Автор: Луиза Касимовна Хатмуллина
Должность: Преподаватель Физики и Астрономии
Учебное заведение: ГАПОУ УТЭК
Населённый пункт: город Уфа Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Способы активизации познавательной деятельности студентов на уроках "Физики"
Раздел: среднее профессиональное
Способы активизации познавательной деятельности студентов на уроке физики
Хатмуллина Л.К.,
преподаватель физики и астрономии, ГАПОУ УТЭК, г. Уфа Башкортостан.
Современное общество в определенной степени характеризуется как общество
информационных технологий, постиндустриальное общество.
Гражданам данного общества свойственны динамизм, творческий поход в решении
проблемных ситуаций, гибкая адаптация к изменяющимся условиям жизни. Еще недавно
приоритетные характеристики были иными, но ситуация изменилась. Изменения
коснулись и современных подходов к обучению. Внедряются новые образовательные
технологии, позволяющие вовлечь студентов в активный познавательный процесс. Учить
студентов физике, давать им знания - удивительно простое, увлекательное и
одновременно сложное занятие, вдумчивая и ювелирная работа. Старый подход к
обучению нам кажется логичным и неоспоримым. Но наше время требует и диктует
новые методы преподавания. Понятия: «забыл – вспомнит», «кто не понял – поймет»,
«пропустил – нагонит» - уже практически не срабатывают. Необходимо в процессе
преподавания «физики» находить все новые и новые подходы, чтобы студентам было
легче учиться, а нам легче учить. Чтобы учебный материал усваивался прочно и
безболезненно, чтобы интерес не сменился скукой, инициатива- пассивностью, добрая
воля- насилием. Чтобы лучшие студенты на занятиях не зевали от скуки и не отключались
из-за непонимания другие. В лучшем случае они будут добросовестно глядеть нам в глаза,
и ждать звонка.
Хороший преподаватель никогда не станет излагать новый материал, пока не убедится в
полном понимании и усвоении студентами только что пройденного. А для студентов
проверка его знаний - это источник глубоких переживаний, он ощущает
удовлетворенность своей работой, испытывает гордость, получив высшую оценку, или,
наоборот, теряет веру в свои силы, а иногда и интерес к предмету, к учебе.
Для проверки знаний, умений и навыков студентов внедряются на занятиях учебно-
информационные проекты в форме рефератов, сообщений, докладов, буклетов,
презентаций, кроссвордов и т.д. Разработаны критерии к ним. Данные работы несут в себе
внеурочный, самостоятельный характер, развивают умения и навыки работы с
дополнительной литературой, исследовательской работы, использование своих знаний.
Одна из целей изучения дисциплины «Физика» - научить решать задачи. Большинство
студентов умеют решать простые задачи, в которых необходимо просто в известную
формулу подставить числовые значения физических величин. Решение же более сложных
задач, в которых формулу нужно вывести из других соотношений или использовать
законы из других разделов курса физики, вызывают неодолимые трудности. Поэтому в
каждом разделе изучаемой дисциплины используются разноуровневые задания, задачи с
техническим содержанием, задачи повышенной сложности. При решении которых,
проявляется личностный подход к каждому студенту. Задачи такого типа способствуют
ознакомлению студентов с принципами устройства, действия механизмов, передачи и
преобразования энергии, технологии промышленного производства, умению применять
физические знания к объяснению действия технических объектов. Решая задачи с
техническим содержанием, студенты глубже и прочнее усваивают изучаемые физические
понятия, явления и их закономерности; получают сведения о новых достижениях науки и
техники, о специфике выбранных специальностей. Разноуровневые задачи дают нам
достаточно полную картину успехов каждого студента в овладении знаниями, умениями в
соответствии со специальностью. Каждую тему своей любимой дисциплины стремлюсь
связать с будущей специальностью.
Разрабатываются отдельные лекции занятий, учитывающие межпредметные связи
(математика, химия, электротехника, техническая механика), профессионально значимые
темы курса физики для изучения физико-химических методов анализа («Основы МКТ»,
«Законы постоянного тока», «Электрический ток в разных средах», «Электромагнитные
волны», «Квантовая физика»), отражающие наиболее тесные связи с данным разделом
специального предмета и содержащие опорный материал, необходимый для его усвоения.
