Автор: Неизвестных Лариса Яковлевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Губаха, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка из опыта работы
Тема: Модуль опыта работы "«Развитие умения у детей старшего дошкольного возраста создавать мелодические и ритмические аранжировки в игре на детских музыкальных инструментах как музыкальные иллюстрации в театрализованных музыкальных играх»
Раздел: дошкольное образование
Модуль опыта работы заверен на последней стр. 6
«Развитие умения у детей старшего дошкольного возраста создавать мелодические и
ритмические аранжировки в игре на детских музыкальных инструментах как
музыкальные иллюстрации в театрализованных музыкальных играх»
Из опыта работы
музыкального руководителя
Неизвестных Ларисы Яковлевны,
МАДОУ «Золотой ключик» Детский сад № 2
город Губаха, Пермский край,
Условия возникновения и становления опыта
Теоретическая интерпретация опыта
Практическая значимость опыта
Новизна опыта
Ведущая педагогическая идея
Технология опыта
Результативность
Возможности применения
Тенденция гуманизации современного образования и возрастающая
потребность
общества в творческих личностях обуславливает актуальность проблемы эстетического
развития детей. Эстетическое развитие дошкольников происходит в деятельности по
восприятию и оценке произведений искусства и в процессе собственной творческой
деятельности.
Музыка
занимает особое место в эстетическом воспитании детей
дошкольного возраста. Она помогает на чувственной основе понять богатство и красоту
окружающего мира. Но музыкальный язык сложен, специфичен. Дети затрудняются в
определении выразительных, изобразительных характеристик, не могут высказывать свои
переживания, чувства, к произведению, проследить за музыкальным образом, темой.
Необходимо дать детям знания о музыкальной грамоте, понятие о способах и средствах
самовыражения в различных видах музыкальной деятельности, развивать внутреннюю
свободу малыша, его восприимчивость, гибкость, открытость.
«Осознание красоты
спасёт мир» утверждал
Н. Рерих и это высказывание в некотором роде является
лейтмотивом в раскрытии темы работы. Концептуальная основа работы по развитию
творческого потенциала дошкольников, совершенствованию качеств личности ребёнка,
развитию у него разнообразных умений, положительного отношения к окружающей
действительности, индивидуальных, коммуникативных способностей,
соответствует
Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), основным
требованиям современного общества.
1
Таким образом, актуальность темы работы определила:
цель:
создание
музыкальных
иллюстраций
-
аранжировок
для
озвучивания
художественных и поэтических
произведений в игре на детских музыкальных
инструментах;
выявила проблему:
как
недостаточный объём
знаний
о музыкальной сенсорике, об
интонационно –
чувственном анализе музыкальных произведений,
недостаточной мотивации к творческому поиску в музыкальной игре-драматизации,
недостатке умений создавать музыкальные иллюстрации - аранжировки к музыкальным
и художественным образам;
обозначила гипотезу: процесс развития творческих возможностей детей дошкольного
возраста будет более эффективным, если развивать у детей воображение, творческое
восприятие, стимулировать исследовательские действия через познание музыкальной
сенсорики и музыкальной игры - драматизации;
наметила задачи:
- знакомить с основными понятиями музыкальной сенсорики;
- учить сочинять несложные инструментальные импровизации на детских музыкальных
инструментах;
- развивать умения самовыражаться в движении под музыку;
- развивать навыки творческого сотрудничества в ансамбле.
Работа над темой выстраивалась в результате творческого переосмысления программы
«Музыкальные шедевры» (автор О. П. Радынова),
которая предполагает побуждение
детей к проявлениям различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально
– двигательной, художественной.
Алгоритм, логика и последовательность действий при создании художественного образа,
формы организации образовательного процесса определились после изучения программы
«Звук – волшебник», автор Т.Н. Девятова.
Предмет исследования –
создание музыкальных
аранжировок - иллюстраций к
художественным, музыкальным образам, творческое самовыражение в игре на детских
музыкальных инструментах и движении.
Объект исследования - творческие способности дошкольника.
