Автор: Алаева Лариса Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ 98"
Населённый пункт: город Братск Иркутская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС ДО "
Раздел: дошкольное образование
Доклад по теме: Духовно-нравственное воспитание детей в
условиях реализации ФГОС ДО
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда
формируются ощущения собственных возможностей, потребность в
самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем
мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально
функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в
дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях
традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития
личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно
(психически) и духовно здорового человек.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с
данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда
обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых
листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних
ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной
педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым,
нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества
разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, окружающих его
взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный,
предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может
найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо
позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но
не уменьшает значимости нашей работы.
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в
памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В. А.
Сухомлинский.
Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на
«Основной образовательной программе ДОУ» .
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ:
Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание
духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им
нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях
русского Православия.
Задачи:
приобщение детей к традиционным для православной России
духовно-нравственным ценностям,
раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных
дарований,
формирование гражданского самосознания, любви к Родине и
русскому народу,
охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья
детей,
создание одухотворенного игрового и образовательного пространства
жизнедеятельности ребенка.
В группе есть кабинет православной культуры, где собран теоретический и
практический материал:
- литература для детей («детская Библия», рассказы и притчи для детей,
стихотворения, раскраски);
- литература для родителей ;
- демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;
- игры по духовно-нравственному воспитанию;
- иллюстрации;
- иконы.
Стараюсь интегрировать духовно-нравственное содержание воспитания в
различные виды детской деятельности:
игровую : проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр.
дидактическую: «Православные праздники»
конструктивную: «Выложи из палочек», «Моделирование храма»
Использую игры-забавы, народные и хороводные игры.
В организации сюжетно-ролевых игр учитываю нравственную сторону
ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает,
проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен,
продавец честен и совестлив;
- продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и
именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам
художественных произведений;
- театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства
в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай
помиримся»…)
В группе оформлен ы православный и патриотический уголки для детей.
Россия, Родина, родной край… до боли знакомые каждому человеку слова.
Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого
русского человека.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда
формируются ощущения собственных возможностей, потребность в
самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем
мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально
функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в
дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях
традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития
личности ребенка и
направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно
здорового человека.