Автор: Зотова Ольга Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 11"
Населённый пункт: город Троицк, Челябинская область
Наименование материала: консультация
Тема: «Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
Консультация «Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ»
Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями
воспитанников. Успешность осуществления профессиональных
коммуникаций на любом уровне зависит от степени владения педагогами
речевой культуры, которая является составной частью коммуникативной
компетентности.
Коммуникативная компетентность – это способность
педагога получать в диалоге необходимую информацию о собеседнике:
уровне его образованности, воспитанности, характере и особенностях
его коммуникативной культуры, уметь слушать и понимать сказанное,
представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в
публичном выступлении.
Различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы
используется речь) и невербальную (используются различные неречевые
знаковые системы).
Вербальное (или речевое) общение – это «процесс установления и
поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта
между людьми при помощи языка».
К компонентам профессиональной речи педагога относятся:
-качество языкового оформления речи;
-ценностно-личностные установки педагога;
-коммуникативная компетентность;
-четкий отбор информации для создания высказывания.
Среди требований к речи педагога выделяют:
-правильность;
-точность;
-логичность;
-чистота;
-выразительность;
-богатство;
-уместность.
Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное
вербальное сообщение может привести как к непониманию партнёрами друг
друга, так и к открытому конфликту.
Прежде всего, необходимо выбрать оптимальную форму обращения,
поскольку именно начало разговора может повлиять на успешность общения.
Очевидно, что педагог, обращаясь к родителям воспитанников, должен
проявлять должное уважение и внимание.
Безусловно, для того чтобы собеседнику было интересно общаться с
вами, необходимо иметь нужную для него информацию. Но также
необходимо обладать достаточным словарным запасом, иначе вы рискуете
просто-напросто быть непонятым. В разговоре с родителями не стоит
употреблять профессиональные слова и выражения. Если же вы считаете это
необходимым, то, произнося, возможно незнакомые для них термины, сразу
же, без паузы, дайте определение понятия.
Невербальный (т. е. несловесный) этикет общения – это требования к
жестам, позам, мимике, дистанции, физическим контактам между
собеседниками и т. д., которые должны в процессе общения соблюдаться,
чтобы отношения между партнерами по общению можно было считать
вежливыми. Знание невербального языка помогает нам ориентироваться не
только в настроениях окружающих нас людей, но и в собственных –
расшифровать свои скрытые мысли. Во время общения должны преобладать
жесты и позы, демонстрирующие положительную оценку. Это, прежде всего
так называемые открытые позы и жесты,
Невербальное выражение неодобрительной оценки с точки зрения
этикета общения предпочтительнее, чем любое вербальное выражение
неодобрения, так как слабая невербальная оценка всегда менее категорична,
чем любая вербальная оценка собеседника или ситуации.