Этапы исследования:
1 этап подготовительный, организационный 2018 – 2019г.
- изучение и анализ трудов педагогов, психологов, философов, по вопросам развития
творческих возможностей;
2
-создание модели взаимодействия, составление образовательно – творческих планов .
2 этап – образовательный, созидательный, презентационный 2019 – 2020 г.
-разработка технологии, алгоритма создания музыкальных иллюстраций к музыкальным
и художественным образам;
- обогащение и углубление знаний по музыкальной грамоте, о творческом восприятии
посредством интонационно - чувственного анализа музыкальных произведений;
- непосредственно творческий процесс по созданию музыкальных иллюстраций в
театральной музыкальной игре.
- публичная апробация опыта, презентация детского творчества.
3 этап – заключительный 2020 -2021г.
- обобщение работы над темой, формулировка выводов, результативность, возможность
применения, выступления, публикации.
Эмпирическая
база
исследования:
Муниципальное
автономное
образовательное
дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2,
группы старшего
дошкольного возраста, город Губаха, Пермский край
Практическая значимость темы проявилась как:
-перерастание педагогики требований в педагогику отношений (оптимизирована модель
взаимодействия участников творческого процесса, на основе принципов сотрудничества,
интеграции);
-устранение фрагментарности в ознакомлении с окружающим миром, за счёт целостного
подхода (цикл интегрированных занятий по развитию творческого восприятия с целью
создания музыкальных иллюстраций к художественным образам в
музыкальных
театрализованных постановках, музыкальных играх – драматизациях, к песенкам,
рассказам );
- развитие образно – мыслящего слуха (разработаны: технологические карты по развитию
творческого восприятия на основе интонационно – чувственного анализа;
диагностика
развития
творческих
способностей,
способности
к
продуктивному
творчеству;
-
создание проектов
с целью развития способности к продуктивному творчеству
посредством пополнения развивающей предметно пространственной среды (РППС);
-способствование созданию
поисково - исследовательских ситуаций
(разработан
алгоритм создания музыкальных иллюстраций к художественным образам в музыкальных
играх – драматизациях).
Такой практический аспект совершенствует эмоциональную сферу личности, культуру
восприятия дошкольников, развивает познавательную деятельность, образное мышление
детей,
формирует
эмоционально-волевой
фактор
личности
ребёнка,
обогащает
социальную культуру будущих школьников. Эти качества позволяют детям успешно
овладевать знаниями и спокойно адаптироваться к учебному процессу в школе.
3
Инновационной и отличительной особенностью темы является обучение детей игре
на
детских
музыкальных
инструментах
с
элементами
музыкальной
грамоты,
музыкальной сенсорики при создании ритмических и инструментальных импровизаций к
игровым,
поэтическим,
театральным
миниатюрам,
инсценировкам
(детское
сочинительство), и музыкальной - игры – драматизации (творческое самовыражение в
художественные и музыкальные образы). Дети подводятся к осознанию необходимости
гармонизировать свой внутренний
мир с окружающим посредством создания
музыкальных аранжировок, творчески самовыражаться в игре на детских музыкальных
инструментах и в музыкальной игре-драматизации.
Ведущая педагогическая идея выражается в создании единого образовательно –
воспитательного пространства (интегрированный подход) с целью превращения образов
- представлений детей в музыкальные иллюстрации – аранжировки к художественным
образам, песенкам, рассказам, обеспечивает формирование эстетических чувств ребёнка,
его музыкальных и художественных предпочтений.
Ребёнок познаёт мир - наблюдая, размышляя, сопереживая, в процессе творческой
деятельности.
Технология
работы
строится
на
формировании
системных
представлений
об
окружающем мире. Темы объединены в четыре блока по календарным признакам:
«Осеннее очарование», «Зимние фантазии», «Весенняя мозаика», «Летние забавы». В
блоках прописана целесообразность применения тематики по видам деятельности
(музыкальной, восприятия художественной литературы и фольклора, игровой). Темы
развиваются,
синтезируются
педагогом
на
принципах
единства
требований
и
постепенности погружения в проблему. В технологии чётко прослеживается, что ребёнок
– это не пассивный объект воздействия и продукт деятельности педагога, а активный
субъект деятельности.
