Напоминание

"Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников"


Автор: Дебирова Минара Такабудиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Наименование материала: Мастер класс для педагогов
Тема: "Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №1 «РЯБИНКА»

Мастер класс для педагогов на тему:

«Использование кругов Эйлера для

развития логического мышления

дошкольников»

Автор

воспитатель:

Дебирова

Минара

Такабудиновна

г. Нефтеюганск

Цель мастер класса:

Повышение

профессиональной

компетентности

педагогов

в

использовании

инновационной

игровой

технологии–

круги

Эйлера

при

организации работы с детьми по развитию логического мышления.

Задача:

1.

Познакомить с кругами Эйлера.

2.

Познакомить с особенностями их применения в работе с детьми по

развитию логического мышления.

Ход мастер класса:

Добрый

день,

уважаемые

коллеги!

Тема

нашего

мастер

класса

«Использование

кругов

Эйлера

для

развития

логического

мышления

дошкольников».

Круги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех

пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных

направлениях. Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, она

может быть с успехом использована в детском саду. Признаки предмета в

кругах Эйлера обозначаются схематично, с помощью пиктограмм (Слайд

№2).

Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно

наглядно

отобразить

отношения

между

понятиями

или

множествами

объектов (Слайд №3).

Круги

Эйлера

можно

использовать

как

в

непо средственно

образовательной

деятельности

с

детьми

по

развитию

речи

и

по

познавательному

развитию,

по

ФЭМП,

так

и в

самостоятельной

деятельности

детей. Используя

круги

Эйлера,

ребенок

овладевает

следующими элементами логических действий:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,

несущественных);

синтез — составление целого из частей, в том числе

самостоятельное достраивание с восполнением недостающих

компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации

объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

(Слайд №4)

С

помощью

кругов

Эйлера

ребенок

учится

строить

модели,

отражающие

обобщенные,

существенные

черты

множеств

объектов,

овладевает действием наглядного моделирования (Слайд № 4).

Вот несколько изображений кругов Эйлера:

1.

Здесь круг - объем одного какого-нибудь понятия, класса предметов.

Каждый предмет этого класса можно изобразить посредством точки,

помещенной внутри круга (например, где круг – геометрические

фигуры, а точка – треугольник) (Слайд №5).

2.

Группа предметов, составляющая вид данного класса предметов,

изображается

в

виде

меньшего

круга,

нарисованного

внутри

большего круга (например, большой круг – число 8, а меньший –

число 6). В большом круге может быть не один маленький круг, а

несколько.

Приведите пример данного отношения на примере других множеств.

(животные: травоядные и хищники, животные жарких стран и Севера,

большие и маленькие, растения: деревья, кустарники, травы; комнатные и

растения леса; и т.п.)

3.

В данной связи множеств объемы двух понятий совпадают только

частично (например, квадрат и прямоугольник) (Слайд №6).

Назовите общие и отличительные признаки. (Участники высказываются).

Конечно, здесь с детьми при выделении признаков, необходимо использовать

заместители, которые можно придумать с детьми.

4.

Предмет,

отображенный

в

объеме

понятия

A,

не

может

одновременно отображаться в объеме понятия B (например, красный

цвет и синий, но они могут входить в фиолетовый цвет).

5.

Равнозначные понятия, объемы которых совпадают (Слайд №7).

Какие равнозначные понятия вы можете озвучить? (например, путь и дорога;

работа и труд, в математике – разные сочетания состава числа).

6.

Здесь

одному

понятию

подчиняется

сразу

несколько

видовых

понятий (например, геометрические фигуры – это подчиняющее понятие, и

подчиненные – прямая линия, круг, квадрат).

Предлагаю

придумать

свои

варианты

к

данному

отношению

между

понятиями.

Работа по обучению разделения на множества и подмножества должна

идти в несколько этапов, с постепенным усложнением.

Начать

применять

данную

технологию

можно

с

детьми

младшего

возраста. Для начала вы им

объясняете, что означает «положить в круг,

обруч», и что такое «положить предмет вне круга». Затем можно приступать

к распределению предметов на 2 круга.

(Слайд №8) Например, задание №1:

«У вас есть картинки, положите, пожалуйста, в один круг только желтые

предметы, а в другой круг - транспорт».

Часто, дети, не долго думая, выкладывают карточки так же, как и в первый

раз – транспорт попадает в один круг, а предметы голубого цвета – в другой.

В этом случае, необходимо обратить внимание детей на то, что машина у нас

желтого цвета, и поэтому ее тоже следовало бы положить в круг с желтыми

предметами.

Дети

послушно

перекладывают

машину

в

указанный

круг.

Иногда какой-нибудь наблюдательный ребенок замечает, что теперь машина

не попадает в круг с транспортом (если это не произойдет, необходимо самой

обратить

внимание

детей

на

возникшее

противоречие).

