Напоминание

Модуль опыта работы "«Развитие умения у детей старшего дошкольного возраста создавать мелодические и ритмические аранжировки в игре на детских музыкальных инструментах как музыкальные иллюстрации в театрализованных музыкальных играх»


Автор: Неизвестных Лариса Яковлевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Губаха, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка из опыта работы
Тема: Модуль опыта работы "«Развитие умения у детей старшего дошкольного возраста создавать мелодические и ритмические аранжировки в игре на детских музыкальных инструментах как музыкальные иллюстрации в театрализованных музыкальных играх»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Модуль опыта работы заверен на последней стр. 6

«Развитие умения у детей старшего дошкольного возраста создавать мелодические и

ритмические аранжировки в игре на детских музыкальных инструментах как

музыкальные иллюстрации в театрализованных музыкальных играх»

Из опыта работы

музыкального руководителя

Неизвестных Ларисы Яковлевны,

МАДОУ «Золотой ключик» Детский сад № 2

город Губаха, Пермский край,

Условия возникновения и становления опыта

Теоретическая интерпретация опыта

Практическая значимость опыта

Новизна опыта

Ведущая педагогическая идея

Технология опыта

Результативность

Возможности применения

Тенденция гуманизации современного образования и возрастающая

потребность

общества в творческих личностях обуславливает актуальность проблемы эстетического

развития детей. Эстетическое развитие дошкольников происходит в деятельности по

восприятию и оценке произведений искусства и в процессе собственной творческой

деятельности.

Музыка

занимает особое место в эстетическом воспитании детей

дошкольного возраста. Она помогает на чувственной основе понять богатство и красоту

окружающего мира. Но музыкальный язык сложен, специфичен. Дети затрудняются в

определении выразительных, изобразительных характеристик, не могут высказывать свои

переживания, чувства, к произведению, проследить за музыкальным образом, темой.

Необходимо дать детям знания о музыкальной грамоте, понятие о способах и средствах

самовыражения в различных видах музыкальной деятельности, развивать внутреннюю

свободу малыша, его восприимчивость, гибкость, открытость.

«Осознание красоты

спасёт мир» утверждал

Н. Рерих и это высказывание в некотором роде является

лейтмотивом в раскрытии темы работы. Концептуальная основа работы по развитию

творческого потенциала дошкольников, совершенствованию качеств личности ребёнка,

развитию у него разнообразных умений, положительного отношения к окружающей

действительности, индивидуальных, коммуникативных способностей,

соответствует

Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), основным

требованиям современного общества.

1

Таким образом, актуальность темы работы определила:

цель:

создание

музыкальных

иллюстраций

-

аранжировок

для

озвучивания

художественных и поэтических

произведений в игре на детских музыкальных

инструментах;

выявила проблему:

как

недостаточный объём

знаний

о музыкальной сенсорике, об

интонационно –

чувственном анализе музыкальных произведений,

недостаточной мотивации к творческому поиску в музыкальной игре-драматизации,

недостатке умений создавать музыкальные иллюстрации - аранжировки к музыкальным

и художественным образам;

обозначила гипотезу: процесс развития творческих возможностей детей дошкольного

возраста будет более эффективным, если развивать у детей воображение, творческое

восприятие, стимулировать исследовательские действия через познание музыкальной

сенсорики и музыкальной игры - драматизации;

наметила задачи:

- знакомить с основными понятиями музыкальной сенсорики;

- учить сочинять несложные инструментальные импровизации на детских музыкальных

инструментах;

- развивать умения самовыражаться в движении под музыку;

- развивать навыки творческого сотрудничества в ансамбле.

Работа над темой выстраивалась в результате творческого переосмысления программы

«Музыкальные шедевры» (автор О. П. Радынова),

которая предполагает побуждение

детей к проявлениям различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально

– двигательной, художественной.

Алгоритм, логика и последовательность действий при создании художественного образа,

формы организации образовательного процесса определились после изучения программы

«Звук – волшебник», автор Т.Н. Девятова.

Предмет исследования –

создание музыкальных

аранжировок - иллюстраций к

художественным, музыкальным образам, творческое самовыражение в игре на детских

музыкальных инструментах и движении.

