Напоминание

"Использование сказок для развития речи"


Авторы: Чугреева Елена Васильевна, Елена Васильевна Чугреева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Буревестниковский детский сад
Населённый пункт: Нижегородская область, Богородский район, пас. Буревестник
Наименование материала: Формирование связной речи по средством сказок
Тема: "Использование сказок для развития речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Самообразование

.

Формирование

связной

речи

посредством

сказки

в

ясельной

группе

.

Цель

:

Развитие

речевой

активности

у

детей

младшего

возраста

через

русские

народные

сказки

.

Задачи

:

1.

Проведение

анализа

научно

-

методичесткой

и

психолого

-

педагогической

литературы

по

проблеме

«

Русская

народная

сказка

как

средство

развития

речи

детей

дошкольного

возраста

»

2.

Закрепление

и

развитие

у

детей

навыков

речевого

общения

,

речевой

коммуникации

.

3.

Целенаправленное

воздействие

на

активизацию

ряда

психических

процессов

(

восприятия

,

памяти

,

воображения

,

мыслительных

операций

),

тесно

связанных

с

формированием

устного

речевого

общения

.

Актуальность

Ребёнка

окружает

множество

звуков

:

музыка

,

щебетание

птиц

,

шелест

травы

,

шум

ветра

,

журчание

воды

....

Но

слова

-

речевые

звуки

с

самого

его

рождения

наиболее

значимы

.

Звучащая

речь

обеспечивает

необходимое

для

ребёнка

общение

с

взрослыми

,

получение

информации

,

приобщение

к

деятельности

,

овладение

нормами

поведения

.

Вслушиваясь

в

слова

,

сопоставляя

их

звучание

и

пытаясь

повторить

их

,

ребёнок

начинает

не

только

слышать

,

но

и

различать

звуки

родного

языка

.

С

древнейших

времён

краткость

и

простота

в

изложении

мысли

почитались

высшей

добродетелью

.

Едва

ли

найдётся

человек

,

который

стал

бы

отрицать

,

как

важно

хорошо

владеть

словом

.

Умение

говорить

убедительно

,

ясно

,

точно

и

кратко

забота

и

желание

каждого

из

нас

.

Владение

речью

приводит

человека

к

успеху

,

ведь

«

хорошее

слово

половина

счастья

».

Красноречие

было

в

чести

во

все

времена

.

В

разных

странах

во

время

высочайших

взлётов

культуры

народов

появлялась

наука

о

мастерстве

речи

,

общения

,

убеждения

словом

.

Проблема

эффективной

речи

особенно

важна

сегодня

,

когда

растёт

значение

правильного

,

убедительного

слова

.

Цель

не

в

том

,

чтобы

ребенок

знал

как

можно

больше

,

а

в

том

,

чтобы

он

умел

действовать

и

решать

проблемы

в

любых

ситуациях

.

Приоритетные

средства

для

этого

культура

речи

и

культура

общения

.

Овладение

языком

,

речью

необходимое

условие

формирования

социально

активной

личности

.

Научиться

ясно

и

грамматически

правильно

говорить

,

обладать

хорошо

поставленным

голосом

,

излагать

собственные

мысли

в

свободной

творческой

интерпретации

в

устной

и

письменной

форме

,

уметь

выражать

свои

эмоции

разнообразными

интонационными

средствами

,

соблюдать

речевую

культуру

и

развивать

умение

общаться

необходимо

каждому

.

Поэтому

одной

из

наиболее

важных

задач

на

современном

этапе

обучения

дошкольников

считаю

развитие

речевой

активности

детей

через

сказки

.

Обучение

родному

языку

в

детском

саду

осуществляется

в

разных

видах

деятельности

детей

:

на

занятии

по

ознакомлении

с

художественной

литературой

,

по

обучению

грамоте

,

а

так

же

в

игровой

и

художественной

деятельности

,

в

повседневной

жизни

.

Однако

главными

являются

специальные

занятия

по

развитию

речи

.

На

каждом

этапе

обучения

сохраняется

программное

ядро

.

В

развитии

связной

речи

это

связывание

предложений

в

высказывание

,

в

словарной

работе

это

работа

над

смысловой

стороной

слова

.

Только

при

правильном

воспитании

и

обучении

у

ребенка

формируется

высокая

культура

речи

,

тенденция

к

её

саморазвитию

,

повышаются

точность

в

речи

,

её

выразительность

.

Дети

начинают

уместно

употреблять

средства

художественной

выразительности

в

собственном

речевом

творчестве

(

при

сочинении

сказок

,

загадок

,

стихов

).

В

формировании

связной

речи

выступает

тесная

связь

речевого

и

интеллектуального

развития

детей

.

Дети

должны

связно

говорить

,

ясно

представлять

объект

рассказа

(

объект

,

событие

)

уметь

анализировать

,

отбирать

основные

свойства

и

качества

,

устанавливать

разные

отношения

между

предметами

и

явлениями

,

строить

простые

предложения

.

