Автор: Дебирова Минара Такабудиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Наименование материала: Мастер класс для педагогов
Тема: "Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №1 «РЯБИНКА»
Мастер класс для педагогов на тему:
«Использование кругов Эйлера для
развития логического мышления
дошкольников»
Автор
воспитатель:
Дебирова
Минара
Такабудиновна
г. Нефтеюганск
Цель мастер класса:
Повышение
профессиональной
компетентности
педагогов
в
использовании
инновационной
игровой
технологии–
круги
Эйлера
при
организации работы с детьми по развитию логического мышления.
Задача:
1.
Познакомить с кругами Эйлера.
2.
Познакомить с особенностями их применения в работе с детьми по
развитию логического мышления.
Ход мастер класса:
Добрый
день,
уважаемые
коллеги!
Тема
нашего
мастер
класса
«Использование
кругов
Эйлера
для
развития
логического
мышления
дошкольников».
Круги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех
пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных
направлениях. Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, она
может быть с успехом использована в детском саду. Признаки предмета в
кругах Эйлера обозначаются схематично, с помощью пиктограмм (Слайд
№2).
Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно
наглядно
отобразить
отношения
между
понятиями
или
множествами
объектов (Слайд №3).
Круги
Эйлера
можно
использовать
как
в
непо средственно
образовательной
деятельности
с
детьми
по
развитию
речи
и
по
познавательному
развитию,
по
ФЭМП,
так
и в
самостоятельной
деятельности
детей. Используя
круги
Эйлера,
ребенок
овладевает
следующими элементами логических действий:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе
самостоятельное достраивание с восполнением недостающих
компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации
объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
(Слайд №4)
С
помощью
кругов
Эйлера
ребенок
учится
строить
модели,
отражающие
обобщенные,
существенные
черты
множеств
объектов,
овладевает действием наглядного моделирования (Слайд № 4).
Вот несколько изображений кругов Эйлера:
1.
Здесь круг - объем одного какого-нибудь понятия, класса предметов.
Каждый предмет этого класса можно изобразить посредством точки,
помещенной внутри круга (например, где круг – геометрические
фигуры, а точка – треугольник) (Слайд №5).
2.
Группа предметов, составляющая вид данного класса предметов,
изображается
в
виде
меньшего
круга,
нарисованного
внутри
большего круга (например, большой круг – число 8, а меньший –
число 6). В большом круге может быть не один маленький круг, а
несколько.
Приведите пример данного отношения на примере других множеств.
(животные: травоядные и хищники, животные жарких стран и Севера,
большие и маленькие, растения: деревья, кустарники, травы; комнатные и
растения леса; и т.п.)
3.
В данной связи множеств объемы двух понятий совпадают только
частично (например, квадрат и прямоугольник) (Слайд №6).
Назовите общие и отличительные признаки. (Участники высказываются).
Конечно, здесь с детьми при выделении признаков, необходимо использовать
заместители, которые можно придумать с детьми.
4.
Предмет,
отображенный
в
объеме
понятия
A,
не
может
одновременно отображаться в объеме понятия B (например, красный
цвет и синий, но они могут входить в фиолетовый цвет).
5.
Равнозначные понятия, объемы которых совпадают (Слайд №7).
Какие равнозначные понятия вы можете озвучить? (например, путь и дорога;
работа и труд, в математике – разные сочетания состава числа).
6.
Здесь
одному
понятию
подчиняется
сразу
несколько
видовых
понятий (например, геометрические фигуры – это подчиняющее понятие, и
подчиненные – прямая линия, круг, квадрат).
Предлагаю
придумать
свои
варианты
к
данному
отношению
между
понятиями.
Работа по обучению разделения на множества и подмножества должна
идти в несколько этапов, с постепенным усложнением.
Начать
применять
данную
технологию
можно
с
детьми
младшего
возраста. Для начала вы им
объясняете, что означает «положить в круг,
обруч», и что такое «положить предмет вне круга». Затем можно приступать
к распределению предметов на 2 круга.
(Слайд №8) Например, задание №1:
«У вас есть картинки, положите, пожалуйста, в один круг только желтые
предметы, а в другой круг - транспорт».
Часто, дети, не долго думая, выкладывают карточки так же, как и в первый
раз – транспорт попадает в один круг, а предметы голубого цвета – в другой.
В этом случае, необходимо обратить внимание детей на то, что машина у нас
желтого цвета, и поэтому ее тоже следовало бы положить в круг с желтыми
предметами.
Дети
послушно
перекладывают
машину
в
указанный
круг.
Иногда какой-нибудь наблюдательный ребенок замечает, что теперь машина
не попадает в круг с транспортом (если это не произойдет, необходимо самой
обратить
внимание
детей
на
возникшее
противоречие).