Технология учитывает необходимость развития способности
ребёнка погружаться в собственный мир с целью определения своих намерений, отбора
способов и средств для осуществления намеченных целей, задач.
Алгоритм действий
творческого поиска при создании музыкальных аранжировок к
художественным образам и музыкальной игры-драматизации выполняет познавательную,
воспитательную,
развивающую функции,
одновременно способствует достижению
основных целей:
дети научатся сочинять несложные инструментальные импровизации
и исполнять их в ансамбле в качестве:
аккомпанемента к музыкальным играм, миниатюрам;
музыкальных иллюстраций при чтении сказок, рассказов, стихотворений;
музыкального озвучивания /музыканты/ сказочных персонажей и
исполнять роли /артисты/в играх – драматизациях
Взаимодействие
на
основе
интеграции,
целостности
приобщения;
постепенности
погружения в проблему, обеспечивает качество усвоения знаний детьми.
4
Уменьшение нагрузки на ребёнка в течение дня, недели достигается за счёт комплексной
подачи знаний и активного творческого сотрудничества участников педагогического
процесса.
Участие родителей в решении поставленных задач, как главных заказчиков повышения
уровня образования и воспитания дошкольников, прослеживается в привлечении пап и
мам, как артистов и музыкантов на праздниках, досугах.
Апробация опыта «Развитие умения у детей старшего дошкольного возраста
создавать мелодические и ритмические аранжировки в игре на детских музыкальных
инструментах как музыкальные иллюстрации в театрализованных музыкальных
играх»
в течение трёх лет показала, что суммарное воздействие образовательно – творческих
компонентов на дошкольников во много раз действеннее и предпочтительнее, что
обеспечивает позитивные результаты в развитии музыкально - творческих возможностей
дошкольников.
Будущие школьники научились наблюдать, исследовать, давать эстетическую оценку
предметам, нравственную оценку отношениям, поступкам.
Качество развития творческих способностей будущих школьников можно было:
-наблюдать
в
совместной
интегрированной
организованной
деятельности,
в
презентационной творческой деятельности (музыкальных сказках, мюзиклах);
-констатировать,
по
отзывам родителей о праздниках, где проявились
детские
творческие умения (в течение года);
-в позитивных ответах
на вопросы в анкетах для родителей «Талантлив ли ваш
ребёнок?», «А знаете ли вы?»;
-фиксировать
при
использовании
выпускниками
своих
умений,
знаний
в
самостоятельной музыкальной деятельности в группах, концертах для малышей.
Позитивность и востребовательность опыта работы обозначилась и в том, что 45 %
выпускников детского сада прониклись любовью к музыке, искусству и продолжают своё
развитие в музыкальной школе, в детско-юношеском Центре творчества. Среди
выпускников есть победители Краевых, Всероссийских музыкальных, танцевальных и
вокальных конкурсов. Органический синтез художественной литературы, музыки, танца,
актёрского мастерства, метод поисковых ситуаций способствовал развитию детской
фантазии, воображения. Участие родителей в качестве музыкантов, исполнителей ролей
внесло в сотрудничество участников образовательно-творческого процесса элемент
комфортности и теплоты.
Таким образом,
работая по теме «Развитие умения у детей старшего дошкольного
возраста создавать мелодические и ритмические аранжировки
в игре на детских
музыкальных
инструментах
как
музыкальные
иллюстрации
в
театрализованных
музыкальных играх»
на
основе
сотрудничества
воспитателей,
специалистов,
родителей
создала
благоприятную почву для успешного, целостного развития ребенка, обогащения его
социального опыта, совершенствования восприятия, развития познавательных и
5
музыкально-художественных способностей; развития основ музыкальной культуры, что
соответствует ФГОС ДО, требованиям современного общества.
Старший воспитатель МАДОУ «Золотой ключик
/Рощина Н.В./
6