Высокий

уровень

речевого

развития

дошкольника

предполагает

:

-

владение

литературными

нормами

и

правилами

родного

языка

,

свободное

пользование

лексикой

и

грамматикой

при

выражении

собственных

мыслей

;

-

умение

вступать

в

контакт

со

взрослыми

и

сверстниками

(

слушать

спрашивать

,

отвечать

,

возражать

,

объяснять

);

-

знание

норм

и

правил

речевого

этикета

,

умение

пользоваться

ими

в

зависимости

от

ситуации

;

-

умение

читать

и

писать

(

умение

пользоваться

грамотой

и

письмом

).

Поэтому

в

младшей

группе

основное

внимание

уделяется

речевому

развитию

:

наполнение

и

обогащение

словаря

на

основе

расширения

знаний

и

представлений

окружающей

ребенком

жизни

.

В

младшей

группе

необходимо

научить

различать

предметы

по

существенным

признакам

,

правильно

называть

их

отвечая

на

вопросы

«

Что

это

?», «

Кто

это

видеть

особенности

предметов

,

выделять

характерные

признаки

и

качества

(

какой

?),

а

также

действия

,

связанные

с

игрушками

-

животными

,

с

их

состоянием

с

возможными

действиями

человека

(

что

делает

?

и

что

с

ним

можно

делать

?)

Дети

младшей

группы

должны

постоянно

слышать

правильную

речь

взрослых

,

различать

на

слух

громкость

и

скорость

,

темп

речи

,

находить

ошибки

в

речи

окружающих

.

При

чтении

потешек

,

стихов

,

сказок

необходимо

обращать

внимание

детей

на

выразительную

сторону

речи

,

дать

образец

интонации

.

В

настоящее

время

существует

проблема

:

недостаточные

навыки

речевой

деятельности

детей

.

Вызывает

тревогу

тот

факт

,

что

поступающие

дети

в

детский

сад

имеют

ограниченный

словарный

запас

,

неадекватные

эмоции

.

Поэтому

возросла

необходимость

заниматься

проблемами

речи

и

общим

развитием

ребенка

.

Одной

из

современных

технологий

,

направленных

на

развитие

речи

является

сказка

.

Сказки

самые

любимые

произведения

детей

.

На

протяжении

многих

веков

сказки

меняются

,

но

всегда

неизменными

остаются

народные

мечты

,

представления

о

добре

,

правде

,

социальной

справедливости

.

Опыт

показывает

,

что

дети

лучше

,

чем

взрослые

,

чувствуют

притягательную

силу

сказки

.

Однако

познать

мудрость

самостоятельно

им

не

удается

.

А

.

Михайлова

пишет

: «

На

помощь

ребенку

должны

прийти

взрослые

,

чтобы

успеть

сохранить

в

наших

детях

чуткость

к

чуду

превращения

,

к

чуду

окрыляющей

радости

,

чуду

духовного

озарения

,

которое

дарит

нам

сказка

».

Благодаря

сказке

ребенок

познает

мир

не

только

умом

,

но

и

сердцем

.

Сказка

не

дает

прямых

наставлений

детям

,

но

в

ее

содержании

всегда

заложен

урок

,

который

они

постепенно

воспринимают

,

многократно

возвращаясь

к

тексту

сказки

.

Сказки

первые

произведения

искусства

,

которые

не

просто

убаюкивают

или

развлекают

малыша

,

но

способны

еще

преподать

ему

множество

уроков

:

воспитывать

в

ребенке

все

самое

доброе

и

вечное

.

Когда

место

действия

оказывается

перед

глазами

,

а

персонажи

в

руках

,

сказка

оживает

без

всякого

волшебства

.

Предложить

ребенку

разыграть

сюжет

,

проговорить

слова

каждого

действующего

лица

с

разной

интонацией

.

И

если

маленький

сказочник

захочет

изменить

характер

своих

героев

или

повернуть

сюжетную

линию

совсем

в

другое

русло

,

не

стоит

пресекать

его

творческие

порывы

.

Развитие

ребенка

,

обучение

его

с

помощью

сказки

это

раскрепощение

,

это

развитие

речи

.

Согласитесь

,

что

когда

ребенок

сидит

,

сложа

руки

по

струнке

,

это

не

очень

хорошо

.

А

когда

мы

заставляем

просто

слушать

,

то

здесь

нет

активности

.

Он

послушал

,

но

не

значит

услышал

.

А

когда

он

в

сказку

играет

,

тогда

можно

быть

уверенным

,

что

из

этой

сказки

он

что

то

вынесет

для

себя

.

Сказки

дают

возможность

детям

познавать

окружающий

мир

,

жить

в

гармонии

с

ним

.

Учат

детей

передавать

свое

настроение

с

помощью

эмоций

,

жестов

,

мимикой

лица

.

Учат

детей

работать

в

команде

,

договариваться

.