И
разгорается
дискуссия. Одни дети снова тянут машину в круг с кораблем и самолетом, на
основании того, что все это - транспорт, другие говорят, что надо оставить ее
с лопаткой и мячом, поскольку она - желтая. Здесь важно обратить внимание
детей, что если положить машину только в один круг, то задача будет решена
неверно. Надо разместить карточку с машиной так, чтобы она была и в одном
круге, и в другом.
Тогда воспитатель задает вопрос: Как вы думаете, ребята, что же нам
делать? Как положить машину одновременно и в один круг, и в другой?
Ребята
задумываются
и
начинают
выдвигать
свои
предложения.
Одни
говорят, что карточку можно разрезать.
- Но тогда в каждый круг попадет не целая машина, а ее половинка.
Другие кладут карточку так, чтобы она частично лежала и в одном круге, и в
другом (Рис.3). – Но тогда у нас опять в круге не вся машина, а только ее
часть (Слайд № 9). Ребята, а что если немного сдвинуть круги?
Воспитатель медленно придвигает один круг к другому так, чтобы один из
них
частично
наложился
на
другой,
образуя
общее
для
двух
кругов
пространство (Рис. 4). Обычно после этого следует минута молчания. А
потом один или несколько детей с горящими глазами хватают машину и
кладут ее в пересечение. Ребята бурно радуются сделанному открытию. Если
этого не происходит, я сама кладу машину в пересечение.
(Слайд №9)
В математике применение этой технологии лучше начать с сравнения
геометрических фигур.
Составить задания для других вариантов ответа будет не сложно. Если
вначале берется один признак предмета (форма или цвет), то позже можно
брать два и более признака, в зависимости от индивидуальных особенностей
ребенка.
В средней возрастной группе круги Эйлера возможно использовать в
ходе работы с детьми, направленной на сравнение геометрических фигур и
форм,
формирование
умения
видеть
геометрические
фигуры
в
формах
к
Ж
окружающих предметов; формирование умения детей понимать отношения
между числами в пределах 5. Вот пример - Задание 2 (Слайд №11):
У вас есть предметы: куб и квадрат. Помогите их разместить в «дома».
Примерные вопросы детям:
Почему вы соединили их «домики» (круги)?
Что общего между ними?
Чем отличаются куб и квадрат? И т. п.
(Ответ: вариант А. Слайд №12)
Отношения между числами лучше начинать рассматривать с помощью
кругов
со
средней
группы,
постепенно
усложняя
их
в
старшей
и
подготовительной группе.
Задание 3- Сравнение чисел 3 и 4 (Слайд№13):
Возьмите 3 круга и положите их так, чтобы в красном круге было
3точки, а в желтом – 4.
Ответ (Слайд №14):
Примерные вопросы детям:
Почему вы выбрали круги, которые пересекаются?
Сколько на месте пересечения кругов точек? Почему?
Сколько точек вы положили в желтом круге?
Почему вне пересечения кругов в желтом круге одна точка?
Почему в красном круге так не получилось?
В старшей и подготовительной группе дети выкладывают не только точками,
но и цифрами и выражениями.
Задание 4 - на сравнение чисел в подготовительной группе (Слайд
№15):
…> 5
9, …
6,7,8 …< 9
0, 1, 2 ,3, 4,5
…> 3
6, 7, 8, 9, …
0, 1, 2, 3
4,5
…< 6
6 2
3
Назовите числа ....>5, но ....<9 (6, 7, 8) используя круги.
Задание 5. Назовите числа ....>3, но ....<6 и выложите их в круги (Слайд 16):
Я
привела
вам
пример
заданий,
которые
можно
использовать
на
конкретных занятиях по познанию ФЭМП.
Для наиболее способных детей есть сложные задачи. Вот несколько
примеров: Задача 4 «Друзья»(Слайд №17):
Все мои друзья любят какие-нибудь игры. 6 из них любят играть с
мячом, а 3 — догонялки. И только двое любят и с мячом играть и догонять.
Сколько у меня друзей?
Ответ: Всего 4 + 2 + 1 = 7 друзей (Слайд №18).
Задача 5 (Слайд №19):
В одной семье 10 человек. Каждый из них любит пирожное или мороженое. 5
человек любят пирожное, а 3 человек - пирожное и мороженое. Сколько детей
любит мороженое?
? 3
5
2 3
5
Мороженное пирожное
Ответ: 2 человека любят мороженое (Слайд №20):
ВЫВОД: Используя в работе с детьми данную технологию, мы
способствуем развитию у них умений анализировать объекты с целью
выделения признаков, осуществлять анализ и синтез, то есть составлять
целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая множества
недостающими компонентами, умений сравнивать и классифицировать,
обобщать, делать выводы и умозаключения, строить логические цепочки,
рассуждать, которые необходимы ребенку при подготовке к обучению в
школе.