствами
,
соблюдать
речевую
культуру
и
развивать
умение
общаться
необходимо
каждому
.
Поэтому
одной
из
наиболее
важных
задач
на
современном
этапе
обучения
дошкольников
считаю
развитие
речевой
активности
детей
через
сказки
.
Обучение
родному
языку
в
детском
саду
осуществляется
в
разных
видах
деятельности
детей
:
на
занятии
по
ознакомлении
с
художественной
литературой
,
по
обучению
грамоте
,
а
так
же
в
игровой
и
художественной
деятельности
,
в
повседневной
жизни
.
Однако
главными
являются
специальные
занятия
по
развитию
речи
.
На
каждом
этапе
обучения
сохраняется
программное
ядро
.
В
развитии
связной
речи
–
это
связывание
предложений
в
высказывание
,
в
словарной
работе
–
это
работа
над
смысловой
стороной
слова
.
Только
при
правильном
воспитании
и
обучении
у
ребенка
формируется
высокая
культура
речи
,
тенденция
к
её
саморазвитию
,
повышаются
точность
в
речи
,
её
выразительность
.
Дети
начинают
уместно
употреблять
средства
художественной
выразительности
в
собственном
речевом
творчестве
(
при
сочинении
сказок
,
загадок
,
стихов
).
В
формировании
связной
речи
выступает
тесная
связь
речевого
и
интеллектуального
развития
детей
.
Дети
должны
связно
говорить
,
ясно
представлять
объект
рассказа
(
объект
,
событие
)
уметь
анализировать
,
отбирать
основные
свойства
и
качества
,
устанавливать
разные
отношения
между
предметами
и
явлениями
,
строить
простые
предложения
.
Высокий
уровень
речевого
развития
дошкольника
предполагает
:
-
владение
литературными
нормами
и
правилами
родного
языка
,
свободное
пользование
лексикой
и
грамматикой
при
выражении
собственных
мыслей
;
-
умение
вступать
в
контакт
со
взрослыми
и
сверстниками
(
слушать
спрашивать
,
отвечать
,
возражать
,
объяснять
);
-
знание
норм
и
правил
речевого
этикета
,
умение
пользоваться
ими
в
зависимости
от
ситуации
;
-
умение
читать
и
писать
(
умение
пользоваться
грамотой
и
письмом
).
Поэтому
в
младшей
группе
основное
внимание
уделяется
речевому
развитию
:
наполнение
и
обогащение
словаря
на
основе
расширения
знаний
и
представлений
окружающей
ребенком
жизни
.
В
младшей
группе
необходимо
научить
различать
предметы
по
существенным
признакам
,
правильно
называть
их
отвечая
на
вопросы
«
Что
это
?», «
Кто
это
?»
видеть
особенности
предметов
,
выделять
характерные
признаки
и
качества
(
какой
?),
а
также
действия
,
связанные
с
игрушками
-
животными
,
с
их
состоянием
с
возможными
действиями
человека
(
что
делает
?
и
что
с
ним
можно
делать
?)
Дети
младшей
группы
должны
постоянно
слышать
правильную
речь
взрослых
,
различать
на
слух
громкость
и
скорость
,
темп
речи
,
находить
ошибки
в
речи
окружающих
.
При
чтении
потешек
,
стихов
,
сказок
необходимо
обращать
внимание
детей
на
выразительную
сторону
речи
,
дать
образец
интонации
.
В
настоящее
время
существует
проблема
:
недостаточные
навыки
речевой
деятельности
детей
.
Вызывает
тревогу
тот
факт
,
что
поступающие
дети
в
детский
сад
имеют
ограниченный
словарный
запас
,
неадекватные
эмоции
.
Поэтому
возросла
необходимость
заниматься
проблемами
речи
и
общим
развитием
ребенка
.
Одной
из
современных
технологий
,
направленных
на
развитие
речи
является
сказка
.
Сказки
–
самые
любимые
произведения
детей
.
На
протяжении
многих
веков
сказки
меняются
,
но
всегда
неизменными
остаются
народные
мечты
,
представления
о
добре
,
правде
,
социальной
справедливости
.
Опыт
показывает
,
что
дети
лучше
,
чем
взрослые
,
чувствуют
притягательную
силу
сказки
.
Однако
познать
мудрость
самостоятельно
им
не
удается
.
А
.
Михайлова
пишет
: «
На
помощь
ребенку
должны
прийти
взрослые
,
чтобы
успеть
сохранить
в
наших
детях
чуткость
к
чуду
превращения
,
к
чуду
окрыляющей
радости
,
чуду
духовного
озарения
,
которое
дарит
нам
сказка
».
Благодаря
сказке
ребенок
познает
мир
не
только
умом
,
но
и
сердцем
.
Сказка
не
дает
прямых
наставлений
детям
,
но
в
ее
содержании
всегда
заложен
урок
,
который
они
постепенно
воспринимают
,
многократно
возвращаясь
к
тексту
сказки
.
Сказки
–
первые
произведения
искусства
,
которые
не
просто
убаюкивают
или
развлекают
малыша
,
но
способны
еще
преподать
ему
множество
уроков
:
воспитывать
в
ребенке
все
самое
доброе
и
вечное
.
Когда
место
действия
оказывается
перед
глазами
,
а
персонажи
в
руках
,
сказка
оживает
без
всякого
волшебства
.
Предложить
ребенку
разыграть
сюжет
,
проговорить
слова
каждого
действующего
лица
с
разной
интонацией
.
И
если
маленький
сказочник
захочет
изменить
характер
своих
героев
или
повернуть
сюжетную
линию
совсем
в
другое
русло
,
не
стоит
пресекать
его
творческие
порывы
.
Развитие
ребенка
,
обучение
его
с
помощью
сказки
–
это
раскрепощение
,
это
развитие
речи
.