Такого рода лекции необходимы для последовательного развития и обобщения знаний
студентов, систематизации процесса усвоения ими научных понятий, для реализации
взаимосвязи общего и профессионально- технического оборудования, реализуют
межпредметные связи и профессиональную направленность.
Для уроков обобщения по разделам и главам наиболее эффективно применяю логико-
смысловые модели по методу Штейнберга. Данный метод дает возможность установить
связи между темами. При изучении биографий великих ученых- физиков использую
метод синквейна. При изучении отдельных тем даю опережающие задания (таблицы,
формулы, открытия и т.д.).
В настоящее время, когда наблюдается сокращение объема часов на изучение физики, а
его содержание изменяется сравнительно мало, больше времени должно уделяться
лабораторно – практическим занятиям, т.к. они несут в себе проблемный,
исследовательский характер. При планировании таких занятий стремлюсь реализовать 3
принципа:
1)
экспериментальное подтверждение полученных расчетным путем знаний;
2)
экспериментальное дополнение результатов теоретического анализа;
3)
расчет и анализ по экспериментальным данным.
Во всех трех принципах - единство теории и эксперимента. Лабораторные работы
обеспечивают структурное единство целей, мотивов, содержаний, методов и средств
учебной работы студентов; реализацию правил: от простого к сложному, от известного к
неизвестному; формирование интереса к изучаемой дисциплине, установлению связей
понятий, законов, принципов с реальными явлениями и процессами, сочетание
индивидуальной самостоятельной работы с коллективной групповой формой учебной
деятельности студентов.
Кроме обязательных лабораторных работ на занятиях провожу кратковременные
лабораторные работы, разработанные мною к каждой теме по разделам.
Экспериментальная база преподавания, наличие того или иного оборудования
существенно влияют на детали и характер изложения и этим в значительной мере
определяют качество знаний студентов. Поэтому в ряде случаев, когда изучается
принципиально важный материал, предлагается 2 или 3 варианта одного и того же опыта,
но поставленных с разным оборудованием, которое имеется в кабинете. Для постановки
таких кратковременных лабораторных работ предусмотрено типовое оборудование,
простые приборы и приспособления. Моя задача при этом сводиться в конечном итоге к
тому, чтобы в результате совместной работы со студентами, последние познали мир
физических явлений, научились применять полученных знания в своей будущей
практической деятельности и специальности.
Физика без эксперимента - уже не физика. Поэтому учебный эксперимент во все времена
должен занимать в обучении существенное место. Так считают ученые, в этом убеждены
методисты и мы – преподаватели. Опыт является своего рода критерием оценки знаний.
Но то, что мы показываем студентам на демонстрационном столе, они воспринимают как
готовый фокус, а результаты своего эксперимента (путь даже самого простого), они
воспринимают как открытие. Поэтому на более высокий уровень, отражающий
проблемный характер уроков мы ставим лабораторные работы.
На спор о том, кто есть студент- «сосуд, который нужно наполнить», или «факел, который
нужно зажечь» (либо, без излишней метафоричности, - субъект или объект обучения),
ответ у каждого свой. Но главное, студенты любят учиться и учиться хорошо. Весь секрет
в том, как сделать, чтобы им показалось, что легко и что у них все получается. Поэтому
все инновационные технологии, приемы, будь это использование электронных учебников,
тестирование с использованием компьютеров и другие, направлены на самое главное – на
процесс познания. Очень хочется, чтобы не было ужаса в глазах, никто бы не прятался за
спины и, конечно, на мои вопросы поднимался «лес» рук. Чтобы урок не превратился в
напряжение, в страх и ожидание неприятности. Учеба – не бездумная гонка. И не так
важно запомнить, зазубрить, важно размышление, рассуждение, умение обосновать
причинно- следственные связи. Поэтому, применяя различные современные технологии,
приходится очень-очень постараться, чтобы на занятиях создавалась непринужденная
творческая обстановка, раскованность и появилось желание учиться.