Автор: Самокрутова Светлана Геннадьевна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Пермский край Березовский район с. Березовка
Наименование материала: статья
Тема: "Как воспитывать речь ребенка ?"
Раздел: дошкольное образование
КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА?
Речь — зеркало психики. Для развития речи необходимо полноценное
развитие эмоций, интеллекта, личности в целом. И здесь огромное значение
имеет семья.
Мама и папа с первого дня жизни ребенка (а на самом деле еще раньше),
окружают его заботой и лаской. Они поют песни, рассказывают сказки,
знакомят его с окружающим миром — воспитывают ребенка. Воспитание
речи и ее развитие нepaзрывно связаны. Это не только обучение правильной
речи, но и культуре общения с самого раннего возраста.
Не нужно уделять какое-то особое время для воспитания речи. Этот процесс
происходит постоянно. Каждый день родитель обогащает опыт ребенка,
ведет его за собой, создает опору для его развития.
РАННИЙ ВОЗРАСТ
• Один из ведущих механизмов развития ребенка — Зона ближайшего
развития. Это значит, что ребенок завтра самостоятельно будет делать то, что
сегодня он делал с взрослым. Ваша речь должна вести ребенка за собой, быть
правильной и богатой. Но не слишком сложной!
• Не стоит слишком активно употреблять уменьшительно- ласкательные
формы слов, коверкать слова — ребенок впитывает это как губка. Пусть ваша
речь будет простой и грамматически правильной, без использования
сложных для восприятия слов.
• Необходимо создавать ситуации, провоцирующие речевую активность.
Если родитель угадывает каждое желание ребенка, не дожидаясь, пока он
выскажется, то взрослый не оставляет ему возможности развиваться.
В таком случае ребенок не озвучивает собственные потребности а значит, не
обогащает свою речь.
• Речевая активность возникает также и в ситуациях эмоционального
общения с окружающим миром.
Мама с двухлетней Машей во время совместных прогулок ничего не
упускают из виду: все, что они видят, становится живым, интересным,
увлекательным. Обыденные вещи обретают свою яркость, индивидуальность,
неповторимость. «Маша, посмотри, какой красивый камень! Видишь, он
похож на кота. А как разговаривает кот? Камень твердый, а котик мягкий.
Маша, это мусорные контейнеры. Всeгда нужно убирать за собой. Смотри,
мусор опрокинут. Скажи, разве можно так? Посмотри, как красиво падают
листья! Ой, как здорово! А как они шуршат?».
Обычная прогулка превращается в праздник — ведь каждые день находятся
новые, неповторимые впечатления.
3 ГОДА
В три года в развитии речи случается период взрыва. Ребенок готов общаться
полными фразами, и его речь понятна не только близким, но и всем
окружающим. В этом возрасте важно предоставить ребенку свободу действия
и самовыражения.
• Почти у всех детей возникают сложности в звукопроизношении (замены,
искажения звуков), а также пропуски, перестановки слогов. Это происходит
потому, что фонематический слух только начинает формироваться, и ребенок
не слышит разницы между некоторыми звуками. Также, артикуляционный
аппарат еще не готов к произнесению многих звуков. Не стоит беспокоиться,
это естественный этап в развитии речи. Исправление таких ошибок взрослым
может иметь обратное действие — ребенок будет из-за всех сил стараться, но
не добьется успеха.
• Чтобы помочь ребенку освоить произношению трудных звуков, полезно
предлагать ему грызть твердые овощи и фрукты, сухари — это развивает
артикуляционный аппарат, что в свою очередь помогает созреть структурам
ствола мозга. Также важно тренировать язык (облизывать тарелки, баночки
из под йогуртов, цокать как лошадка, показывать язык «у кого длиннее», и т.
д. ).
• Чтобы сформировался фонематическй слух, полезно научить ребенка
различать неречевые звуки. Предлагайте ему вслушиваться в звуки ветра,
дождя, пение птиц.
Мама и трехлетний Петя на прогулке отгадывают на слух, какая машина
проехала — грузовая или легковая, автобус или трамвай, а дома Петя с
мамой различают на слух, что насыпано в банку; гречка или пуговицы; что за
шум в соседней комнате — дедушка лег на кровать, или сестра скрипнула
кресло
5 ЛЕТ
• В пять лет речь ребенка правильное звукопроизношение уже
сформировалось, речь стала связной, богатой. Происходит расцвет
зрительной памяти. Ребенок запоминает буквы, слова, как зрительные
образы.
• Хорошо знакомить ребенка с разными начертаниями букв и других знаков:
предлагать их раскрашивать, штриховать, складывать из лент и палочек,
пуговиц. Однако, редкий ребенок в этом возрасте уже готов к усвоению
чтения и письма. Для него такие игры скорее творчество. Не стоит считать
этот возраст как подготовительный к школе.
• Часто дети начинают придумывать «новые», слова. Это нормальный этап в
развитии психики — «колоток» место молотка, «кусарики» — вместо
сухариков. Необходимо отнестись с уважение к этому — так ребенок
«пробует» на вкус родной язык. Однако, нельзя откровенно одобрять этого
— так можно создать у ребенка впечатление, что культура речи — нечто
условное, раз родители не против ошибок.
• Важно помочь ребенку чувствовать себя успешным в освоении мира,
оказать ему поддержку, разрешить ошибаться. В этот период ребенку
необходимо наиграться со сверстниками в сюжетно — ролевые игры, это
помогает осознавать правила общения. Чем больше у ребенка собеседников,
тем богаче его речь. Замечательно встречать семьи, где взрослые беседуют с
детьми, как с равными, рассказывают о своей работе, любимых делах, о
своих чувствах. Обучится называть свои чувства ребенок может только у
близких людей.
Так формируется не только словарный запас, но и эмоциональный интеллект,
личность в целом.
7 ЛЕТ
• В семь лет психика ребенка подвержена существенным изменениям. С
приходом школьного возраста ребенок заметно взрослеет. Он очень хочет
ощущать себя взрослым, ответственным. Игровая деятельность сменилась на
другую — учебную, и он хочет быть важным, нужным, успешным. Но в
глазах взрослых он остается еще маленьким и неразумным. Следовательно,
ребенок хочет утвердиться всеми силами. С этим связаны вспышки агрессии,
театральность поведения, «шутовство», нарушения дисциплины.
• Ведущая потребность в этот период — уважение, и право на равенство. В
этот период очень важно говорить с ребенком о его чувствах, проблемах. Ему
есть чем поделиться с вами, что рассказать, и ему очень важно, что его
слышат.
Рекомендуется применять «активное слушание» — отражать чувства
ребенка. «Я слышу, ты устал. 6 уроков — это очень сложно, я понимаю, что
тебе это непривычно. Я тоже устал на работе, и жутко хочу отдохнуть». Так
можно показать и то, что понимаешь проблемы ребенка, и то, что готов
обсуждать с ним свои «взрослые» заботы. Так ребенок может научиться
спонтанности в речи, научится называть свои чувства.
Позволительно использовать более сложные слова в общении, объясняя их
значение. Разговоры со взрослыми на равных позволит ребенку существенно
обогатить свой словарный запас, быть на высоком культурном уровне с
самого детства.