Напоминание

Способы активизации познавательной деятельности студентов на уроках "Физики"


Автор: Луиза Касимовна Хатмуллина
Должность: Преподаватель Физики и Астрономии
Учебное заведение: ГАПОУ УТЭК
Населённый пункт: город Уфа Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Способы активизации познавательной деятельности студентов на уроках "Физики"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Способы активизации познавательной деятельности студентов на уроке физики

Хатмуллина Л.К.,

преподаватель физики и астрономии, ГАПОУ УТЭК, г. Уфа Башкортостан.

Современное общество в определенной степени характеризуется как общество

информационных технологий, постиндустриальное общество.

Гражданам данного общества свойственны динамизм, творческий поход в решении

проблемных ситуаций, гибкая адаптация к изменяющимся условиям жизни. Еще недавно

приоритетные характеристики были иными, но ситуация изменилась. Изменения

коснулись и современных подходов к обучению. Внедряются новые образовательные

технологии, позволяющие вовлечь студентов в активный познавательный процесс. Учить

студентов физике, давать им знания - удивительно простое, увлекательное и

одновременно сложное занятие, вдумчивая и ювелирная работа. Старый подход к

обучению нам кажется логичным и неоспоримым. Но наше время требует и диктует

новые методы преподавания. Понятия: «забыл – вспомнит», «кто не понял – поймет»,

«пропустил – нагонит» - уже практически не срабатывают. Необходимо в процессе

преподавания «физики» находить все новые и новые подходы, чтобы студентам было

легче учиться, а нам легче учить. Чтобы учебный материал усваивался прочно и

безболезненно, чтобы интерес не сменился скукой, инициатива- пассивностью, добрая

воля- насилием. Чтобы лучшие студенты на занятиях не зевали от скуки и не отключались

из-за непонимания другие. В лучшем случае они будут добросовестно глядеть нам в глаза,

и ждать звонка.

Хороший преподаватель никогда не станет излагать новый материал, пока не убедится в

полном понимании и усвоении студентами только что пройденного. А для студентов

проверка его знаний - это источник глубоких переживаний, он ощущает

удовлетворенность своей работой, испытывает гордость, получив высшую оценку, или,

наоборот, теряет веру в свои силы, а иногда и интерес к предмету, к учебе.

Для проверки знаний, умений и навыков студентов внедряются на занятиях учебно-

информационные проекты в форме рефератов, сообщений, докладов, буклетов,

презентаций, кроссвордов и т.д. Разработаны критерии к ним. Данные работы несут в себе

внеурочный, самостоятельный характер, развивают умения и навыки работы с

дополнительной литературой, исследовательской работы, использование своих знаний.

Одна из целей изучения дисциплины «Физика» - научить решать задачи. Большинство

студентов умеют решать простые задачи, в которых необходимо просто в известную

формулу подставить числовые значения физических величин. Решение же более сложных

задач, в которых формулу нужно вывести из других соотношений или использовать

законы из других разделов курса физики, вызывают неодолимые трудности. Поэтому в

каждом разделе изучаемой дисциплины используются разноуровневые задания, задачи с

техническим содержанием, задачи повышенной сложности. При решении которых,

проявляется личностный подход к каждому студенту. Задачи такого типа способствуют

ознакомлению студентов с принципами устройства, действия механизмов, передачи и

преобразования энергии, технологии промышленного производства, умению применять

физические знания к объяснению действия технических объектов. Решая задачи с

техническим содержанием, студенты глубже и прочнее усваивают изучаемые физические

понятия, явления и их закономерности; получают сведения о новых достижениях науки и

техники, о специфике выбранных специальностей. Разноуровневые задачи дают нам

достаточно полную картину успехов каждого студента в овладении знаниями, умениями в

соответствии со специальностью. Каждую тему своей любимой дисциплины стремлюсь

связать с будущей специальностью.

Разрабатываются отдельные лекции занятий, учитывающие межпредметные связи

(математика, химия, электротехника, техническая механика), профессионально значимые

темы курса физики для изучения физико-химических методов анализа («Основы МКТ»,

«Законы постоянного тока», «Электрический ток в разных средах», «Электромагнитные

волны», «Квантовая физика»), отражающие наиболее тесные связи с данным разделом

специального предмета и содержащие опорный материал, необходимый для его усвоения.