Согласитесь
,
что
когда
ребенок
сидит
,
сложа
руки
по
струнке
,
это
не
очень
хорошо
.
А
когда
мы
заставляем
просто
слушать
,
то
здесь
нет
активности
.
Он
послушал
,
но
не
значит
услышал
.
А
когда
он
в
сказку
играет
,
тогда
можно
быть
уверенным
,
что
из
этой
сказки
он
что
–
то
вынесет
для
себя
.
Сказки
дают
возможность
детям
познавать
окружающий
мир
,
жить
в
гармонии
с
ним
.
Учат
детей
передавать
свое
настроение
с
помощью
эмоций
,
жестов
,
мимикой
лица
.
Учат
детей
работать
в
команде
,
договариваться
.
Необходимо
выстраивать
работу
со
сказками
и
с
семьей
,
на
основе
диалога
взаимного
доверия
и
понимания
.
Это
все
способствует
развитию
личности
ребенка
и
является
важнейшим
условием
успешной
работы
по
развитию
речи
детей
.
предполагаемый
результат
:
Этапы
самообразования
:
1.
Подбор
и
изучение
методической
литературы
2.
Участие
в
мероприятиях
посвященных
теме
самообразования
3.
Формирование
опыта
по
теме
.
Внедрение
в
практику
.
4.
Представление
опыта
работы
по
теме
.
предполагаемые
сроки
выполнения
каждого
этапа
1.
Изучение
методической
литературы
•
Ознакомление
с
новыми
нормативными
документами
по
вопросам
дошкольного
воспитания
;
•
Изучение
учебной
и
научно
-
методической
литературы
;
•
Ознакомление
с
новыми
достижениями
педагогики
,
детской
психологии
,
анатомии
,
физиологии
;
•
Изучение
новых
программ
и
педагогических
технологий
;
•
Ознакомление
с
передовой
практикой
дошкольных
учреждений
;
•
Повышение
общекультурного
уровня
литература
по
теме
самообразования
дата
название
автор
источник
(
сайт
;
издательство
,
год
издания
)
результат
Аникин
В
.
П
.
Русский
фольклор
.
М
., 1986
Смотреть
тетрадь
по
самообразованию
1.
Галанова
Т
.
В
.
«
Развиваю
щие
игры
с
Я
.; «
Академия
развития
», 2002
г
.
Смотреть
тетрадь
по
самообразованию
малышами
до
тех
лет
»
-
Тимофеева
Л
.
Л
.
Расскажем
сказку
интересно
.
Интерактивные
сказки
для
дошкольников
//
Воспитатель
ДОУ
.
2011.
№
3.
Смотреть
тетрадь
по
самообразованию
Э
.
И
Иванова
:
«
Расскажи
мне
сказку
».
Литературные
сказки
для
детей
.
Просвещение
2001
г
.
Смотреть
тетрадь
по
самообразованию
+
Какие
программы
,
методики
,
технологии
изучены
в
процессе
работы
над
методической
темой
?
Кто
авторы
?
Какой
передовой
педагогический
опыт
изучен
?
Какие
методические
рекомендации
использованы
?
Вырезки
,
копии
,
цитаты
…
2.
Участие
в
мероприятиях
посвященных
теме
самообразования
участие
в
методической
работе
детского
сада
дата
тема
форма
участия
ФОРМИРОВАНИЕ
СВЯЗНОЙ
РЕЧИ
С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ
ИГР
У
ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО
ВОЗРАСТА
».
Мастер
-
класс
«
Развитие
связной
речи
у
дошкольников
»
Буклет
+
фото
и
выдержки
из
материалов
(
доклады
,
выступления
,
рефераты
)
3.
Формирование
опыта
по
теме
.
Внедрение
в
практику
.
«Развитие связной речи»
Анкетирование
Выложи
сказку
«
Курочка
Ряба
»
Выложи
сказку
„
Репка
"
Дидактическая
игра
«
Поиграем
вместе
»
Привлечение
родителей
к
созданию
игровой
среды
в
группе
«
Репка
»
Драматизация
сказки
«
Теремок
»
Инсценирование
и
показ
на
фланелеграфе
«
Слепим
яичко
»
Лепка
по
сказке
«
Колобок
»
Пальчиковый
театр
(
показ
воспитателем
)
«
Колобок
катится
по
дорожке
»
Рисование
по
сказке
«Для самых маленьких»
Изготовление Лэпбука
«Теремок»
Чтение и обсуждение сказки
«Волк и семеро козлят»
Настольно-печатные игры по
мотивам сказок (разрезные
картинки, лото)
Чтение сказки
«Релаксация перед сном»
Слушание колыбельных
песен перед сном.
•
Анализ
выполнения
программы
(
диагностика
)
Как
отслеживается
результат
работы
по
теме
? (
Диагностика
:
таблицы
,
результаты
работы
,
в
%.)
Выводы
по
теме
.
Есть
ли
положительный
результат
? (
Приложить
диаграммы
,
сравнительный
анализ
)
4.
Представление
опыта
работы
по
теме
.
•
способ
демонстрации
результата
проделанной
работы
•
форма
отчета
по
проделанной
работе
•
Формы
отчета
по
теме
самообразования
могут
быть
разнообразными
:
•
Выступление
на
педсовете
•
Консультация
•
Семинар
-
практикум
•
Показ
непосредственно
-
образовательной
деятельности
с
детьми
•
Выставки
детского
творчества
«
Роль
сказки
в
жизни
дошкольника
»
Изготовление
папки
-
передвижки
«
Роль
книги
в
жизни
ребенка
Консультация
в
каждую
группу
«
Наши
любимые
сказки
»
Выставка
конкурсных
работ
среди
родителей
воспитанников
.