Необходимо

выстраивать

работу

со

сказками

и

с

семьей

,

на

основе

диалога

взаимного

доверия

и

понимания

.

Это

все

способствует

развитию

личности

ребенка

и

является

важнейшим

условием

успешной

работы

по

развитию

речи

детей

.

предполагаемый

результат

:

Этапы

самообразования

:

1.

Подбор

и

изучение

методической

литературы

2.

Участие

в

мероприятиях

посвященных

теме

самообразования

3.

Формирование

опыта

по

теме

.

Внедрение

в

практику

.

4.

Представление

опыта

работы

по

теме

.

предполагаемые

сроки

выполнения

каждого

этапа

1.

Изучение

методической

литературы

Ознакомление

с

новыми

нормативными

документами

по

вопросам

дошкольного

воспитания

;

Изучение

учебной

и

научно

-

методической

литературы

;

Ознакомление

с

новыми

достижениями

педагогики

,

детской

психологии

,

анатомии

,

физиологии

;

Изучение

новых

программ

и

педагогических

технологий

;

Ознакомление

с

передовой

практикой

дошкольных

учреждений

;

Повышение

общекультурного

уровня

литература

по

теме

самообразования

дата

название

автор

источник

(

сайт

;

издательство

,

год

издания

)

результат

Аникин

В

.

П

.

Русский

фольклор

.

М

., 1986

Смотреть

тетрадь

по

самообразованию

1.

Галанова

Т

.

В

.

«

Развиваю

щие

игры

с

Я

.; «

Академия

развития

», 2002

г

.

Смотреть

тетрадь

по

самообразованию

малышами

до

тех

лет

»

-

Тимофеева

Л

.

Л

.

Расскажем

сказку

интересно

.

Интерактивные

сказки

для

дошкольников

//

Воспитатель

ДОУ

.

2011.

3.

Смотреть

тетрадь

по

самообразованию

Э

.

И

Иванова

:

«

Расскажи

мне

сказку

».

Литературные

сказки

для

детей

.

Просвещение

2001

г

.

Смотреть

тетрадь

по

самообразованию

+

Какие

программы

,

методики

,

технологии

изучены

в

процессе

работы

над

методической

темой

?

Кто

авторы

?

Какой

передовой

педагогический

опыт

изучен

?

Какие

методические

рекомендации

использованы

?

Вырезки

,

копии

,

цитаты

2.

Участие

в

мероприятиях

посвященных

теме

самообразования

участие

в

методической

работе

детского

сада

дата

тема

форма

участия

ФОРМИРОВАНИЕ

СВЯЗНОЙ

РЕЧИ

С

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ

ИГР

У

ДЕТЕЙ

СРЕДНЕГО

ВОЗРАСТА

».

Мастер

-

класс

«

Развитие

связной

речи

у

дошкольников

»

Буклет

+

фото

и

выдержки

из

материалов

(

доклады

,

выступления

,

рефераты

)

3.

Формирование

опыта

по

теме

.

Внедрение

в

практику

.

«Развитие связной речи»

Анкетирование

Выложи

сказку

«

Курочка

Ряба

»

Выложи

сказку

Репка

"

Дидактическая

игра

«

Поиграем

вместе

»

Привлечение

родителей

к

созданию

игровой

среды

в

группе

«

Репка

»

Драматизация

сказки

«

Теремок

»

Инсценирование

и

показ

на

фланелеграфе

«

Слепим

яичко

»

Лепка

по

сказке

«

Колобок

»

Пальчиковый

театр

(

показ

воспитателем

)

«

Колобок

катится

по

дорожке

»

Рисование

по

сказке

«Для самых маленьких»

Изготовление Лэпбука

«Теремок»

Чтение и обсуждение сказки

«Волк и семеро козлят»

Настольно-печатные игры по

мотивам сказок (разрезные

картинки, лото)

Чтение сказки

«Релаксация перед сном»

Слушание колыбельных

песен перед сном.

Анализ

выполнения

программы

(

диагностика

)

Как

отслеживается

результат

работы

по

теме

? (

Диагностика

:

таблицы

,

результаты

работы

,

в

%.)

Выводы

по

теме

.

Есть

ли

положительный

результат

? (

Приложить

диаграммы

,

сравнительный

анализ

)

4.

Представление

опыта

работы

по

теме

.

способ

демонстрации

результата

проделанной

работы

форма

отчета

по

проделанной

работе

Формы

отчета

по

теме

самообразования

могут

быть

разнообразными

:

Выступление

на

педсовете

Консультация

Семинар

-

практикум

Показ

непосредственно

-

образовательной

деятельности

с

детьми

Выставки

детского

творчества

«

Роль

сказки

в

жизни

дошкольника

»

Изготовление

папки

-

передвижки

«

Роль

книги

в

жизни

ребенка

Консультация

в

каждую

группу

«

Наши

любимые

сказки

»

Выставка

конкурсных

работ

среди

родителей

воспитанников

.



В раздел образования