Напоминание

"Как воспитывать речь ребенка ?"


Автор: Самокрутова Светлана Геннадьевна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Пермский край Березовский район с. Березовка
Наименование материала: статья
Тема: "Как воспитывать речь ребенка ?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА?

Речь — зеркало психики. Для развития речи необходимо полноценное

развитие эмоций, интеллекта, личности в целом. И здесь огромное значение

имеет семья.

Мама и папа с первого дня жизни ребенка (а на самом деле еще раньше),

окружают его заботой и лаской. Они поют песни, рассказывают сказки,

знакомят его с окружающим миром — воспитывают ребенка. Воспитание

речи и ее развитие нepaзрывно связаны. Это не только обучение правильной

речи, но и культуре общения с самого раннего возраста.

Не нужно уделять какое-то особое время для воспитания речи. Этот процесс

происходит постоянно. Каждый день родитель обогащает опыт ребенка,

ведет его за собой, создает опору для его развития.

РАННИЙ ВОЗРАСТ

• Один из ведущих механизмов развития ребенка — Зона ближайшего

развития. Это значит, что ребенок завтра самостоятельно будет делать то, что

сегодня он делал с взрослым. Ваша речь должна вести ребенка за собой, быть

правильной и богатой. Но не слишком сложной!

• Не стоит слишком активно употреблять уменьшительно- ласкательные

формы слов, коверкать слова — ребенок впитывает это как губка. Пусть ваша

речь будет простой и грамматически правильной, без использования

сложных для восприятия слов.

• Необходимо создавать ситуации, провоцирующие речевую активность.

Если родитель угадывает каждое желание ребенка, не дожидаясь, пока он

выскажется, то взрослый не оставляет ему возможности развиваться.

В таком случае ребенок не озвучивает собственные потребности а значит, не

обогащает свою речь.

• Речевая активность возникает также и в ситуациях эмоционального

общения с окружающим миром.

Мама с двухлетней Машей во время совместных прогулок ничего не

упускают из виду: все, что они видят, становится живым, интересным,

увлекательным. Обыденные вещи обретают свою яркость, индивидуальность,

неповторимость. «Маша, посмотри, какой красивый камень! Видишь, он

похож на кота. А как разговаривает кот? Камень твердый, а котик мягкий.

Маша, это мусорные контейнеры. Всeгда нужно убирать за собой. Смотри,

мусор опрокинут. Скажи, разве можно так? Посмотри, как красиво падают

листья! Ой, как здорово! А как они шуршат?».

Обычная прогулка превращается в праздник — ведь каждые день находятся

новые, неповторимые впечатления.

3 ГОДА

В три года в развитии речи случается период взрыва. Ребенок готов общаться

полными фразами, и его речь понятна не только близким, но и всем

окружающим. В этом возрасте важно предоставить ребенку свободу действия

и самовыражения.

• Почти у всех детей возникают сложности в звукопроизношении (замены,

искажения звуков), а также пропуски, перестановки слогов. Это происходит

потому, что фонематический слух только начинает формироваться, и ребенок

не слышит разницы между некоторыми звуками. Также, артикуляционный

аппарат еще не готов к произнесению многих звуков. Не стоит беспокоиться,

это естественный этап в развитии речи. Исправление таких ошибок взрослым

может иметь обратное действие — ребенок будет из-за всех сил стараться, но

не добьется успеха.

• Чтобы помочь ребенку освоить произношению трудных звуков, полезно

предлагать ему грызть твердые овощи и фрукты, сухари — это развивает

артикуляционный аппарат, что в свою очередь помогает созреть структурам

ствола мозга. Также важно тренировать язык (облизывать тарелки, баночки

из под йогуртов, цокать как лошадка, показывать язык «у кого длиннее», и т.

д. ).

• Чтобы сформировался фонематическй слух, полезно научить ребенка

различать неречевые звуки. Предлагайте ему вслушиваться в звуки ветра,

дождя, пение птиц.

Мама и трехлетний Петя на прогулке отгадывают на слух, какая машина

проехала — грузовая или легковая, автобус или трамвай, а дома Петя с

мамой различают на слух, что насыпано в банку; гречка или пуговицы; что за

шум в соседней комнате — дедушка лег на кровать, или сестра скрипнула

кресло

5 ЛЕТ

• В пять лет речь ребенка правильное звукопроизношение уже

сформировалось, речь стала связной, богатой. Происходит расцвет

зрительной памяти. Ребенок запоминает буквы, слова, как зрительные

образы.

• Хорошо знакомить ребенка с разными начертаниями букв и других знаков:

предлагать их раскрашивать, штриховать, складывать из лент и палочек,

пуговиц. Однако, редкий ребенок в этом возрасте уже готов к усвоению

чтения и письма. Для него такие игры скорее творчество. Не стоит считать

этот возраст как подготовительный к школе.

• Часто дети начинают придумывать «новые», слова. Это нормальный этап в

развитии психики — «колоток» место молотка, «кусарики» — вместо

сухариков. Необходимо отнестись с уважение к этому — так ребенок

«пробует» на вкус родной язык. Однако, нельзя откровенно одобрять этого

— так можно создать у ребенка впечатление, что культура речи — нечто

условное, раз родители не против ошибок.

• Важно помочь ребенку чувствовать себя успешным в освоении мира,

оказать ему поддержку, разрешить ошибаться. В этот период ребенку

необходимо наиграться со сверстниками в сюжетно — ролевые игры, это

помогает осознавать правила общения. Чем больше у ребенка собеседников,

тем богаче его речь. Замечательно встречать семьи, где взрослые беседуют с

детьми, как с равными, рассказывают о своей работе, любимых делах, о

своих чувствах. Обучится называть свои чувства ребенок может только у

близких людей.

Так формируется не только словарный запас, но и эмоциональный интеллект,

личность в целом.

7 ЛЕТ

• В семь лет психика ребенка подвержена существенным изменениям. С

приходом школьного возраста ребенок заметно взрослеет. Он очень хочет

ощущать себя взрослым, ответственным. Игровая деятельность сменилась на

другую — учебную, и он хочет быть важным, нужным, успешным. Но в

глазах взрослых он остается еще маленьким и неразумным. Следовательно,

ребенок хочет утвердиться всеми силами. С этим связаны вспышки агрессии,

театральность поведения, «шутовство», нарушения дисциплины.

• Ведущая потребность в этот период — уважение, и право на равенство. В

этот период очень важно говорить с ребенком о его чувствах, проблемах. Ему

есть чем поделиться с вами, что рассказать, и ему очень важно, что его

слышат.

Рекомендуется применять «активное слушание» — отражать чувства

ребенка. «Я слышу, ты устал. 6 уроков — это очень сложно, я понимаю, что

тебе это непривычно. Я тоже устал на работе, и жутко хочу отдохнуть». Так

можно показать и то, что понимаешь проблемы ребенка, и то, что готов

обсуждать с ним свои «взрослые» заботы. Так ребенок может научиться

спонтанности в речи, научится называть свои чувства.

Позволительно использовать более сложные слова в общении, объясняя их

значение. Разговоры со взрослыми на равных позволит ребенку существенно

обогатить свой словарный запас, быть на высоком культурном уровне с

самого детства.



В раздел образования