Автор: Поликарпова Лариса Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №5
Населённый пункт: город Навашино Нижегородской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование у детей раннего возраста потребности быть здоровым, через развитие культурно – гигиенических навыков.
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ Детский сад №5 «Солнышко» г. Навашино
Формирование у детей раннего возраста потребности
быть здоровым, через развитие культурно – гигиенических
навыков.
Воспитатель
Поликарпова Л.А.
2018 – 2019 г.
В 2018 – 2019 гг. была выбрана данная тема в связи с тем, что в адаптационный
период
у
детей
наблюдалось
значительное
увеличение
количества
случаев
заболеваемости. В настоящее время появляется все больше детей с частыми простудными
заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. А поскольку проблема здоровья
детей раннего возраста является актуальной, я поняла что мне необходимо искать и
использовать современные, инновационные воспитательно – оздоровительные работы.
Итак, я поставила цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование
привычки к здоровому образу жизни, через развитие культурно – гигиенических навыков.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи по формированию
культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет:
1.
Приучать есть аккуратно.
2.
Продолжать учить детей с помощью взрослых мыть руки перед едой, после
загрязнений, насухо вытирать руки полотенцем.
3.
Опрятно есть, тщательно пережевывать пищу.
4.
Держать ложку в правой руке.
5.
Пользоваться салфеткой.
6.
Полоскать рот по напоминанию взрослого.
7.
Воспитывать умение выполнять элементарные правила культурного поведения, не
выходить из-за стола, не окончив еды и говорить «спасибо».
Главными методами обучения дошкольника являются наглядные, словесные, игровые
и практические методы.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей 2-3 лет осуществлялось по
следующим направлениям:
1.
Привитие культурно – гигиенических навыков.
Для достижения эффективности формирования культурно – гигиенических навыков
мной был разработан перспективный план, который состоит из 2-х разделов- это изучение
на занятиях и повседневная жизнь, где использовались разные формы организации:
дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы,
рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание,
заучивание, сюжетно – ролевые игры.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего
дошкольного возраста
Занятия
Повседневная жизнь
Сентябрь
Дидактическая игра “Кто как купается”.
“Каковы наши зубы?”
Чтение потешек “Наша Маша маленькая” и
“Катя-Катя маленькая”
Дидактическое упражнение”Колыбельная”
Рассказывание “Хитрые башмачки”
В.Гербова
2.Беседе с детьми “Когда надо мыть руки,
как мыть руки и лицо”.
Чтение потешки “Вот они сапожки”
Рассматривание книжки “Наша Маша
маленькая”.
Октябрь
Наблюдение за трудом няни (моет пол)
Показ-инсценировка “Хлюп,хлюп,хлюп”
Чтение потешки “Водичка, водичка”.
дидактическое упражнение “Кто умеет
умываться”.
“Куда нальем водичку”.
Рассматривание одежды куклы Кати.
Одевание куклы на прогулку.
Чтение потешки “Травка-муравка со сна
поднялась”.
Заучивание потешки “Водичка, водичка”
во время умывания.
Рассматривание книжки “Водичка-
водичка”.
Индивидуальная работа: учить натягивать
колготы, штаны.
Ноябрь
Дидактическая игра “Научим куклу Катю
раздеваться после прогулки”
Показ-инсценировка “И я сел”
Рассматривание картины “За столом” И
Забилы.
Дидактическое упражнение “Наташины
игрушки”.
Чтение потешки “Ладушки”.
Заучивание отрывка из стихотворения
“Вкусная каша”-“Каша из гречки”.
Дидактическая игра “Потерялись
башмачки”
Чтение потешки “Завяжи потуже шарф”.
Декабрь
Дидактическая игра “Купание куклы”
Рассматривание картины “Катаемся на
санках”, “Что Маша наденет на прогулку”.
Чтение сказки в стихах К.И.Чуковского
“Мойдодыр”
Чтение “Я мою руки” М. Яснов
Заучивание потешки “Валенки, валенки”
Чтение потешки “Раз, два, три, четыре,
пять, собираемся гулять”, “Пошел Котик
на торжок”
Январь
Дидактическая игра “Уложим Машу спать”,
чтение потешки “Баю-бай”
“От чего зубки болят?”
Дидактическая игра “Машенька проснулась”.
Заучивание потешки “Чистая водичка”.