Такого рода лекции необходимы для последовательного развития и обобщения знаний

студентов, систематизации процесса усвоения ими научных понятий, для реализации

взаимосвязи общего и профессионально- технического оборудования, реализуют

межпредметные связи и профессиональную направленность.

Для уроков обобщения по разделам и главам наиболее эффективно применяю логико-

смысловые модели по методу Штейнберга. Данный метод дает возможность установить

связи между темами. При изучении биографий великих ученых- физиков использую

метод синквейна. При изучении отдельных тем даю опережающие задания (таблицы,

формулы, открытия и т.д.).

В настоящее время, когда наблюдается сокращение объема часов на изучение физики, а

его содержание изменяется сравнительно мало, больше времени должно уделяться

лабораторно – практическим занятиям, т.к. они несут в себе проблемный,

исследовательский характер. При планировании таких занятий стремлюсь реализовать 3

принципа:

1)

экспериментальное подтверждение полученных расчетным путем знаний;

2)

экспериментальное дополнение результатов теоретического анализа;

3)

расчет и анализ по экспериментальным данным.

Во всех трех принципах - единство теории и эксперимента. Лабораторные работы

обеспечивают структурное единство целей, мотивов, содержаний, методов и средств

учебной работы студентов; реализацию правил: от простого к сложному, от известного к

неизвестному; формирование интереса к изучаемой дисциплине, установлению связей

понятий, законов, принципов с реальными явлениями и процессами, сочетание

индивидуальной самостоятельной работы с коллективной групповой формой учебной

деятельности студентов.

Кроме обязательных лабораторных работ на занятиях провожу кратковременные

лабораторные работы, разработанные мною к каждой теме по разделам.

Экспериментальная база преподавания, наличие того или иного оборудования

существенно влияют на детали и характер изложения и этим в значительной мере

определяют качество знаний студентов. Поэтому в ряде случаев, когда изучается

принципиально важный материал, предлагается 2 или 3 варианта одного и того же опыта,

но поставленных с разным оборудованием, которое имеется в кабинете. Для постановки

таких кратковременных лабораторных работ предусмотрено типовое оборудование,

простые приборы и приспособления. Моя задача при этом сводиться в конечном итоге к

тому, чтобы в результате совместной работы со студентами, последние познали мир

физических явлений, научились применять полученных знания в своей будущей

практической деятельности и специальности.

Физика без эксперимента - уже не физика. Поэтому учебный эксперимент во все времена

должен занимать в обучении существенное место. Так считают ученые, в этом убеждены

методисты и мы – преподаватели. Опыт является своего рода критерием оценки знаний.

Но то, что мы показываем студентам на демонстрационном столе, они воспринимают как

готовый фокус, а результаты своего эксперимента (путь даже самого простого), они

воспринимают как открытие. Поэтому на более высокий уровень, отражающий

проблемный характер уроков мы ставим лабораторные работы.

На спор о том, кто есть студент- «сосуд, который нужно наполнить», или «факел, который

нужно зажечь» (либо, без излишней метафоричности, - субъект или объект обучения),

ответ у каждого свой. Но главное, студенты любят учиться и учиться хорошо. Весь секрет

в том, как сделать, чтобы им показалось, что легко и что у них все получается. Поэтому

все инновационные технологии, приемы, будь это использование электронных учебников,

тестирование с использованием компьютеров и другие, направлены на самое главное – на

процесс познания. Очень хочется, чтобы не было ужаса в глазах, никто бы не прятался за

спины и, конечно, на мои вопросы поднимался «лес» рук. Чтобы урок не превратился в

напряжение, в страх и ожидание неприятности. Учеба – не бездумная гонка. И не так

важно запомнить, зазубрить, важно размышление, рассуждение, умение обосновать

причинно- следственные связи. Поэтому, применяя различные современные технологии,

приходится очень-очень постараться, чтобы на занятиях создавалась непринужденная

творческая обстановка, раскованность и появилось желание учиться.



В раздел образования