И

разгорается

дискуссия. Одни дети снова тянут машину в круг с кораблем и самолетом, на

основании того, что все это - транспорт, другие говорят, что надо оставить ее

с лопаткой и мячом, поскольку она - желтая. Здесь важно обратить внимание

детей, что если положить машину только в один круг, то задача будет решена

неверно. Надо разместить карточку с машиной так, чтобы она была и в одном

круге, и в другом.

Тогда воспитатель задает вопрос: Как вы думаете, ребята, что же нам

делать? Как положить машину одновременно и в один круг, и в другой?

Ребята

задумываются

и

начинают

выдвигать

свои

предложения.

Одни

говорят, что карточку можно разрезать.

- Но тогда в каждый круг попадет не целая машина, а ее половинка.

Другие кладут карточку так, чтобы она частично лежала и в одном круге, и в

другом (Рис.3). – Но тогда у нас опять в круге не вся машина, а только ее

часть (Слайд № 9). Ребята, а что если немного сдвинуть круги?

Воспитатель медленно придвигает один круг к другому так, чтобы один из

них

частично

наложился

на

другой,

образуя

общее

для

двух

кругов

пространство (Рис. 4). Обычно после этого следует минута молчания. А

потом один или несколько детей с горящими глазами хватают машину и

кладут ее в пересечение. Ребята бурно радуются сделанному открытию. Если

этого не происходит, я сама кладу машину в пересечение.

(Слайд №9)

В математике применение этой технологии лучше начать с сравнения

геометрических фигур.

Составить задания для других вариантов ответа будет не сложно. Если

вначале берется один признак предмета (форма или цвет), то позже можно

брать два и более признака, в зависимости от индивидуальных особенностей

ребенка.

В средней возрастной группе круги Эйлера возможно использовать в

ходе работы с детьми, направленной на сравнение геометрических фигур и

форм,

формирование

умения

видеть

геометрические

фигуры

в

формах

к

Ж

окружающих предметов; формирование умения детей понимать отношения

между числами в пределах 5. Вот пример - Задание 2 (Слайд №11):

У вас есть предметы: куб и квадрат. Помогите их разместить в «дома».

Примерные вопросы детям:

Почему вы соединили их «домики» (круги)?

Что общего между ними?

Чем отличаются куб и квадрат? И т. п.

(Ответ: вариант А. Слайд №12)

Отношения между числами лучше начинать рассматривать с помощью

кругов

со

средней

группы,

постепенно

усложняя

их

в

старшей

и

подготовительной группе.

Задание 3- Сравнение чисел 3 и 4 (Слайд№13):

Возьмите 3 круга и положите их так, чтобы в красном круге было

3точки, а в желтом – 4.

Ответ (Слайд №14):

Примерные вопросы детям:

Почему вы выбрали круги, которые пересекаются?

Сколько на месте пересечения кругов точек? Почему?

Сколько точек вы положили в желтом круге?

Почему вне пересечения кругов в желтом круге одна точка?

Почему в красном круге так не получилось?

В старшей и подготовительной группе дети выкладывают не только точками,

но и цифрами и выражениями.

Задание 4 - на сравнение чисел в подготовительной группе (Слайд

№15):

…> 5

9, …

6,7,8 …< 9

0, 1, 2 ,3, 4,5

…> 3

6, 7, 8, 9, …

0, 1, 2, 3

4,5

…< 6

6 2

3

Назовите числа ....>5, но ....<9 (6, 7, 8) используя круги.

Задание 5. Назовите числа ....>3, но ....<6 и выложите их в круги (Слайд 16):

Я

привела

вам

пример

заданий,

которые

можно

использовать

на

конкретных занятиях по познанию ФЭМП.

Для наиболее способных детей есть сложные задачи. Вот несколько

примеров: Задача 4 «Друзья»(Слайд №17):

Все мои друзья любят какие-нибудь игры. 6 из них любят играть с

мячом, а 3 — догонялки. И только двое любят и с мячом играть и догонять.

Сколько у меня друзей?

Ответ: Всего 4 + 2 + 1 = 7 друзей (Слайд №18).

Задача 5 (Слайд №19):

В одной семье 10 человек. Каждый из них любит пирожное или мороженое. 5

человек любят пирожное, а 3 человек - пирожное и мороженое. Сколько детей

любит мороженое?

? 3

5

2 3

5

Мороженное пирожное

Ответ: 2 человека любят мороженое (Слайд №20):

ВЫВОД: Используя в работе с детьми данную технологию, мы

способствуем развитию у них умений анализировать объекты с целью

выделения признаков, осуществлять анализ и синтез, то есть составлять

целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая множества

недостающими компонентами, умений сравнивать и классифицировать,

обобщать, делать выводы и умозаключения, строить логические цепочки,

рассуждать, которые необходимы ребенку при подготовке к обучению в

школе.



В раздел образования