Игра “Покажем Кате как умеем
раздеваться”
Чтение потешки “Утка утенка”
Дидактическая игра “Застегни-растегни”
Февраль
Чтение потешек “Как у нашего кота” и
“Пошел котик на торжок”
Заучивание потешки “Ай лады, лады,
лады”
“От чего болят зубы”
Чтение потешки “Гойда, гойда люленьки”
Рассматривание книги “Я сам” Р. Юдина
Игра “Приходите ко мне в гости”
Март
“Научим Алену умываться”
Рассматривание картины “Как я помогаю
маме”
Дидактическое упражнение “Напоим
Чебурашку чаем”
Чтение “Девочка чумазая” А. Барто
Рассматривание и чтение книжки “Что
такое хорошо и что такое плохо?” В.
Маяковского
Сюжетно-ролевая игра “Кормление”
Апрель
Наблюдение за трудом няни (моет посуду)
Дидактическая игра “Маша в гостях у Кати”
Заучивание потешки “Умница, Катенька,
ешь кашу сладенькую”
Рассматривание и чтение книжки “Пошла
коза на меленку” (Р.Н.С.)
Обыгрывание роли повара.
Май
Дидактическая игра “Напоим Машу чаем”.
“Как чистить зубы?”
Чтение потешки “Дубы, дубочки пеку
блиночки”
Дидактическая игра “Что сначала, что
потом”
Дидактическая игра “Одень куклу”.
2.
Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
Старалась чтобы малыши усвоили, что в их теле нет органов ненужных,
некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую
очередь содержать в чистоте. Я приучала ребенка к гигиеническому индивидуализму:
своя расческа, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, свое полотенце, своя
зубная щетка. Также разъясняла детям, что нельзя заставлять свой организм долго ждать,
если возникла потребность к уренизации, дефекации и т.д. Обучение организовывала не
только
на
занятиях,
но
и
в
повседневной жизни,
когда возникают ситуации,
наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.
Проблему формирования культурно – гигиенических навыков у детей раннего
возраста я решала с помощью детского фольклора, потешек.
Потешки – название говорит само за себя – созданы для того, что бы потешать
ребенка.
Потешки – это игра, цель которой – обеспечить малышу знакомство с
миром. Посредством потешек,
колыбельных, ребенка знакомили с окружающей его
средой и со своим телом: мама проговаривала текст с перечисленными в нем названиями
(бытовыми
предметами,
частями
тела,
людьми,
животными,
физическими
и
психологическими действиями и указывала на них малышу). Потешки способствуют так
же
и физическому развитию, т.к. имеют большое количество элементов
зарядки -
«потягунушки - порастунушки», «топотунушки», "ладушки" и мн. др. и, соответственно,
несут характер оздоровительный, лечебный – через массаж, поглаживания, постукивания,
похлопывания, при купании и пр. Сажали детей мамы на колени, лицом к себе.
Применялись родителями с рождения малыша и, примерно, до трех лет.
Вывод - потешки, колыбельные, пестушки, воздействовали на разум ребенка, на его
подсознание, развивали память, давали некоторые физические нагрузки, помогая расти
маленькому организму, формировали его мировоззрение и даже несли функцию оберега
от злых сил.
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются
различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука,
однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание,
мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно
развивает координацию и ловкость.
В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании
навыков большую роль играет личный пример взрослых.
ПОТЕШКИ:
Зайка
Зайка серый умывается.
Зайка в гости собирается
Вымыл носик, вымыл хвостик
Вымыл уши, вытер суше.
Водичка
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
И кусался зубок
Ой, лады-лады-лады,
Не боимся мы воды,.
Маме улыбаемся
Чисто умываемся,
Петушок
Петушок,
петушок,
Подари свой гребешок,
Ну, пожалуйста, прошу -
Я кудряшки причешу..
Ложечку за папу, ложечку за маму,
Ложечку за бабу, ложечку за деду,
Ложечку за юркую мышку-непоседу!
Ложечку за слоника, ложечку за мишку,
Ложечку за желтого цыпленка-шалунишку!
Ложечку за зебру, ложечку за львенка,
Ложечку за самого умного ребенка!
Аккуратные зайчата
Лапки? Мыли.
Ушки? Мыли.
Хвостик? Мыли.
Всё помыли.
И теперь мы чистые
Зайчики пушистые.
Умываемся
Носик, носик! Где ты, носик?
Ротик, ротик! Где ты, ротик?
Щёчка, щёчка! Где ты, щёчка?
Будет чистенькая дочка.
Умываемся
Прохладной водою
И мылом душистым
Быстро и чисто
Моемся сами
Я подрос
Меня кормили с ложки, я подрос немножко.
Смотрите, поскорее, я кушать сам умею!
Кран, Откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь, сразу
Оба глаза.
Мойся-умывайся!
Грязь, смывайся!
Одевальная
Одеваемся мы быстро
Умываемся мы чисто.
Так опрятны, аккуратны!
Всем смотреть на нас приятно!
Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять,
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.
