Напоминание

«Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ»


Автор: Зотова Ольга Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 11"
Населённый пункт: город Троицк, Челябинская область
Наименование материала: консультация
Тема: «Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация «Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ»

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями

воспитанников. Успешность осуществления профессиональных

коммуникаций на любом уровне зависит от степени владения педагогами

речевой культуры, которая является составной частью коммуникативной

компетентности.

Коммуникативная компетентность – это способность

педагога получать в диалоге необходимую информацию о собеседнике:

уровне его образованности, воспитанности, характере и особенностях

его коммуникативной культуры, уметь слушать и понимать сказанное,

представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в

публичном выступлении.

Различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы

используется речь) и невербальную (используются различные неречевые

знаковые системы).

Вербальное (или речевое) общение – это «процесс установления и

поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта

между людьми при помощи языка».

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

-качество языкового оформления речи;

-ценностно-личностные установки педагога;

-коммуникативная компетентность;

-четкий отбор информации для создания высказывания.

Среди требований к речи педагога выделяют:

-правильность;

-точность;

-логичность;

-чистота;

-выразительность;

-богатство;

-уместность.

Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное

вербальное сообщение может привести как к непониманию партнёрами друг

друга, так и к открытому конфликту.

Прежде всего, необходимо выбрать оптимальную форму обращения,

поскольку именно начало разговора может повлиять на успешность общения.

Очевидно, что педагог, обращаясь к родителям воспитанников, должен

проявлять должное уважение и внимание.

Безусловно, для того чтобы собеседнику было интересно общаться с

вами, необходимо иметь нужную для него информацию. Но также

необходимо обладать достаточным словарным запасом, иначе вы рискуете

просто-напросто быть непонятым. В разговоре с родителями не стоит

употреблять профессиональные слова и выражения. Если же вы считаете это

необходимым, то, произнося, возможно незнакомые для них термины, сразу

же, без паузы, дайте определение понятия.

Невербальный (т. е. несловесный) этикет общения – это требования к

жестам, позам, мимике, дистанции, физическим контактам между

собеседниками и т. д., которые должны в процессе общения соблюдаться,

чтобы отношения между партнерами по общению можно было считать

вежливыми. Знание невербального языка помогает нам ориентироваться не

только в настроениях окружающих нас людей, но и в собственных –

расшифровать свои скрытые мысли. Во время общения должны преобладать

жесты и позы, демонстрирующие положительную оценку. Это, прежде всего

так называемые открытые позы и жесты,

Невербальное выражение неодобрительной оценки с точки зрения

этикета общения предпочтительнее, чем любое вербальное выражение

неодобрения, так как слабая невербальная оценка всегда менее категорична,

чем любая вербальная оценка собеседника или ситуации.



В раздел образования