Объект исследования - творческие способности дошкольника.

Этапы исследования:

1 этап подготовительный, организационный 2018 – 2019г.

- изучение и анализ трудов педагогов, психологов, философов, по вопросам развития

творческих возможностей;

2

-создание модели взаимодействия, составление образовательно – творческих планов .

2 этап – образовательный, созидательный, презентационный 2019 – 2020 г.

-разработка технологии, алгоритма создания музыкальных иллюстраций к музыкальным

и художественным образам;

- обогащение и углубление знаний по музыкальной грамоте, о творческом восприятии

посредством интонационно - чувственного анализа музыкальных произведений;

- непосредственно творческий процесс по созданию музыкальных иллюстраций в

театральной музыкальной игре.

- публичная апробация опыта, презентация детского творчества.

3 этап – заключительный 2020 -2021г.

- обобщение работы над темой, формулировка выводов, результативность, возможность

применения, выступления, публикации.

Эмпирическая

база

исследования:

Муниципальное

автономное

образовательное

дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2,

группы старшего

дошкольного возраста, город Губаха, Пермский край

Практическая значимость темы проявилась как:

-перерастание педагогики требований в педагогику отношений (оптимизирована модель

взаимодействия участников творческого процесса, на основе принципов сотрудничества,

интеграции);

-устранение фрагментарности в ознакомлении с окружающим миром, за счёт целостного

подхода (цикл интегрированных занятий по развитию творческого восприятия с целью

создания музыкальных иллюстраций к художественным образам в

музыкальных

театрализованных постановках, музыкальных играх – драматизациях, к песенкам,

рассказам );

- развитие образно – мыслящего слуха (разработаны: технологические карты по развитию

творческого восприятия на основе интонационно – чувственного анализа;

диагностика

развития

творческих

способностей,

способности

к

продуктивному

творчеству;

-

создание проектов

с целью развития способности к продуктивному творчеству

посредством пополнения развивающей предметно пространственной среды (РППС);

-способствование созданию

поисково - исследовательских ситуаций

(разработан

алгоритм создания музыкальных иллюстраций к художественным образам в музыкальных

играх – драматизациях).

Такой практический аспект совершенствует эмоциональную сферу личности, культуру

восприятия дошкольников, развивает познавательную деятельность, образное мышление

детей,

формирует

эмоционально-волевой

фактор

личности

ребёнка,

обогащает

социальную культуру будущих школьников. Эти качества позволяют детям успешно

овладевать знаниями и спокойно адаптироваться к учебному процессу в школе.

3

Инновационной и отличительной особенностью темы является обучение детей игре

на

детских

музыкальных

инструментах

с

элементами

музыкальной

грамоты,

музыкальной сенсорики при создании ритмических и инструментальных импровизаций к

игровым,

поэтическим,

театральным

миниатюрам,

инсценировкам

(детское

сочинительство), и музыкальной - игры – драматизации (творческое самовыражение в

художественные и музыкальные образы). Дети подводятся к осознанию необходимости

гармонизировать свой внутренний

мир с окружающим посредством создания

музыкальных аранжировок, творчески самовыражаться в игре на детских музыкальных

инструментах и в музыкальной игре-драматизации.

Ведущая педагогическая идея выражается в создании единого образовательно –

воспитательного пространства (интегрированный подход) с целью превращения образов

- представлений детей в музыкальные иллюстрации – аранжировки к художественным

образам, песенкам, рассказам, обеспечивает формирование эстетических чувств ребёнка,

его музыкальных и художественных предпочтений.

Ребёнок познаёт мир - наблюдая, размышляя, сопереживая, в процессе творческой

деятельности.

Технология

работы

строится

на

формировании

системных

представлений

об

окружающем мире. Темы объединены в четыре блока по календарным признакам:

«Осеннее очарование», «Зимние фантазии», «Весенняя мозаика», «Летние забавы». В

блоках прописана целесообразность применения тематики по видам деятельности

(музыкальной, восприятия художественной литературы и фольклора, игровой). Темы

развиваются,

синтезируются

педагогом

на

принципах

единства

требований

и

постепенности погружения в проблему. В технологии чётко прослеживается, что ребёнок

– это не пассивный объект воздействия и продукт деятельности педагога, а активный

субъект деятельности.