В.Берестов
А у нас есть ложка
Волшебная немножко.
На тарелочке – еда.
Не оставит и следа!
Кликнем ложку нашу –
Подберет всю кашу!
Это - ложка, это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало
Прискакала к Маше,
Попросила каши.
- Ты не жмурься,
А ложку возьми,
Да себя и меня покорми:
Маше ложечка,
И мне немножечко!
Маше ложечка,
И мне немножечко!
Приятного аппетита!
Приятного аппетита!
Приятного аппетита
Утром звери просыпались,
Чисто звери умывались
Лишь Медведь не умывался,
Неумытым он остался.
Стали мы его купать,
С головою окунать.
Плачет Мишенька: - Простите!
И меня вы отпустите!
Куклу? Кормили.
Зайку? Кормили.
Мишку? Кормили
А Машу? Забыли.
Умница, Катенька
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую
3. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для
организма.
Я начала оформлять альбом «Правила поведения для малышей», куда подобрала
иллюстрации и стихи к положительному и негативному воздействию на организм
человека. Особое внимание обращала на значимость для организма сна, прогулки, еды и
других режимных процессов.
Был разработан план закаливающих мероприятий, соответствующих возрасту детей.
Закаливающие мероприятия в младшей группе
№ Мероприятия
1
Сквозное проветривание в отсутствии детей
3 раза в день
2
Массаж
2 раза в день
3
Утренняя гимнастика в проветренном помещении
8.00-8.10
4
Умывание прохладной водой
Утром, после сна
5
Проветривание группы перед занятием
2 раза в день
6
Прогулка на свежем воздухе
2 раза в день
7
Дыхательная гимнастика
2 раза в день
8
Гимнастика в постели
15-00
9
Ходьба босиком по “дорожкам здоровья”:
“паровоз” (фасоль, пробки, скорлупа грец. орехов, палочки)
Мокрая дорожка
“Ягодки” (грец. орех)
“Камни”
“Цветочная поляна”
“Змейки”
Ползание на четвереньках с мешочками на спине
Туннель
Ребристая дорожка “Крокодил”
Массаж ног мячами “Ёжики”
Коврик со “следками”
Перешагивание препятствий
Ходьба по “веревочной лестнице”
4.
Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе
жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Главными союзниками в работе по формированию привычки к здоровому образу
жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства я показываю и
рассказываю что ждет их детей в нашем детском саду, обращаю особое внимание на
вопросы, связанные со здоровьем детей. Даю советы родителям, что в семье нужно
создать необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды,
выделить индивидуальную полку для хранения предметов туалета (носовых платков, лент,
носков), постоянное удобное место для полотенца и т.д.
Обращаю серьезное внимание родителей на обязательной соблюдение режима дня.
Ежедневно повторяясь, режим дня приучает ребенка к определенному типу.
«Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте от себя требовать
того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе нетрудная и позорная работа»
советовал А.С. Макаренко. Также внимательно выслушиваю просьбы родителей
относительно питания, сна, одежды ребенка. Все медицинские и закаливающие
процедуры провожу с согласия родителей.
В приемной оформила уголок здоровья, где содержатся советы и рекомендации по
вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни.
Родители оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных
атрибутов (флажков, ленточек, мячей), обучаются упражнениям выполняемым их детьми
с целью проведения подобных игр – занятий дома.
Итог работы:
1.
Существует интерес и желание знать и выполнять необходимые гигиенические
правила.
2.
Дети стали реже болеть.
3.
Дети самостоятельно проявляют инициативу: вымыть руки с мылом после
загрязнения, пользоваться носовым платком, индивидуальной расческой и полотенцем.
Перспектива
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни через привитие культурно –
гигиенических навыков необходимо продолжать систематическую работу в данном
направлении через создание и реализацию новых совместных проектов и использовании
интегрированного подхода в этом направлении.
Список используемой литературы:
1. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от
3 до 7. – М.:Просвещение,1991.
2.Бондаренко А.К. Дидактиеские игры в детском саду. – М.: Просвещение,1991.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. –
М.: Просвещение,1985.
4.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного
возраста. – М.: 1991.
5.Воспитателю о работе с семьёй / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
6.Игра дошкольника / Под ред. С.А. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989.
7.Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 1973.
8.Лихачёва А.А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2004. с.56
9.Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2006.
10.Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. –
М.: Просвещение, 1990.
11.Печора А.В. Развивающие игры для дошкольников. М.: ВАКО, 2008.
12.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой и др. –
М.: Мозайка – Синтез, 2007.
13.Урунтаева
Г.А.,
Афонькина
Ю.А.
Как
приобщить
малыша
к
гигиене
и
самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997.