Технология учитывает необходимость развития способности

ребёнка погружаться в собственный мир с целью определения своих намерений, отбора

способов и средств для осуществления намеченных целей, задач.

Алгоритм действий

творческого поиска при создании музыкальных аранжировок к

художественным образам и музыкальной игры-драматизации выполняет познавательную,

воспитательную,

развивающую функции,

одновременно способствует достижению

основных целей:

дети научатся сочинять несложные инструментальные импровизации

и исполнять их в ансамбле в качестве:

аккомпанемента к музыкальным играм, миниатюрам;

музыкальных иллюстраций при чтении сказок, рассказов, стихотворений;

музыкального озвучивания /музыканты/ сказочных персонажей и

исполнять роли /артисты/в играх – драматизациях

Взаимодействие

на

основе

интеграции,

целостности

приобщения;

постепенности

погружения в проблему, обеспечивает качество усвоения знаний детьми.

4

Уменьшение нагрузки на ребёнка в течение дня, недели достигается за счёт комплексной

подачи знаний и активного творческого сотрудничества участников педагогического

процесса.

Участие родителей в решении поставленных задач, как главных заказчиков повышения

уровня образования и воспитания дошкольников, прослеживается в привлечении пап и

мам, как артистов и музыкантов на праздниках, досугах.

Апробация опыта «Развитие умения у детей старшего дошкольного возраста

создавать мелодические и ритмические аранжировки в игре на детских музыкальных

инструментах как музыкальные иллюстрации в театрализованных музыкальных

играх»

в течение трёх лет показала, что суммарное воздействие образовательно – творческих

компонентов на дошкольников во много раз действеннее и предпочтительнее, что

обеспечивает позитивные результаты в развитии музыкально - творческих возможностей

дошкольников.

Будущие школьники научились наблюдать, исследовать, давать эстетическую оценку

предметам, нравственную оценку отношениям, поступкам.

Качество развития творческих способностей будущих школьников можно было:

-наблюдать

в

совместной

интегрированной

организованной

деятельности,

в

презентационной творческой деятельности (музыкальных сказках, мюзиклах);

-констатировать,

по

отзывам родителей о праздниках, где проявились

детские

творческие умения (в течение года);

-в позитивных ответах

на вопросы в анкетах для родителей «Талантлив ли ваш

ребёнок?», «А знаете ли вы?»;

-фиксировать

при

использовании

выпускниками

своих

умений,

знаний

в

самостоятельной музыкальной деятельности в группах, концертах для малышей.

Позитивность и востребовательность опыта работы обозначилась и в том, что 45 %

выпускников детского сада прониклись любовью к музыке, искусству и продолжают своё

развитие в музыкальной школе, в детско-юношеском Центре творчества. Среди

выпускников есть победители Краевых, Всероссийских музыкальных, танцевальных и

вокальных конкурсов. Органический синтез художественной литературы, музыки, танца,

актёрского мастерства, метод поисковых ситуаций способствовал развитию детской

фантазии, воображения. Участие родителей в качестве музыкантов, исполнителей ролей

внесло в сотрудничество участников образовательно-творческого процесса элемент

комфортности и теплоты.

Таким образом,

работая по теме «Развитие умения у детей старшего дошкольного

возраста создавать мелодические и ритмические аранжировки

в игре на детских

музыкальных

инструментах

как

музыкальные

иллюстрации

в

театрализованных

музыкальных играх»

на

основе

сотрудничества

воспитателей,

специалистов,

родителей

создала

благоприятную почву для успешного, целостного развития ребенка, обогащения его

социального опыта, совершенствования восприятия, развития познавательных и

5

музыкально-художественных способностей; развития основ музыкальной культуры, что

соответствует ФГОС ДО, требованиям современного общества.

Старший воспитатель МАДОУ «Золотой ключик

/Рощина Н.В./

6



В раздел образования